Библиотеке требуются волонтёры
Ж.Л. Левшина

Епископ Порфирий (Успенский) и его коллекция

«Никто не скажет обо мне:

он праздно прошел по земле».

«Для чего я странствую так долго?

Для того, чтобы подобно пчеле

принести прекрасный мед в родной улей,–

я пчела Божия, а Россия – мой улей».

еп. Порфирий (Успенский)

Порфирий (Успенский) (8 сентября 1804 – 19 апреля 1885) – епископ Чигиринский, викарий Киевский, инициатор и организатор первой Русской Духовной миссии в Иерусалиме, выдающийся русский востоковед, византинист, славист, археолог, этнограф, археограф, текстолог, палеограф, историк, искусствовед, доктор эллинской словесности и богослов, автор множества научных трудов.

Отношение к этому удивительному человеку и исследователю, ценителю древностей и бессребреннику, всецело преданному истине, было неоднозначным и среди его современников, и у последующих поколений российских и зарубежных ученых. Его жизненный путь был долгим и тернистым, но одновременно это был счастливый и плодотворный путь духовного и научного подвижничества.

Константин Александрович Успенский родился 8 сентября 1804 г. в «смиренной» Костроме, в семье скромного псаломщика Александра Матвеевича и его жены Дарьи Степановны. Впоследствии еп. Порфирий с неизменной сыновней любовью и благодарностью вспоминал родительский дом и «светелку», а прежде всего – свою мать, которая сумела привить юному Константину «страх Божий, целомудрие, незлобие и терпение».

В 1818 г. он окончил Костромское Духовное училище, а в 1824 г. – Костромскую Духовную семинарию.

В 1825 г. поступил в Санкт-Петербургскую Духовную академию, которую закончил в 1829 г. со степенью кандидата богословия. 15 сентября того же года он был пострижен в монашество, 20 сентября рукоположен во иеродиакона, а 25 сентября – во иеромонаха.

1 июля 1831 г. получил степень магистра и 2 июля был назначен законоучителем Ришельевского лицея в г. Одессе.

1 мая 1834 г. стал настоятелем второклассного Успенского монастыря в Одессе, а 20 мая был возведен в сан архимандрита. Служба в Одессе сыграла важную роль в судьбе Порфирия Успенского. Именно здесь пробудился его интерес к христианскому Востоку и здесь же он изучил новогреческий и итальянский языки, которые в будущем принесли ему огромную пользу.

18 июля 1838 г. был назначен ректором Херсонской Духовной семинарии.

15 ноября 1840 г. назначен настоятелем Русской духовной миссии в Вене. За время пребывания там архим. Порфирий овладел немецким языком и организовал научную экспедицию в Далмацию с целью изучению быта и письменности юго-западных славян.

14 ноября 1842 г., согласно решению Святейшего Синода, «по довольному им знанию греческого языка и по опытности в обращении с заграничными единоверцами нашими», о. Порфирий был отправлен в Иерусалим для ознакомления с жизнью православных христиан в Палестине и Сирии.

Пребывая на Востоке, он получил счастливую возможность путешествовать, работать в монастырских библиотеках и изучать древности.

В 1845–1846 гг. Порфирий Успенский предпринял первое путешествие. С января по июнь 1845 г. им была осуществлена экспедиция в Египет, на Синай, в монастыри Нитрийской пустыни. С августа 1845 г. по январь 1846 г. и с марта по конец июня 1846 г. обследованы богатейшие сокровищницы христианских древностей на Святой Горе Афон.

Особо притягательным для отца Порфирия был Синай. В отличие от большинства древних обителей, монастырь Св. Екатерины никогда не подвергался разграблению. Он представлялся учёному неисчерпаемым кладезем древностей. Именно здесь в 1845 г., за 15 лет до К. Тишендорфа, Порфирием Успенским была обнаружена и описана основная часть рукописной греческой Библии – знаменитый Синайский кодекс (Codex Sinaiticus) IV в. (в 1844 г. немецкий ученый видел лишь 129 листов).

Порфирий Успенский занимал категоричную позицию в отношении Синайского кодекса и вел полемику с К. Тишендорфом. Несмотря на это, он испытывал уважение к своему ученому оппоненту, поддерживал с ним контакт и неоднократно посылал ему собственные сочинения и древние манускрипты. В частности, известно, что он предоставил К. Тишендорфу из своей коллекции для издания синайский палимпсест (РНБ, Греч. 225). А Тишендорф подарил отцу Порфирию несколько листов из издания Синайского кодекса, на одном из которых сохранилась дарственная надпись.

