монахиня Екатерина

Дарования преподобного старца

О дарах

Источник даров в Боге. «А Бог один и тот же, производящий все во всех»132.

Святой Дух же распределяет «как Ему угодно» 133различные дары для верующих им «на пользу».134

Дары «сами» раскрываются в человеке, как пишут святые отцы, а человек этого не ощущает.

Но чтобы дар утвердился, ему необходим «дом» чистый и особо смиренный.

Дом души нашего Батюшки был и чистым и смиренным. Он весь стал домом Божьим135, и Святой Дух «вселился в нем» и нашел упокоение.

Преподобный Ефрем Сирин говорит, что «надобно нам прежде позаботиться о приуготовлении себя к принятию умного света, чтобы соделаться достойными духовных дарований».

И наш Батюшка приготовил подходящее место и плодородную землю – все свое сердце, самоотрешенно подвизающееся на аскетическом ристалище с божественным рвением, непрестанными изумительными подвижническо-мученическими подвигами и жертвами. «Борец Царствия Божьего» стал вместилищем множества даров и источал божественное сияние.

Еще с малых лет Бог даровал ему дар видения и прозорливости, позже – дар исцеления, рассуждения, духовного наставничества и рассудительного воспитания. А также другие боговидные добродетели и «действия сил»136, которые, как следовало, он использовал для домостроительства Церкви – «все сие да будет к назиданию»137.

О даре рассуждения

Смирение – условие приобретения этого драгоценного и неучтенного великого дара рассуждения. Рассуждение – это не просто способность рассуждать, а дар, дарование благожелательного сердца Спасителя душ наших тем, кто оделся в боготканную одежду смиренномудрия и кто, «соединяясь с Господом, есть один дух»138, чтобы «неложно узнать хорошее и противоположное этому». То есть в каждом отдельном случае для каждого человека и каждого дела они безошибочно знают, какова воля Божия.

С сияющей благодатью Пресвятого Духа в смиренной душе преподобного старца Порфирия вместе с аскетическим опытом явился «спаситель, отец и рассудитель».

Его боговдохновенные советы и указания были божественным благоволением к нам и ко всем, кто испытывал потребность в руководстве.

О даре прозорливости и провидения

Как все дары и добродетели есть дары Божии, так и дар прозорливости и провидения. Это действие божественной силы в том, кто личным подвигом, живя с верой и благочестием, очистил свое сердце и сделал его местом упокоения Пресвятого Духа.

Святой Иоанн, сочинитель Лествицы, говорит, что «от послушания рождается смирение, от смирения – рассуждение, от рассуждения – прозорливость, а от него – провидение».

С помощью дара прозорливости духовный человек очами души «знает, как каждый говорит, где стоит и на какой ступени находится», – говорит святой Макарий Египетский.

Раскрывает и «подсказывает» то, что происходит, Сам Христос, который обитает и ходит в смиренном и очищенном сердце.

Он открывает, «что желает и что ему подходит...» То есть, по святому Симеону Новому Богослову, когда тот, кто одарен даром прозорливости, слышит или видит собеседника, он по благодати Пресвятого Духа «видит», прозревает, в каком состоянии находится душа человека. И в соответствии с этим открывает собеседнику то, что тому полезно.

Этот дар – не умственные знания, а участие в жизни Троицы с помощью Иисуса Христа. Это общение с Богом по «Благодати» светлого излияния Святого Духа. Поэтому он дается тем, у кого есть особенное служение в Церкви.

Попытки искания духовных опытов «разумом», искусными рассуждениями, предпринятыми лично и самовольно, а также гордыней умудренного знания, но в подчинении страстям, ведут к «ложным обманным образам», как говорит святой Исаак Сирин. К сожалению, эти образы кажутся истинными и вводят людей в заблуждение.

Таким образом, необходимым условием для получения дара прозорливости и провидения является очищение души и внутренняя чистота.

Между даром прозорливости и провидения есть небольшая разница, хоть они взаимопроникают и объединяются, как говорят святые отцы.

