Задачи христианского содружества учащейся молодежи

Источник

Содержание

1 2. План борьбы в неверием 3. Система вопросов  

 

1

В одном собрании Содружества был слышен клич: зачем «Христианское Содружество учащейся молодежи» занимается разными отвлечёнными специально богословскими вопросами, когда жизнь требует другого1.

На это справедливо заметили, что Содружество занимается тем, что интересует его членов, и выясняет самые различные вопросы жизни и веры. Но ведь все это только для нас, для очень немногих. А там, в Петербурге, многие тысячи учащихся, которые не слышат нашего голоса и не приходят к нам.

А там, вокруг нас совершается большое число самоубийств. Смысл жизни потерян. Вера падает. Убеждения разваливаются по швам. И не только в Петербурге, а по всей христианской России, во всех учебных заведениях.

Помогите же вы, богопросвещенные пастыри и учители. Помогите вы своими общими силами, «Христианское Содружество учащейся молодежи». Помогите! Это крик не одинокий, а крик из тысячи сердец, ищущих истины.

Неужели же мы и теперь, и вперед все без всякого конца будем сами учиться, даже мы, пастыри Церкви. Не ярко горит звезда Христианского Содружества и не загорится она своим блеском, пока не возьмется учить и широко ставить задачи. Посмотрите, – какое ничтожное количество учащихся собирается здесь. Из тысяч – только единицы, даже не десятки, тогда как в Европе подобные Содружества включают в себя целые тысячи.

Вот интересная анкета, вопросный листок о вере студентов Технологического Института. Из 2.000 человек оказалось 924 не признают никакой религии (т. е. 46%), 788 признают религию (т. е. 39%). Но вопрос еще, как и какую религию признают они. При этом оказалось, что чем старше возраст, тем больше неверующих.

Вот анкета медичек Женского Медицинского Института 1909 года. Из медичек иудейской религии и римско-католического исповедания почти все признали свою веру. Из православных почти все отреклись. Это что-нибудь да значит.

И это не только в высших учебных заведениях, а и в гимназиях, и в реальных училищах, и в семинариях. Это неверие развивается сильно и в рабочем классе. Идеи материализма и социализма вытесняют веру.

А мы как будто не видим ужасного зла и все продолжаем учиться. А яд неверия широко разливается по всей Российской Империи. И уж трудно, почти невозможно стало бороться с людьми, зараженными ядом. Когда яд проник в организм человека, никакое противоядие не поможет ему.

Но если уж нет у нас сил бороться с людьми, зараженными ядом неверия, если нам еще пока не удалось найти такого сильного противоядия, обратим свое внимание на тех, которых яд еще не коснулся, но про которых мы знаем, что и они скоро пойдут по стопам своих старших товарищей.

По всем городам и селам России рассеяны тысячи голодающих душ, мучатся они религиозными вопросами и не находят на них ответа. Этот духовный голод подметил и ярко выразил один молодой человек в «Письме из провинции», в июльской книжке Отдыха Христианина за прошлый год2.

К нашему счастью, есть момент в жизни молодежи, когда противоядие, данное вовремя и умелою рукою, способно защитить его от смертоносного сомнения. Это – момент перелома души, момент создания своих убеждений, момент наступления сознательной веры и переоценки понятий, полученных от школы и родителей.

В этот важный момент – повсюду слышится крик искания истины. Не шутливый Пилатов вопрос неверующего язычника: «что есть истина?», но вопрос страдающего сердца – «где находится истина, что надо признавать, как абсолютно верное, как основу человеческой жизни?» Нужна ли вера и какая? Имеет ли жизнь оправдание, в чем ее истинный смысл?

Неверие наступает не сразу. Но иногда после долгих и мучительных исканий, исканий ответа на подобные вопросы. Жизнь ответа не дает. Наука не занимается этим. Религия дает, но дает много различных ответов, которые окончательно сбивают с толку молодого искателя истины. И не зная, к какому ответу примкнуть, не имея ни сил своих, ни внешних средств разобраться в великом вопросе о вере среди множества вер, молодой человек бросает всякую веру, а вместе с нею теряет смысл жизни или понимает его, как чистый материалист или отважный социалист.

