Азбука веры Православная библиотека протоиерей Пётр Смирнов Объяснение первоначальных и необходимых молитв : пособие матери-христианке


протоиерей Пётр Смирнов

Объяснение первоначальных и необходимых молитв: пособие матери-христианке

Содержание

Вместо предисловия Понятие о молитве 1. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь. 2. Господи, помилуй! 3. Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас! 4. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе»! Слава Отцу и Сыну и Святому Духу! 5. Царю небесный, Утешителю, Душе истины, иже везде сый и вся исполняяй, сокровище благих и жизни подателю, приди и вселися в ны и очисти ны от всякие скверны и спаси, Блаже, души наша. 6. Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный помилуй нас 7. Молитва Пресвятой Троице 8. Молитва Господня 9. Молитва утренняя 10. Молитва вечерняя 11. Молитва пред обедом 12. Молитва после обеда 13. Молитва Божьей Матери 14. Молитва о Царе и Отечестве 15. Молитва Ангелу Хранителю 16. Молитва святым Божьим человекам 17. Молитва о здравии и спасении живых 18. Молитва об усопших  

 

Вместо предисловия

«При изучении молитв преподаватель должен стараться не о том, чтобы дети затвердили слова молитвы и поняли внешний, так сказать, смысл их, а о том, чтобы вызвать из сердца детей те молитвенные расположения, для которых слова молитвы служат выражением; желательно, чтобы объяснения молитв не имело даже вида урока, а было пастырской беседой с детьми о душевных их нуждах, стремлениях, верованиях, которые находят в молитве самое естественное для себя выражение».

Из объяснительной записки, приложенной к программе по Закону Божию для начальных училищ разных наименований и ведомств.

Понятие о молитве

Дети! Когда вам хочется есть или пить, вы подходите к вашему отцу или матери и просите у них, что вам нужно. Они вам дадут, чего вы попросили, и тогда вы благодарите их. Иногда и другим детям скажите: «Вот мне это дали мои родители; они добрые».

Но родители от кого получают всё нужное для вас и для них самих? От Господа Бога. Один Господь Бог ни от кого другого не зависит и ни в чём не нуждается. Он всегда неизменно существует и наслаждается самым полным блаженством, т. е. в самой высшей степени счастлив. А всё, что есть на небе и на земле, от Него получило своё бытие и находится в Его власти: по Его милости живёт, и Его силой движется и управляется. Поэтому, прежде всего, мы должны обращаться к Нему, просить Его милостей, Его благодарить и прославлять.

Это прошение у Бога милостей, благодарение и прославление Его и называется молитвой. Что же такое молитва? Молитва есть смиренное обращение человека к Богу. В молитве мы или просим Бога о какой-либо милости, или благодарим Бога за те милости, какие от Него получили, или прославляем Бога за Его высочайшие совершенства.

Вот некоторые из самых необходимых для нас молитв.

1. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

В этой краткой молитве выражается и прошение, и благодарение, и славословие.

Приступать к какому-либо делу во имя Бога значит – призывать на это дело помощь Божию. «Господи!» как бы так вы говорите, «я на свою силу не надеюсь, а прошу чтобы Ты мне помог. Твоя сила всемогуща, Твоя милость безмерна».

Слово «имя» значит и слава. «Во имя Бога» значит: «во славу Бога». «Господи!» как бы так вы говорите, « я всем сердцем желаю послужить Тебе. Ты и сотворил нас для того, чтобы мы делали добро. Вот и я желаю потрудиться и исполнить Твою волю, Твою заповедь».

В этой же молитве возвращается вам, дети, глубокая тайна о том, кто есть Бог наш. Этой великой тайны мы никогда бы не узнали, есть бы Сам Бог её нам не открыл, и Он открыл её через Своего единородного Сына, Господа нашего Иисуса Христа. Господь Иисус Христос научил нас, что Бог наш есть един в Трёх Лицах: Бог Отец, Бог Сын, Бог Святый Дух. Посему мы и говорим: «во имя Отца и Сын и Святаго Духа».

Слово «аминь» значит: правда, истинно, так. Присоединяя это слово к молитве, мы выражаем, что молимся со всей верой и от всего сердца. «Истинно, от всего сердца я верую, Господи, что Ты можешь помочь мне. Для людей много есть невозможного, а для Бога всё возможно».

2. Господи, помилуй!

Мы часто подвергаемся бедам и скорбям. Заболеет отец, мать: какое горе для семьи! Обманет, обкрадёт кого-либо злой человек: – скоро ли тот поправится? Бывают пожары: на месте хорошего дома – одни уголья! где жить? куда укрыться, особенно осенней и зимней порой, от непогоды, от стужи?

Надо это помнить и просить Господа Бога: «Господи, помилуй!» Избави от бед рабов твоих! Господи, помилуй родителей моих, братьев и сестёр! Господи, помилуй меня отрока!

