П.В. Безобразов

Источник

Записка о положении Иерусалимской церкви от 12 Октября 1844 г., представленная 28 Октября того же года в Константинополе В.И. Титову20

Палестинская церковь до завоевания Иерусалима арабами имела своё величие и свою славу. Тогда в пределах её считались четыре митрополии, двадцать пять архиепископств и семьдесят пять епископств. На патриаршем престоле сияли лучезарные светила. В пустынях, вертепах, горах и юдолях спасались великие подвижники, которые вместе с патриархами утверждали сию церковь в православии, так что она никогда не колебалась и не омрачалась никакой ересью. Но по неисповедимым судьбам Божиим учение аравийского лжепророка разлилось потоком в Палестине и напоило бо́льшую часть христианского народонаселения её. Усилия крестоносцев лишь на время остановили бурное стремление сего потока. А посольства греческих царей к могучим преемникам Магомета спасли от разорения лишь один гроб Господень и некоторые святые места. Крестовые походы прекратились, греческое царство пало; и с тех пор церковь Палестинская под тяжким игом и неправосудным владычеством турок ещё более умалилась и ослабела. В наше время из семидесяти пяти епископств существует только одно за Иорданом21 из двадцати пяти архиепископств уцелели только шесть22, да и паства в пределах их и трёх митрополий23 весьма малочисленна. Значительная часть её давно отторгнута и присоединена к церкви Римской. Святые места сохранены, но служат предметами разорительных тяжб и даже кровопролитий между греками, латинами и армянами. Наконец недавно явились новые противники православия в Св. Земле, протестанты.

I

Настоящее внутреннее состояние Палестинской церкви весьма опасно. Она сама в себе носит древние и сильные зародыши разрушения.

1) Предстоятель её патриарх, по примеру своих предшественников, живёт в отдалении от неё. Разъединение его с нею – не законно, не нужно, не выгодно и вредно. Не законно, ибо противно правилам вселенских соборов, по которым каждый архипастырь должен находиться при своей пастве. Не нужно, ибо по делам церкви Палестинской ходатайствует пред Портой патриарх константинопольский, а не иерусалимский: следовательно, сему последнему достаточно иметь в Царьграде одного поверенного в делах архиепископа своего. Не выгодно, ибо иерусалимский владыка, пребывая в Константинополе, иждивает вольно и невольно слишком много денег, так что церковь Палестинская остаётся бедной и неустроенной. Вредно, ибо дела по внутреннему управлению сей церкви идут весьма медленно, по причине отдалённой переписки с предстоятелем её; арабское духовенство и православный народ давно уже отвыкли видеть в нём свою духовную главу и своего предстателя пред местными властями, и потому весьма легко принимают унию.

2) Древле в Палестинской церкви существовала власть совещательная и посредствующая между нею и патриархом. Тогда при нём безвыходно, впрочем, поочерёдно, находились четыре епархиальные архиерея, лиддский, иоппийский, неаполийский и иорданский. Они составляли совет его; и без них он ничего не мог предпринимать по своей воле. Ныне эта благотворная власть почти не действует. Синод иерусалимский, этот законный посредник между церковью и наместниками24, представляющими патриарха, существует одним именем. Всеми делами управляет письмоводитель его, несановный монах Анфим25. Синод чувствует своё уничижение, видит злоупотребления, но не может ни их исправить, ни себя усилить. А при бездействии его ход всех дел зависит от одностороннего взгляда, от личности, от устарелого такта делового, а не от общих благоразумных совещаний и не от общей воли, направленной к благу церкви.