Неужели не ясно отсюда, что пора нам подумать о выходе в мир, о выход в мир на проповедь. – Правда, в каждом учебном заведении есть свои проповедники. И хороший проповедник, учитель Закона, много может дать и помочь искателям истины. Но разве не известно нам, что многие законоучители и преподаватели богословия сами нуждаются в руководстве. Разве не известно вам, что многих профессоров богословия студенты и слушать не хотят3.

Колоссальное развитие неверия разве не говорит о том, что в нашем школьном преподавании богословия дело стоит крайне неладно. И масса ищущих истины нуждается в глашатае истины. Нуждается она в таком голосе, который бы доходил до глубины е сердца и проникал до мозговых оболочек.

О, если бы был такой голос! Сколько бы жаждущих истины бросилось слушать его и читать.

Скажут еще: да ведь сколько у нас проповедников и сколько бесед на религиозные темы ведется в разных частях нашего города. Вот и мы собираемся здесь (в Содружестве). Слушаем и обсуждаем самые различные религиозные вопросы. Пусть искатели истины приходят к нам и слушают нас. – Много на это можно ответить. Во-первых, дадите ли вы ответ на те именно вопросы, которые занимают в данный момент искателя истины. Разве пойдет вас слушать студент, который интересуется вопросом о смысле жизни, а вы предлагаете доклад об историческом и символическом значении обрядов. Станет ли слушать вас тот, кто занять вопросом о выборе веры из множества вер существующих, когда вы говорите об учении православных аскетов

Нет. И он совершенно прав. – Заблудившуюся овцу надо искать. Надо найти ее. А найдя, надо предложить ей ту пищу, в которой именно нуждается эта заблудшая овца. И тогда, напитав ее и подкрепив, надо бережно взять и осторожно ввести ее во двор овчий.

Скажут еще: где же нам знать и как угадывать разные запросы множества лиц. Это дело тайной исповеди. А узнав об этих запросах, не можем же мы для каждого отдельного лица предлагать особую, соответствующую духовную пищу и на каждый вопрос особый специальный доклад. Это дело пастыря душ.

Не бойтесь вопрошающих и не страшитесь массы вопросов. Чем больше их, тем лучше. А узнать их очень легко. Позовите сюда двух-трех неверующих или сомневающихся лиц, и они охотно предложат вам свои религиозные запросы. А эти запросы у всех людей одни и те же. И вопросы религиозны и у всех одинаковы. Всех их можно свести к одной определенной системе вопросов. Разница только будет в форме выражения, да в ближайших поводах к неверию и отпадению от исповедания веры.

Итак, бесспорно, что мы собираемся только для себя, да и то питаемся здесь без всякой системы. Наши доклады только для малого числа интересующихся ими и уже находящихся в церковной ограде. Другие слушатели к нам не приходят.

И не только наши доклады, но и все существующие проповеди и беседы в церквах и на фабриках, и в залах привлекают к себе только тех, которые веру имеют и являются сюда, как «братия или «благочестивые слушатели», или просто, как «православные христиане».

Неверующих и отпавших наша проповедь никогда не достигает. И не наполняется наш двор новыми овцами. Напротив, проповедь сектантов, различных товарищей и других проповедников привлекает массу и даже отнимает наших овец. И редеют наши ряды. А погибающая молодежь предоставлена самой себе, спокойно оставлена на погибель. – Разве это нормально? Разве это терпимо?

Посмотрите на Пастыреначальника нашего и совершителя спасения – Иисуса. Он в мир пришел и в мире стал проповедовать, чтобы взыскать погибшую овцу. «Не праведников, а грешников пришел Он призвать на покаяние».