Случается, что дитя потеряет дорогу, заблудиться в лесу. Что пользы плакать? Скажи: «Господи, спаси и помилуй!» Никто из людей не видит, куда ты ушёл, где пропадаешь? А Бог видит с небесной высоты Своей. Он тут с тобой! Не бойся! Только молись, проси Его милости, и Он спасёт тебя! Надоумит отца или мать, где тебя найти, или пошлёт к тебе какого-нибудь доброго человека, или, наконец, сам ты догадаешься, как выйти из леса.

Всегда и во всём прибегай к Богу и проси Его милости!

3. Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас!

Дети! Вы знаете уже, что Господь наш Иисус Христос открыл нам великую тайну Пресвятой Троицы, и знаете также, кто Сам Он, Господь наш. Он есть Второе Лицо Пресвятой Троицы, Бог Сын, или Сын Божий. Он такой же истинный Бог, как Бог Отец и Бог Святой Дух; но ради нас Он сошёл с небес на землю, принял нашу плоть и кровь от Пресвятой Девы Марии, жил на земле более тридцати лет, учил, творил чудеса, пострадал за наши грехи и умер на кресте, после сего воскрес из мёртвых и вознёсся со славою на небо. Поэтому мы и обращаемся к Нему с особой молитвой: Он наш Спаситель, Он за нас просит Бога Отца, Он ниспослал нам от Него Святого Духа. Если бы Господь Иисус Христос не пострадал за нас, то мы не смели бы надеяться на милость Божию, а должны были бы ждать одного – наказания за грехи наши, которыми мы оскорбляем Бога.

Господи! – это имя Божие, значит: господин, владыка всего существующего. Так называется наш Спаситель, потому что Он есть истинный Бог, Владыка неба и земли.

Иисус – это слово по-русски значит: Спаситель. Господь, Второе Лицо Пресвятой Троицы, называется Иисусом, потому что Он спас нас, т. е. избавил нас от власти диавола, взял на Себя наши грехи и пострадал за них, научает нас в святом Евангелии, как мы должны веровать, и что делать для того, чтобы угодить Богу, и всячески помогает нам и ведёт нас к царству небесному.

Христос по-русски значит: Помазанник. Это слово означает, что Господь наш, сделавшись человеком, был преисполнен всеми дарами Святого Духа.

Помилуй нас, т. е. не лиши нас Твоей милости, не отвергни от Себя нас грешных! Если Ты нас помилуешь, то и Отец Небесный умилостивится над нами, и Святой Дух исцелит нас от наших душевных скверн и немощей!

4. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе»! Слава Отцу и Сыну и Святому Духу!

Господь Бог создал мир для блага и счастья существ, населяющих его, а особенно Бог щедр и милостив к нам людям. Он дал нам жизнь, велел солнцу светить нам, произрастил для нас зелень, плоды, подчинил нам животных. Надобно нам всегда об этом помнить, благодарить и прославлять своего Творца.

Все земные твари, животные, птицы чувствуют милость Божью, радуются, наслаждаются жизнью, но они не умеют понять этого своего чувства и выразить его Богу словами. Нам Бог дал разум и сердце, наградил нас даром слова. Поэтому мы должны благодарить и прославлять Творца и за себя самих, и за другие земные создания, обязанные Ему жизнью и счастьем, должны понимать, как милостив и щедр Господь к нам и всем созданиям, и выражать свои благодарные чувства словами благодарности.

Встаньте утром: – благодарите Бога, что Он сохранил вас во время ночи и даёт вам ещё день дорогой жизни.

Окончите урок: – благодарите Бога, что Он дал вам силу и усердие учиться, и послал вам людей, которые могут вас наставить доброму.

Встаньте из-за стола после обеда и ужина, – благодарите Бога, это Он, Небесный наш Отец, даёт пищу нам и делает её полезной для нас.

Всегда и за всё благодарите и прославляйте Господа: Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Слава Отцу и Сыну и Святому Духу! Пресвятая Троица, Боже наш, слава Тебе!

5. Царю небесный, Утешителю, Душе истины, иже везде сый и вся исполняяй, сокровище благих и жизни подателю, приди и вселися в ны и очисти ны от всякие скверны и спаси, Блаже, души наша.

Это – молитва к Святому Духу. Святой Дух есть Третье Лицо Пресвятой Троицы. В десятый день по вознесении Господа нашего Иисуса Христа на небо, Он сошёл на святых апостолов в виде огненных языков. Святой Дух для того сошёл на землю, чтобы довершить дело Господа Иисуса Христа и научить нас, как мы можем воспользоваться милостями Божьими и достигнуть царства небесного.

Апостолы – это ученики Господа Иисуса Христа. Слово «апостол» значит: посланник. Так названы ученики Господни, потому что были посланы в мир для проповеди.

Со времени Своего сошествия, Святой Дух пребывает и теперь в Церкви Христовой и пребудет до скончания века. Должность апостолов исполняют теперь пастыри Церкви: епископы, священники. Дух Святой нисходит на них при посвящении их в священную должность, и через них дары Святого Духа подаются и всем верующим. В особенности эти дары подаются через св. таинства. Таинств в Церкви семь: Крещение, Миропомазание, Причащение, Покаяние, Священство, Брак, Елеосвящение.

