протоиерей Петр Смирнов

Слово на Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Св. Димитрия, митрополита Ростовского

Поят Иисус ученики Своя Петра, Иакова и Иоанна, возведе их на гору высоку едины, и преобразися пред ними, и просветися лице Его яко солнце, ризы Его быша белы яко свет. Явистася им Моисей и Илиа, с Ним глаголюща, Петр же рече: Господи, добро есть нам зде быти (Мф. 17:1–4).

Св. Петр не говорил: Господи, добро нам зде быти, когда был с Господом в Кане Галилейской; также не говорил сего, когда был с Господом в дому Симона прокаженного; не говорил сего Господу, и когда был в дому сестер Марфы и Марии; но говорит только на горе Фаворской. Бог открыл апост. Петру малую скважню Божества Своего, и потому он говорит: Господи, добро нам зде быти. Об этом и да будет беседа наша в честь и славу преобразившегося Господа, а нам, слушателям, в душевную пользу. Апостол Петр увидел только одно преображение Христа Спасителя, и говорит: Господи, добро нам зде быти; а мы усматриваем пять преображений.

Первое преображение Христа Спасителя нашего – смиренное, когда Он оставил небо, пришел на землю, оставил престол херувимский, изволил возлечь во яслях между бессловесными... Слушатели благочестивые! Смотрите, как Христос Спаситель смирил Себя. Если бы какой царь земной оставил свой престол и порфиру царскую и, взяв на себя нищенские одежды, пошел бы в таком виде по земле, кто не подивился бы такому царю, и кто не сказал бы о нем: «это был царь; а смотрите как он смирил себя»! Но гораздо дивнее смирился Христос Спаситель, Бог наш, Царь царствующих, Господь господствующих. Оставив престол херувимский и серафимский, Он изволил возлечь во яслях скотских, не возгнушался нашей бренной плоти, воспринял ее на Себя, сокрыл Свое Божество и, так смирив Себя, ради нашего спасения, ходил по земле. Кто же не удивится такому смиренному преображению? Удивляясь этому, и Апостол Павел говорит: не восхищением непщева быти равен Богу: но Себе умалил, зрак раба приим, в подобии человечестем быв, и образом обретеся якоже человек (Флп. 2:6–7). Сколько примеров было в древности! Иов имел терпение, Авраам – веру, Иаков – любовь, Моисей – смирение, Илия – ревность, Давид – кротость, Иосиф – чистоту: все то были разные образцы. На кого же из них призрел Господь? – Только на смирение Рабы Своей, Которой была преблагословенная Дева, Пресвятая Богородица. Она имела великое смирение, когда говорила: призри на смирение Рабы Своей (Лк. 1:48). Господь Бог тотчас призрел на Нее: изволил воплотиться от Духа Святого и Девы Марии, и стал человеком ради нас. О, смиренное преображение! Посмотрим же на себя, ради чего мы гордимся. Христос Спаситель изволил смиренно преобразиться и нас научает, говоря: научитеся от Мене, яко кроток есм и смирен сердцем (Мф. 11:29). Преобразимся, слушатели благочестивые, от гордости в смирение и уже не будем гордиться. Св. Апостол говорит: аще кто мнит себе быти что, таковый ничтоже сый пред Богом. (Гал. 6:3). И Сам Господь говорит: на кого воззрю очима Моима? Ни на кого, токмо на кроткого и молчаливого, и трепещущего словес Моих (Ис. 66:2). Вот – первое преображение Спасителя Христа Бога.

Второе преображение Спасителя Христа Бога нашего – милостивое. Об этом –милостивом преображении говорит Сам Христос: приимите, ядите: сие есть тело Мое..., пийте от нея вси: сия есть кровь Моя (Мф. 26:26–28). Где на земле обрящешь такую милость? – воистинну, нигде. Милостивы бывают к чадам одни матери, но не всегда: во время молоком питают, а иногда и голодом томят; иные матери, во время голода, даже закалали и поедали чад своих. А так ли творит Христос Спаситель наш? – Не так: Он Сам закалается за всех и дает Себя в снедь, говоря: приимите и ядите. Он хочет иметь нас на руках Своих, но мы сами прочь отрываем от себя руки Его. Он привлекает нас к сосцам Своим, говоря: приимите и ядите: сие есть тело Мое..., пийтe от нея: сия есть кровь Моя, – хочет иметь нас во утробе Своей, говоря: ядый Мою плоть, и пияй Мой кровь, во Мне пребывает, и Аз в нем (Ин. 6:56); но мы ересями прогрызаем утробу Его. Видите сие милостивое преображение Спасителя Христа Бога нашего!? Приступая к сему таинству, молю вас, будем преображаться слезным покаянием от злых дел к доброделанию. Послушайте, что говорит Божественное Писание: не дадите святая псом (Мф. 7:6); и Святая Церковь каждодневно вопиет: «святая святым», а не: «грешным». Но многие недостойно приступают к сему таинству. Дивлюсь, как дерзают они приступать недостойно к сему страшному таинству, к которому желают приникнуть и ангелы. Страшно было прикасаться к древнему кивоту: там было заповедано не прикасаться к святилищу, дабы не умереть (Чис. 4:15). Некогда на пути иерей Озия, желая поправить кивот Господень, коснулся его, и поскольку он прикоснулся без повеления, то был поражен смертию (2Цар. 6:6–7; 1Пар. 13:9). Еще при том кивоте лежали жезлы – жезл Моисеев и жезл Ааронов, как бы на поражение грешников. Если же так страшно было касаться древнего кивота, то тем более, ныне страшно касаться пречестного таинства. Тот кивот был сению, а ныне – сама истина: Пречистое Тело Господне и честная Кровь Его. Дивлюсь, как Бог не положил жезла для поражения грешников, недостойно приступающих. Впрочем, и тут есть жезлы. Что это – за жезлы? Это – слова Апостольские: ядый тело Господне и пияй кровь Господню недостойне, суд себе яст и пиет, повинен будет телу и крови Господни (1Кор. 11:27, 29). Но, воистинну, много нерадящих о причащении: они презирают сахар – пречистое Тело, и снедают рожцы греховные; они презирают мед – дражайшую Кровь, а испивают греховную полынь горькую.

