Азбука веры Православная библиотека протоиерей Петр Преображенский Об Ермии, сочинителе «Осмеяния языческих философов»
Распечатать

протоиерей Петр Преображенский

Об Ермии, сочинителе «Осмеяния языческих философов»

Под именем Ермия дошло до нас на греческом языке небольшое сочинение под заглавием: «осмеяние языческих философов» (διασυρμὸς τῶν ἔξω φιλοσόφων). Кто был этот Ермий, где и в какое время он жил, история не передает нам никаких известий. В рукописных кодексах его сочинений дается ему название философа. По главной мысли своего сочинения и приемам ея изложения он близко подходит к св. Иустину и особенно Татиану, так что в его сочинении можно видеть более подробное раскрытие следующаго замечания Татиана: «ты следуешь учению Платона? и вот эпикурейский софист открыто возстает на тебя. Опять, ты хочешь следовать Аристотелю? и тебя ругает какой-нибудь последователь Демокрита»1. Резко полемическое отношение Ермия к философии языческой и взгляд на ея происхождение напоминает более первыя времена горячей борьбы христианскаго учения с язычеством, чем позднейшие века. Посему ученые издатели и изследователи творений древности большею частию и справедливее относят Ермия к писателям апологетам втораго или начала 3-го столетия по Р. X.2.

Сочинение Ермия вполне соответствует своему заглавию: не касаясь почти истин христианства, он исключительно занимается различными системами языческой философии и с живым, остроумным сарказмом представляет их взаимное противоречие и несостоятельность. Начиная словами апостола Павла: премудрость мира сего есть глупость пред Богом (1Кор. 3, 19), автор отправляется от положения, что языческая философия обязана своим происхождением падшим духам, и затем доказывает историей философских систем безплодность их попыток решить важнейшие вопросы человеческаго духа, сопоставляя друг другу главнейших представителей древней философии с их противоречивыми мнениями о душе человеческой, о видимом мире и о Боге.

Сочинение Ермия было издано в первый раз Рэф. Зейлером, с его латинским переводом,в Базеле (1553 г.). Англичанин Ворт издал его в исправнейшем виде, с своими примечаниями, в Оксфорде (1700). Затем Мараново издание Иустина, в котором помещено и сочинение Ермия, перепечатано в VI томе греч. Патрологии абб. Миня.

* * *

1

Татиана «Речь против Эллинов». гл. 25.

2

Таковы: Каве (Historia litter. scriptorum eccles., vol. 1); МѴ05;лер (Patrol. 1); также Маран, поместивший Ермия в своем издании сочинений св. Иустина. – Другие же, напр. издатели «Bibliotheca Patrum и англичанин Ворт, относят сочинение Ермия к V-му веку, а венский библиотекарь Ламбеций принимает Ермия за одноименнаго ему историка Ермия Созомена, – но неосновательно.


Источник: Сочинения древних христианских апологетов / [Введ., пер. с древнегреч., лат. и примеч. П. Преображенского; Сост., общ. ред., пер. с древнегреч, введ., коммент., библиогр. и указ. А. Г. Дунаева]. - СПб. : Благовест : Алетейя, 1999. - VII, 945 с. - (Серия "Античное христианство" : Источники). / П. Преображенский. Об Ермии, сочинителе «Осмеяния языческих философов». 195-196 с. ISBN 5-89329-056-9

Комментарии для сайта Cackle