Азбука веры Православная библиотека митрополит Платон (Городецкий) 2-е послание преосвященного Платона к православным эстам и латышам Прибалтийского края о том, что Иисус Христос основал одну церковь, которую должны составлять все ученики его в совершенном единомыслии

2-е послание преосвященного Платона к православным эстам и латышам Прибалтийского края о том, что Иисус Христос основал одну церковь, которую должны составлять все ученики его в совершенном единомыслии

Источник

Возлюбленные мои братия и чада о Господе, православные эсты и латыши прибалтийского края! Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа (Рим.1:7).

В предыдущем послании моем я объяснил вам, возлюбленные, что наша православная Церковь есть истинно Христова и спасительная Церковь, а вместе советовал вам твердо держаться ее учения и неуклонно пребывать в ее недрах. Надеюсь, что вы исполните сей пастырский совет мой ко спасению душ ваших. Но как в нашем краю есть много разноверных церквей и некоторые иноверцы не только не прекращают, но еще и усугубляют их усилия увлечь вас в свое исповедание: то, для большего утверждения вашего в православии и предохранения от совращения в иноверие, я считаю полезным более раскрыть вам ту истину, которой слегка коснулся в предыдущем послании моем, именно – нахожу нужным объяснить вам, что Иисус Христос основал одну Церковь свою с тем намерением, чтобы все ученики его составляли ее в совершенном единомыслии, и поэтому мы должны твердо и единодушно пребывать в ней. А дабы вы яснее видели, как это необходимо, то я покажу вам теперь, что не только Иисус Христос, но и апостолы Его и преемники их – св. отцы сильно желали того, чтобы все христиане составляли одну Церковь и удалялись всякого разномыслия, а тем паче разделения в вере и совершенного отпадения от Церкви Христовой.

I. Иисус Христос основал одну Церковь. Это видно 1) из тех слов Его, в которых выражается намерение Его устроить одну, а не многие церкви: Я создам Церковь Мою (а не церкви), сказал Он апостолам, и врата адовы, т. е. никакие неприязненные силы, не преодолеют ее (Мф.16:18). Это же видно 2) из того, что Иисус Христос всех учеников своих называет одним стадом, в котором Он один пастырь, хотя овцы – ученики его могут принадлежать к разным дворам, т. е. племенам и народам. Есть у Меня и другие овцы, говорит Он, которые не сего двора, (т. е. не из иудейского народа), и тех надлежит Мне привести: и глас Мой услышат, и будет одно стадо и один пастырь (Ин.10:16). Это видно также 3) из того, что апостолы всех верующих во Христа называют одной Церковью и одним телом Его, у которого Он единая глава: Бог, говорит апостол Павел, все покорил под ноги Его, и Его поставил превыше всего, главою Церкви, которая есть Его тело, – а мы многие одно тело во Христе: – ибо как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело: так и Христос (Еф.1:22–23, Рим.12:5, 1Кор.12:12). Наконец, об этом должно заключать 4) потому, что Иисус Христос приходил на землю, благовествовал мир отдаленным и близким (Еф.2:17), и умер на кресте для того, чтобы примирить всех людей с Богом и между собою, собрать рассеянных чад Божиих (Ин.11:52), и составить из них одно тело, одну Церковь Божию. Он есть мир наш, говорит апостол, соделавший из обоих (т. е. из иудеев и язычников, составлявших тогда весь род человеческий) одно, и разрушивший стоявшую посреди преграду, упразднив вражду плотию своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе самом одного нового человека, устрояя мир, и в одном теле (т. е. Церкви) примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем (Еф.2:14–16).