Оставил Он в горах, в селениях праведных, на небесных планетах 99 не погибших овец, сохранивших полную верность Господу Богу, и пришел на нашу грешную и малую землю, чтобы взыскать, напитать и спасти заблудшую на ней свою духовную овцу. Он пришел, чтобы научить и просветить неверующий и погибающий во тьме греха и заблуждений человеческий род.

Подобно Ему и по Его повелению и святые апостолы пошли в мир, чтобы в нем проповедовать Евангелие всей твари. И, основав в деревне или городе церковь, т. е. посеяв зерно, зародив ячейку, шли дальше искать новых овец.

А мы все внимание обратили только на себя и на своих, уже принадлежащих к разряду спасаемых. Конечно, хорошо и это; необходимо и то, чтобы этих овец не растерять, и вести их по пути спасения. Но этого мало. Надо искать заблудших, позаботиться о тех, которые были наши, а теперь стали ничьи. Надо подумать о тех, которые ищут истину, и о тех, которые еще не отпали от нас, но скоро отпадут, по примеру старших товарищей.

В последнее десятилетие стали процветать «Общества трезвости». Как спасительные маяки, они привлекли к себе тысячи погибающих в пьянстве. И тысячи семейств прославляют Бога и благодарят тружеников на ниве Господней.

Подобные маяки пора зажечь и для тех, которые борются в море сомнений, вопросов и неразрешимых задач. Пора нам создать такие «Общества веры», которые бы нежным светом своим привлекали к себе искателей истины. Говоря об учебных заведениях, по примеру заграницы надо создать в них «Кружки христианской молодежи». Эти кружки, занимаясь делом христианского самообразования, в то же время явятся распространителями христианского света в своей среде. Кажется, нельзя и спорить, что действительно необходимы такие аудитории, такие кафедры, с которых бы раздавались слова убеждения и разъяснения, слова той философии, которая нужна современной молодежи. Всякий бы знал, что здесь объективно и беспристрастно, без всякой полемики решают вопросы жизни и веры. И всякий бы знал, что сюда можно смело прийти, вопрошать и находить посильный ответь, искомую пищу.

Может быть, многие из погибших от потери веры и смысла жизни, сохранили бы жизнь свою, если бы были у нас подобные «Общества веры». Но время не поздно. Надо позаботиться о таких, которые еще не погибли.

Пусть эти общества, эти «Кружки молодежи» на первых порах будут малы. Но всегда, всякая мысль начинается с малого, и только потом постепенно возрастает и приносит плоды. Мал был вначале кружок учеников Иисуса. Но велики были данные ему обетования. «Не бойся, малое стадо, ибо Отец ваш небесный благоизволил вам дать царство свое». И малый кружок учеников Иисуса разросся в великое дерево.

Полагаю, что и «Общества веры», малые вначале, потом разрастутся и подобно Обществам трезвости будут включать в себя тысячи.

Такова, по-моему мнению, задача «Христианского Содружества учащейся молодежи»: создать чрез своих участников «Кружки христианской молодежи» в различных учебных заведениях и чрез них распространять религиозное просвещение.

Христианское Содружество, как организованное общество, состоящее из представителей учащейся молодежи во главе с богословами и выясняющее различные религиозные вопросы, более всего способно создать эти небольшие ячейки: «Общества веры» или «Кружки христианской молодежи».

Не уклоняясь от своей прежней доброй задачи давать выяснение положительных христианских истин для просвещения учащейся молодежи, Христианское Содружество легко может иметь своею целью миссионерскую задачу – действовать в мире чрез посредство кружков молодежи. В своих докладах и руководстве оно с удобством может давать своим слушателям материал для полемики по вопросам жизни и веры и вообще для просветительных целей среди колеблющихся и ищущих истины товарищей. Что же нам, участниками Содружества, делать, и с чего начать новую миссионерскую задачу?

2. План борьбы в неверием

Мы уже начали дело свое и доселе совершаем его, учась религиозному познанию и выясняя для себя различные богословские вопросы. Это действительно первая задача просветительных кружков молодежи – самообразование, подготовка. Но эта подготовка должна быть не случайна и бессвязна, но систематична и осмысленна.

