Источник

Поучение на преславный день Рождества Христова. Из древнего сборника (XVII в.) „Статир»

Сей день, возлюбленные, есть день света и веселия, день радости и светлого торжества, день благодати и неизреченного дарования. Ныне „славу в вышних» Ангелы воспевают, „и на земли мир» пастыри на свирелях играют. Вифлеем славу приемлет, и вертеп светом неприступным наполняется; ясли в престол Царю устроются. Дева Херувимам уподобляется и земная делается Матерью непостижимого Бога. Звезда волхвам путь указует и от Персиды царей приводит. Ныне родился Христос, – и весь мир просветился, небо с землею соединилось, средостение ограды разорилось, и Бог с человеками примирился. Ныне Чудный пеленами повивается и Вечный младенчествует плотью. По-истине, это – ужасное видение и страшное слышание! Тот, Который живет во свете неприступном и Которому со страхом предстоят тьмы тем Ангелов, тысячи тысяч Архангелов, возлежит ныне в худых яслях, и предстоят Ему – вол и осел. О, тайна неизреченная! О, устроение предивное! Одевающийся светом яко ризою повивается ныне пеленами тленными, чтобы облечь род человеческий в одежду нетления. Бог страшный сошел ныне на землю, чтобы земные жители взошли на небо. Владыка Ангелов принимает вид раба, чтобы освободить человечество от горькой работы и соединить его с миром ангельским во свете непрестающего веселия. Сын Божий делается сыном Девы, чтобы даровать людям сыновство Божие: обнищал Пребогатый, чтобы мы обогатились Божеством Его; смирил Всевышний Свое величие, чтобы мы вознеслись во славе Его.