В Палестине о. Порфирий пришел к мысли о необходимости создания Духовной миссии в Иерусалиме как постоянного представительства Русской Православной Церкви при Патриархатах Востока, о чем сделал запись в своем дневнике 7 января 1844 г. Его идея не сразу нашла поддержку официальных российских властей, однако он самоотверженно отстаивал свою точку зрения и спустя несколько лет добился цели. Первая Русская Духовная миссия в Иерусалиме была учреждена резолюцией Николая I от 11 (23) февраля 1847 г. Порфирий Успенский возглавлял ее до 1854 г.

За годы работы в Миссии архим. Порфирий со своими сотрудниками объездил все святыни Востока. С 18 марта по 17 августа 1850 г. им было предпринято второе путешествие по Египту, во время которого участники экспедиции посетили монастырь Саввы Освященного в Александрии, Новую Патриархию и Никольский храм в Каире, древние монастыри преп. Антония Великого и Павла Фивейского на Красном море, монастырь Св. Екатерины на Синае.

В монастыре Святой Екатерины (июнь-август 1850 г.) Порфирий по просьбе братии составляет каталог греческих рукописей монастырской библиотеки. Это был первый научный каталог самой древней и богатой библиотеки православного Востока. Активное участие в его создании принимали, под руководством своего начальника, все члены Миссии, которых архим. Порфирий вовлекал в свои научные занятия. Лишь спустя 60 лет этот каталог издал другой известный византинист В. Н. Бенешевич. Несмотря на вековую давность, Порфириевский каталог и сегодня во многом сохраняет свое научное значение.

Среди сотрудников Миссии состоял студент Петр Соловьев, который был одним из постоянных спутников архим. Порфирия в его поездках. Главная обязанность П. Соловьева состояла в рисовании: «рисовал ему все, что приказывалось» и «вел себя, как праведник». Рукой этого молодого художника-самоучки созданы многочисленные копии икон, миниатюр, пейзажные и архитектурные зарисовки, часть которых опубликована в книгах и альбомах Порфирия Успенского. Многие синайские рисунки датированы 1850 годом. По возвращении из Палестины в Петербург Петр Алексеевич Соловьев (1825–1898) стал сначала служить в Малоохтинской Мариинской церкви, а в 1855 г. получил сан протоиерея и был переведен в Покровскую церковь в Большой Коломне. Приходским священником он оставался до конца своих дней. Погребен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.

8 мая 1854 г. Порфирий Успенский покинул Иерусалим в связи с начавшейся Русско-турецкой войной, оставив, в надежде на скорое возвращение, в монастыре Св. Архангелов собственную научную библиотеку и все имущество Миссии.

Но вернулся он на Восток только через 4 года. 24 февраля 1858 г. особое совещание по улучшению быта русских паломников в Святой Земле, под председательством великого князя Константина Николаевича, приняло решение отправить на Восток специальную экспедицию и в число ее членов включить «с набожными и учеными целями и для взятия из Иерусалима оставшегося там его имущества и библиотеки» архим. Порфирия. Командировка продлилась 3 года. За это время Порфирий Успенский вновь посетил Афон, а затем знаменитые Метеоры. В 1861 г. он вернулся в Россию и никогда больше ее не покидал.

Петербург встретил его как учёного с мировым именем. И правительство, и Святейший Синод обращались к нему за консультациями как к знатоку христианских древностей. Разные научные и благотворительные общества приглашали в почётные и действительные члены; великая княгиня Елена Павловна выбрала его своим духовником.

Тем не менее в течение 11 лет после возвращения из Иерусалимской миссии Святейший Синод не мог принять решение о месте назначения архим. Порфирия, что вызывало у него беспокойство. Вот его собственные слова: «Я напоминаю, кому надобно, что свыше повелено дать мне должность и что я не знаю, где преклонить главу свою, а мне отвечают похвалами моим дарованиям и познаниям, как будто из них я могу сшить палатку для кочевания у ворот Александро-Невской Лавры или Синода, и вдобавок говорят, что судьба моя требует особых соображений».

Лишь 14 февраля 1865 г. он был рукоположен во епископа Чигиринского с назначением первым викарием Киевской митрополии, «под крыло» своего бывшего учителя в Костромском Духовном училище, митр. Киевского Арсения (Москвина). Еп. Порфирий был рад этому назначению, и служебные обязанности его не обременяли: «Хвала и благодарение Ему, праведному и милостивому. Я весьма доволен своею судьбою. В душе моей царит спокойствие неба. Жизнь моя течет плавно, как течет тихий Днепр. Дело у меня есть. Науке служу, как могу». Киевский период можно считать самым плодотворным в творческой биографии еп. Порфирия. Большое количество времени он проводил за разбором и анализом многочисленных материалов, привезенных с Востока. К этому времени относится большая часть его научных публикаций.

