Источник

Поучение на Вход Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа во Иерусалим. Св. Димитрия, митрополита Ростовского

Не бойся, дщи Сионя: се Царь Твой грядет, седя на жребяти осли (Ин. 12:15).

Возлюбленные братие мои, православные слушатели! Две дщери – в сем веке: одна – дщерь Сионская, о которой воспоминает святой Иоанн Богослов, говоря: не бойся, дщи Сионя: се Царь твой грядет. Вторая есть дщерь Вавилонская, о коей воспоминает царствующий пророк Давид, говоря: дщи Вавилоня окаянная, блажен, иже воздаст тебе воздаяние твое, еже воздала еси нам: блажен, иже имет и разбиет младенцы твоя о камень (Пс. 136:8–9). Еще сказано: се Царь твой грядет. Царь есть Христос Бог, Избавитель наш; так нарек Его святой Иоанн Богослов в Апокалипсисе, говоря: Царь царем и Господь Господем (Апокал. 17:14). Православные слушатели! я обещаю ныне любви вашей в слове показать, каковы – оные дщери Сионская и Вавилонская; потом изъясню, почему повелено не бояться дшери Сионовой, когда к нeй придет Христос Бог, Царь славы, Кoeго – Христа Спасителя моего прошу о помощи, а вашу любовь – о слушании.

Прежде всего, дщерию Сионскою называется синагога иудейская: ибо иудеи жили на горе Сионской, которую взял царь Давид, и устроил там крепость, то есть царствующий град крепкий. Так, в книгах Царств написано: и взя Давид крепость Сионю: а в другом месте сказано: и созда около его град (2 Царств. 5:7, 9). И когда Христос Спаситель наш пришел к столице иудейской, ко граду Иерусалиму, в тот час и было сказано к синагоге иудейской: не бойся, дщи Сионя: се Царь твой грядет. – Во-вторых, дщерию Сионовою именуется Святая Церковь кафолической веры: ибо христиане, веровавшие в истинного Христа Бога нашего, будут жительствовать на небе. Так говорит Псалмопевец до Христа Сына Божия: жезл силы послет ти Господь от Сиона, и господствуй посреде врагов твоих (Пс. 109:2). И когда Христос Спаситель наш восходит во Святую Церковь христианскую, в тот час также говорится к ней: не бойся, дщи Сионя: се Царь твой грядет. – В-третьих, дщерию Сионовою именуется и всякая душа верная, православной христианской веры. Ибо Дух Святой говорит в Песни Песней ко всем верным людям: дщери сиони, изыдите и видите в царе Соломоне в венце, то есть Бога нашего во плоти человеческой, им же венча его мати его в день обручения его (Песн. 3:11), т. е. в день воплощения Его, в каковой день Христос Сын Божий восприял на Себя плоть человеческую, и соединился с нею. И когда какой человек принимает пресвятое Тело Христа Бога нашего и Его пречистую Кровь в таинстве евхаристии под видом хлеба и вина: и в тот час говорится к душе его: не бойся, дщи Сионя: се царь твой грядет. – В-четвертых, дщерию Сионовою называется и пречистая Дева Богородица. Ибо как на горе Сионской жил Господь Бог, о чем говорит Псалмопевец: гора Сион сия, в нейже вселился еси (Псал. 73:2), так и в утробе Пречистой Богородицы Христос Бог наш пожил девять месяцев, когда сошел в пречистую утробу Ее. И когда сошел к Ней в утробу Ее, тогда и к Ней было сказано это: не бойся, дщи Сионя: се Царь твой грядет.