Вот и Христос 30 лет жил один, в доме Иосифа, а не сразу пошел в мир сеять семя Слова Божия и полагать основы спасения мира. А пред самым выходом в мир Он 40 дней постился, укрепляя Себя для борьбы со злом, и только после тяжелой борьбы с соблазнами и после победы искушений, вышел Он на дело спасения погибающих.

Это наводит нас на мысль о том, что и мы пред выходом в мир должны пройти внутреннюю подготовку, нравственное воспитание, воспитание главным образом воли. Мало учиться и умом усвоить познание религиозное. Его надо усвоить сердцем и привлечь к участию волю, т. е. с воспитанием ума надо соединить воспитание сердца и укрепление воли. Только тогда будет успех в нашем самообразовании, тем более в деле нашей проповеди в мире.

Воспитание воли также требует своей дисциплины. Этому надо учиться. И хорошо бы выслушать нам об этом особый специальный доклад. Материал для этого дадут писания св. подвижников, напр. Иoaннa Лествичника, Нила Сорского и других, а также хорошая книжка, издания Павленкова, «Воспитание воли».

Но Христу не надо было учиться. Все необходимое для мира познания Он носил в Себе. Нам же надо много учиться. Много надо читать, еще больше размышлять и передумать. Задача большая и даже грандиозная. Но не надо бояться. Надо только начать. Сообща и в системе сделать это будет не трудно. А как самообразование, да с великою целью, оно будет и интересно и полезно.

Итак, что же нам предстоит делать для своего религиозного образования, чтобы явиться в мир с оружием в руках и с запасом необходимого знания?

1. Первое и самое главное есть изучение и усвоение главной основы нашего религиозного знания. Это – изучение и усвоение христианства по его первоисточникам, по Новому Завету.

Второе – изучение лучших руководств или лучших исследователей в области христианского познания. Для этого должно быть усвоено учение Церкви по избранным, лучшим творениям св. отцов и учителей Церкви.

Вслед за усвоением предания Церкви должно идти изучение лучших сочинений наших православных богословов и вообще лучших религиозно-философских исследований.

При этом должен быть составлен подробный список всех лучших произведений богословской и религиозно-философской мысли, изучение которых весьма желательно для «Кружков христианской молодежи».

Между прочим, теперь же нельзя пройти молчанием писания и примера трех знаменитых русских богословов, как первых проповедников из мирян-распространителей религиозного познания в мире. Это – Хомяков, Соловьев и Неплюев.

Жизнь и миссионерская деятельность этих замечательных мыслителей и прямо учителей Церкви должна быть для нас образцом и руководством, Их писания разъяснят нам направление мысли и деятельности каждого члена Содружества или кружка проповедников в мире. Это – 2-й том сочинений А. С. Хомякова, полное собрание сочинений Вл. С. Соловьева и «Что есть истина» Н. Н. Неплюева.

Первый по времени, Хомяков, был догматист, глубокий знаток учений Церкви и тонкий психолог, определивший самую сущность различных заблуждений на Западе, нарушивших единство Церкви в любви. Второй, Соловьев, был в мире монах и глубокий разносторонний христианский философ. Третий, Неплюев, богатый помещик, так же в мире монах, отрекшийся от своего большого именья в пользу созданной им Крестовоздвиженской общины, был моралист и строгий обличитель нравов и обычаев русской современной жизни с точки зрения Слова Божия.

Трудно отдельному человеку, особенно учащемуся, занятому изучением многих обязательных предметов, пройти весь цикл христианского образования. Это возможно лишь сообща и при известном руководстве. В этом случае большую пользу могут оказать собрания « Кружков христианской молодежи», собирающейся хотя бы по воскресеньям для выяснения вопросов религиозного образования, как это делается за границей в многочисленных кружках и союзах студенческой молодежи. И пусть с Богом совершается это дело самообразования молодежи под центральным руководством напр. Христианского Содружества.