Царю небесный – по-русски: Царь небесный. Святой Дух царствует и на небе и на земле; но здесь, на земле, грешные люди часто противятся Ему, а там на небе, святые Ангелы и святые люди всегда и во всём исполняют волю Его. Поэтому Он и называется Царём небесным. Ещё Он называется так в отличие от земных царей, которые от Него же, Подателя благ, получают силы, потребные для их высокого служения. Святой Дух есть Царь в особенности, Руководитель и Наставник всех земных царей, Царь небесный.

Утешителю, Душе истины – по-русски: Утешитель, Дух истины. Так назвал Его Господь Иисус Христос, когда обещал апостолам ниспослать Его от Бога Отца. Святой Дух утешил, научил и укрепил апостолов. Он и теперь утешает верующих в скорбях и бедах, успокаивает сердца их надеждой на Бога, даёт им радость и веселье. Духом истины наименовал Его Господь потому, что Дух Святой открывает нам истину и учит нас всему доброму.

Иже везде сый и вся исполняяй – по-русски: Который везде находишься и всё исполняешь. Дух Святой везде присутствует и близок к каждому из нас. Нет места, где бы мы не могли обратиться к Нему с молитвой. Нет такого горя, такой нужды, в которых бы Он не мог помочь нам.

Сокровище благих (сокровищница благ) и жизни Подателю (податель). От Святого Духа, как от Бога Отца и Бога Сына, исходит всякое доброе даяние и всякие полезный нам дар.

Прииди и вселися в ны (в нас) и очисти ны (нас) от всякия скверны и спаси, Блаже (т. е. благий, добрый), души наша.– «Без Твоей помощи мы самые жалкие существа в мире: прииди и поселись в нас, научи нас истине и добру, исцели наши немощи, покрой недостатки, очисти нас от грехов и спаси, Милостивый и Добрый, души наши!».

6. Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный помилуй нас

Святые люди не раз удостаивались слышать, как Ангелы на небе прославляют Господа Бога. Так Исаия, великий пророк1, слышал как Серафимы (самые высшие Ангелы) восхваляли Господа и громко взывали друг к другу: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф (Господь воинств). Вся земля полна славы Его! При этом Исаия видел, как столпы небесного храма колебались от звука их возгласов и чувствовал, как по всему храму разносилось благоухание курений. Святой апостол Иоанн Богослов (любимый ученик и друг Господа Иисуса Христа) также слышал, как Ангелы Божьи восхваляли Господа и взывали: Свят, Свят, Свят Господь Вседержитель, Иже бе и сый и грядый, т. е. Который был, есть и будет.

Но вот и ещё какое дивное событие произошло в Церкви Божьей.

В городе Константинополе (откуда мы, Русские, приняли св. веру) и теперь бывают трясения земли; но в одно время (в 5-м веке от Рождества Христова) они были в особенности часты и очень сильны, так что навели ужас на всех жителей. И как было не бояться: при трясении земли всё, находящееся на ней, приходило в движение; люди в страхе выбегают из домов своих, опасаясь, как бы они не упали и не задавили их, но и на улицах надежды на спасение мало. Бывало в иных местах, что земля вдруг оседала, на местах суши появлялась вода, и всё, что было там, погибало. Жители Константинополя совершали крестные ходы вокруг города и молились Господу об избавлении их от этих ужасов и бедствий. Во время одного из таких молебнов, невидимая сила вдруг при виде всех подняла одного отрока, отличавшегося благочестием, на воздух. Через несколько времени также чудесной силой Божьей он опустился на землю, жив и невредим. Стали спрашивать его, где он был, и отрок сказал, что был на небе и слышал, как Ангелы пели: Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный! Все христиане тотчас воспели эту ангельскую песнь и прибавили к ней: помилуй нас! Бедствия прекратились, и с тех пор стали читать и петь в Церкви эту песнь на каждой службе.

Это великая и таинственная, истинно ангельская песнь! 1) Здесь прославляется Пресвятая Троица: Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой, и все Три Лица называются Святыми; значит, все Три Лица Пресвятой Троицы имеют одинаковую славу и честь. 2) Всем Трём Лицам поём: помилуй (а не помилуйте) нас, потому что един есть Бог, покланяемый во Святой Троице: Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух – Троица единосущная и нераздельная.

7. Молитва Пресвятой Троице

По образу ангельских песней составлена в Церкви следующая молитва к Пресвятой Троице:

Пресвятая Троице, помилуй нас! Господи, очисти греха наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имени Твоего ради. Господи помилуй (трижды)

Пресвятая Троице, помилуй нас: это – общее воззвание о помиловании к Пресвятой Троице, единосущной и нераздельной.