Слушатели православные! Сказал я вам о дщери Сионовой; нужно мне сказать и о дщери Вавилонской. Во-первых, дщерию Вавилонскою называется великий град Вавилон в земле Халдейской. В том Вавилоне был царь Навуходоносор, который за свою гордость был превращен от Бога в вола, и семь лет ел траву в пустыне. В том же Вавилоне Бог наказал царя Валтасара отпадением царства его за пьянство и за бесчестие сосудов церковных, из Которых он ел и пил вино с своими болярами в поругание Бога нашего. И когда он ел, в тот час в чертоге его показалась рука человеческая, пишущая на стене, и написала такие слова: мани, фекел, фарес, т. е. „отъимет Бог царство твое“ (Дан. 5:25). И эти Вавилоняне часто разоряли град Иерусалим и опустошали огнем и мечем всю землю Израильскую, и отводили израильтян в плен в Вавилон; потому-то царь Давид с гневом и отвечает к Вавилону так: дщи Вавилона окаянная! блажен, иже воздаст тебе воздаяние твое, еже воздала еси нам: блажен, иже имет и разбиет младенцы твоя о камень. Во-вторых, дщерию называется и век сей. Ибо как в Вавилоне жили звери дикие и сирены, так и в веке сем – злые люди, неправедные и грешные, которые за свои злые дела называются зверями дикими. Сам Бог называл зверями идолопоклонников и грешных человеков, которые желали прийти к познанию истинного Бога, говоря: благословят мя звери сельнии, сирини и дщери птичии: яко дах в пустыни воду (Ис. 43:20). В Вавилоне израильтяне терпели великую тесноту и мучение: так и в веке сем христиане претерпевают гонение и мучение – от неверных еретиков. Об этом терпении сказал Христос ученикам Своим: восплачетеся и возрыдаете вы, и мир возрадуется (Ин. 16:20). Если и мы в веке сем претерпим какое гонение ради правды, и примем напасти: то и мы должны отвечать к веку сему и говорить к нему: дщи Вавилона окаянная! блажен, иже воздаст тебе воздаяние твое, еже воздала еси нам: блажен, иже имет и разбиет младенцы твоя о камень.

Еще, православные слушатели, хочу показать, если вы пожелаете разуметь и узнать, почему не велено бояться дщери Сионовой, когда к ней приходит Христос, Царь славы. Хотя Бог Вышний часто являлся человека, однако, кому и являлся, тот был одержим страхом. Ною явился Бог в столпе страшном, с водами великими, и со многим дождем, каковые воды умножили великий потоп и потопили всех живущих на земле человеков, и зверей, и скотов, и птиц, и гадов. Так мы читаем в книге Бытия: разверзошася вси источницы бездны, и хляби небесныя отверзошася. И быстъ дождь на землю четыредесять дней, и четыредесять нощей; в другом месте сказано: и умре всякая плоть движущаяся по земли, птиц и скотов, и зверей, и всякий гад движущийся на земли, и всякий человек. И вся елика имут дыхание жизни (Быт. 7:11, 12, 21). Боялся и Моисей, когда Бог явился ему на горе Синайской с молниями и громом, и страшным гласом трубным в огне и курении великом. Так, в Моисеевой книге Исход мы читаем: во утрий же день быша гласи, и молния, и облак мрачен на горе Синайстей, глас трубный глашаше зело; в другом месте говорится: гора же Синайская дымяшеся вся, схождения ради Божия на ню во огни: и восхождаше дым, яко дым пещный: и ужасошася вcu людие зело (Исх. 19:16, 18). Боялся и пророк Илия, когда Бог явился ему в огне и в великом вихре, и ангел Господень сказал ему так: изыди утро, и стани пред Господем в горе: и се мимо пойдет Господь, и дух велик и крепок разоряя горы, и сокрушая камение пред Господем, но не в дусе Господь: и по дусе трус, и не в трусе Господь: и по трусе огнь, и не во огни Господь: и по огни глас хлада тонка, и тамо Господь (3 Царств. 19:11, 12). Боялся и пророк Иезекииль, когда ему явился Бог на колеснице, в которую были впряжены четыре херувима, и всякий херувим имел на себе четыре лица: одно лицо человеческое, второе – тельчее, третье – львово, четвертое – орла; так сказал пророк Иезекииль: четыре лица коемуждо (Иезек. 10:14). Боялся и пророк Даниил, когда ему явился Бог в тьмах тем и тысячах тысяч воинств небесных; об этом говорит сам пророк Даниил: тысяща тысящ служаху ему, и тьмы тем предстояху ему (– 7:10).