II. Основав свою Церковь, Иисус Христос желал, чтобы все ученики Его пребывали в ней единодушно, в любви и согласии, твердо держались одного учения Его и не разделялись, а тем паче не враждовали между собою по вере. Для этого Он: 1) всем им преподал одно учение, содержащееся в Его Евангелии, и внушал им соблюдать оное неизменно: ежели пребудете в слове Моем, говорил Он уверовавшим в Него иудеям: то вы истинно Мои ученики; – кто любит Меня, тот слово Мое соблюдет, – а кто соблюдет слово Мое, тот не узрит смерти вовеки (Ин.8:31–51, 14:23); 2) убеждал их твердо пребывать в Нем, т. е. в Его учении и Церкви, и запрещал им составлять отдельные религиозные общества. Будьте во Мне и Я в вас, говорил Он апостолам. Как ветвь не может приносить плода само собою, ежели не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви: кто пребывает во Мне, и Я в нем; тот много приносит плода: ибо без Меня не можете делать ничего. – Вы не называйтесь учителями, – и Отцем себе не называйте никого на земли (разумеется в том смысле, в каком назывались так в Иудее начальники школ и основатели религиозных обществ): ибо у вас один Отец, сущий на небесах, – и один Учитель, Христос, а вы все братия (Ин.15:4–5, Мф.23:8–9); 3) заповедал им любить друг друга искренно, жить в мире между собою и совершенно покоряться определениям Церкви: заповедь новую даю вам, говорил Он апостолам, любите друг друга: как Я возлюбил вас, так и вы любите друг друга. – Мир оставляю вам, мир даю вам. – Если же погрешит против тебя брат твой, и не раскается в грехе своем по совету других людей, объяви Церкви; а если и Церкви не послушает: то да будет он тебе, как язычник и мытарь, т. е. удаляйся его, как нечестивого и развратного человека (Ин.13:34, 14:27); 4) молил Отца своего, да соблюдет их в совершенном согласии, и – как еще молил об этом! Идя на крестную смерть ради нашего спасения, Он взывал Отцу небесному: Отче святый! соблюди их во имя Твое, – тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и мы. – Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы соблюл их от неприязни. – Не о них же токмо молю, но и о верующих в Меня по слову их, да все будут едино: как Ты, Отче, во Мне и Я в тебе; так и они да будут в Нас едино (Ин.17:11, 15:20–21); 5) угрожает тяжким наказанием тому, кто как-нибудь соблазнит верующих в Него, или, по выражению апостола, растлит Церковь Его (1Кор.3:17), произведет в ней расстройство и ереси: лучше было бы такому человеку, говорит Он, еслибы повесили ему мельничный жернов на шею, и потопили его в глубине морской (Мф.18:6). Так Божественный Спаситель наш желал, чтобы Церковь Его всегда была единою, и чтобы между членами ее не было никакого раздора и разделения.

III. Подобно Иисусу Христу, желали сего и апостолы Его. Поэтому они: 1) все проповедовали одно чистое учение Христова, не примешивая к нему никаких человеческих мудрований, и ни в чем не противоречили ни себе, ни друг другу: мы не себя проповедуем, говорили они, но Христа Иисуса Господа, и – верен Бог, что слово наше к вам не было то да, то нет: – ибо мы не повреждаем слова Божия, как многие, но проповедуем искренно, как от Бога, пред Богом, во Христе (2Кор.4:5, 1:18, 2:17); 2) в случае недоумений о чем-нибудь, не настаивали на своих мнениях и не разделялись на партии, но дружелюбно совещались между собою и с общего согласия делали одно постановление для Церкви Христовой: так они поступили на соборе иерусалимском по случаю возникшего разномыслия о том: нужно ли христианам из язычников обрезываться по закону Моисееву (Деян.15:1–29); 3) тщательно убеждали верующих жить в мире и единомыслии между собою: умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, писал апостол Павел к коринфянам, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях; – дополните мою радость, говорит он в другом месте: имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны (1Кор.1:10, Флп.2:2); 4) советовали, для сохранения мира и церковного единства, избегать ненужных словопрений о вере и иметь общение с теми христианами, которые держатся каких-либо особенных мнений, хотя бы и погрешительных, если они не касаются существенных догматов веры: от глупых и невежественных состязаний уклоняйся, внушал апостол Павел ученику своему Тимофею, зная, что они раждают ссоры, да и другим напоминай, заклиная пред Богом, не вступать в словопрения, что нимало не служит к пользе, но к расстройству слушающих; немощного же в вере, писал тот же апостол к римлянам, принимайте без споров о мнениях (2Тим. 2:23, 14, Рим.14:1); 5) строго обличали тех христиан, которые входили в распри между собою и составляли секты, называясь последователями какого-нибудь одного апостола, или исключительно Иисуса Христа, как ныне известные протестанты называются по имени основателя их общества лютеранами и притом евангеликами, как будто они только из всех христиан держатся евангельского учения. Сказывали мне о вас, братия мои, пишет тот же апостол Павел к коринфянам, что между вами есть споры. Я разумею то, что у вас говорят иные: я Павлов, я Аполлосов, я Кифин, а я Христов. Разве разделился Христос? Разве Павел распялся за вас? или в Павлово имя вы крестились? Ежели между вами зависть, споры и разногласия; то не плотские ли вы, и не по человеческому ли обычаю, неприличному христианам, поступаете? Ибо когда один говорит: я Павлов; а другой: я Аполлосов; то не плотские ли вы? Что Павел? Что Аполлос? Они только служители, посредством которых вы уверовали, и притом поколику каждому дал Господь (1Кор.1:11–13, 3:3–5); 6) внушали верующим всемерно удаляться тех, кои нечисто проповедуют учение Иисуса Христа и производят в Церкви Его разделение, а сим лжеучителям угрожали тяжким наказанием: умоляю вас, братия, писал апостол Павел к римлянам, остерегайтесь вводящих разделения и соблазн против учения, которому вы научились, и удаляйтесь от них: ибо такие люди служат не Господу нашему Иисусу Христу, а чреву своему; и ласковыми и красивыми словами обольщают сердца простодушных; а другие апостолы говорят: у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси, и отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами себе скорую погибель. – Из любостяжания они будут уловлять вас ухищренными словами; но давно предопределенный им суд не умедлит, и погибель их не воздремлет. – Это люди отделяющие себя от единства веры, душевные, без духа (Рим.16:17–18, 2Пет.2:1–3, Иуд.17–19). Так св. апостолы желали, чтобы Церковь Христова всегда была единою, без всякого разделения.