3) Греческое духовенство, управляющее Палестинской церковью, почти всё чуждо духовного просвещения. Только в трёх старцах таится некоторое образование26; но и оно скоро сойдёт с ними во гроб совершенно бесплодным. А при настоящем образе мыслей и управлении сего духовенства нет и надежды на то, чтобы в Иерусалиме занялась заря духовного просвещения. Думают, что науки не нужны и вредны. Греческое юношество, посвящаемое гробу Господню родителями-поклонниками, лишено средств к многостороннему образованию. Ибо в Св. Граде нет ни академии, ни семинарии даже первоначальное обучение эллинскому языку и катехизису идёт весьма вяло. Юные посвященцы гробу Господню суть более прислужники архиереев и игуменов, чем питомцы веры и ведения. Так как принято за правило давать высшие степени церковные сборщикам милостыни или игуменам монастырей за их труды и за деньги, то все совершенно равнодушны к учению, и каждый молодой инок думает только о том, как бы получить доходный монастырь или нажить деньги во время сбора милостыни. К величайшему прискорбию, нельзя ожидать прибытия в Иерусалим просвещённых иноков и из других мест. Ибо лучшие греческие училища в Патмосе, в Кидонии и в других городах разорены, на Синае и Афоне та же темнота, какая и в Св. Граде, церковь Константинопольская сама имеет нужду в свете духовном. А посылать в Россию посвященцев гробу Господню для приготовления к подвигам учительства и пастырства затрудняются.

4) Заметно отсутствие духовного просвещения в святогробском клире; но гораздо ощутительнее в нём недостаток строгого, монашеского жития. Девственное целомудрие есть, так сказать, чистая и благолепная печать монашества. Но эта печать взломлена. В каждом мужском монастыре, обыкновенно, живёт один игумен, и при нём находится женщина под именем герондиссы. (Игумены и их хозяйки средних лет). Этот соблазн находит себе опору в главном монастыре святогробском. Сожитие монахов с герондиссами имеет вид обыкновенной жизни семейной, не исключая ревности, сватовства дочерей за поклонников и туземцев, передачи им имущества и постройки для них уборных светлиц в женских монастырях. Всё это зло так глубоко укоренено привычкой, что не только не скрывается, но даже защищается св. Писанием27, давно принятым обычаем и предпочтением зла меньшего большему. Все делают одно; кто же первый решится противодействовать? Одно огласившееся в народе насильное отнятие жены у мужа оставлено безнаказанным, и виновник сего злодеяния28 поныне хозяйствует в одном монастыре; и с ним явно живёт молодая жена злополучного грека, который под предлогом сумасшествия заточён был в Саввинский монастырь и там умер от горести. В нынешнее лето, по отшествии всех поклонников, рождён младенец в запертом храме Иерусалимском и там же умерщвлён и брошен в непотребное место.

Такое беззаконие приносит самые горькие плоды – дети, юноши, молодые монахи, вырастая, мужая и не видя примеров целомудренного жития, естественно, впадают в грех их руководителей, и таким образом женолюбие преемственно переходит от одного поколения к другому. Поклонники и арабский народ соблазняются. В нынешнем году безрассудное и упорное вмешательство герондиссы второго наместника патриаршего в брачное дело одного православного семейства арабского было причиной ссоры и драки между отцом невесты и женихом. Поражённое заклятием наместника семейство это за неисполнение воли герондиссы его решилось прибегнуть к покровительству французского консула и принять унию; и только ходатайство русского духовного поклонника29 пред синодом, предпринятое по просьбе и убеждению одного архиерея30, удержало злополучное семейство в православной церкви и покрыло сие постыдное дело к удовольствию отца и матери невесты. Тяжело видеть такие соблазны на святых местах, а гораздо тяжелее слышать, что некоторые из тамошних отошли в другой мир страшными путями.

Впрочем, в сонме иерусалимских отцов есть немногие истинные подвижники благочестия. Они-то искренне соболезнуют о духовной темноте и пороках своих братий. Но, к сожалению, у них нет ни силы, ни власти для истребления зла. Один архипастырь31 нетерпим за попытку выслать всех герондисс из мужеских монастырей; другой32 только вопиет: «Горе делающим беззаконие и называющим чёрное белым»; прочие безмолвно спасаются под сводами святогробского храма и в каменной расселине на месте подвигов Саввы Освященного.

5) Арабское духовенство в Палестине находится в самом жалком состоянии. Оно невежественно, бедно и своенравно. Сельские священники хотя и умеют читать и писать, но по недостатку образования не понимают ни своей веры, ни своих обязанностей; таинства и обряды совершают неправильно и небрежно; о чистоте церквей нерадят так же, как и об опрятности домов своих; курят в них табак, держат ячмень или солому, а иные загоняют в них и скот свой. На них отражается темнота греческого духовенства и ещё более густеет. Но они не виноваты, ибо некому просветить их и наставить. К чести арабских священников до́лжно сказать, что они – трезвы, целомудренны и не без усердия занимаются обучением деревенских мальчиков церковной грамоте.