Дар прозорливости, по словам святого Никиты Стифата, включает в себя «видение лучшего и откровения тайн Божьих». То есть, он дает прозорливому человеку духовную возможность через молитву по благодати и просвещению Сердцеведца и Всеведца Бога видеть и четко распознавать душевно-телесное и духовное состояние человека, а также то, что сокрыто внутри его сердца и в глубинах души.

Дар провидения относится к вещам, которые произойдут в будущем, но открываются в настоящем. Это тоже дар человеколюбивой любви Божьей к тем, кто освободился от оков сладострастия и зла и через духовную борьбу на аскетическом ристалище «принес себя в жертву, очистился и воссиял».

Дар прозорливости и провидения считается высочайшим из тех даров, которые приносит человеку Бог.

Бесконечно благой Бог и щедрый Дароподатель призрел на послушание преподобного старца, оценил его божественную ревность и любовь, учел и его благое произволение и «во всем себя принуждение, потому что таков есть путь Божий» и даровал ему еще в младом возрасте эти два особенных дара.

Источник божественного света осветил ум, помышление и сердце преподобного старца, и он стал «глубиной чистоты».

Как световидный светильник, он освещал ум и сердце людей и открывал волю Божию. Как одаренный божественной мудростью и опытный подвижник, он учил заповедям Христовым. Он видел сквозь людей и вещи, презирая законы естества и измерения времени и пространства. Входя в места сверхъестественной реальности, он «становился зрителем незримого».

«С умом Христовым» он всему давал истинную оценку и судил по справедливости. Богодвижимым языком он мог глубоко все истолковывать и объяснять духовно. Он раскрывал состояния, проблемы, распознавал душевные и телесные болезни и все остальное, что заботило тех, кто прибегал к нему с безоговорочным расположением и доверием к его святости. А также раскрывал тем, кто общался с ним издалека.

Он всех принимал хорошо. Но с помощью своего дара прозорливости он знал, кто по-настоящему нуждается в его помощи, а кто посещает его из любопытства или по стечению обстоятельств.

«А кто пророчествует, тот говорит людям в назидание, увещание и утешение».139

Он давал советы как Отец и руководил с рассуждением в соответствии с характером каждого. Он принимал в расчет неповторимую уникальность каждой личности, так как был опытным знатоком человеческой психофизиологии и духовным анатомом. И таким образом, святой старец в простоте сердца и отеческой любви рассудительно и особо вел каждого человека, утешал и изменял течение его жизни ради его душевной пользы.

Он с болью и любовью становился глубоководным «ныряльщиком» в душевные внутренности каждого.

Его рвение ко Христу и святая воля преподобного старца, свободно обоженные во Христе с помощью притяжения любви, помогали тебе и имели силу преодолеть твою собственную волю, твой собственный помысел, изменить его и заменить его божественной волей, настроить на возделывание добродетелей. Наш благой Батюшка желал поселить нас туда, где обитал он сам. В жизнь Христову! В добродетельное Жительство! В Рай!

Он пробуждал души, пребывавшие в состоянии духовной смерти, он воскрешал души, умершие от греха. Он с рассуждением открывал им всю их собственную жизнь, а также все относящееся к ней. Все это он делал с помощью своего дара прозорливости и провидения, а также дара человеколюбия.

Часто, когда ты его встречал, он «переживал сердечное безмолвие», молясь и взывая во внутреннем диалоге, ясно слыша голос Христа. И пока еще царило молчание, ты получал ответ. Таким образом совершалось бессловесное таинство. Было достаточно его видеть, даже если он не говорил сам.

Его вид, образ и подобие Божие, излучали благодать, доверие, надежность, мир и силу, которая разрешала твои помыслы в умном общении. И когда он в какой-то момент начинал говорить, ты чувствовал живое продолжение умного диалога.

Лишившись ощущений, особенно когда ему не хватало зрения, его душа становилась участником того, что происходило вокруг. Очи души были всегда раскрыты, и он все видел в Истинном свете Христовом.

О даре исцеления

«Но каждому даётся проявление Духа <...> иному дары исцелений, тем же Духом»140 – говорит апостол Павел.