В должности викария Киевской митрополии еп. Порфирий оставался до 1878 г., когда его назначили членом Московской Синодальной конторы и настоятелем ставропигиального Новоспасского монастыря. Переезд не был радостным событием для еп. Порфирия, но и в этой ситуации его спасали любимые «восточные штудии»: «Долго снедала меня печаль о том, что судьба перебросила меня из Киева в Москву, в которой я очутился, как немалая птица в маленькой клетке. Не умей я петь в ней о христианском Востоке, меня окаменила бы скорбная скука. Но в минуты, часы, дни этого непрерывного и неустанного пения я забывал всякую скорбь свою».

Московский период жизни еп. Порфирия – это время подведения итогов. Чувствуя, что силы убывают, а неосуществленного осталось слишком много, в день своего 77-летия, он делает в дневнике молитвенную запись: «Боже, подари мне еще двадцать лет. У меня ученого дела много. Продли мою жизнь, да кончу все, что задумано мною».

В Москве еп. Порфирий заканчивает работу над своими многотомными мемуарами, написанными живым поэтичным языком, которые он вдохновенно назвал «Книга бытия моего». Одновременно ученый начинает искать «пристанище» для 2-х своих уникальных коллекций: рукописной и печатной.

Сам собиратель прекрасно понимал ценность своих реликвий и был для них заботливым хозяином. Он заказывал паспорту и переплеты, занимался каталогизацией и описанием рукописей; даже для листового материала с копиями миниатюр и фрагментов древних манускриптов были изготовлены изящные картоны с золотым тиснением и составлены реестры.

В 1883 г. собрание рукописей еп. Порфирия было приобретено Императорской Публичной библиотекой за 15 тысяч рублей. В составе этой коллекции находятся ценнейшие древние манускрипты на греческом, славянских и восточных языках, привезенные им из путешествий. Это и по сей день делает собрание одним из самых востребованных у исследователей всего мира.

Отметим, что в одном из писем к обер-прокурору Святейшего Синода А. П. Толстому еп. Порфирий изложил свой план по приобретению рукописей на Востоке, считая, что оно должно быть целенаправленным и руководствоваться интересами Русской Православной Церкви. Он был убежден, что приобретать рукописи можно только у частных лиц, а из монастырских библиотек их только следует брать во временное пользование, для изучения и копирования. Сам он не всегда следовал этому правилу, так как отчаянно боялся, что бесценные христианские книги попадут «не в те руки» или пропадут совсем. Им всегда руководили горячее сердце и неутолимая жажда знания.

Если рукописи еп. Порфирия обрели новую жизнь на полках Императорской Публичной библиотеки, то судьба его бесценной научной библиотеки, в которой насчитывалось более 7000 книг, оказалась трагичной. Он так и не нашел для нее покупателя, а делить на части категорически отказывался. Еп. Порфирий завещал свою библиотеку Святейшему Синоду. Однако Синод, к сожалению, так и не смог правильно распорядиться этим наследством. 41 ящик аккуратно упакованных книг, снабженный этикетками, долгое время оставался в подвалах Новоспасского монастыря, где, вероятно, и погиб после 1917 г. От библиотеки сохранился лишь каталог, составленный ее владельцем, который сейчас хранится (вместе со всем архивом еп. Порфирия) в Санкт-Петербургском филиале Архива Российской Академии наук (ф. 118, оп. 1, №39).

Еп. Порфирий (Успенский) скончался 19 апреля 1885 г. Он умер спокойно и достойно, сидя в кресле лицом на восток и держа в руках кипарисовый крест, привезенный из экспедиций. Завершая земной путь, еп. Порфирий отправлялся в новое, вечное путешествие, к которому он был готов. Еп. Порфирий был погребён в Новоспасском монастыре. На его мраморном надгробии начертаны слова эпитафии, сочиненной им самим:

«Здесь возлег на вечный покой преосвященный епископ Порфирий Успенский, автор многих сочинений о христианском Востоке. Молитесь о нем».

Основные труды Порфирия Успенского о Синае:

Синайский

полуостров // ЖМНП. 1848. № 11 (отд. отт.: СПб.,

1848)

Второе

путешествие в Синайский монастырь в 1850 году. СПб, 1856.

Первое

путешествие в Синайский монастырь в 1845 году. СПб, 1856.

Восток

христианский: Египет и Синай. СПб, 1857.

Письмена

Кинея Манафы на

Синайских утесах. СПб, 1857.

Известие

о глаголической Псалтири, хранящейся в библиотеке Синайского монастыря //

Известия

Императорского Археологического общества. 1863. Т. 5, вып.

I.

Ж.Л. Левшина,

старший научный сотрудник

сектора древнерусских фондов ОР РНБ

Комментарии для сайта Cackle