Господи, очисти грехи наша. Это – молитва к Богу Отцу, чтобы Он очистил грехи наши, т. е. простил был нас грешных, не гневался бы на нас и примирился с нами. Просить об этом Небесного Отца должны с верой в Господа Иисуса Христа и надеждой на Его милосердие. «Прости нас, Отец Небесный, ради Сына Твоего единородного, Который пострадал за нас на кресте!»

Владыко, прости беззакония наша! Это молитва к Сыну Божию. Он научил нас, как должно жить, чтобы получить спасение, а мы этого закона Его не исполняем. Вот и просим Его: «Владыко, Сыне Божий, прости беззакония наша, т. е. прости нас, что мы преступаем святые заповеди, данные Тобой для нашего же спасения!»

Святый, посети и исцели немощи наша. Это – молитва у Богу Духу Святому: «прииди и вселись в нас, очисти нас от всякой скверны, и исцели духовные и телесные болезни и спаси нас». Имени Твоего ради, т. е. для славы Твоего святого имени, для того, чтобы мы верно могли служить Тебе и прославлять Тебя перед всеми людьми.

И наконец опять ко всей Пресвятой Троице обращаемся три раза с одним и тем же молитвенным воззванием: Господи помилуй, Господи помилуй, Господи помилуй!

8. Молитва Господня

Один раз святые апостолы просили Господа, чтобы Он научил их молиться. Господь сказал: молитесь так:

Отче наш, Иже еси на несебех! Да святится имя Твое: да приидет царствие Твое: да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли, хлеб наш насущный даждь нам днесь: и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим: и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого. Яко Твое есть царство и сила и слава во веки. Аминь.

Молитва Господня не просто молитва, а образец молитвы: в ней Господь показал нам, с какими чувствами мы должны прибегать к Богу, чего надобно нам просить у Господа, и что должно присоединять к молитве для того, чтобы она была угодна Богу и нам полезна.

Отче наш, Иже еси на небесех! Молитесь со всей верой, как сын, свободно открывай твою нужду, твоё желание отцу Небесному. Но вместе помни, что Бог есть высочайшее существо, пребывающее в неприступной славе! Поэтому молись с полным вниманием, не рассеивайся мыслями, молись с благоговейным страхом.

Да святится Имя Твое! Имя Божье велико и свято: но и мы можем и должны славить своего Творца и устами, и доброй жизнью. Вот мы и просим Небесного Отца: «все твари небесные и земные прославляют тебя, творца своего; дай и нам, Отец наш Небесный, это счастье славить Тебя и устами, и доброй жизнью».

Да приидет царствие Твое! «Отец Небесный! Царствуй и в нашей душе, как Ты царствуешь во всем мире. Помоги нам соблюдать закон Твой и творить Твою святую волю, чтобы и по кончине нашей жизни удостоиться нам небесного Твоего царствия».

Да будет воля Твоя, яко на небеси, и на земли. «Мы и себя, и всю жизнь свою совершенно предаём в Твою волю. Научи нас быть терпеливыми, покорными т преданными Твоими слугами во всех обстоятельствах и приключениях нашей жизни, чтобы мы умели благодарить и прославлять Тебя всегда, и во дни скорбей и болезней так же, как и во дни радости и счастья. Как Ангелы на небе всегда и во всём исполняют Твою волю, так научи и нас покоряться Тебе».

Хлеб наш насущный даждь нам днесь. «Подай нам, по Твоей великой милости, на нынешний день пропитание и всё необходимое для нашей жизни». В особенности же мы должны заботиться о душе своей, которая гораздо важнее тела. И для неё есть необходимая насущная пища: слово Божье и Тело и Кровь Господа Спасителя. Помня это, мы должны просить Господа, чтобы Он возбудил в душе нашей желание поучаться в слове Божьем, и сподобил нас неосужденно причащаться Святого Тела Христова и Честной Крови Его.

И остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должником нашим. «Прости нам грехи наши, как и мы простили уже тем, которые оскорбили нас».

И не введи нас во искушение: «не допусти нас до греха».

Но избави нас от лукавого. «Избавь нас от всяких бед, в особенности от злейшего нашего врага диавола!»

Говорим везде: нам, нас, а не меня, потому что мы должны любить наших ближних, как себя, и так же заботиться и молиться о них, как и о себе.

Яко Твое есть царство, и сила и слава во веки, аминь. «Мы просим у Тебя, Небесный наш Отец, всех этих благ, потому что они в Твоей власти и силе, и для Твоей славы мы желаем их себе, чтобы жить нам так, как Тебе угодно, и Тебя прославлять.

9. Молитва утренняя

К Тебе, Владыко Человеколюбче, от сна восстав, прибегаю, и на дела Твоя подвизаюся милосердием Твоим, и молюся Тебе: помози мне на всякое время во всякой вещи, и избави мя от всякия мирския злыя вещи и диавольского поспешения, и спаси мя, и введи в царство Твое вечное. Ты бо еси мой Сотворитель и всякому благу Промысленник и Податель, о Тебе же все упованием мое, и Тебе славу воссылаю, ныне и присно и во веки веков, аминь.