Хотя преподобный старец много страдал, страдал от многочисленных болезней еще с малых лет, он никогда не просил у Бога исцелить его.

«Я стыжусь, – говорил он. – Как я попрошу у Христа чего-либо подобного?»

Но по Благодати Божьей он стал духовным рентгеном, душевным магнитным томографом, духовным врачом, хирургом душ и телес и врачующим целителем.

По благодати Божьей он ставил успешные диагнозы. И таких чудесных случаев было предостаточно.

Когда врачебные приборы были не в состоянии определить болезнь, а врачи не могли поставить диагноз, он помогал избежать врачебной ошибки и поставить правильный диагноз.

Есть бесчисленные свидетельства – и мы их приведем вместе со своими собственными – когда страждущие люди были исцелены преподобным старцем. Это происходило либо потому, что он вовремя диагностировал болезнь и направлял на правильное лечение, либо потому, что он сам подавал разнообразные «лекарства Святого Духа», а следовательно, большое утешение, силу, надежду в час нужды в случае болезни. Он уделял это больным и скорбящим людям.

Он имел обыкновение держать тебя за запястье и становиться приемником всех твоих психосоматических наследственных и приобретенных данных. С помощью дара исцеления с болью и любовью он излечивал серьезные душевные и телесные недуги. Преподобный старец без колебаний раскрывал чувствительную и сочувствующую сторону своего сердца страждущим от рака.

«Святой Дух дал руку свою преподобному старцу ради благословения и исцеления немощных», и «исполненный веры и силы, совершал великие чудеса и знамения в народе».141

О даре духовного наставничества и рассудительного воспитания

Духовный отец – живое присутствие Христа. В его лице мы видим и чувствуем самого Христа, Который общается с нами.

Согласно святому Симеону, духовный отец и учитель есть «человек, созданный во Христе и по образу Божества преобразившийся».

Это обитель божественного света, которая «заразительно» передается и зажигает «светильник» душ учеников и духовных чад, чтобы и они получили благодать Пресвятого Духа.

Преподобный старец, хранитель Божественного человеколюбия, явился опытнейшим духоводцем и управителем. Он предлагал учение основ духовной жизни и развивал жизненно важную воспитательную связь. Таким образом, он стал истинным духовным отцом, рассудительным проводником, духовным богоблагодатным воспитателем во Христе, практическим учителем и священным Руководителем душ.

У него был дар рождать и возрождать чад, верных Христу и Церкви, а не просто своих почитателей. Он припасал свет тем, кто был не в состоянии непосредственно принять солнечные благотворные лучи Христовы.

Преподобный старец Порфирий находил способы привлекать души всех людей.

Он слушал приветливо и внимательно, божественно терпеливо. Он отвечал по-доброму и снисходительно со знанием и разумением.

«Ибо Господь дает мудрость; из уст его – знание и разум».142

Он предавал всего себя Христу и внимал указаниям Божественной Благодати и вдохновениям Святого Духа с горячей отеческой «осязаемой» любовью, острой рассудительностью и духовной мудростью. С помощью своего божественного слова он для всех становился неложным богоучительным бдящим амвоном, особенно для родителей, имеющих серьезные вопросы, связанные с воспитанием детей.

Как истинный отец, с нежным невыразимым интересом он шел по мрачным порой тропинкам человеческой боли, греха, жизненной борьбы, необдуманного вероотступничества, различных сокрытых помыслов.

С помощью сердечной молитвы и источников слез он позволял всему изливаться в необъятное море его отеческих объятий. Ты ощущал его волнующее изменение, и находясь в непосредственном личном общении, он руководил и направлял тебя.

Слово апостола Павла дает нам правильное определение: «Хотя у вас тысячи наставников, но не много отцов...»143 И мое смирение и бесчисленные его духовные чада, и множество народа потеряли нашего отца, источник живого слова, нашего руководителя, наше прибежище, нашего защитника, но он не оставил нас одних. Он сделал нас преемниками своего драгоценного наследства. Он даровал нам свои боговдохновенные слова и истинный личный опыт, примеры и первоначальный толчок для жизни, готовящейся ко встрече с Христом.