Но не ждать же нам с своею проповедью того момента, когда все участники Христианского Содружества или кружков молодежи сами изучат христианское богословие или по крайней мере проштудируют Неплюева, Соловьева да Хомякова, и только тогда нести просвещение в мир. Нет. Пожар начался. Ждать некогда. Сейчас же надо тушить.

Итак, что же нам делать теперь для выхода в мир, для просвещения тех, которые еще не отказались от религиозных исканий.

– Ясное дело, надо давать рефераты, доклады, ответы по тем именно вопросам, которые интересуют искателей истины и о которых запрашивает нас современная жизнь.

Отчасти делалось это и прежде, но не доводилось до конца и делалось это без всякой системы. Теперь же Христианскому Содружеству, как центральному религиозно-просветительному союзу, предстоит обратить свое серьезное внимание на мир, на своего ученика, на те именно запросы, которые предлагает современная молодежь и литература.

При этом для пользы дела и всестороннего выяснения всего материала, запрашиваемого и приводящего к истине, доклады Христианского Содружества должны иметь строго определенную систему. Эта система определяется запросами мира, т. е. запросами сомнения и неверия, начиная с самых общих и основных вопросов и постепенно логически переходя к самым частным.

Таким образом, чтобы создать систему вопросов для выяснения их в Христианском Содружестве, для этого надо узнать, как появляется неверие, как оно логически развивается и чем питается.

И вот прежде всего дело наше для мира должно начаться с изучения мира, с изучения неверия и причин, его порождающих.

Итак, отчего же происходит потеря веры среди учащейся молодежи? Отчего происходит то, что большинство учащихся, если не делаются атеистами, то во всяком случае освобождаются от всякого существующего исповедания веры?

Отвечая на этот вопрос, мы не задаемся сейчас целью выяснить все причины неверия. Мы хотим указать лишь общий путь течения его в современной учащейся молодежи.

Случается так.

Часто дети не приучаются к исполнению религиозных обязанностей. Не привыкают к молитве, к хождению в храм, к религиозному почитанию праздников. Жизнь и родителей и их проходит вне религии. Вера и религия мало касаются их жизни или совсем не касаются. Все поведение и провождение времени в будни и особенно в праздники совершается так, как будто бы для них и не существует никакая вера, никакая религия.

Пусть родители и заставляют детей молиться и утром и вечером, водят иногда и в храм. Но это редко и совершается так, что эта молитва и этот религиозный культ совершенно не касаются жизни. Жить можно без них. Они не освящают жизни, не проникают в нее и связи с ней не имеют. Вера и молитва сама по себе, жизнь сама по себе. И выходит, что вера и молитва не нужны для жизни. Без них можно жить еще лучше, свободнее, – без них больше простора для личной воли, для всех индивидуальных стремлений.

И вот, когда в школе детей принуждают к молитве, насильно заставляют в церковь ходить и говеть, то это совершается весьма неохотно и дает отрицательные результаты, совершенно обратные тем, которых добивается школьное начальство. Молитва по принуждению становится крайне тяжелою и далее противною. Вера, не имевшая связи с жизнью молодого человека, убивается окончательно. Вот почему в духовных семинариях возможны, а может быть, и часты явления крайнего неверия и резкого атеизма, Вера питалась только внешним культом, молитвой, хождением в храм. Вместе с культом падаете и вера.

Кто не перестал молиться и видеть в молитве, дыхание жизни и потребность души, тот не потеряет веру. На того не подействуют ни Ренаны, ни Штраусы, ни Бюхнеры, ни Дарвины. Ничто не сокрушит его веры.

Для всех же остальных упадку и далее резкому отрицанию веры содействует в этот период происходящая выработка убеждений, при чем подвергается переоценке весь круг прежних детских понятий и верований. Создавая себе разумный, т. е. осмысленный и

понятный взгляд на жизнь, на веру, на разные религии, молодой ум не может разобраться в массе понятий и верований, не находит места для веры ни в личной жизни своей, ни в жизни всего человечества, так как не видит он единой для всех объективной и абсолютной истины.

