Источник

Слово на освящение домового храма на подворье Троицкой Лавры, что в Санктпетербурге при Фонтанке, 1772 года, Октября 1 дня

Благодатию всесвятого и животворящего Духа освятися Божественный храм сей, благословенные чада церкви Божией. Освятися; ибо учинен быть жилищем невместимому Богу. Освятися; ибо уставлен быть местом благодатного Божиего присутствия. Освятися, ибо утвержден быть пристанищем спасения. Освятися; ибо основан быть духовным учеников Иисуса Христа училищем. Освятися; ибо стал быть предверием храма оного небесного Нерукотворенного. Освятися; ибо стал быть раем земным, произносящим цветы благоухания духовного, услаждающие внутренние верных чувства. О великое и радостное православных торжество! Придите, взыдем на гору Господню и в дом Бога Иаковля, и покажет нам путь свой, и пойдем по нему.237 Приидите, благочестия истинные хранители, вникнем в тайны Бога нашего, и познанием закона Его просветимся.

Освятися храм сей; но весьма притом для нас нужно, чтоб и внутренний сердца нашего храм был освящен, чтоб душа наша была достойным вместилищем непорочной Благодати Божией. Ибо почто созидаются храмы? Для того ли, чтоб быть им обиталищем великого Бога? Но престол Его есть небо, и земля подножие; величество Его есть вездесущее и бесконечное: для того ли, чтоб они были местом для приношения молитв, и совершения святых тайн? Но если молитвы не от чистого происходят сердца, если тайны совершаются без благоговения и веры, место сие священное тогда опорочивается, и Бог чрез Пророка гремит тогда во уши наши сими страшными словами: праздников ваших ненавидит душа Моя, егда прострете руки ваши ко мне, отвращу очи Мои от вас, и аще умножите моление не услышу вас. Почто о судяй всей земли? яко руки ваши исполнены крове и неправды.238 Из чего примечайте, что храма святость нарушается, и темнеет божественная красота его, если собирающиеся в него Христиане внутрь сердца своего суть неосвященны, если они не имеют в душе своей добродетели, которая пред Ним есть приятнейшая жертва, и кадило благовонное. Да что я говорю, святость храма опорочивается? совсем опровергается тот конец, для которого храмы созидаются.

Созидаются они для двух концев: во-первых для приношения молитв, второе для поучения нашего. Для приношения молитв: ибо мы, поскольку Божиими ежедневно и ежечасно снабжаемы бываем благодеяниями, одолжаемся усерднейшую преблагому благодетелю своему приносить благодарность, ибо мы, поскольку часто нарушаем святой закон Его, и закон совести своей, должны свою пред Ним исповедать повинность и умолять Его благоутробие, да не подпадем строгости суда Его. Ибо мы, поскольку и в рассуждениях погрешительны, и в изобретениях скудны, и в силах недостаточны, имеем нужду прибегать к Богу, и испрашивать на намерения наши и дела, благословения Его и помощи всесильной. Сии действия суть неотрицаемой должности человеческой. Младенцы имеют нужду управляемы быть советом отеческим: тварь зависит во всем от своего Творца, раб обязан слушать повелений Владыки своего.

И чтоб сии святые действия без нарушения исполнял человек, для того то поставляются храмы, воздвизаются дома молитвенные. Можно подлинно, да и должно и дома, да и на всяком месте приносить Богу моление. Но Отец небесный хочет, чтоб все наши дела основаны были на любви, на соединении и согласии; хочет, чтоб мы яко единого Отца дети, всегда были совокупны, особливо тогда, когда приносим ему жертву сердца нашего; чтоб тогда, когда восхваляем Его благословенное имя, дух наш и уста были соединены. Когда Каин приносил Богу жертву, спросил его тогда Бог: где Авель брат твой!239 Если б и мы удаляяся от других собратий наших по вражде и злобе восхотели ему принесть жертву молитв наших, вопросит нас Бог, а где Авель брат твой? где тот, с которым естеством соединен ты и благодатию? Почто, дети мои, не в союзе любви предстаете пред лице мое? И потому общественная церковная молитва, яко на любви, всех соединяющей, основанная, Богу любезнее, и тем домашней преимущественнее. А притом в общем правоверных собрании, хотя б кто был и не очень сокрушенного, хотя б и каменного сердца, но когда увидит других умиленные лица, слезы и воздыхания, когда увидит страшные совершаемые тайны, священника простирающа к Вышнему руки, и всем горе иметь сердца повелевающего, хотя б и не сокрушенного был сердца, подвигнется, почувствует в себе Божественный страх, и видя, что тайны Его сердечные словом Божиим открываются, пад ниц поклонится Богови, возвещая, яко воистину Бог есть на месте сем. И так кто б не возгорел духом, всегда быть в таковых священных собраниях, быть всегда участником службы Божией в храмах Его совершаемой? Кто не воскликнет с Давидом? Коль возлюбленна селения Твоя, Господи сил; желает и скончавается душа моя во дворы Господни.240