IV. О сем же усердно заботились и преемники апостолов, св. отцы Христовой Церкви. Поэтому они: 1) строго держались одного истинного учения, преподанного Иисусом Христом и апостолами Его, а для большего согласия в нем посылали друг другу свои исповедания веры, совещались между собою по церковным делам на поместных и вселенских соборах и действовали во всем согласно, почему св. Киприан, епископ карфагенский, говорит, что «Церковь кафолическая одна, неразделима и нераздробима, но повсюду соединена и скреплена узами согласующихся между собою пастырей»1; поэтому и св. Ириней, епископ лионский, свидетельствует, что «хотя Церковь рассеяна по всей вселенной до конец земли, но, приняв от апостолов и учеников их одну веру, тщательно сохраняет ее как бы обитая в одном доме: одинаково везде верует, как бы имея одну душу и одно сердце, и согласно всюду проповедует, учит и передает, как бы имея единые уста»2; 2) сильно убеждали современных христиан хранить мир и единомыслие в делах веры и не удаляться от истинной Церкви Христовой, но пребывать в ней непоколебимо. «К чему у вас распри, негодования, несогласия, разделения и брань?» – говорит св. Климент римский в послании своем коринфянам. – «Не один ли у нас Бог, и один Христос, и один Дух благодати, излиянный на нас, и одно звание во Христе? Для чего мы раздираем и расторгаем члены Христовы, восстаем против собственного тела (т. е. св. Церкви), и до такого доходим безумия, что даже забываем, что мы друг другу члены?»3. А другой св. отец, вышеупомянутый Киприан карфагенский, учит: «всякий, отделяющийся от Церкви Христовой, присоединяется к жене незаконной, и делается чуждым обетований Церкви; оставляющий Церковь Христову лишает себя наград, предопределенных Христом. Он чужд для нее, он непотребен ей, он враг ее. Неимеющий материю Церкви, не может иметь Отцем своим Бога. Если бы кто-нибудь спасся из находившихся вне ковчега Ноева; то и находящийся вне Церкви мог бы также спастись. Господь в научение наше говорит: кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает (Мф.12:304; 3) внушали православным христианам удаляться тех суемудров, которые отделяются от св. Церкви и составляют свои особые секты, потому что удаление от Церкви Христовой есть тяжкий грех: «должно отвращаться и убегать всякого человека, отделившегося от Церкви», говорит тот же св. Киприан; »ибо таковый развратился и грешит, осуждая сам себя (Тит.3:11). В самом деле, думает ли тот быть со Христом, кто восстает против священников Христовых, кто отделяет себя от общения с Его клиром и народом? Нет, он поднимает оружие против Церкви, противится Божественному домостроительству; он враг алтаря, мятежник против жертвы Христовой, в отношении к вере изменник, в отношении к благочестию святотатец; он раб непокорный, сын дерзкий, брат неприязненный»5. «Не обольщайтесь, братия моя», говорит другой отец – Игнатий Богоносец, – «кто следует творящему раскол, тот не наследует царствия Божия»6; а блаженный Августин объясняет, что «всякий отделившийся от общения с Церковию, хотя бы жизнь его была достойна похвалы, за то одно беззаконие, что отторгся от единения со Христом, не будет иметь жизни, но гнев Божий пребывает на нем»7. Наконец, 4) самовольно нарушающих церковные правила и постановления, а в особенности тех еретиков и раскольников, которые своими лжеучениями производят смуты и разделения Христовой Церкви, и не только не хотят раскаяться в своих заблуждениях, но еще увлекают в оныя других, св. отцы строго осуждали, торжественно отлучали от Церкви и даже предавали анафеме. Так например поступили они с Арием, Македонием и другими ересеначальниками, искажавшими православное учение Христово и волновавшими св. Церковь8; то же они сделали и с древними иконоборцами9, которые, подобно нынешним протестантам, отвергали почитание св. икон и чрез это произвели большой раздор в Церкви Христовой. Короче – св. отцы употребляли все меры к тому, чтобы Церковь Христова всегда была единою и нераздельною, а посему желали и на VI вселенском соборе постановили: – «вера всех прославившихся в Церкви Божией», т. е. св. апостолов и преемников их, – древних пастырей и учителей, «которые были светилами в мире» и объяснили Христово учение в своих писаниях и соборных определениях, «да соблюдается твердою и пребывает до скончания века непоколебимою, вкупе с богопреданными их писаниями и догматами. Если же кто либо не содержит и не приемлет вышереченных догматов благочестия, и не тако мыслит и проповедует, но покушается идти противу оных (как то делают ныне протестанты): тот да будет анафема»10.