Пробудившись от сна, мы прежде всего обращаемся к Господу Богу с чувствами преданности и благодарности: К тебе, Владыко Человеколюбче, от сна восстав, прибегаю. Господь сохранил нас в течение ночи, когда недвижимо, как бы мёртвые, мы лежали на своём одре. Многие с вечера спокойно засыпают, а просыпаются уже не в этой, а в другой жизни. Не могли ли и мы умереть? Болезнь, пожар, злой человек, даже просто испуг могли причинить нам смерть. Но от всех этих бед избавил нас Господь, и Он не только сохранил нас в течение ночи, но и ободрил и укрепил нас на новый день. Вчера мы легли спать усталые, утомлённые, изнемогшие от труда; – встаём с новыми, свежими силами, способными к труду. За всё это мы должны благодарить Господа Бога, и благодарим Его в утренней молитве. Мы называем Его Владыкою и Человеколюбцем. Наименование Владыки означает, что мы находились во время сна, как и всегда находимся, во власти Господа Бога. Он мог пробудить и не пробудить нас к жизни. Именуя же Человеколюбцем, означаем Его любовь к нам: по Своему неизречённому милосердию, Он продолжает нам жизнь и даёт время на покаяние.

Вместе с чувством благодарения, мы выражаем искреннее желание служить Господу Богу и творить дела, Ему угодные. На дела Твоя подвизаюся милосердием Твоим. Подвизаюсь значит: стремлюсь, стараюсь делать, что Он заповедал нам. И просим Его всесильной помощи: помози мне во всякой вещи, т. е. во всяком благом и угодном Тебе деле, и избави мя от всякие мирския злыя вещи, т. е. от всякого соблазна ко греху, какой встречается в мире, и от дьявольского поспешения, т. е. от увлечения на зло дьяволом. Дьявол – злой дух, противник Бога и враг наш. Некогда он был в числе добрых Ангелов и даже превосходил многих из них своей близостью к Богу, силой и славой, но возгордился, отпал от Бога и многих Ангелов увлёк за собой. С тех пор он и старается делать зло в мире Божьем и нас всячески смущает и старается отвлечь от Бога. Вот мы и просим, чтобы Господь разрушил его оковы, и не дал ему опутать нас и увлечь ко злу.

В конце утренней молитвы мы выражаем твёрдую и несомненную надежду, что Господь Бог нам поможет, и прославляем Его. Ты бо (ибо Ты) еси мой Сотворитель (Творец) и всякому благу Промысленник и Податель (Попечитель о всём добром и Податель всех благ), о Тебе же все упование мое (на Тебя вся моя надежда) и Тебе славу возсылаю (воздаю Тебе славу) ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

10. Молитва вечерняя

Господи Боже наш, еже согреших во дни сем, словом, делом и помышлением, яко Благ и Человеколюбец, прости ми: мирен сон и безмятежен даруй ми; Ангела Твоего хранителя посли, покрывающа и соблюдающа мя от всякого зла: яко Ты еси хранитель душам и телесем нашим, и Тебе славу воссылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Отходя ко сну, мы прежде всего должны привести себе на память грехи, сделанные нами в течение дня, и просить у Господа Бога прощенья в них. Господи Боже наш, еже согреших во дни сем (в чём я согрешил пред Тобой в этот день) словом, делом и помышлением, яко благ и человеколюбец, прости ми.

Затем, чувствуя утомление и усталость от дневной работы, мы должны просить у Господа спокойного сна, который бы освежил и укрепил наши силы для новой деятельности. Мирен сон и безмятежен даруй ми.

Так как ночью люди чаще, чем днём, подвергаются разным бедствиям, и многие умирают; то мы просим в вечерней молитве премилосердного небесного Отца, чтобы Он послал к нам Ангела Хранителя, которого мы, может быть, отдалили от себя своими грехами. Ангела Твоего Хранителя посли, покрывающа и соблюдающа мя от всякого зла.

И наконец мы предаём свою душу и тело Господу, с такой верой и покорностью, как бы настоящий вечер был уже последним в нашей жизни и, проснувшись, мы должны представить на суд Божий. Яко Ты еси хранитель душам и телесам нашим, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

11. Молитва пред обедом

Очи всех на Тя, Господи, уповают, и Ты даеши им пищу во благовремении, отверзаеши Ты щедро руку Твою и исполняеши всяко животное благоволения.

Пища и питие подаются нам от Господа Бога. Бог сотворил всякую зелень и всё нужное для сохранения нашей жизни. Он даёт прозябение и рост семенам, бросаемым на землю, даёт росу и дождь для напоения земли, нужной для растений, влагой, посылает с неба лучи солнечные для согревания их. От Него же, Владыки наших душ и тел, зависит и то, чтобы принимаемая нами пища обращалась нам на пользу, для поддержания здоровья и укрепления сил наших. Поэтому на Него единого мы должны возлагать наше упование и к Нему обращаются с молитвой. Вот эти чувства и мысли и выражаются в молитве перед обедом, которую можно передать так: «глаза всех тварей к Тебе, Господи, обращаются с надеждой, и Ты даёшь им пищу в то именно время, когда им она нужна, ниспосылаешь им великие Твои милости и по Твоей неизречённой любви не только людей, но и каждое животное, рыбку, насекомое насыщаешь и делаешь довольными и спокойными».