«И я всегда желаю, – пишет он в своем Духовном Завещании, – чтобы мои духовные чада любили Христа, чтобы Он удостоил нас войти в Его земную нетварную Церковь. Потому что мы должны начинать отсюда».

Да. Он не оставил нас сиротами, потому что мы приобрели деятельного посредника к Небесному нашему Отцу, и с благодарностью переживаем это, потому что он сам уверил нас неложными словами:

«Когда нас связывает Христос, не существует расстояний. Когда я уйду из этой жизни, будет лучше. Я буду рядом с вами».

И он рядом с нами!

Рассудительный воспитатель

Старец Порфирий, прекрасный и рассудительный воспитатель, своим богоосвещенным словом побуждал родителей иметь между собой и к детям христианскую и святую любовь.

Он отмечал, что хорошая и показательная жизнь родителей излучает благодать и на детей. Святость родителей спасает и детей. Ребенок желает родителей – людей горячей молитвы – с самого начала, еще с момента зачатия.

Святая жизнь родителей как общение истины и любви переносит мир, согласие, любовь, кротость, святые чувства в сердца детей. Когда семья живет христианской жизнью, она становится местом взращивания любви. Любовь – высшая цель воспитания.

Ребенок – не сосуд, который нужно наполнить, но очаг, который нужно разжечь.

Напротив, когда родители не подвизаются или не имеют правильного подвига, они передают детям свое плохое расположение и свое тревожное настроение, так что враждебный дьявол мучает родителей различными противодействиями детей в малом и взрослом возрасте.

Родители должны в сладости сердца, с самоотречением, с миром и спокойствием, с терпением и благим расположением, с радостью Христовой, с верой и молитвой направлять своих детей в любви, в истине, в стяжании плодоносных добродетелей. Они должны передавать им пламя веры, дух благоразумия и рассудительности.

В основном именно мать должна бдеть, следить, заботиться, молиться и подвизаться, чтобы вдохнуть в сердца детей страх Божий с благочестием и благоговением.

Один мудрец говорил о своей матери: «Он не научила меня ничему, потому что была необразованной. Но она вдохнула в меня все, потому что была верующей».

За каждой славной семьей стоит самоотречение женщины, матери. Дети вдохновляются ее примером, ее жизнью, ее образцом, а не учением бесплодной морали.

Как-то раз за столом, где собралась семья левитов, один гость завел разговор, кто из трех священнослужителей, сыновей и отца, самый лучший проповедник божественного слова. В разговор вмешался младший сын, который без всякого сомнения ответил:

Сейчас она на кухне. И указал на мать... На самом деле, она была лучшим священнопроповедником. Она не разговаривала в церкви. Но она непрерывно проповедовала делами внутри «домашней Церкви», в своей семье.

С малых лет мать должна учить ребенка поститься, ходить в церковь, причащаться Живоносного Тела и Честной Крови Христа. Учить его любить, человеколюбиво приносить себя, быть кротким, смиренным и уступчивым.

Потому что до 6–7-летнего возраста в ребенке развиваются все самые основные черты личности. И как отмечает святой Иоанн Златоуст, в этом податливом возрасте развивается ум, а в нем отпечатывается и записывается, как печать на воске, все то, что он слышит и узнает. И с этого раннего детского возраста – продолжает святой – жизнь ребенка начинает склоняться к добру или ко злу, к пороку или к добродетели.

Очень важно воспитание именно в этом возрасте, потому что, как он говорит, если родители-воспитатели пропустят эти первые годы, они потеряют и своего ребенка как человека в будущем.

Выражение, которое часто употребляют взрослые и, конечно, родители, – «ребенок маленький, не важно, он не понимает» – антипедагогично и разрушительно.

К сожалению, сейчас родители перекладывают преимущественное право воспитания своих детей на безответственных людей. Все это из-за профессиональной деятельности матери и ее вынужденного отсутствия дома, у семейного очага. То же самое с телевизором и другими техническими средствами, тогда как следовало бы уделять достаточное время общению. Следовало бы наслаждаться подлинным сосуществованием и воспитательным мирным общением, а также созидательным сотрудничеством.

