протоиерей Петр Смирнов

Беседа о кресте и распятии Господнем. Св. Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского

Мы совершаем сегодня, возлюбленные, праздник и торжество, так как Господь наш пригвожден ко кресту. Нe удивляйся, что мы празднуем, тогда как это событие прискорбно; таково все духовное: оно бывает противно обычаю человеческому. Дабы тебе точно знать это, вот крест прежде был именем осуждения и наказания, а теперь стал предметом почтенным и вожделенным: прежде крест был орудием позора и казни, а теперь стал источником славы и чести. А что крест действительно есть слава, послушай Христа, Который говорит: Отче, прослави Мя славою, юже имех у тебе, прежде мир не бысть (Ин. 17:5), называя славою крест.

Крест – глава нашего спасения; крест – причина бесчисленных благ. Чрез него мы, бывшие прежде бесславными и отверженными, теперь приняты в число сынов; чрез него мы уже не остаемся в заблуждении, но познали истину; чрез него мы, прежде покланявшиеся деревам и камням, теперь познали Создателя всех; чрез него мы, бывшие рабами греха, приведены в свободу праведности; чрез него земля наконец сделалась небом. Он освободил нас от заблуждения, он привел нас к истине, он устроил примирение между Богом и людьми; он, извлекши нас из глубины порока, возвел на самую вершину добродетели, он истребил бесовское заблуждение, он уничтожил обольщение. Чрез него уже не стало дыма, смрада и пролития крови бессловесных животных, но везде – духовные служения, песнопения и молитвы; чрез него бесы обращены в бегство, чрез него диавол изгнан, чрез него человеческое естество стало соревновать жизни ангельской, чрез него девство водворилось на земле, потому что с того времени, как пришел Родившийся от Девы, естество человеческое узнало этот путь к добродетели. Он просветил нас, сидевших во тьме; он примирил нас, враждовавших (с Богом); он сделал близкими нас, бывших далеко; он сделал своими нас, бывших чужими; он сделал гражданами неба нас, бывших странниками; он сделался у нас прекращением войн, он стал для нас опорою мира. Чрез него мы уже не боимся разженных стрел диавола, так как нашли источник жизни; чрез него мы перестали быть во вдовстве, так как приобрели жениха; чрез него мы уже не боимся волка, так как узнали доброго пастыря. Аз бо есмь (Господь), пастырь добрый (Ин. 10:11). Чрез него мы уже не страшимся тирана, так как прибегли к царю. Видишь ли, скольких благ причина для нас – крест? Поэтому справедливо мы совершаем праздник. Так и Павел уве- шавает праздновать, когда говорит: да празднуем не в квасе ветсе, ни в квасе злобы и лукавства, но в безквасиих чистоты и истины. Почему же ты, блаженный Павел, повелеваешь нам праздновать? скажи причину. – ибо Пасха наша, говорит, за ны пожрен бысть Христос Бог (1Кор. 5:7–8). Видишь ли, как крест служит предметом празднования? Узнал ты, что он повелевает праздновать ради креста? – На кресте принесена жертва; а где – жертва, там – отпущение грехов, там – примирение с Господом, там – праздник и радость. Пасха наша, говорится, за ны пожрен бысть Христос. Где, скажи, Он пожрен? – на высоком кресте. Новый и дивный жертвенник, потому что и жертва дивная и необычайная. Сам Он – и жертва и священник, жертва по плоти, а священник по духу; Сам Он и принес, и был принесен. Послушай опять Павла, который говорит: всяк бо первосвященник от человек приемлем, за человеки поставляется на службы, яже к Богу: темже потреба имети что и сему, еже принесет (Евр. 5:1; 8:3). Вот доселе Он приносит. А в другом месте Апостол говорит: тако и Христос единою принесеся, во еже вознести многих грехи (Евр. 9:28). Вот здесь Он принесен, а там принес Самого Себя. Видишь, как Он сделался и жертвою и священником, а жертвенником был крест. Почему же эта жертва принесена не в храме, – разумею храм иудейский, – а вне города, за его стенами? Вне города Он распят, как какой-нибудь преступник, чтобы исполнилось сказанное Пророком: и со беззаконными вменися (Пс. 53:12). Для чего же за городом Он распят на высоком месте, а не под какою-нибудь кровлею? И это не без причины, а для того, чтобы очистить естество воздуха. Поэтому – на высоком месте, не под навесом кровли, но, вместо кровли, под сводом неба, чтобы очистилось все небо, в то время как этот Агнец был закаляем на высоте. Очистилось небо, очистилась и земля. Кровь капала из бока Его на землю и очистила все осквернение ее. По этой-то причине жертва принесена не под кровлею. Но почему же – не в самом храме иудейском? И это опять не без причины, а для того, чтобы иудеи не сделали своею собственностью эту жертву, – для того, чтобы ты не думал, будто за один только этот народ принесена эта жертва. Потому она принесена вне города, за его стенами, дабы ты знал, что это – жертва вселенская, – дабы ты знал, что это – приношение за всю землю, и что это – общее очищение всего естества нашего. Иудеям Бог повелел оставить всю землю и приносить жертвы на одном месте, молиться на одном месте, потому что вся земля была тогда нечиста от дыма, смрада, крови идольской и прочих нечистот языческих; поэтому Он назначил им одно место. Но когда пришел Христос и пострадал вне города, то очистил всю землю, сделал всякое место удобным для молитвы. Хочешь ли знать, как вся земля наконец сделалась храмом, и как всякое место стало удобным для молитвы? Послушай опять блаженного Павла, который говорит: на всяком месте воздеюще преподобныя руки без гнева и размышления (1Тим. 2:8). Видишь ли, как Он очистил вселенную? Видишь ли, как мы везде можем воздевать чистые руки? Вся земля сделалась наконец святою, даже святее святынь иудейских. Почему? – потому, что там приносилась бессловесная, а здесь принесена словесная овца. Посему сколь выше словесное бессловесного, столь превосходнее и здешнее освящение. Итак, поистине крест – праздник.