12. Молитва после обеда

Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил еси нас земных Твоих благ, не лиши нас и небесного Твоего царствия.

В этой молитве мы 1) благодарим Господа за дарование нам пищи и прочих земных благ, потребных для поддержания нашей жизни, 2) просим сподобить нас вечных благ в небесном Своём царстве.

Благодарить Господа за Его милости есть непременная обязанность каждого. Животные знают тех, кто даёт им пищу и питьё. Как же людям не знать и не благодарить всеблагого Творца и Промыслителя? Апостол Павел учит: едите ли, пьёте ли, или иное что творите, всё делайте во славу Божью (Кор.10, 31).

Но как ни хороша земная жизнь, ей назначен Богом предел. За ней следует для праведных людей лучшая, вечная жизнь в царстве небесном. Там Господь для любящих Его приготовил такие блага, которых глаз наш не видал, о которых ухо не слышало и помыслить теперь человек не может. Блага и радости настоящей жизни должны напоминать нам о тех благах и радостях, которые там, на небе, ожидают любящих Бога и исполняющих Его святые заповеди. Поэтому, благодаря Бога за земные блага, мы должны просить Его, чтобы он не лишил нас высших и лучших даров в царстве небесном.

13. Молитва Божьей Матери

1. Богородице Дево, радуйся, благодатная Марие, Господь с Тобою: благословенная Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.

Вы уже знаете, дети, что Господь наш Иисус Христос благоволил родиться от Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии.

Она произошла от народа еврейского, из рода царя и пророка Давида, родилась от праведных Иокима и Анны, получила воспитание при храме, и здесь дала обещание оставаться до конца жизни девицей для того, чтобы удобнее было Ей служить единому Богу.

По пришествии в совершенные года, она была отдана на попечение одному престарелому родственнику, по имени Иосиф, с тем условием, чтобы он только назвался Ей мужем, а Она бы оставалась до конца жизни девицей. После чего праведный Иосиф взял Её к себе в город Назарет, и Она жила в его доме. Иосиф занимался ремеслом плотника. Пресвятая Дева Мария помогала ему в делах хозяйства, а свободное от трудов время посвящала молитве и чтению слова Божьего.

Один раз, когда Пресвятая Дева Мария читала слово Божье, явился Ей Архангел Гавриил и сказал: «радуйся, Благодатная! Господь с Тобою, благословенна Ты между женами! Ты обрела благодать у Бога. И вот родишь Сына и наречёшь Ему имя Иисус». Пресвятая Мария спросила: «Как это будет, когда я мужа не знаю?» Архангел сказал Ей: «Дух Святый найдёт на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя». Тогда Пресвятая Мария на благовестие Архангела со всей верой, преданностью и покорностью ответила: «Вот я раба Господня, да будет мне по слову твоему».

От Архангела Гавриила Пресвятая Мария узнала также, что Господь ниспосылает радость одной её родственнице, по имени Елизавета, жене священника Захария, и она в скором времени родит сына. Пресвятая Дева поспешила к ней, чтобы поздравить её с этой радостью и порадоваться вместе с ней. Праведная Елизавета исполнилась Святого Духа и приветствовала Пресвятую Деву словами: «Благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего».

Из этих-то приветственных слов Архангела Гавриила и праведной Елизаветы и составлена молитва в честь и славу Пресвятой Матери Божьей и Приснодевы Марии: Богородице Дево, радуйся! Благодатная Марие, Господь с Тобою! Благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших».

Богородицей – Пресвятая Дева называется потому, что родившийся от Неё есть истинный Бог, а Девой – потому, что Она всю жизнь Свою пребыла девицей. Благодатною – Архангел назвал Её потому, что Она удостоилась особенной, чрезвычайной милости Божьей. Поэтому Она и прославляется, как истинный цвет и красота жизни среди жён и девиц: благословенна Ты в женах.

Благословен плод чрева Твоего – значит: благословен и прекрасен Тот, Кто от Тебя родился, потому что Ты родила Спасителя душ наших.

2. Достойно есть, яко воистинну, блажити Тя Богородице, присноблаженную и пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.

«По всей справедливости, как бы так взываем к Пресвятой Деве, должно восхвалять Тебя, Пресвятая Богородице: Ты всегда достойна нашей хвалы, Ты преисполнена всех добродетелей и Мать Бога нашего. Ты выше и славнее без всякого сравнения высших Ангелов, Херувимов и Серафимов, потому что ты удостоена высочайшей чести быть Матерью Самого Бога и, как Мать, ближе всех к Сыну Твоему – Богу нашему. Поэтому мы и величаем Тебя, как истинную Богородицу.

