Слово на честный и животворящий Крест. Св. Ефрема Сирина
Всякий праздник и всякое деяние Господа нашего Иисуса Христа – нам верным спасение и похвала. Но похвала похвал – крест; но праздников праздник – когда пожрен бысть за ны Пасха, Христос (1Кор. 5:7), лучше же сказать, когда восстал из мертвых Агнец Божий, вземляй грех мира (Ин. 1:29). Это – госпожа и царица праздников.
Но все другие праздники святы и досточестны, и, различаясь между собою в слове, осияваются блистанием Божества. Достойным же образом чтит и верно празднует их ревнитель заповедей Божиих. А нечистые и оскверненные грехами и в праздник не празднуют. Прекрасный и богоугодный праздник – покаяние со слезами, воздержание от грехов, познание Бога и вожделение вечных благ. Когда так празднуют, и на телах бывает радость, и Церковь веселится, ликует и созывает всех праведных, говоря: „радуйтесь со мною, яко сын мой сей мертв бе прегрешениями, и оживе покаянием» (Лук. 15:24). Прекрасный и богоугодный праздник – там, где сопразднует Христос, где совершаются Его празднества и чествуются Божественные Писания. Христос же сопразднует там, где празднующие соединены во имя Его любовью, без всякой вражды и без всякого лицемерия. Христос сопразднует там, где прислуживают нищим, где утешают сирот, где упокоевают странников. Христос сопразднует там, где чествование Богу – во псалмах и пениих и песнех духовных (Ефес. 5:19). Так празднующие соединены во имя Его; посреде их, по обетованию (Матф. 18:20), обретается Христос. Поскольку же – посреде их, то никто не делает им вреда.
Так будем праздновать Господни праздники не пышно, но божественно, – не по мирскому, но премирно. Не будем увенчивать преддверия, составлять лики, украшать лица, нежить слух свирелями и гуслями, облекаться в легкие ризы и в блеск золота. Не будем праздновать козлогласовании и пиянствы (Римл. 13:13). Не разоряй дела Божия ради снеди; не нарушай Божия священнослужения ради ненасытного чрева, трудясь в поварне. Но предоставим сие тем, имже бог чрево и слава (Флп. 3:19). Мы же все вкупе, малые и большие, мужи и жены, будем чествовать Господни праздники, как научены, по-христиански и благочестно, во псалмех и пениих и песнех духовных. Увенчаем преддверия, как христиане, а не как еллины, увенчивающие их лавровыми ветвями и цветами и другими веществами (как в обычае у еллинов и иудеев). Сень законная прешла, процвела же истина, как мы слышим от Апостола, который говорит: древняя мимоидоша, се быша вся нова (2Кор.5:17). Идольская лесть упразднена, смерть лишена своей добычи, пленники ада изведены, царство многобожия сокрушено, человек освобожден, Бог воцарился, тварь веселится, владычествует Крест, которому покланяются все племена и народы, колена и языки, – которым мы хвалимся, говоря с блаженным Павлом: мне же да не будет хвалитися токмо о кресте Господа нашего Иисуса Христа (Галат. 6:14). Посему и на двери наши, и на чело, и на очи свои, и на уста, и на перси, и на все члены положим себе сей животворящий крест; вооружимся сим непобедимым оружием христиан, сим победителем смерти, сею надеждою верных, сим светом кротких, сим оружием отверзающим рай и низлагающим ереси, сею опорою православной веры, спасительною похвалою Церкви. Ни на один час, ни на одно мгновение не будем, христиане, оставлять его, повсюду нося с собою, и без него не станем ничего делать; но спим ли, встаем ли, работаем ли, едим ли, пьем ли, идем ли в путь, плаваем ли по морю, переходим ли реки, – все члены свои будем знаменовать животворящим крестом. И мы не убоимся от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тме преходящия, от сряща и беса полуденнаго (Псал. 90:5–6). Если, брат мой, всегда будешь употреблять его в помощь себе: то не приидет к тебе зло, и рана не приближится селению твоему (Пс. 90:10): ибо сопротивные силы, при виде его, с трепетом убегают. Крест упразднил идольскую лесть. Он просветил всю вселенную. Он разогнал тьму и распростер свет. Он от запада и севера, от моря и востока, собрав народы в единую Церковь, к единой вере и единому крещению, связал их любовью.
О, какие уста и какой язык восхвалят, как должно, сию непреоборимую стену православных, сие победоносное оружие великого Царя Христа! Крест – воскрешение мертвых. Крест – упование христиан. Крест – жезл хромых. Крест – утешение бедных. Крест – узда для богатых, низложение горделивых. Крест – памятник победы над демонами, пестун юных. Крест – торжище для торжников, надежда отчаянных, кормило для плавателей. Крест – пристань обуреваемым, стена окруженным врагами. Крест – отец сирот, советник правдивых. Крест – утешение скорбящих, хранитель младенцев, слава мужей, венец старцев. Крест – свет сидящим во тьме. Крест – велелепие царей, любомудрие для варваров. Крест – свобода рабов, мудрость невежд. Крест – проповедь пророков, сопутник апостолов, похвала мучеников. Крест – целомудрие дев, радость иереев. Крест – основание Церкви, утверждение вселенной. Крест – разорение идольских храмов, соблазн для иудеев. Крест – сила немощных, врач недужных. Крест – очищение прокаженных, восстановление сил в расслабленных. Крест – хлеб алчущих, источник жаждущим. Крест – благонадежность монахов, покров наготующим. Он водружен посреди вселенной, насажден на лобном месте и тотчас произрастил грозд жизни. Сим святым оружием Христос расторг всепоядающую утробу ада и заградил многокозненные уста диаволу. Увидев сие, смерть пришла в трепет и ужас и освободила всех, кем возобладала она с первозданного. Им вооружившись, блаженные апостолы покорили всю силу вражию и, в мрежи свои уловив все народы; собрали их на поклонение Кресту. В него облекшись, как в броню, мученики и воины Христовы попрали все замыслы мучителей и проповедовали со дерзновением. Его взяв и неся на себе, ради Христа отрекшиеся всего в мире с великою радостью вселяются в пустынях и горах, в пещерах и пропостях земных. О, безмерная и несравненная благость щедрот Божиих! Сколько благ даровал Бог крестом человеческому роду! Сей добрый кормчий, исполнив изобилием всю жизнь нашу и умирив ее, доставил еще нам в будущности вечную жизнь: ибо сей самый честный крест опять, во второе пришествие Христово, первый явится, как честный и животворящий, досточтимый и святой скипетр великого Царя-Христа, по слову Господа, сказавшего: тогда явится знамение Сына Человеческаго на небеси (Матф. 24:30). Итак, крест первый явится на небеси со всем воинством ангелов, в пришествие Владыки Христа, озаряя всю землю от конец до конца паче солнечного сияния. Аминь1.
* * *
Творения св. отца нашего Ефрема Сирина, в рус. пер. Изд. четвертое, 1895 г., часть 2-я, стр. 260–263; Воскресн. Чтение XVI (1852–53) г., стр. 239–240. Не без основания полагают, что „слово на честный и животворящий Крест» произнесено было преподобным Ефремом Сириным на праздник Воздвижения честного и животворящего Креста Господня. См. исследование П. Смирнова – „Проповеди св. Ефрема Сирина“ – в „Трудах Киевск. Духовн. Академии» 1894 г., № 11, стр. 329.