протоиерей Петр Смирнов

Слово в неделю Ваий. Святого Епифания, епископа Кипрского

Тот, Которого непрестанно воспевают и прославляют Ангелы, – Тот на земле, как человек, преклоняет колена пред Отцем и молится, а на небесах приемлет коленопреклонения и молитвы от всей твари, видимой и невидимой; на земле, как человек, алчет (Матф. 4:2; 21:18), а Сам есть хлеб небесный, сшедший свыше (Ин. 6:41, 51); устрояя спасение, как человек жаждет (Ин. 19:28), а по Божеству Сам есть источник жизни; на земле утруждается (Ин. 4:6) по воспринятому (человечеству), а Сам есть упокоение труждающихся и обремененных (Матф. 11:28). Он-то ныне добровольно идет на смерть, чтобы смертью Своею сокрушить имущаго державу смерти (Евр. 2:14), а обольщенным от него надеждою бессмертия, и умерщвленным – даровать бессмертие. Посему хотя Господь Христос, Бог (сущий) в Сионе, шествует не со скипетрами и трубами, но с совершенною нищетою, – не с мечами, оружиями и копьями, но с крайним смирением, – не с оруженосцами, не с позлащенными щитами, шлемом и бронею, но с крайнею кротостью, беспредельным незлобием и безмерною скромностью: однако же сказано: и сoтрясеся весь град, глаголя: кто есть сей? Народа же глаголаху: сей есть Христос Сын Давида (Матф. 21:10, 11). Он входит во храм, и, как истинный Бог храма, Святейший самого святилища, изгоняет из него недостойных, беззаконных и злонравных священников; а предстоящие во храме Божием отроки храмолепно, или лучше, боголепно восклицают Богу храма, Христу Иисусу: осанна, осанна Сыну Давидову (Матф. 21:15), дарующему мир на небеси, и славу в вышних (Лук. 19:38)!

Блаженны чаяния Церквей! Блаженны надежды христиан! Люди, уверовав в Начальника мира (Ис. 9:6), и обогатившись миром, соделались сожителями Ангелов. Христос совокупил дольнее и горнее, соединил бренных с бестелесными. Радуйтесь во Христе! Еще повторяю, радуйтесь: радуйся зело, дщи Сионя (Захар. 9:9), Новый Иерусалим, Церковь Божия! Приникни глубже в таинство твоего празднества! Вознесись превыше видимого, чтобы понять духовно то, что совершается чувственно. Для чего Иисус, Который всегда пешешествовал, ныне, и только ныне, воссел на животное. Сам восшедши на оное? – для того, чтобы вразумить нас о Своем вознесении на крест. Какая это противулежащая весь? – без сомнения, противоположный и противный миру образ мыслей, усвоенный себе поселенным прямо рая (Быт. 3:24) человеком, к которому Христос и послал двух учеников, то есть, два Свои завета – завет Ветхий и Новый. Кто – эта ослица? – Без сомнения, ветхая и прелюбодейная синагога. которая отягчена бременами житейскими, и на которой Христос восседал до некоторого времени. Кто – осленок? Это – я, младый и самый необъезженный народ языческий, на которого никтоже от человек вседе (Марк. 11:2), – ни закон, ни страх, ни Ангел, ни пророк, ни Моисей, ни Писания, а только Сам Бог Слово, возлегший с нами бессловесными в яслях, в Вифлееме, чтобы освободить нас от нашего бессловесия, и потом сделать богословами. Что это – за отрешение осленка? – без сомнения, освобождение (нас) от идолослужения и отрешение от кровавых идольских жертв, которое предзнаменовано было прикосновением жены кровоточивой. Кто суть ропщущие на отрешение осленка и говорящие: почто отрешаеша (Лук. 19:31) осля привязано (Матф. 21:2)? – Иудеи и демоны. Что это – за постилание отроками одежд? – совлечение ветхого человека, и вместе безобразная нагота и пустота синагоги. Кто – богословствующие младенцы? – без сомнения, чада верного народа Христовой Церкви. Кто – их матери? – купели крещения, возрождающие верных. Что – сосцы матерей? – два завета, которые оба суть наши учители, напояющие нас млеком духовным и небесным. Что такое – сошествие Христа с горы Елеонской? – без сомнения, не иное что, как сошествие с неба к нам Бога Слова. Кто – масличные ветви? – души милостивых. Что такое – путь? – Путь, который хорошо устилают делами добродетелей, совлекаясь ветхого человека. Что – финиковые ветви? – чистые сердца праведных, процветающие как финики, и возвышающиеся как кедры Ливанские, насажденные в дому Господнем, процветающие (Псал. 91:13, 14) и устремляющиеся горе к истинному Финику, без сомнения, одерживая победу над мучителем и адом, от тирании которых сами освобождены силою Победителя Христа. Кто такое – предшествующие? – праведные Пророки. Кто – последующие? – Апостолы, и мы, вместе с ними уверовавшие из язычников. Что – град? – Горний Иерусалим. Что такое – храм? – Царство небесное, из которого Христос изгнал Иудеев, как недостойных.

Вот как мы должны понимать обстоятельства настоящего праздника и представлять себе таинство, которое совершил Владыка. Но, рассуждая так о празднике, будем вместе с Ангелами ликовать, с народом рукоплескать, с матерями удивляться, с Апостолами проповедовать, и, сретая Христа, идущего во Иерусалим, хвалить, благословлять и восклицать: осанна, благословен грядый, и паки грядый во имя Господне судить мир Свой! Ему слава, со Отцем и Духом, во веки веков. Аминь158.

* * *

158

S. part. nostr. <слово нераспознанно> Constant. S. Salam. in Cypro Epics. Oper ed. Colon 1682, tom. II, pag. <слово нераспознанно>; сравн. „Христианск. Чтен.“, 1841., I ч., стран. 345–350. „Воскресное Чтение“ XV (1851–1852) г., 495–496 стран.


Источник: Церковная проповедь на двунадесятые праздники : Слова, беседы, поучения святых отцов и учителей Церкви и известнейших писателей церковных. Части 1-2. / сост. П. Смирнов.– Киев : Лито-Типография И.И. Чоколова, 1904. / Ч. 2. – 905, XII с.

Комментарии для сайта Cackle