Будут бояться в последний день и люди грешные, когда Христос Спаситель наш придет судить живых и мертвых. Ибо в тот час Он пошлет их во ад мучиться во веки, и там будет им за согрешение разное и мучение разное. Там будут терпеть и огнь неугасающий, ибо Христос Спаситель наш рек: огнь их не угасает (Марк. 9:44). В сем огне будут гореть люди нечестивые, блудники и гневливые, за то, что они распалялись – один от похоти, другой от гнева. Будет там и зима лютая, и грешники будут скрежетать зубами своими; об этом изрек Христос Спаситель наш: ту будет плач и скрежет зубом (Лук. 13:28). Сию зиму лютую будут терпеть те люди, которые не милостивы к убогим, не принимают в дома свои странных и лежащих в гноище без крова, и терпящих мороз лютый. Таковые и сами будут иметь содружество с диаволом и аггелами его, ибо к таковым Христос Бог наш говорит: идите от Мене проклятии во огнь вечный, уготованный диаволу и аггелом его (Матф. 25:41). Оно содружество с диаволом будут иметь и люди горделивые, которые ныне презирают убогих, гнушаются ими. Черви непрестанно будут терзать и есть человеков грешных, и никогда они не умрут, ибо сказано: червь их не умирает (Марк. 9:44). Сии черви будут есть и терзать тех человеков, которые здесь отнимают что-либо лихоиманием. Будет там и тоска столь великая, что если бы возможно было умереть, то с усердием рады были бы приять смерть за сладость; но они никогда не умрут, ибо написано: взыщут человецы смерти, и не обрящут ея: и вожделеют умрети, и убежит от них смерть (Апокал. 9:6). Таковую тоску будут терпеть те человеки, которые ныне непрестанно пребывают в веселии, пьянстве и великой роскоши, а о Боге никогда не помышляют. Еще же будет там тьма кромешная, ибо написано: связавше ему руце и нозе, вверзите его во тьму кромешную (Матф. 22:13); и вверженные в той тьме будут сидеть во веки, и никогда не будут видеть лица Божия. Сию тьму восприимут те, которые не допускают убогих видеть лица своего. Будет там и голод, поскольку Христос Сам рек: горе вам насыщеннии ныне: яко взалчете (Лук. 6:25). Тот голод будут терпеть те люди, которые в веке сем не питают бедных и убогих. Будет там и жажда великая, ибо Сам же Христос сказал: яко вы возжаждете. Таковую жажду будут терпеть те, которые не напояют жаждущих здесь странных и убогих. Будет там и теснота великая, поскольку ад будет полон грешными человеками: одни сверху, другие посреди его, иные же на самом дне адском. Когда на страшном суде Христос Бог наш, скажет грешникам: идите от Мене проклятии во огнь вечный, – в тот час над грешниками земля расступится, как расступилась над Кореем, Дафаном и Авироном при Моисее, и тогда все грешники впадут во ад. Потом опять земля сомкнется в место; грешники же будут во аде под землею, как сосуде железном, тесно заперты и во веки неисходны, как говорит Сам Бог: идут сии в муку вечную (Матф. 25:46). В сию тесноту адскую ввержены будут те, которые здесь насилием отнимают у кого что-либо и утесняют бедных и сирых; и кто каким образом согрешит, таковым и пострадает, – как и Соломон сказал: имиже кто согрешает, сими и мучится (Премудр. Солом. 11:17).