Пресвятая Дева родила Бога Слово. Так назван Сын Божий в первом стихе первой главы Евангелия от Иоанна: в начале было Слово, и Слово было у Бога, и Бог был Слово.

Без истления – это слово означает, что Пресвятая Дева родила Своего Божественного Сына не так, как рождают обыкновенные женщины своих детей, а без болезней и страданий, и ещё выражает ту мысль, что Матерь Божья пребыла Девой до рождения Сына Божьего, в рождении и после рождения. Поэтому Она и называется Приснодевой.

14. Молитва о Царе и Отечестве

Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы благоверному Императору нашему Александру Александровичу на сопротивныя даруя и Твое сохраняя крестом Твоим жительство.

Святой Апостол Павел учит, что мы прежде всего должны приносить молитвы и благодарение за царя и за всех, которых царь, верховный правитель народа, поставил начальниками над нами.

Молиться за царя есть важнейший долг каждого:

1) потому, что он есть отец всего народа. Он заботиться о нас, охраняет нас от врагов, даёт нам средства к жизни тихой, безопасной, благоустроенной. Мы со своей стороны должны отвечать Ему за Его заботы и попечения о нас почтением, преданностью и в особенности молитвой за Него.

2) Служение царя велико и многотрудно. Тяжело справляться каждому с делами своего дома и хозяйства. На царе лежит попечение о целом народе. Если ему Господь пошлёт успех в Его делах, то и нам всем будет хорошо.

3) У добрых и попечительных о благе народа царей бывает много врагов. Жизнь царей подвергается ежеминутной опасности. Нам должно молиться, чтобы Господь сохранил и спас нашего благочестивого Государя.

Таким образом, молясь за царя, мы молимся за себя самих. Это и выражается в приведённой молитве.

Главные мысли её – следующие:

1) Господи, спаси людей Твоих и благослови тех, кого Ты сотворил и искупил;

2) для сего даруй победы над врагами Императору нашему, который о нас печётся и нас охраняет;

3) Ты Сам благоволишь обитать в тех, за кого пролил кровь Свою на кресте. Искупленные Тобой, мы – Твоё достояние, Твоя собственность. Посему огради и царя, и всех нас, Тебе принадлежащих, силой святого креста Твоего.

15. Молитва Ангелу Хранителю

Ангеле Божий, хранителю мой святый, на соблюдение мне от Бога с небесе данный, прилежно молю тя: ты мя днесь просвети, и от всякого зла сохрани, ко благому деянию настави и на путь спасения направи, аминь.

Кроме видимого мира, есть невидимый, в котором обитают ангелы. Слово Ангел значит: вестник. Ангелы возвещают людям волю Божью. Ангелы существа чисто духовные и тела не имеют. По уму и силе воли Ангелы много выше людей.

Все Ангелы сотворены были добрыми; но один из них, называемый теперь сатаной и дьяволом, возгордился и перестал повиноваться Богу. Примеру его последовали и некоторые другие Ангелы. Таким образом произошло разделение между Ангелами добрыми и злыми. Добрые всегда и во всём исполняют волю Божью, а злые противятся Богу. Добрые Ангелы заботятся о нас и охраняют нас, а злые духи стараются сделать нам зло. Как сами они противятся Богу, так и нас научают преступать закон Божий. Каждый христианин имеет, по милости Божьей, особого Ангела Хранителя. Со дня святого Крещения до самой смерти Ангел Хранитель оберегает его на всех путях жизни, внушает ему добрые мысли и чувства и предохраняет его от грехов. К этому то Ангелу Хранителю мы и обращаемся с молитвой.

1) Мы выражаем почтение и преданность Ангелу Хранителю и веру в то, что от Самого Бога с небес он послан для охранения нас.

2) Просим его помощи: а) чтобы он нас просветил, т. е. научил всему доброму; б) чтобы он сохранил нас от всякого зла, т. е. от всего худого и вредного для нас; в) направил нас к добру и на путь спасения.

16. Молитва святым Божьим человекам

Кроме Ангелов Божьих, мы имеем много заступников и помощников: святых Божьих человеков. Они, подобно нам, жили и трудились на земле, но всегда и во всём старались исполнять волю Божью и всем сердцем веровали в Господа Спасителя. И Господь спас их, удостоил царствия Своего небесного и прославляет нетлением святых мощей и различными чудесами. Радуясь на небе с Господом, святые Угодники желают и нам помочь достигнуть царства Божьего и молятся о нас Богу. Кроме этого, каждый из нас имеет особенного покровителя – того святого Угодника, чьё имя он носит на себе.

Вот краткие молитвы святым Угодникам Божьим.

Святый Иоанне Предтече и Крестителю Господень, моли Бога о нас!

Святый пророче Божий Илие, моли Бога о нас!