Великое разнообразие вер, религий и исповеданий, доходящее до противоречий и взаимной вражды между собою, весьма содействует падению веры в молодом поколении. Предоставленное самому себе, оно не в силах разобраться в этом печальном явлении. Это не под силу было в молодые годы даже такому гиганту мысли, как Л. Н. Толстой, не говоря уже о разных профессорах и простых учителях. Подобные примеры неверия неотразимо влияют на молодые умы и окончательно разрушают существовавшую доселе религиозную веру. Молодежь становится совершенно равнодушною и индифферентною к вере отцов. Для многих наступает разочарование в жизни.

Потере веры содействует и школа преподаванием наук, которые о вере ничего не говорят, а обнимают и объясняют весь мир. Мир объясняется математикой, физикой, химией, биологией да политической экономией. Места Богу не остается, так как и душа, как особое в мире и бессмертное начало, отрицается. Таково материалистическое мировоззрение, которое проповедуется многими учеными и популяризуется современной литературой. Произведения идеализма и вообще противоположного направления учащиеся читать не хотят. Верят безусловно научному материализму и потому исключают веру из кодекса своих математических, медицинских и естественнонаучных понятий.

А что касается жизни, то и история и современность построены на началах вовсе не религиозных, часто даже и не на нравственных. Их заменяют: насилие, захват, борьба за существование, правила приличия, житейские расчеты и т. д. Этими правилами руководствуется жизнь общественная и частная у громадного большинства людей. А великие люди веры и идеала, самоотверженные служители человечеству, хотя и имели в истории громадное идейное влияние на жизнь, представляются им людьми не для мира. На них не обращают внимания, проходят мимо и с точки зрения наук и практической жизни не дают им никакого значения.

К этому надо прибавить то личное из области физической зрелости молодого человека, которое влечет его не к святости и к небу, а создает потребность плотских удовольствий. Прямолинейность и строгая последовательность мысли – отличительная черта молодежи. На компромиссы она способна менее всего. Ее чистый ум, не лживый, не испорченный, не можете примирить небо и землю, плоть и дух, служение Богу и страсти плотские. И вот, чтобы оправдать свою жизнь, молодежь прибегает к отрицанию веры, которое дает готовое оправдание всякой индивидуальности. Плотская личная жизнь окончательно укрепляет неверие.

Все эти данные ставят нам вполне определенную задачу и намечают даже план борьбы с неверием. Само неверие подсказываете нам, что нужно сделать, чтобы удержать молодое поколете в вере и сохранить его от разочарования в жизни.

Прежде и важнее всего – воспитывать веру и молитву с самого детства. Но это – задача родителей. А родители могут вложить религиозное начало в сердце детей только тогда, когда они сами религиозны и молитва для них есть дыхание жизни. Потерявшие веру отцы и переставшие молиться матери не могут воспитать религиозность в детях своих. Неверие их неизбежно.

Поэтому общество или кружки христианской молодежи должны придти учащимся на помощь и дать ответ ищущим истины. Помощь эта должна быть теоретическая, -логическая, обоснованная, вытекающая из тех запросов, которые ставит неверующий мир.

Указанные выше этапы неверия вполне определенно ставят те вопросы, которые интересуют современное общество и требуют от нас серьезного ответа. – Но любопытное явление: в то время, как падение веры идет от частного к общему; восстановление веры никогда не совершается этим путем, а обратным, – от общего к частному. Потеря веры начинается с нарушения постов, обрядов, молитвы, продолжает отрицанием божественности Христа и абсолютного значения Христианства, оканчивает отрицанием религии, в вслед за нею и смысла жизни. Обращение к вере можешь быть создано только обратным путем: сначала выяснением смысла жизни, разумности и необходимости веры, потом обоснованием истинности Христианства, необходимости молитвы и Церкви.

3. Система вопросов

Вопросы, которые ставит современная жизнь и на которые обязано ответить Христианское Содружество учащейся молодежи, могут быть выражены в следующей логической постепенности или системе.