В Палестине в священники избираются миряне их же собратьями. Однако нередко случается, что и сыны священнические наследуют приходы отцов своих. Но только один сын вступает в духовное звание: прочие делаются или землепашцами, или ремесленниками. Посему духовного юношества нет в Палестине.

6) Взаимные отношения греческого и арабского духовенства походят более на разрыв, нежели на союз. Наместники патриарха и епархиальные архиереи никогда лично не выслушивают просьб арабских священников33 и отгоняют их от себя, как презренных рабов. Эти бедные служители церкви не получают никакого вспоможения ни из казны св. Гроба, ни из собственности архипастырей их, которые все имеют свои деньги, нажитые во время сбора милостыни.

Как сами священники, так и их жёны, сыновья и дочери навсегда лишены права поступать в монастыри. Араб не может быть ни архиереем, ни послушником монастырским. Пришельцы предпочитаются туземцам. Такая несправедливость пресекает ход дарованиям арабов, воспрещает добровольное обречение их на святое подвижничество, принуждает вдов и сирот влачить горькую жизнь в мире. Нашлись бы в арабском духовенстве желающие сподобиться ангельского образа. Но на нём тяготеет запрещение патриарха Германа, который первым водворил у гроба Господня греческое духовенство в начале шестнадцатого века и воспретил принимать туда арабов.

Туземные священники чувствуют угнетение греков и открыто жалуются на их гордое и презрительное обращение с ними. Они не любят их, как пришельцев, завидуют их богатству, почитают себя вправе получать от них выдел из всемирной милостыни, приносимой ко гробу Господню, требуют воспитания детей своих и поручения им высших должностей церковных, и с сожалением вспоминают о тех временах, когда предстоятелями св. мест были природные арабы. «Наши родные владыки, – говорят они, – были бедны, но добродетельны, любили нас и помогали нам».

От бессоюзия и раздражения греческого и арабского духовенства происходят вредные для православия следствия, именно: слабая покорность арабских священников наместникам патриарха, своеволие их в совершении браков, ослабление церковного благочиния (архиереи боятся строго наказывать священников, а эти не выполняют даже малых епитимий их и терпеть не могут владычних запрещений) и склонение к унии.

7) Православный народ арабский, угнетённый игом мусульман, терпеливо переносит отчуждение своего родного духовенства от управления церковью и слепо повинуется владыкам иноземным и иноязычным. Такое терпение, смирение и вместе жалкое положение его заслуживают сострадания и пастырской заботливости патриарха и его наместников. Но надобно сказать правду, что их попечение о народе далеко не соразмерно с их святым долгом и с их богатством.

В Палестине, как и везде, есть нищие, калеки, вдовы, сироты и престарелые люди. Но для них нет приюта и покоя в восемнадцати монастырях иерусалимских. Их не принимают туда и отталкивают как проклятых. В нынешнем году из главного монастыря выбросили на улицу одного молодого араба, раненого на дороге разбойниками, которого привезли туда поклонники, и только деятельное сострадание к нему русского духовного поклонника и просьбы его заставили наместников патриарха дать сему несчастному убогий приют и помощь врача. Поразителен недостаток христианского милосердия в Иерусалиме. Там нет ни больницы, ни богадельни для православных христиан. Патриарх и его преемник34 уже из соревнования с протестантами думают устроить эти богоугодные заведения. Время покажет, как скоро и как деятельно займутся они исполнением сего святого долга.

Всё греческое духовенство, включительно с архиереями, служит одним поклонникам и, когда они уходят из Иерусалима, предаётся праздному покою. Оно могло бы быть полезно народу пастырскими посещениями и вспоможениями бедным. Но его холодность к туземному племени, незнание языка арабского, леность и скупость лишают православных облегчения их нищеты и наставлений евангельских. Правда, по настоянию нашего консульства, недавно из Сирии приглашён в Иерусалим один даровитый игумен из арабов35 для проповеди народу на родном его наречии, и он сначала с успехом поучал христиан в Яффе и Газе, но его благотворное влияние, к сожалению, приостановлено по несправедливому подозрению, как бы он не возобладал умами туземцев, и вот, уже несколько месяцев, осуждён на бездействие этот игумен, замечательный по своей устойчивости в православии, тогда как некоторые из родных его приняли унию36.