Св. Первоверховний Апостолы Петре и Павле, молите Бога о нас!

Святителю Отче Николае, моли Бога о нас!

Преподобне Отче Сергие, моли Бога о нас!

Моли Бога о нас, Святый Угодниче Божий (имя Святого), яко мы усердно к тебе прибегаем, скорому помощнику и молитвеннику о душах наших.

17. Молитва о здравии и спасении живых

Спаси, Господи, и помилуй Архипастыря нашего (митрополита, архиепископа, или епископа – имя его), отца моего духовного (имя его), моих родителей (имена их), сродников, начальников, благодетелей и всех православных христиан.

Господь наш Иисус Христос научил нас взывать в молитве: Отче наш, т. е. молиться не за себя только, но и за всех ближних. Как дети единого Отца Небесного, мы все друг другу братья. В особенности мы должны молиться за тех из наших ближних, которые оказывают нам благодеяния, например за Царя, за отца духовного, родителей и всех своих родных, за начальников и благодетелей.

За Царя положена особенная, уже известная вам, дети, молитва.

После Царя должно молиться за духовных отцов и родителей по плоти, т. е. за отца и мать.

Духовные отцы – это пастыри православной Церкви. Главный пастырь, или архипастырь, есть епископ. Старший заслуженный епископ называется архиепископом. Епископы нынешних и прежних столичных городов (Новгорода, Киева, Москвы, Санкт-Петербурга) называются митрополитами. Подчинённые епископу пастыри суть священники. Из пастырей церковных называется в особенности духовным отцом тот священник, который принимает от нас исповедь и властью, данной ему от Бога, разрешает нас от грехов наших. Надобно молиться о пастырях Церкви потому, что они, по милости Божьей, оказывают нам великие благодеяния: пекутся о нашей душе, низводят на нас благословение и сподобляют нас великих таинств: Крещения, Миропомазания, Причащения и других.

Родители наши оказывают нам такие благодеяния, которые каждому очевидны. Они дали нам жизнь, заботились о нас, когда мы были совершенно беспомощными младенцами, питают, одевают, покоят нас, заботятся о нашем воспитании и молятся о нас Богу. Чем мы можем заплатить им? Что бы мы ни сделали для них, как бы ни трудились для них, мы всё-таки никогда не можем дать им того, что они нам дали, и всегда в долгу у них. Остаётся одно – молиться, чтобы Господь их помиловал и спас, сохранил их для нашего же собственного блага и счастья, и воздал им за их благодеяния Своей великой и богатой милостью.

Есть люди, которые заступают место родителей, т. е. оказывают нам благодеяния, подобно, им и к которым мы обязаны особенной любовью. Это сродники наши, благодетели и начальники в разных отношениях. Они более оказали нам добра, чем другие: о них особенно и следует молиться.

Но не только за благодетелей и вообще близких к нам людей мы должны молиться, и за самых врагов Господь велел нам молиться, как и Он молился за Своих врагов на кресте. Молитва за врага есть самое лучшее средство победить злобу. Если имеете врага – молитесь за него, и вы увидите сами, как Господь изменит в его сердце вражду на любовь к вам.

18. Молитва об усопших

Хотя вы, дети, и немного жили на земле, но видели и знаете уже довольно. Знаете и то, что ожидает каждого из нас. Вот уже скольких людей не стало в одном нашем селении. Видели вы, как хоронили и детей в самом малом возрасте. Так, всем нам рано или поздно предстоит одна неизбежная участь: – все мы должны умереть.

Умереть – это не значит совсем перестать жить. Нет! Тело по смерти разлагается на свои составные части, а душа остаётся живой. Нечто подобное бывает во время сна: тело лежит недвижимо, только теплота, сохраняющаяся в нём, и непрерывающееся дыхание показывают, что человек не умер; а душа во сне бодрствует, и чего, чего не передумает во время сна. И умерший человек как бы спит: тело лежит в могиле, а душа продолжает сознавать себя и думать о себе и других, чувствует своё положение, беспокоится о своих грехах, взирает оттуда к нам и просит нашей помощи.

Вот эту помощь мы и должны оказать нашим отцам, братьям, матерям, сёстрам и всем усопшим, т. е. уснувшим в своей могиле и помолиться о них, чтобы Господь успокоил их душу, простил их грехи и сподобил их царствия небесного.

Со святыми упокой, Христе, души усопших раб (рабов) твоих (имена их), идеже (где) несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная.

* * *

1

Жил за 700 лет от Рождества Христова и предвозвестил многие события из жизни Спасителя с такой ясностью, как будто был их очевидцем. Слово пророк имеет два значения: 1) учитель веры; 2) предсказатель будущего. Знаменитейшие из пророков, живших до Рождества Христова, кроме Исаии: Моисей, Илия, Елисей, Иеремия, Иезекииль, Даниил.


Источник:

Москва. Издание книгопродавца И.Д. Сытина и Ко. 1889

Комментарии для сайта Cackle

Открыта запись на православный интернет-курс