Но не во всех Христианах сия достохвальная ревность, примечается; в сердцах у многих простывает священный благочестия жар! Часто с горестию видим, что во дни воскресные, во дни праздничные, то есть, в такие дни, которые уставлены для отправления первого и величайшего долгу нашего, иные в домах остаются в праздности; иные бездельно шатаются по торжищам, иных ненасытная сребролюбия алчба гонит искать прибытков, и с расслаблением духа и тела своего мучатся над работою; иные в то время бегают по домам, и под видом поклонов в непостоянстве человеческом ищут себе покровительства; иные в веселостях препровождают те часы и зрелищем смехотворных и соблазнительных представлений услаждают суетные мысли свои; а иные, О несчастье времен наших! есть и такие, которые и презирают сии собрания, и служба Бога нашего в их мечтательном мудровании никакого уважения не заслуживает. Торжище многолюдно; корчемницы пианственные преисполнены; зрелища утесненны; но церковь рыдает, лишаясь чад своих, рыдает не видя их в матерних недрах своих. До того дошло развращение наших нравов, что в самые величайшие церкви праздники, когда всенощные совершаются бдения, и церковь оглашаема бывает торжественными пениями, в церковь мало кто приходит, но на ложах своих спокойно, не терзаясь совестию, в то время опочивают. И если кто приходит, то некоторые из простого народа: с сими то мы совершаем праздники Божие, сии то суть наши сообщники в хвалах Господних, сии то люди исправляют тот долг, который на всякого человека безотрицательно возложен, и тем заслуживают почтены быть именем благородства духовного. Воистину, по Евангельскому слову, премудрость Божия скрыта от премудрых и разумных, а открывается она младенцам. 241 Два зла, говорит у Пророка Бог, зделали людие мои; какие? оставили источник воды живыя, и думают жажду свою утолить из ямин водою согнившею.242

Почто, о Христиане, толико небрежем? почто порочим честь Христианской веры, и хулим имя Божие, коим мы запечатаны в час крещения? Думаете ли, чтоб прибытки, снисканные с пренебрежением долга Христианского, могли быть тверды и надежны? Нет: нечаянный случай, или паче, Божие праведное посещение во мгновение их истребляет: или пожирает огнь, или вода, или похищает тать, или отнимает другого ненависть, или расточает беспутный сын, или достается все развратному наследнику, или нечаянно поражает смерть, и нагого полагает во гроб. Думаете ли, чтоб ваши в сильных людях искания, чтоб ваши к ним ласкательства были успешны, когда вы оставляете прибегать к Богу? Никак: надобно вам бесчувственным быть, если б вы позабыли оные Духа святого слова: благо есть надеятися на Господа, нежели на человека. Благо есть надеятися на Господа, нежели на Князи:243 изыдет дух Его, и возвратится в землю свою, в той день погибнут и Его помышления, и наша на Него надежда.244 Думаете ли, чтоб непрестанные веселости и утехи могли вам доставить удовольствие и спокойствие, когда не радите во святилище Господнем искать себе радости спасения? Никак: все света увеселения с скуками смешанны, все радости слезами растворены: но хотя б они и подлинно веселили; но когда между тем теряется настоящая польза, то такие увеселения нечувствительно делают подкоп под храмину вашего счастия, и среди ваших ликов готовят ноги Ваши низвергнуть в ров нечаянной погибели. Господи! да возлюбим мы благолепие дому Твоего: для чего? да не погубиши с нечестивыми души наши, мы в Тебе находим свое богатство, свою надежду, и свое увеселение. Вниду к жертвенику Божию, к Богу веселящему юность мою.245