Свобода, которую, как они часто думают, как дают детям по западному образцу, – это свобода без любви. Они дают ее просто потому, что хотят обеспечить себе спокойствие.

Как подчеркивает святой Иоанн Златоуст, это правда, что нет большего искусства, чем устроение души и формирование разума ребенка.

«Нет ничего большего, чем это искусство. Что может быть больше, чем настраивать душу и формировать новый разум?» То есть, очень сложно воспитывать детей и руководить душами!

Искусство искусств и наука наук, поистине, – дополняет святой Григорий Богослов – руководить человеком, этим сложным и многообразным существом. «Поистине, это мне кажется искусством из искусств и наукой из наук – вести человека, это многообразнейшее и разнороднейшее живое существо».

Сейчас работа воспитания и руководства несомненно сосредоточена на исключительной ответственности родителей, первых воспитателей, так как школа уже не прогрессивна, как раньше.

Но вопрос в том, что должны представлять из себя родители? Кто эти воспитатели детей, особенно в эти кризисные годы искажения истины, смуты, бессознательности и заблуждения мира, падения нравственных ценностей, эпикурейства и неудержимой любви к наслаждениям, духовной летаргии и уничтожения примеров для подражания.

Вывод таков: родители в конце концов должны стать уникальными примерами для православного воспитания детей ради несущего надежду, благословенного и превосходного будущего жизненного пути, ради общего блага. Все это должно происходить в сосуществовании, в любви и в совместном функционировании с одержимым выгодой и механизированным поколением.

Важность присутствия родителей и их образцовой жизни в воспитании детей сущностна и незаменима.

Родители должны стать сотворцами Бога вместе с Его святой волей ради преуспеяния своих детей. Долг родителей – стать насадителями и взращивателями добродетелей. Им нужно непрестанно молиться за детей от всего горячего сердца. Тогда молитва станет мостом и объединит души родителей с душами детей в любовном и мирном сосуществовании.

Богатство жизни детей не должно состоять в деньгах, материальных благах, удобствах, имуществе и богатстве. Наоборот, все это может вызвать наслаждение запретными плодами, сребролюбие и корыстолюбие. Напротив, рассудительно изобиловать должны щедрые и обильные дары православных смыслов, слов и дел, приносимые родителями. Они должны сформировать благой нрав. Конечно, следует уважать уникальность, самостоятельность и свободу личности ребенка, действовать без принуждения, давления, самовластия и насилия.

Снисходительность, любовь, кротость сильнее насилия – настаивает святой Иоанн Златоуст. Терпение – сильнейшее таинство воспитания. Молитва – совершеннейшее оружие.

«Когда вы кипите от гнева, – говорит Батюшка, – вы как будто ударяете кулаком ребенка в живот. Следует обнимать детей мыслью, ласкать их своим умом. Не следует биться с детьми, но следует воевать с сатаной, противостоящим детям...»

Ты учишь лучше, когда хвалишь добродетели детей, а не клеймишь их недостатки и немощи. Замечания можно делать – советует Батюшка – лишь после многой молитвы и любви.

«Говорите им немного слов, но много молитесь. Молитвой с ними будет разговаривать Бог». Мы обычно очень много говорим о Боге, но мало говорим с Богом.

Святой Иоанн Златоуст в своем божественном воспитательном слове подчеркивает: «Если родители воспитывали своих детей правильным и верным способом, у нас не будет нужды в законах, судах и наказаниях. Тогда и священникам, и учителям не нужно будет так трудиться ради воспитания молодежи».

Семейная жизнь с молитвой и терпением и с примером святости в жизни родителей – Божий способ воспитания молодых, основа и начало Культуры.

О даре толкования языков

Святые отцы похожи и различаются между собой дарами Святого Духа. Они зависят от их природного вклада, восприимчивости и личного подвига.

«Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рождённым от Духа»144. «Он разделяет каждому особо дары, как Ему угодно».145

«...Иному разные языки, иному истолкование языков».146

Преподобный старец Порфирий после долгой отшельнической жизни, чудесных аскетических подвигов и соответствующих плодов Святого Духа сделал свою душу «Троицкой горницей». С духовным поспешением он внимал указаниям и божественным знакам Святого Духа.