Третье преображение Христа Спасителя нашего Бога – безчестное. Об этом преображении пророк Исаия говорит: не имяше вида ниже доброты (Ис. 53:2); от главы до ног, весь изранен, весь изъязвлен Христос Спаситель наш Бог. Где – та глава, которую тайнозритель Иоанн Богослов видел в Откровении, увенчанную семью венцами (Откр. 1:13)? ныне терновый венец возложен на нее. Где богоглаголивые уста, которые проповедывали Церкви Божией? И те уста ныне умолкли. Где те руки, о которых говорит Псалмопевец: руце твои сотвористе мя, и создасте мя (Пс. 118:73)? Те руки ныне пригвождены ко кресту. Где то сердце, которое возлюбило нас всецело? То сердце ныне прободено копием. Если же Спаситель Христос Бог пострадал так ради нас, то пострадаем вместе с Ним и мы. Он – Глава наша, а мы – Его уды, по речению св. Апостола Павла: вы есте тело Христово, и уди от части (1Кор. 12:27). Тварь, видя Создателя своего страждущим, спострадала Ему: солнце, видя Создателя своего страждущим на кресте, сокрыло лучи свои и приложилось во тьму, и так сострадало Ему; земля, видя Создателя своего страждущим, поколебалась в основании своем, и так сострадала Ему. Если же так сострадала тварь, то больше нам подобает пострадать за Пострадавшего ради нас. Об этом говорит Апостол Петр: Христос пострада по нас, нам оставил образ, да последуем стопам Его: иже греха не сотвори, ни обретеся лесть во устех Его (1Пет. 2:21–22); и Апостол Павел говорит: терпением да течем на предлежащий нам подвиг, взирающе на Начальника веры и Совершителя Ииcyca (Евр. 12:2). Молю ваше благочестие: пострадаем вместе с Ним главой нашей: ум свой отвратим от земного и воспарим к небесному, всегда размышляя, сколько пострадал ради нас Создатель. Пострадаем вместе с Ним очами нашими: отвратим их от неподобных воззрений и возведем их к небу, по речению Псалмопевца: возведох очи мои горе ко Господу. (Пс. 120:1). Пострадаем вместе с Ним устами нашими: удержим язык наш от всякого зла, особенно от празднословия и клеветы; будем хвалить и благодарить за все устами нашими. Пострадаем вместе с Ним и руками нашими: удержим их от хищения и грабежа, протянем их к подаянию просящим, всего более же будем воздавать их к Богу, по изречению псаломскому: да исправится молитва моя яко кадило пред Тобою, воздаяние руку моею (Пс. 140:2). Пострадаем вместе с Ним и ногами нашими: удержим их от злого течения, по изречению псаломскому: от всякого пути лукава возбраних ногам моим (Пс. 118:101); утвердим их во всенощных стояниях и бдениях. Пострадаем вместе с Ним и сердцем нашим: уязвим сердце наше любовию к Нему, и если так с Ним страждем, с Ним и прославимся (Рим. 8:17).

Четвертое преображение – безсмертное, о котором говорит апостол Павел: Христос умре и воскресе, и ктому уже не умирает: смерть им ктому не обладает (Рим. 6:9). Слушатели возлюбленные! О том, как смерть привела Христа Спасителя из тления в нетление, от смерти в бессмертие, из бесчестия в славу, – об этом говорит и апостол Павел: смерть претерпе крестную, (Христос), тем же и Бог Его превознесе, и дарова Ему имя, еже паче всякого имене (Флп. 2:8). Ныне, слушатели, мы не боимся смерти, которой умираем: ибо и нас Он также приведет из тления в нетление, от смерти в бессмертие, от бесчестия в славу. И Апостол, в послании к Коринфянам, говорит: такожде и воскресение мертвых: сеется в тление, востает в нетлении: сеется не в честь, востает в славе: сеется в немощи, востает в силе: сеется тело душевное, востает тело духовное (1Кор. 15:42–44). Если кто хочет убедиться, посмотри на садовые дерева зимой: зима делает их всех мертвыми, и, смотря на них, нельзя знать, принесут ли они плод или нет: ибо они – как бы мертвы. Но смотрите: когда придет весна, те деревья все оживают и процветают. Также и нас смерть, как зима, всех морозом изморяет; но когда придет весна, страшное второе пришествие Христово, тогда мы все восстанем, все оживем, все процветем; даже больше скажем. Сам Спаситель говорил ученикам Своим: аще зерно пшенично пад на земли не умрет, то едино пребывает: аще же умрет, мног плод сотворит (Ин. 12:24). Также и мы, если не умрем, то одни пребудем; а если умрем, то много плодов принесем. Воистинну, мы – пшеница, а смерть для нас – как бы сеятель: берет всех нас и мечет в могилы, гробы. А знаете ли, что такое она делает? – Готовит нас к жатве.