1. Оправдание смысла жизни. Этот вопрос жизни может быть решен и решается: 1) в духе пессимизма; как страдание и зло, 2) в духе эвдемонизма, как наслаждение всем, что можно взять от жизни, 3) в духе практицизма, т. е. без определенного смысла, жить, как все живут, 4) в духе альтруизма, как служение другим, или в смысле исполнения закона любви, – сострадания к ближним или в смысле социализма, т. е. любви к будущим поколениям. Необоснованность всех этих решений, далее и альтруизма 4). Оправдание и смысл жизни может быть найден только в вере. Без веры и альтруизм не в силах оправдать мою личную жизнь 5).

2. Смысл страдания, как неизбежного спутника жизни. Этот вопрос решается: 1) последовательным пессимизмом (отрицательно), 2) буддизмом, искусственно приводящим к умерщвлению или заглушению чувствительности страданий, и 3) Христианством, претворяющим страдания в радость.

Социализм хочет смотреть на страдания, как на кровавые подмостки будущих счастливых поколений. Тысячи лет люди страдали, но до сих пор не видно еще и зари того радостного утра, когда появятся на свете эти счастливчики.

3. Оправдание веры пред наукой или собственно пред теорией материализма. Источники веры и почетное место ее в особой духовной области человеческой природы. Эта область духа не подлежит ни отрицанию, ни исследованию ни одной из существующих наук. И ничто не может заменить собою веры: ни искусство, ни философия, ни наука, ни мораль, ни разум, ни эволюция.

В частности сюда входят некоторые отдельные вопросы о кажущемся противоречии между наукой и верой (напр. закон эволюции, теория Дарвина и пр.).

4. Существование различных вер и религий. Задача найти в разных верах общее, главное, существенное, как общий запрос всего человечества, то необходимое, абсолютное, без которого не может жить человечество. Это – вера в Бога, молитва Ему, искание примирения и спасения. «Во всяком народе боящийся Бога и поступающий по правде приятен Ему».

5. Место и значение Христианства в ряду существующих религий. 1) Оно есть сущность религии. Оно одно дает реальное разрешение и осуществление всех религиозных запросов и чаяний. 2) Все языческие религии национальны. Христианство – вселенско и носит всемирный характер. 3) Отношение к другим верам основывается на чувстве братства и веротерпимости.

6. Христос, как чудо истории, как явление Бога в мире. Личность Его. Основание Им вечной жизни и открытие Царства Божия на земле. – Здесь, между прочими, надо иметь в виду суждения Штрауса, Ренана и подобных им.

7. Тайна Искупления. Христос – Спаситель мира и каждого человека в отдельности. В Нем и оправдание жизни и веры и спасение от зла, живущего в мире. Тайна Креста и страданий.

8. Место и значение Церкви Христовой с ее религиозным культом и общею жизнью. Путь спасения в Церкви.

9. Двоеверие: вера в храме, на молитве и вера в практической будничной жизни; Христианство и язычество.

10. Как сделать веру живою, руководительницею и основой нашей личной, семейной и общественной жизни? Как христианизовать нашу мирскую жизнь? Как сделать то, чтобы вера наша была существенно, а не по форме только связана с жизнью, чтобы она входила в жизнь, проникала ее, а не была оторвана от нее, как это часто бывает.

«Вера без дела мертва», да и дела без веры не имеют смысла. Вера и жизнь, жизнь и вера одно в другом и одно без другого не могут существовать.

Вера без жизни по вере – одна форма без содержания. Жизнь без веры не имеет опоры и основания. Связь этих двух сил и явлений коренная и существенная, таинственная и ипостасная. Эти два фактора: жизнь и вера должны быть так тесно связаны в человеке, как две природы во Христе, в одной ипостаси. Эта связь точно такая же, как связь души и тела, духа и материи, Бога и мира. Вера должна быть созидающим творческим началом жизни.

Такова система вопросов, желательных для разработки в рефератах и собраниях Христианского Содружества молодежи. Желательно это потому, что это– настойчивый запрос современности, идущий от многочисленных искателей истины.