Но надобно при сем, слушатели, знать, от чего все сии недостатки случаются, что их причиною? Вспомните, что прежде сказали мы, что церкви устрояются для двух концов, для приношения молитв, что и изъяснили мы: второе для поучения нашего. Редкое и нерадивое в храмы Божии хождение причиною есть всего развращения. Ибо церковь Божия есть училище, есть школа, в которой нас поучает Дух святый, как нам жить добродетельно. Может ли кто в какой-нибудь науке или художестве быть искусен, если прежде тому чрез немалое время прилежно учиться не будет? так не можно вести честную жизнь, если в сем училище святом правилам доброй жизни поучаться не будем. Надобно ли например во всякой должности убегать праздности? Здесь о том слово Божие учит: проклят всяк творяй дело Господне с небрежением.246 Надобно ли воспитать в честности детей своих? Слово Божие представляет пример жреца Илиа, который от Бога наказан был смертию за худое детей своих воспитание. Надобно ли в жизни не о своей токмо стараться пользе, но и о пользе других? Слово Божие тому поучает: не яже своя, но яже ближняго, да промышляет кийждо.247 Надобно ли в жизни хранить правду? Церковь тому нас поучает говоря: любляй неправду, ненавидит свою душу.248 Надобно ли в жизни убегать лжи и обмана? О том услышим мы в сем училище духовном: погубит Бог вся глаголющия лжу, мужа кровей и льстива гнушается Господь.249 Надобно ли в жизни иметь повиновение к высшим? И сие наставление преподает нам слово Божие: всяка душа властем предержащим да повинуется. Несть бо власть аще не от Бога.250 Надобно ли в жизни хранить супружескую любовь ненарушимо? И о сем учит нас писание Божественное: брак честен и ложе нескверно: блудником же и прелюбодеем судит Бог.251 Надобно ли в жизни со всеми хранить согласие и любовь? И сему поучает нас церковь Божия: храните со всеми святыню и мир;252 и Бог мира будет с вами:253 и любовь покрывает множество грехов. 254

Но удобнее есть исчерпать море, нежели изъяснить все наставления спасительные, каковые содержатся во глубине Божиего слова. Так видите, любезные слушатели! можно ли иметь житие доброе, не учащая ходить в сие училище, и не поучаясь в нем науке, как жить добродетельно: а напротив не должно ли последовать всякому развращению, не для каждого токмо, но и в семьях, и в целых обществах, если в духовной сей школе наставления искать себе не станем.

Но сия моя речь не всех, но некоторых, и то не многих касается. Весть Господь сущия своя.255 Есть остаток семени Израилева. Во многих действует благополучно сила веры: у многих в сердцах искра благочестия горит без угашения. Многие зело усердны к церкви Божией, и яко елени на источники водные, тако поспешают они во храмы Господни; чтоб жаждущую правды душу свою напоить из источников Израилевых. Многие бегут к алтарям Господним, яко младенцы к сосцам матерним; и зело веселятся, когда кто скажет им в дом Господень пойдем.256 Да будет благословение Господне над ними и над сынами их. С сими-то служителями живого Бога празднуем мы теперь освящение храма сего: и они своим благоговением торжеству сему и храму сему придают наилучшее украшение. Бог вселивыйся в вас, да обитает всегда в сердцах ваших, и в награду вашего в благочестии подвига, да благопоспешит вам во всех делах ваших в жизнь вечную: к достижению же сего воздвигши руки и очи, но преклонше колена сердца, возопием седящему на Херувимех, на нас милостиво призирающему:

Господи Боже Израилев! несть, якоже ты Бог, на небеси горе, и на земли низу: храняй завет и милость рабом Твоим, ходящим пред Тобою всем сердцем своим. И ныне, Господи Боже, призри на молитву раб Твоих, ею же молятся пред Тобою в храме сем: да будут очи Твои отверсты на храм сей день и нощь: и о нем же аще раби Твои помолятся на месте сем; и Ты услышиши на месте обиталища Твоего на небеси, и сотвориши по желанию их, и помилуеши их, Аминь.

* * *


Источник: Том второй. В Москве 1780 года

Комментарии для сайта Cackle