И потому приидите, Христолюбцы, возрадуемся преславною радостью: ибо приблизилось наше спасение, живота вечного дарование, нетления обновление, – пришествием и рождеством Господа нашего Иисуса Христа. Воспоем с веселием Дамаскинову песнь: „Приидите возрадуемся Господеви, настоящую тайну сказующе», – великую тайну Промысла Божия, ныне явленную, за много веков предвозвещенную, в Боге едином сокровенную. Сый в недрах Отчих, внутрь присносущного и безначального Божества, на Которого не могут взирать чины Ангелов, но закрывают крылами лица Свои (Ис. 6:2), ныне невозбранно зрится. Приникши с небес, Ангелы с удивлением видят Своего Владыку во плоти явившегося, пеленами повитого, в яслях лежащего и млеком питающегося. Это – Тот, Кто одождил манну в пустыне, источил воду из камня, наводнил моря и реки, извел источники из бездн земных, провел реки посреди гор и напояет зверей полевых. Поистине, тайна чудная и дивная: как Владыка неба и земли облекся в тленную плоть; невидимый соделался видимым для всех; неприступному для высших чинов Ангельских с великою смелостью предстоят бренные люди: мытари и грешники беседуют с Ним, блудницы касаются святейших ног Его. Это потому, что Он сокрыл славу Божества Своего, Которую получил от Отца превышевременно, самобытно и непостижимо не только для людей, но и для самих Сил небесных. Он явился в немощной плоти нашей, которую принял от Пречистой Девы Марии. Он – совершенный Бог и совершенный человек; от Отца родился невидимо и превечно, от Матери видимо и осязаемо; от Отца получил Он славу Божества, от Матери нищету смиренную, плоть смертную. И таким образом, Сын Божий на земли явися и с человеки поживе (Варух. 3:38). И слово плоть бысть, и вселися в ны, и видехом славу Его, славу яко единороднаго от Отца (Иoaнн. 1:14). „Сый сияние славы Отчей, начертание Ипостаси Его, образ благости, говорит св. Григорий Богослов, для нашего спасения истощил Себя, воплотился и родился от Девы без отца, как родился от Отца без матери, приклонился до яслей, но от Ангелов прославлен, от звезды возвещен, от волхвов почтен поклонением. Да радуются ныне небеса ради Небесного, а земля ради Земного. Христос воплотился: радуйтесь с трепетом и любовью, – с трепетом – за грехи, с любовью – за надежду. Христос – от Девы: матери, девствуйте, да будете матери Христовы. Христос – на небеси: люди, пойте! Христос на земли: Ангелы, восхваляйте. Христос – в яслях: пастыри славословят; Христос – в пеленах: волхвы поклоняются, и род человеческий в прежнюю нетленную одежду облачается, ризою безссмертия одевается». Ныне Ангел благовествует нам радость велию: ибо родился нам Спаситель (Лук. 2:4). Пророки повелевают: вси язы́цы восплещите руками, воскликните гласом радования: ибо Бог Великий и Царь славы всей земли (Псал. 46:1, 3) ныне яко Отроча родися нам, Сын и дадеся нам (Ис. 9:6). Предтеча Иоанн взывает: уготовайте путь Господень (Ин. 1:23). Ныне тьма рассеялась, и свет воссиял; ныне открылась превечная тайна: люди сидевшие во тьме узрели свет велий (Ис. 9:2). О, кто не поклонится Сущему из начала! Кто не прославит Его? О, преславная тайна! О, глубина неисповедимая! Как это Бесплотный воплощается! Слово дебелеет, Невидимый видится, Неосязаемый осязается, безлетный начинается. Сын Божий – Сын Девы бывает, Иисус Христос вчера днесь, Той же и во веки (Евр. 13:8). Пусть Ирод беснуется, иудеи соблазняются, еллины смеются, еретики языком болеют; а мы радуемся и светло торжествуем: ибо Сын Божий вочеловечился, дабы соделать сынов человеческих сынами Божиими, не чрез изменение природы, но чрез усвоение благодати Его. Радуйся, род человеческий! Ибо после изгнания своего из рая сладости ты много веков скитался во тьме века сего, в прах и пепел повергался; а теперь получил свободу рождеством Спасителя. Возвратись ныне из страны горького изгнания в отечество славы, в рай сладости, к Отцу милосердому. Он был прежде Судиею прогневанным; а ныне принимает тебя, как Отец, и не только освобождает тебя от страха, но и делает сыном Своим, и вводит в покой царствия Своего, и дает тебе все дары небесные.

И потому умоляю вас, возлюбленные, и даю вам мой совет: отложим ветхость греха и облечемся в новую одежду правды. Как в Адаме мы все умерли и низвергнулись в тление: так во Христе оживем, освободимся от смерти и получим жизнь нетленную. Праотцы наши вместо блаженства получили печаль, из лучшего состояния впали в худшее; а мы получим вместо печали радость, от горького перейдем к сладкому. Ибо для тебя, человек, Само Слово Отца превечное, невидимое, непостижимое, бестелесное, из Начала – начало, из Света свет, источник жизни и бессмертия, изображение началообразной доброты, недвижимая печать, неизменный образ Отца, вмещается в твой образ, приемлет плоть за мою плоть, и соединяется с душою разумною за мою душу, подобным подобное врачует и очищает. Он принимает наш образ, чтобы восстановить истлевший образ Адама. Из Адама произошла Ева, виновница клятвы и преступления; из Девы Марии рождается Христос, ходатай благословения и спасения. Там – змий на древе: здесь – Христос на кресте. Там – снедь, производящая смерть: здесь – снедь, источающая жизнь. Праотцы презрели веру и разум, и увидели, что они были наги: а мы ныне прозираем благоговейно, – видим, что одеты. Там – нагота и стыд: здесь – одеяние и просвещение. Там кожаные ризы покрывают срамоту: здесь одежда славы покрывает нашу немощь, – здесь тело Самого Царя и Господа, одежда царская. Елицы, говорит Писание во Христа крестистеся, во Христа облекостеся (Римл. 6:3; Гал. 3:27). Там сказано: земля еси и в.землю отъидеши (Быт. 3:19); а здесь Творец, обновив землю, созидает нового человека, и не землю обещает ему, а царство небесное. Там пламенное оружие заградило Адаму вход в рай: здесь „Херувим отступает от древа жизни, пламенное оружие плещи дает“.

