Источник

Книги Священного Писания

Книги Священного Писания, по времени происхождения, называются книгами ветхого и нового завета. Книги, написанные Пророком Моисеем и другими пророками до Рождества Христова, суть книги ветхого завета; а книги, писанные Апостолами и Евангелистами после Рождества Христова, суть книги нового завета. Книги ветхого завета написаны почти все на еврейском языке, а книги нового завета на греческом.

Книги Священного Писания канонические

Книги Священного Писания суть канонические и неканонические. Книги Священного Писания называются каноническими как потому, что они составляют непреложное и непогрешительное правило веры и жизни, так и потому, что они внесены церковью в канон или каталог священных книг. Церковь признает сии книги за чтимые, святые, Божественные и Боговдохновенные (Апостольское правило 85. Лаодикийский Собор 60. Афанасий Великий о Праздниках. Св. Григорий Богослов и Амфилохий).

Книги Священного Писания неканонические

Некоторые книги Священного Писания ветхого завета и некоторые малые части в канонических книгах называются неканоническими1 потому, что они не внесены в канон или каталог священных книг церкви. Они весьма полезны по своему содержанию; но в определении учения веры не имеют той важности, какую имеют канонические.

Исчисление канонических книг Священного Писания ветхого завета

Книги Священного Писания, признанные церковью за несомненно Боговдохновенные, суть следующие:

из ветхозаветных

1) Книга Бытия.

2) Исход.

3) Левит.

4) Книга чисел.

5) Второзаконие.

6) Книга Иисуса Навина.

7) Книга Судей и вместе с ней, как бы ее прибавление, книга Руфь.

8) Первая и вторая книги Царств, как две части одной книги.

9) Третья и четвертая книги Царств.

10) Первая и вторая книги Паралипоменон.

11) Книга Ездры первая, и вторая его же, или, по греческому надписанию, книга Неемии.

12) Есфирь.

13) Книга Иова.

14) Псалтирь.

15) Причти Соломона.

16) Екклесиаст, его же.

17) Песнь песней, его же.

18) Книга пророка Исаии.

19) Иеремии.

20) Иезекииля.

21) Даниила.

22) Двенадцати пророков: Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии и Малахии.

Разделение книг ветхого и нового завета

Ветхозаветные книги можно разделить на четыре следующие разряда:

1) Книги законоположительные, которые составляют главное основание ветхого завета.

2) Исторические, которые содержат преимущественно историю благочестия.

3) Учительные, которые содержат учение благочестия.

4) Пророческие, которые содержат пророчества или предсказания о будущем и наипаче об Иисусе Христе.

Книги ветхого завета законоположительные

Книги законоположительные суть книги написанные Моисеем. Число их пять: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие.

Сам Иисус Христос дает сим книгам общее наименование Закона Моисеева (см. Лк.24:44).

Книга Бытия содержит в себе повествование о сотворении мира и человека, и потом историю благочестия в первые времена рода человеческого; прочие четыре книги содержат историю благочестия во времена пророка Моисея и чрез него данный от Бога закон.

Исторические

Исторические книги ветхого завета суть: Иисуса Навина, Судей, Руфь, Царств, Паралипоменон, книга Ездры, книга Неемии и Есфирь.

Учительные

Учительные: книга Иова, Псалтирь и Книги Соломоновы.

Книга Псалтирь, вместе с учением благочестия, содержит также указания на историю оного и многие пророчества о Христе Спасителе. Она есть превосходное руководство к молитве и прославлению Бога, и потому непрестанно употребляется в церковном Богослужении.

Пророческие

Книги пророческие суть книги пророков: Исаии, Иеремии, Иезекииля, Даниила и двенадцать прочих.

Книги нового завета законоположительные

Книг нового завета двадцать семь.

Между ними законоположительными, т. е. преимущественно составляющие основание нового завета, справедливо можно назвать Евангелие, которое составляют четыре книги Евангелистов: Матфея, Марка, Луки и Иоанна.

Евангелие есть слово греческое – и значит благовестие, то есть добрую или радостную весть, и заключает в себе историю и догматы. Оно благовествует о Божестве Господа нашего Иисуса Христа, о Его пришествии на землю, Его земной жизни, о чудесах, спасительном учении, и, наконец, о Его крестной смерти славном воскресении и вознесении на небо. Сии книги названы Евангелием потому, что для человеков не может быть лучшей и более радостной вести как весть о Божественном Искупителе и о вечном спасении чрез него.

Исторические

Между новозаветными книгами есть историческая, именно книга Деяний Святых Апостолов. Она повествует о сошествии Святаго Духа на Апостолов и о распространении чрез них церкви христианской.

Слово Апостол значит посланник. Сим именем называются избранные ученики Господа нашего Иисуса Христа, которых Он посылал проповедовать Евангелие.

Учительные

Книги нового завета учительные суть: семь соборных посланий – одно Апостола Иакова, два Петровых, три Иоанновых и одно Иудино, и четырнадцать посланий Апостола Павла: к Римлянам, к Коринфянам два, к Галатам, к Ефесянам, к Филиппийцам, к Колоссянам, к Солунянам два, к Тимофею два, к Титу, к Филимону и к Евреям.

Пророческие

Между книгами нового завета есть одна пророческая книга, именно Апокалипсис, что с греческого языка значит откровение. Она содержит таинственное изображение будущей судьбы Церкви Христовой и всего мира.

* * *

1

Неканонические книги: вторая книга Ездры, книги Товит, Иудифь, Премудрости Соломона, Премудрости Иисуса сына Сирахова, первая, вторая и третья Маккавейские книги, третья Ездры. Неканонические отделы в канонических книгах: в конце 2 книги Паралипоменон молитва Манассии царя иудейского, в книге Есфирь а) начало книги до 1 ст., б) конец 3 главы после 13 ст., в) конец 4 гл. после 17 ст., г) начало гл. 5 после 1 до 2 стиха, д) конец 8 гл. после 13 стиха, е) гл. 10 после 3 стиха до конца. В книге Пророка Даниила гл. 3, ст. 24 – 90, вся глава 13 и глава 14. (См. введение в Богословие А. Макария о книгах канон. § 127, примеч. 548).


Источник: Лествица, Москва, 1999 г.

Комментарии для сайта Cackle