Источник

Слово в светоносный день воскресения Христа и Бога нашего. Блаженнейшего Герасима Паллады, патриарха Александрийского (XVIII в.)

Вчера всякий благочестивый и боголюбивый человек чувствовал в сердце своем, по истине, печаль великую и скорбь невыносимую, вспоминая, как Господа славы, Царя царствующих, держащего всю тварь в Своей длани, заключили в едином малом гробе, в едином месте в три локтя, под одним камнем единого положили мертвого, уничиженного иудеями. А днесь какую радость и веселие ощущает в себе каждая душа благочестивая, созерцая воскресение Господа нашего, и размышляя: как Тот, Который вечера поруган был, как осужденный, – днесь с великою властию попирает и сокрушает врата ада, как Царь; Тот, Которого вечера оплакивала Матерь Его Богородица, как мертвого, – днесь изводит из ада мертвые от века с силою великою, и славословится от всех ангелов, пророков, праведных, патриархов и святых в преисподних земли. Посему все мы единогласно днесь восклицаем: Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь.

Сей день есть тот нареченный, святой, благознаменитый день воскресения Господа нашего, в который Он освободил души сущих от века человеков, в который отверзся рай, и в который все праведные возрадовались, а обольститель диавол низложен. Возвеселимся же днесь, благочестивейшие христиане, и взыграем духом. Ибо грех в мире более не торжествует: Христос царствует; Христос господствует. Он возшел на высоту и пленил плен (Еф. 4:8): восшел на высоту креста и сошел в глубину ада, поработил рабство велие, поработил демонов этих всезлобных врагов человека, души же, плененные темными властями ада, пленил и взял в Свою собственную, светлую, державу, а демонов попрал так, что они уже не имеют никакого дерзновения против человека. Итак, радуйтесь и веселитесь в пресветлый сей день воскресения Христова о победе над диаволом и об освобождении от него рода нашего; но радуйтесь радостию не чувственной, как веселятся народы заблудшие, а радостию приличною такому царю, каков воскресший. Сей Царь есть Бог Небесный: и мы будем радоваться радостию небесною. Дух есть Бог: и наша радость да будет духовная. Выражение же духовной радости суть славословия, словеса Божии, благодарения, песнопения Церкви. Сие приличествует христианам. Не твори пресыщений, – говорит мудрый Павел, – ни похотений, ни блуда, ни пиянства. Наша радость есть веселие ума и души; и только этим веселием мы радуем Бога, Который есть ум и душа всего.

Посему вперим весь ум наш в таинство воскресения, и созерцание оного уготовим вместо одеяния. Одежды же телесные, те златотканные одежды, кои могут порождать соблазн и тщеславие, да не позволяются во все. Одежды телесные да будут у нас скромные и смиренные, поступь тихая, речи умные; а пиянство, буесловие, пляски, игрища на распутиях и торжищах, и песни – прочь! Ибо все это – от сатаны, и не веселит Владыку и благодатного Жениха. Только духовные и чистые радости любы Воскресшему Христу. И вот ими-то ныне украшает вас Святая Церковь, сия таинственная Невеста Христова. Идите же в благословенные дома ваши, и радуйтесь в настоящий благознаменитый праздник, славя и воспевая воскресшего Иисуса Христа. Аминь224.

* * *

224

См. Первое путешествие преосвящ. Порфирия в Афонские монастыри и скиты. Часть II. Приложение к второму отделению сей части Москва, 1881 г., стр. 270–271


Источник: Церковная проповедь на двунадесятые праздники : Слова, беседы, поучения святых отцов и учителей Церкви и известнейших писателей церковных. Части 1-2. / сост. П. Смирнов.– Киев : Лито-Типография И.И. Чоколова, 1904. / Ч. 1. – XII, 862, XII с.

Комментарии для сайта Cackle