О, человек, снова говорю тебе: уразумей, сколь велик нынешний день, и как много даровано тебе рождеством Христовым. Бог великий, Царь крепкий, Властитель страшный, низшел в крайнюю нищету, из величия – в уничижение, от небес – на землю, и плотью Своею разорил средостение, землю соделал небом, человеков – ангелами. И таким образом, земля приняла от небес Бога, а небеса от земли – человека, – и оба соединились в одно: небо с землею, Божество с человечеством; не изменилось Божество в плоть, но облеклось в человечество. О, человек, познай свое достоинство. Для тебя Бог, Чудный облекся плотью. Кого прежде никто не видел и видеть не мог, Того ты ныне видишь и наполняешься Его благодатью. Ныне человеческим зраком покрывается Тот, присутствия Которого некогда не могла стерпеть гора Синайская, но огнем разгоралась, дымом курилась, и вся тряслась от грома и гласа Божия. Тогда израильтяне говорили, что они не хотят слышать слов Господа, чтобы не умереть от страха. Ныне же Он смирился до зрака раба и соделался „яко Отроча младо». Ибо пришел Спаситель обновить создание Свое и увенчать его всякими добротами. Он пришел и стал между Богом и человеками, как ходатай и посредник, как равный Отцу по Божеству. Он не лишился чрез это славы Своей, но еще получил большую. До явления Своего Он был прославляем от Ангелов; а теперь прославляется и от Ангелов, и от человеков, и от всякого создания. Так и Церковь ныне поет: „Веселитеся праведнии, небеса радуйтеся, взыграйте горы, Христу рождшуся. Дева седит Херувимом подобящися. носящи в недрах Бога-Слова воплощенна».

Впрочем, тайна сия не терпит испытания. Верою приемлем и рождеству Христову поклонимся, и прославим, и возопием: „Христос рождается: славите! Христос идет с неба: исходите в сретение Ему. Будем праздновать не по мирскому, но премирно». Великий Григорий, высокий богослов, небесный зритель, красноречивая цевница, громкая труба, говорит так: „не преддверия домов увенчаем, не лики только составим, но улицы украсим, не зрение насытим, но ухо усладим, не благоухание утончим, не вкус изнежим, не осязанию удовлетворим, не золотом украсимся, не притираниями намажемся, лгущими на природу и на истинный образ, не в пирах и пьянстве проведем время, не дары высокие приготовим, не о наслаждении чрева позаботимся: ибо все это бывает у язычников. Но мы Христа прославим с Ангелами, с пастырями воспоем, с волхвами поклонимся; над нищими сжалимся, алчущих напитаем, жаждущих напоим, нагих оденем, странных введем в домы. Если мы сделаем все это, то сподобимся принять Христа в души наши, как в вертеп, – оденем Его милостью как пеленами. Примем Его, в образе нищего, странствующего ныне между нами на земле. Тогда и Он облечет нас одеждою нетления, ризою бессмертия, и введет нас в чертог славы, где Сам царствует с Отцем и Духом Святым. Аминь83.

* * *

83

„Русский проповедник семнадцатого века и несколько статей из его сочинения: „Статир“. – Издание протоиер. И. Яхонтова. С.-Петербург. 1883 г., стран. 33–39.


Источник: Церковная проповедь на двунадесятые праздники : Слова, беседы, поучения святых отцов и учителей Церкви и известнейших писателей церковных. Части 1-2. / сост. П. Смирнов.– Киев : Лито-Типография И.И. Чоколова, 1904. / Ч. 2. – 905, XII с.

Комментарии для сайта Cackle