При разработке этих вопросов надо строго держаться системы и последовательно идти вперед от первого до последнего вопроса. Доклад напр. о значении Церкви и обрядов, предложенный прежде выяснения всемирного значения Христианства, будет совершенно непонятен для тех, которые еще не убедились в истине Христианства. Речь о Христе и Тайне Искупления будет напрасна и излишня для миссионерских целей, когда еще не доказан или не разъяснен смысл религиозной веры вообще и т. д.

Задача наша по систематической разработка вопросов жизни и веры значительно облегчается тем, что в различных литературных изданиях уже имеются трактаты, статьи и научные исследования по всем этим вопросам. Остается лишь разыскать их в книгах и журналах, выбрать лучшее и составить возможно краткий, но полный и основательный ответ на каждый вопрос с указанием на источники и литературу данного вопроса. Последующие за рефератом прения выяснять недостающее, внесут поправки в неточности и таким образом составится основательный и популярный ответ, готовый к печати 6).

Печатание этих докладов в журналах или лучше в отдельном систематическом издании, под общим названием «Рефераты о жизни и вере» и распространение их по всем учебным заведениям понятно само собою. Живя в центре управления и просвещения, мы должны позаботиться и о других городах и о других слушателях, которые нас слушать не могут. А образованные в учебных заведениях «кружки христианской молодежи», хотя бы под руководством преподавателей богословия, будут распространять наши листки в своем кругу и повсюду. Каждый интересующейся вопросами жизни и веры, каждый искатель истины будет нашим постоянным читателем.

Это будет лучшая проповедь и самая благодарная задача для Христианского Содружества учащейся молодежи. Это будет доброе и наилучшее сияние Слова Божия по всем жаждущим полям обширной Русской земли.

Будем же учиться сами, да будем учить и других!

Священник П. Кремлевский

* * *

1

„Христианское Содружество учащейся молодежи“ в С.-Петербурге основано в 1903 г. при „Обществе распростр. рел.– нрав. Просвещения в духе Правосл. Церкви. Оно устраивает собрания, выслушивает рефераты и обсуждает различные, пре­имущественно религиозные, вопросы. Адрес его: СПБ. Стремянная ул.,д. 20.

2

Это письмо, под названием „Объединение, как неотложная задача всех религиозных людей“, намечает ту самую задачу, которую разрешаю я в настоящей статье, предназначавшейся к докладу в Христианском Содружестве в феврале 1911 года.

3

См. статью д-ра К. Туровского в „Голосе Москвы» о кафедре богословия в высших учебных заведениях. „Отдых Христианина“ 1911 г. февр., 321 стр.

4

) Для иллюстрации см, „Исповедь“ Л. Н. Толстого

5

Какой смысл может быть в старости, в убожестве, в болезни? и какой альтруизм может быть у З/4 населения земного шара, вынужденного большим трудом приобретать лишь себе самое необходимое для жизни?

6

Примечание 1. Для составления и обсуждения серьезных докладов необходимо привлечь в Содружество лучших сотрудников и известных богословов. Могу для примера указать имена проф.-прот. С. А. Соллертинского, проф.-прот. А. П. Рождественского, проф. Введенского, протоиерея М. П. Чельцова, Слободского, Аггеева, проф. Н. К. Никольского и др. 2. Желательно приглашать и людей неверующих, но серьезных искателей истины, чтобы они своими возражениями указали нам то, что требуется разъяснить и не упустить из виду. 3. Для печатания рефератов полагаю нужным просить содействия у „Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви"', которое и имеет своею задачею именно распространять просвещение. Можно кликнуть клич и пошире и устроить специальный сбор на специальное религиозно-просветительное издание.


Источник: Задачи христианского содружества учащейся молодежи / [Свящ. П. Кремлевский]. – Санкт-Петербург : тип. Алекс.-Нев. о-ва трезвости, 1912. – 20 с.

Комментарии для сайта Cackle