Пятое преображение Христа Спасителя нашего – преславное, о котором говорит св. Матфей: «поят Иисус Петра, Иакова и Иоанна, и возведе их на гору высоку едины, и преобразися пред ними, и просветися лице Его яко солнце, ризы же Его быша белы яко снег, и се явистася им Моисей и Илия с Ним глаголюща. Отвещав же Петр рече Иисусови: Господи, добро нам зде быти: аще хощеши сотворим три сени, едину Тебе, едину Моисеови и едину Илии. Еще же ему глаголющу, се облак светел осени их, и се глас из облака глаголя: Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Нем же благоволих: Того послушайте». Смотрите же, слушатели возлюбленные, какое это преображение преславное, и послушайте ныне, какой разговор на горе Фаворской: Отец говорит о Сыне: Сей есть Сын Мой возлюбленный, еще Отец свидетельствует о Сыне: Того послушайте, – и так возглашает гласом Своим, как гром гремящий. О, милосердый Боже мой! Отчего Ты не возглашал: Сей есть Сын Мой возлюбленный тогда, кода народ гнал Его? Там-то возглашать бы Тебе: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, для чего ты гонишь Его»? Так же отчего Ты не возглашал в ту пору, когда беззаконные Иудеи ругались Ему, ударяя Его по лицу, оплевывая Его и творя Ему всякое бесчестие? Тут-то возглашать бы Тебе и Своим гласом, как громом, устрашать врагов Своих: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, для чего вы ругаетесь Ему»? Но там Господь Бог нигде не возглашает – ни к Ироду, ни к Иудеям, а только на горе Фаворской возгремел гласом Своим, как громом: Сей есть Сын Мой возлюбленный: Того послушайте. Для чего же? – да исполнится всяко писание, если о Нем.

Вы слышали, как я возвестил вам о пяти преображениях Спасителя Бога. Петр увидел одно только преображение, и говорит: Господи, добро нам зде быти. Мы же видим пять преображений Спасителя Бога и говорим с Петром: добро нам в них быти. Первое преображение, слышали вы, смиренное: преобразимся и мы от гордости в смирение, дабы телом не гордиться. Второе преображение, слышали вы, милостивое: преобразимся и мы в милосердие к подаянию нищим и особенно ко врагам; Сам Господь говорит о сем: будите милосерди, якоже и Отец ваш Небесный милосерд есть (Лк. 6:36). Третье преображение, слышали вы, бесчестное: (сколько пострадал Господь наш ради нас!): пострадаем вместе с Ним и мы: ибо если с Ним пострадаем, с Ним и прославимся. Четвертое преображение, слышали вы, бессмертное, что Он умер и воскрес: веруем же и мы тому, яко Бог умершия во Иисусе приведет с Ним, по слову Апостольскому (1Сол. 4:15). Пятое преображение, слышали вы, преславное, – когда ученики, увидев преображение и услышав глас, пали ниц на землю, Иисус же воздвиг их; а Петр, восстав, видел только одного Иисуса. Когда и нас Иисус воздвигнет от этой временной жизни, мы увидим только единого Иисуса, грядущего на облацех судити нас.

Молим Его ныне: «Преобразился еси на горе, Христе Боже, показавый учеником Твоим славу Твою, якоже можаху, да возсияет и нам грешным свет Твой присносущный. Молитвами Богородицы и Апостолов, Святодавче, даруй нам зреть свет Твой во веки, и сотвори нас наследниками царствия небесного». Того царствия и я желаю вам, каковое да получим все мы о Христе Иисусе Господе нашем, Ему же подобает всякая слава и честь во веки веков. Аминь160.

* * *

160

Из старинного рукописного сборника проповедей св. Димитрия, митроп. Ростовского. Впервые настоящее слово св. Димитрия было издано в «Душеполезном чтении» за 1883 г., III ч., стран. 78–87.


Источник: Церковная проповедь на двунадесятые праздники : Слова, беседы, поучения святых отцов и учителей Церкви и известнейших писателей церковных. Части 1-2. / сост. П. Смирнов.– Киев : Лито-Типография И.И. Чоколова, 1904. / Ч. 1. – XII, 862, XII с.

Комментарии для сайта Cackle