Как мы знаем, когда ученики Христа находились там в горнице, «они все исполнились Духа Святого», который спустился в виде «огненных языков», которые снизошли на всех апостолов, чтобы они пошли по всему миру учить Евангелие Христово всем языцем.

Весть о спасении теперь касалась всего человечества, всей вселенной, а не только отдельного народа.

И наш Батюшка как вселенский учитель благочестия и всемирный молитвенник стал богоносным учеником Христа и апостолом. Своим тонким дуновением Святой Дух дал ему «свой язык» для учения, а также сделал его способным понимать «другие языки».

О даре умного перемещения

Святой Бог, «Чудный во Святых его», даровал нам Своим божественным благоволением познать и почувствовать на своем собственном опыте, а также «вкусить» от божественных даров преподобного старца Порфирия, нашего Батюшки. И мы свидетельствуем о них как очевидцы и слышавшие все своими ушами.

Никакое чудесное событие не казалось нам странным. Естественным образом мы слышали и видели «все хорошее и все похвальное», что говорил и делал наш полный дарований Батюшка.

Среди прочих даров, которые мы перечислили, преподобный старец имел дар умного передвижения в разные места по всей земле.

Он в точности описывал места, монастыри, различные области, в которых никогда не был. Также по Благодати, как он говорил, «он видел», например, в одном монастыре монахов или монахинь, их нрав и их проблемы, их естественное окружение и все одушевленное и неодушевленное состояние, которое царило там. Он вмешивался в телефонные разговоры, обсуждения и не только «видел», но и «слышал». И с помощью этого дара он мог помогать и предотвращать неприятные ситуации и горестные события. Он мог подсказывать методически правильное практическое решение для любой проблемы, не только духовной, но и материальной (например, постройки и др.).

С помощью этого дара и сердечного участия, которое порой подвергало опасности его здоровье, он также мог перемещаться умом за границу, видеть и переживать события неустройств и войн.

Известна его способность передвигаться по благодати в другие места, находить «воду» и «проверять» как геолог качество воды.

Духоносный Батюшка, имея Божественную Благодать в уме, сердце и во всех чувствах «путешествовал», как он сам говорил, в прошлое, настоящее, в будущее, путешествовал не только во времени, но и в пространстве.

О даре слова

Слово – величайший дар Божий, которым наделен человек и который отличает его от всех остальных окружающих созданий.

Человеческое слово есть «явная печать Слова Творца». Это печать и точный образ нашего духа. Это скипетр владычества человека в мире. Это объединение всего человеческого рода, который при его отсутствии умирает.

И наш Батюшка по Божественной Благодати умел выражать и использовать этот дар слова, несмотря на недостаток образования.

«Его язык преисполнен сладости», исполненный сладости Святого Духа, он разговаривал и общался с людьми любого уровня мирских знаний и мудрости.

Благодаря своему медоточивому и сладкому голосу, прекрасным речам и благодатному слогу он был источником живого слова и учителем практических наставлений.

Он говорил как богослов, наделенный способностью истинного богословского слова и методически правильного выражения смыслов, так что он мог вводить нас в высокие богословские смыслы и одновременно принуждать к самоконтролю и божественной ревности, к подвигу и подвижничеству.

Он был архитектором божественного слова.

Его слово было словом Христа, словом мудрости и разума, словом иносказательным, словом евангельским, словом откровения, пророческим словом, словом благим, словом любви и утешения. Словом, которое вело к боли, к сокрушению, к покаянию, к духовной радости и к надежде Воскресения.

Каждое его слово было словом истины.

* * *

132

Кор.12:6

133

Кор.12:11



Источник: Старец Порфирий. Любящее сердце / Монахиня Екатерина; [пер. с греч. Д.Е. Афиногенова]. – М.: Изд-во ПСТГУ, 2014, – 304 с. ISBN 978–9960–89197–3-0

Комментарии для сайта Cackle