Православные слушатели! Теперь вы знаете, почему не повелено бояться дщери Сионовой, когда к ней приходит Христос, Царь славы. Прежде всего сказано: не бойся, дщи Сионя: се Царь твой грядет, – потому, что Владыка и Господь Бог, Царь всех идет к нам не с потопом страшным, и не с водами великими и дождями многими, но идет к нам со слезами милосердыми, ибо Он трижды проливал слезы за грехи из очей Своих (Христос плакал над Лазарем умершим; плакал над Иерусалимом, в котором имел пострадать; плакал в тот час, когда был пригвожден ко кресту). Во-вторых, сказано, не бойся, дщи Сионя: се Царь твой грядет – потому, что Христос, Царь и Бог наш, идет к нам не с огнем и дымом, страшным громом и трубным гласом, как на горе Синайской, но пришел к нам с детским воспеванием: Осанна Сыну Давидову: благословен грядый во имя Господне: осанна в вышних. В-третьих, сказано: не бойся, дщи Сионя: се Царь твой грядет – потому, что Христос, Царь и Бог наш, идет к нам ныне не в вихре и с ветром великим, как при Илии, но с цветущими и благоуханными ветвями финиковыми. В-четвертых, сказано: не бойся, дщи Сионя – потому, что Он идет ныне не с тысячами тысяч и со тьмами тем, и не с двенадцатью легионами ангелов небесных, но идет только с двенадцатью учениками Своими смиренными и кротчайшими, в-пятых, сказано: не бойся, дщи Сионя – потому, что Царь наш и Бог грядет к нам не на колеснице, везомой херувимами четвероличными, как видел Иезекииль, но идет к нам на смиренной ослице. В-шестых, сказано: не бойся, дщи Сионя – потому, что Царь Господь и Бог наш идет к нам не для того, чтобы судить живых и мертвых, но идет для того, чтобы люди судили Его; идет не для того, чтобы грешных человеков ввергнуть в муки вечные, но идет Сам подъять муку и принять на кресте смерть поносную за грехи наши.

Потщимся же, братие, принять к себе Христа Царя и Бога нашего: поскольку Он бьет в двери сердца нашего и возбуждает нас покаяться в своих согрешениях, говоря: покайтеся, приближися бо царство небесное (Матф. 4:17). А кто не исповедует грехов своих, у того заперты двери сердца его, и Христос не войдет к нему и жить в нем не будет. Если же кто исповедует согрешения свои, которыми прогневал Творца Своего, и покается впредь того не делать: тот отверзет двери сердца Христу Спасителю своему, и Спаситель войдет в сердце его и жить будет в том, ибо Христос Сам рек: се стою при дверех и толку, аще кто услышит глас мой, и отверзет двери, вниду ь нему, и вечеряю с ним, и той со Мною (Апок. 3:20). Потому и мы, братие мои, исповедаем согрешения свои, которыми прогневали Создателя своего, и сотворим удовлетворение о них, и мы отверзем двери сердца нашего: тогда Он войдет и к нам жительствовать, как царь в прекрасные палаты. Ибо когда Христос вошел в дом Закхеев, тогда отпустил ему все согрешения его, и сказал: днесь спасение дому сему бысть (Лук. 19:9). Так и мы, если очистим душевный дом наш покаянием и молитвами, то и к нам придет Христос Бог наш в дом души нашей и также скажет: днесь спасение дому сему бысть, и отпустит нам все согрешения наши благодатью и человеколюбием Своим. Аминь178.

* * *

178

Сочинения святого Димитрия, митрополита Ростовского. Часть 2-я. Киев. 1895 г., стр. 114–121.


Источник: Церковная проповедь на двунадесятые праздники : Слова, беседы, поучения святых отцов и учителей Церкви и известнейших писателей церковных. Части 1-2. / сост. П. Смирнов.– Киев : Лито-Типография И.И. Чоколова, 1904. / Ч. 2. – 905, XII с.

Комментарии для сайта Cackle