Источник

Церковь хранительница и истолковательница Божественного Откровения

Слово свое Бог вверил учрежденной Им Церкви. Только от нее несомненно удостоверяемся, что книги священного писания и подлинны, и писаны по Божественному вдохновению, и что тот, а не другой смысл в них содержится. Ибо от Господа Иисуса Христа и Святаго Духа Церковь приняла не только откровение, но и истинный смысл его. Она есть истинная хранительница божественного откровения и вместе непогрешительная истолковательница оного от начала своего установления, и пребудет такой до скончания века. Ибо вселенская Церковь никогда не говорила и не говорит от себя, но от Духа Божия, которого она непрестанно имеет и будет иметь своим учителем до скончания века, и потому она хранит и навсегда сохранит целым и невредимым залог откровения, ей вверенного. Она есть столп и утверждение истины (1Тим. 3:15). Сам Господь Иисус Христос заповедал, чтобы слушались Церкви, как Его Самого (Лк. 10:16; Мф. 18:17). И потому противники церкви суть противники Самого Бога. Православные восточные Патриархи пишут: «догматы и учение восточной церкви исследованы, правильно и благочестиво определены и утверждены Святыми и Вселенскими соборами. Прибавлять к ним, или отнимать от них что-либо непозволительно. Посему желающие согласоваться с ними в Божественных догматах православной веры должны с простотой, послушанием, без всякого исследования и любопытства последовать и покориться всему, что определено и постановлено древним преданием отцов и утверждено Святыми и Вселенскими Соборами со времени Апостолов и их преемников, Богоносных отцов нашей церкви» (Послание восточной кафолической церкви о православной вере).

Соборы вселенские и поместные, которыми руководится церковь в учении как правилом

Церковь ныне руководствуется в учении и в образе своего действования определениями семи Вселенских и девяти поместных соборов и правилами Святых отцов.

Вселенские соборы:

1) Никейский первый, бывший в 325 году, в присутствии 318 отцов.

2) Константинопольский первый, бывший в 381 году, в присутствии 150 отцов.

3) Ефесский, бывший в 431 году, в присутствии 200 отцов.

4) Халкидонский, бывший 451 году, в присутствии 630 отцов.

5) Константинопольский второй, бывший в 553 году, в присутствии 165 отцов.

6) Константинопольский третий, бывший в 680 году, в присутствии 170 отцов. К нему присоединяется Трулльский, бывший в 691году.

7) Никейский второй, бывший в 788 году, в присутствии 367 отцов.

Поместные: Анкирский (бывший в 314 и 315 г.), Неокесарийский (в 315 г.), Карфагенский (в 318 г.), Сардийский (в 347 г.), Лаодикийский (в 364 г.), Константинопольский (в 394 г.). Сии соборы, равно правила некоторых святых отцов указаны и одобрены шестым Вселенским Собором во втором правиле. К правилам восьми поместных соборов в девятом веке присоединены постановления Константинопольского, бывшего в 861 году, именуемого двукратным и правила собора 879 г., бывшего в Софийском храме.

Символ веры

Св. церковь учение откровения о вере изложила в Символе веры.

Символ веры есть в кратких, но точных словах, изложенное на первых двух вселенских соборах учение о том, во что должны веровать христиане; это неизменный образец изложения веры для христиан всех мест и времен. После бывшие вселенские и поместные соборы признавали его всегда неприкосновенным, образцовым изложением веры; по обстоятельствам и потребностям времени на соборах были составляемы только догматические определения в объяснение содержащегося в сем символе учения веры.

Символ веры разделяется не 12 членов.

1-й член читается так: Верую во Единого Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.

2-й. И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, единороднаго, иже от Отца рожденнаго прежде всех век, Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, не сотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.

3-й. Нас ради человек, и нашего ради спасения сшедшего с небес, и воплотившегося от Духа Свята, и Марии Девы, и вочеловечшася.

4-й. Распятаго же за ны при понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна.

5-й. И воскресшаго в третий день по писанием.

6-й. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.

7-й. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Его же царствию не будет конца.

8-й. И в Духа Святаго, Господа животворящаго, иже от Отца исходящаго, иже со Отцем и Сыном спокланаяема и сславима, глаголавшаго пророки.

9-й. Во едину, святую, соборную и Апостольскую церковь.

10-й. Исповедую едино крещение во оставление грехов.

11-й. Чаю воскресения мертвых.

12-й. И жизни будущаго века. Аминь.

Учение, заключающееся в Символе веры

В символе веры предлагается учение: 1) о Боге, едином по существу, но троичном в лицах, 2) как о Творце и Промыслителе мира, ангелов и человеков, 3) как Спасителе падшего человека, 4) как освятителе и 5) как совершителе судеб мира.

В сем порядке будет представлено и изложение православных догматов.


Источник: Лествица, Москва, 1999 г.

Комментарии для сайта Cackle