Хочешь ли знать, как крест достоин почтения? Господь не допустил ему оставаться на земле, но извлек его и вознес на небо; с ним Он имеет прийти при втором пришествии Своем. Послушай, как говорит об этом Сам Христос: егда рекут вам: се в пустыни есть, не изыдите: се в сокровищах, не имите веры (Матф. 24:26), – говорит так о втором Своем пришествии, по поводу лжехристов, лжепророков, антихриста, чтобы кто-нибудь, обманувшись, не подпал власти его. „Так как прежде Христа придет антихрист, то, дабы ищущие пастыря не попали на волка. Я объявляю, говорит Господь, вам признаки пришествия пастыря. Якоже молния исходит от восток, и является до запад, тако будет пришествие Сына Человеческаго. Тогда, т. е., когда Я приду, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут. И тогда явится знамение Сына Человеческаго на небеси (Матф. 24:27–30)“. Видишь ли, сколь велико превосходство того знамения, какова светлость, каков блеск? Солнце помрачается, луна не показывается, звезды падают, а оно одно является, дабы ты знал, что оно светлее луны и блистательнее солнца. Как при входе царя предшествующие ему войска несут на плечах знамена и предвозвещают прибытие царя, так и при нисшествии Владыки твари с небес будут предшествовать воинства ангелов и архангелов, неся это знамение и предвозвещая нам пришествие Царя. А для чего и почему грозный Судия придет с крестом? Дабы распявшие Его уразумели из самых дел свое собственное безумие, для этого Он покажет им самое обличение их безумия. Но дабы тебе знать, что Он принесет крест именно для того, чтобы обвинить их, послушай, как говорит о нем Евангелист: тогда явится знамение Сына Человеческаго: и восплачутся вся колена земная, видя обвинителя и сознавая свой грех (Матф. 24:30). И чему ты удивляешься, что Господь придет, неся крест? Он придет, нося на Себе даже Свои язвы. Откуда известно, что Он придет, нося на Себе язвы? Послушай Пророка, который говорит: воззрят нань, его же прободоша (Захар. 12:10). Как поступал Он с Фомою – желая исправить неверие этого ученика, показал ему язвы гвоздиные и самые раны и сказал: принеси перст твой, и принеси руку твою, и виждь, яко дух плоти и кости не имать (Ин. 20:27; Лук. 24:39), дабы показать ему, что Он истинно воскрес, – так и тогда Он принесет Свои язвы и крест, дабы показать им, что Он именно – Тот, Которого распяли. Эго – великое и спасительное благо и ясное свидетельство человеколюбия Божия! Аминь9.

* * *

9

В сокращении. См. Полн. ообран. творений св. Иоанна Златоустого. т. 2. изд. 1896 г., стр. 446–455; ср. Воскресн. Чтен. IV (1840–41) г., стр. 203–205.


Источник: Церковная проповедь на двунадесятые праздники : Слова, беседы, поучения святых отцов и учителей Церкви и известнейших писателей церковных. Части 1-2. / сост. П. Смирнов.– Киев : Лито-Типография И.И. Чоколова, 1904. / Ч. 2. – 905, XII с.

Комментарии для сайта Cackle