протоиерей Петр Смирнов

Поучение на день Рождества Христова. (О Божестве и человечестве Иисуса Христа, о воплощении Его и о Богоматери). Преподобного Иова, игумена лавры Почаевской81

День дни отрыгает глагол, и нощь нощи возвещает разум. Не суть речи, ниже словеса, ихже не слышатся гласи их (Псал. 18:3).

Евангелист Лука говорит, что в шестой месяц после того, как Елисавета зачала во чреве Предтечу, Святая и Пречистая Дева Мария, приняв благовещение от архангела Гавриила, пришла к родственнице своей Елисавете и приветствовала ее. И тогда тотчас ожил и вострепетал младенец в утробе Елисаветы, и она Духом Святым начала пророчествовать, Давидски говоря: Откуду мне сие, да приидет Мати Господа моего ко мне? Се бо... взыграся младенец радощами во чреве моем (Лук. 1:43–44). Милость и истина сретостеся, правда и мир облобызастася: истина от земли возсия, и правда с небесе приниче (Псал. 84:11–12). Истина был Предтеча, поелику он был проповедником истины и, еще находясь во чреве матери, познал своего Владыку. Ибо он от земли вoзсиял, будучи посеян отцом Захариею, а рожден материею Елисаветою. Правда же – Христос Бог: Он родился от Пречистой Девы по благовещению, безначальный от безначального Отца. Свет от Света, Бог истинный от Бога истинного; Он рожден по плоти, а не сотворен, присносущен Отцу и Святому Духу прежде всех веков.

Некоторые же иудеи говорят, будто бы Господь к Своей премудрости сказал: сотворим человека по образу Нашему и по подобию (Быт. 1:26). Ясно уже, они обличают сами себя и неверие свое, так как и Соломон сказал: Премудрость созда себе дом (Притч. 9:1). Под Премудростью он разумеет Сына Божия, а под храмом святым – пречистую, непорочную и бесскверную Деву Богородицу Марию. Итак, если бы Сын Божий не был Премудростью Божиею, то Он не воспринял бы плоти. Посему, не подобает отделять Божество от человечества и человечество от Божества. Если же иудеи и еретики отделяют, то для них скоро последует конец их погибели. А мы как веруем, так и проповедуем. поелику Пречистая Дева не познала похоти, но сообщила Ему телесный состав: то Он зачался от матернего и Владычного естества; будучи истинным Богом, Он облекся плотью и стал истинным человеком. И поелику в Нем – и человеческая немощь и величие Божества: то Он словом совершал, что Ему свойственно, а телом исполнял то, что свойственно телу; словом творил чудеса, телом же принимал укоризну от иудеев. Для того Бог и соделался человеком. Ибо как Слово не лишилось чести равенства со Отцем: так и тело не удалилось от естества нашего рода; един Он есть истинный Сын Девы; принял плоть oт Девы, нося Божественную силу внутри. Итак, очевидно поэтому, что Он есть Бог, так как в начале бе Слово (Ин. 1:1). Ибо ангелы не ведали о Владычном милосердии, которое Он хотел сотворить, принять плоть и родиться от Девы. Когда же Господь наш Иисус Христос, Сын Божий, родился, от Пречистой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, – ибо Он изволил родиться от колена Авраамова, от дочери Иоакима и Анны, из колена Иудина, – то посему во время плотского рождества Владыки Христа удивлялись ангелы, радостно восклицая один другому: „О, милосердие! Как Он родился без отца, плотью, будучи прежде вечен без матери со Отцем присносущим? и безначально будучи рожден от Отца совершенным Богом, не оскудно же нося в Себе свойство Отеческого естества. Он опять от Девы является совершенным человеком, по милосердию восприняв всецело человеческое существо»? К Деве же опять тогда сказали ангелы: „Как мы ублажим Тебя, Богородица, или как достойно возвеличим Тебя, что Ты, будучи Девой, родила, как матерь, и по рождении не растлила девства и не осквернила чистоты, но пребываешь Девою, всепетая? Кто возможет, – сказали они, – изглаголать чудеса сего таинства? Но воздадим хвалу Обновляющему Адама». Итак, удивляясь в великой радости, воссылая хвалы, они говорили: Слава в вышних Богу, и на земли мир, во человецех благоволение (Лук. 2:14).

Итак, от племени Авраамова произошла Пречистая Дева, дочь Иоакимова, в Которую вселилось Слово Божие, и Слово плоть быть (Ин. 1:14). Она есть леторасль от колена Иудина (Быт. 49:9), дочь Иоакима и Анны, святая, чистая, прекрасная, нескверная и непорочная. Когда еще не появлялось у Ней свойственного женщинам. Она, зачавши от Святого Духа, родила Создателя тварей, и потом после рождения пребыла Девою. Хотя Господь наш Иисус Христос изволил родиться от колена Авраамова, от дочери Иоакимовы, но не Авраамом благословятся все колена земные, а Богом сотворившим небо и землю. Ибо то не – вера, если кто веровал в Авраама: и самому Аврааму нужно было благословиться именем Иисусовым, так как от одного колена Иудина произошла Пречистая Дева, от Которой родился Господь. Им и благословились народы и крестились во имя Его. Итак, Господь наш Иисус Христос воплотился от Святого Духа и вошел в утробу Девы Марии, чтобы спасти прельщенный род человеческий. И Слово плоть бысть, и вселися в ны (Ин. 1:14). Разумей же об этом плоде так, что Леторасль Сия родила истинного Бога и истинного человека: ибо Он, имея два естества, Божество облек человечеством. Посему для многих не понятен был путь Его, когда Иисус, Христос Бог наш, произошел из племени Иакова, родился от Пречистой Девы в Вифлееме Иудейском, во дни Ирода Царя. Ибо он – сказано – хочет совокупить горняя с дольными (Ефес. 2:17). Аминь82.

* * *

81

Сконч. в 1651 г.

82

„Пчела Почаевская“. Изборник назидательных поучений и статей, составленных и списанных преподобным Иовом, игуменом лавры Почаевской, изданный в переводе со славянского на русский язык, по собственноручной рукописи преподобного, под редакцией профес. Киевск. Дух. Академии И.И. Петрова. Почаев, 1884 г. ч. 1-я, стран. 313–316.


Источник: Церковная проповедь на двунадесятые праздники : Слова, беседы, поучения святых отцов и учителей Церкви и известнейших писателей церковных. Части 1-2. / сост. П. Смирнов.– Киев : Лито-Типография И.И. Чоколова, 1904. / Ч. 2. – 905, XII с.

Комментарии для сайта Cackle