Мы показали вам, братия, что Спаситель наш Иисус Христос основал одну Церковь, и как Он, так и апостолы Его и св. отцы Церкви, усердно желали, чтобы она всегда была единою, без всякого разделения. Что же из этого надлежит заключить? Это внушает нам, возлюбленные, что мы, как ученики Иисуса Христа и члены Церкви Его, должны также заботиться о мире и единстве ее; а посему не только не должны уклоняться от нее в иноверие, или производить в ней какие-нибудь смуты и раздоры, но еще обязаны других удерживать от сего и посильно содействовать тому, чтобы все мирно составляли одну Христову Церковь. Поступая так, мы, очевидно, будем действовать согласно с намерением Иисуса Христа и уподобимся верным рабам Его, чрез коих Он собирал и устроял свою Церковь, а посему удостоимся той награды, которую Он уготовал добрым делателям в духовном Его вертограде (Мф.5:19–20, 1–8). Напротив, если мы будем удаляться от св. Церкви Его в другие исповедания; то уподобимся тому безрассудному сыну, упоминаемому в евангельской притче, который оставил дом отца своего, пошел в дальнюю чужую сторону, и там расточил имение свое, живя распутно, а потом терпел великий голод, пристал к чужестранцу, пас свиней его и рад был питаться нечистым их кормом (Лк.15:11–16). Если же мы станем еще других совращать с пути истины и отторгать их от Церкви Божией; то явно покажем не только безрассудство, но и неприязнь ко Христу: ибо в этом случае мы, очевидно, будем разрушать Церковь Его и расточать то, что Он собрал во едино. Так может действовать только злой враг Его, и это такой грех, который, по словам св. Киприана, не может очиститься никакими страданиями. «Те люди», говорит сей отец, которые удаляются и других отторгают от Церкви Христовой, «хотя бы предали себя смерти за исповедание имени Христова, грех их не омоется и самою кровию»11. А св. апостол Павел называет подобных людей врагами креста Христова и предсказывает, что их конец погибель (Флп.3:18–19, Рим.16:17–18).

Имея все это в виду, не только сами, возлюбленные, твердо пребывайте в православной Церкви, стараясь соблюдать между собою единство духа, в союзе мира (Еф.4:3); но располагайте и других, чтобы они не уклонялись от сей истинно Христовой Церкви, а тех собратий ваших, которые удалились от нее по своему неразумию и обольщению врагов православия, старайтесь опять привлечь в ее недра. Это будет очень полезно как для них, так и для вас самих, потому что апостол говорит: Братия, если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его; то обративший грешника от ложного пути его, спасет душу от смерти и покроет множество грехов. – Посему увещавайте друг друга, назидайте один другого. – Сам же Господь мира да даст вам мир всегда и во всех отношениях. Господь со всеми вами (Иак.5:19–20, 1Фес.5:11, 2Фес.3:16).

                                    Платон, архиепископ рижский

* * *

1

Письмо LXIX, п. 8.

2

Против ересей, кн. 1, гл. 10. § 1.

3

1-е послание к коринф. Гл. 46. (Христианск. чтен. 1824 г. ч. XIV, стр. 284).

4

О единстве Церкви (см. Христ. чтен. 1837 г. ч. 1, стр. 27).

5

О единстве Церкви (см. Христиан. чтен. 1837 г. ч. 1, стр. 46–47).

6

Послание к филадельфийцам, гл. 3.

7

Письмо CLII

8

См. деяния вселенских соборов.

9

Еретики VIII века.

10

VI вселенского собора правило 1 (в русском переводе).

11

О единстве Церкви (см. Христ. чтен. 1837 г. ч. 1, стр. 40).


Источник: 2-е послание преосвященного Платона, архиепископа Рижского и Митавского, к православным эстам и латышам Прибалтийского края о том, что Иисус Христос основал одну церковь, которую должны составлять все ученики его в совершенном единомыслии. - [Санкт-Петербург], ценз. 1866. - 8 с.

Комментарии для сайта Cackle