Наместники патриарха поправляют старые церкви и строят новые на счёт казны святогробской. Ибо православные арабы, и особенно сельские, по бедности своей не в состоянии делать сего; при том они издавна привыкли надеяться на чужую помощь. Городские церкви в Палестине, кроме яффской, крепки, пристойны и даже украшены, но сельские находятся в самом жалком состоянии. В епархии самого патриарха, в деревне Бир-ес-Зет богослужение совершается в яме (sic), неплотно покрытой хворостом (два пошатнувшиеся, кривые столба, обмазанные глиной, обозначают в ней алтарь); а в деревне Эн-Арик недавно построенный храм в виде сельского дома не имеет ни иконостаса, ни св. образов, ни риз. Во всей епархии архиепископа фаворского считаются только три церкви. Одна из них в деревне Меджетел кое-как устроена в полуразвалившейся надгробной храмине древних времён. В ней нет ничего похожего на святилище Господне. В трёх гробницах, устроенных в толстых стенах внутри её, лежат солома и ячмень для скота. Первый наместник патриарха, митрополит петроаравийский, несколько лет собирается посетить единственный епархиальный город свой Карак, но откладывает посещение, потому что тамошние христиане, как сам говорил, будут просить его о постройке храма. У второго наместника, архиепископа лиддского, – только две церкви. Одна из них в самой Лидде, без окон, темна, закопчена и безобразна, как тюрьма. Что же сказать о храмах Божиих, находящихся в епархиях прочих архиереев? Почти во всех их нет ни иконостасов, ни святых образов, ни уставных престолов, ни утвари, ни риз. Богослужебные книги, писанные с ошибками, крайне обветшали. Ни патриарх, ни наместники его никогда не заботились не только о напечатании, но даже о замене их новыми рукописями. Поразительна нечистота в храмах и на престолах, покрытых грязными ветошками. Но гораздо поразительнее равнодушие владык иерусалимских, оставляющее алтари Господни в столь плачевном состоянии, В нынешнем году испрошен у султана фирман для починки всех монастырей в Иерусалиме в течение пяти лет. Эта починка, производимая щедрой рукой, надолго отдалит поправку и постройку церквей сельских. Здесь до́лжно сказать правду, что монастыри хотя и нуждались в переделках и расширении для успокоения поклонников, но ещё могли бы стоять несколько годов и в прежнем виде. Предварительное употребление небольших сумм на церкви сельские, кои суть не что иное, как порядочные дома, было бы гораздо справедливее и полезнее. Этим благодеянием греческое духовенство снискало бы любовь туземного народа и его священников.

Православные арабы дорожат своими древними обычаями, как домашними, так и церковными. Нарушение оных производит в них не только ропот и мятеж, но даже кровавую месть. Такое уважение их к родным обычаям известно греческому духовенству, но, несмотря на то, оно посягает на отменение оных то по своенравию и скупости, то по праву сильного. От сего происходят печальные последствия.

Вифлеемские священники и старшины в нынешнем году февраля 20 дня подали прошение своему митрополиту, в котором умоляют его оставить неприкосновенными их старинные обычаи, дабы не было разногласия и раздора между паствой и пастырем и дабы обоим не сделаться посмешищем противников.

Их прошение изложено в девяти пунктах, из которых главные суть следующие:

– Божественная литургия да совершается в священном вертепе в каждый день, в каждое воскресенье и в праздники на двух языках, греческом и арабском, по древнему обычаю.

– В воскресенье и праздничные дни и тогда, когда приходят поклонники, пусть собирается на тарелку добровольное подаяние их для бедных в вертепе и в самом соборе, по обычаю.

– В воскресенье и в праздники, перед вечерней, христиане по обычаю сходятся в церковь слушать поучение: да не отменяется сей обычай.

– Не препятствуйте бедным местным христианам приглашать поклонников в восприемники детей их, по обычаю. Ибо многие младенцы не сподоблены св. крещения, а некоторые умирают без сего таинства по недостатку восприемников.

– Не проклинайте и не отлучайте нас от церкви без важной вины, и притом во время божественной литургии и молитвословий, ибо прежде не слыхали этого ни мы, ни наши отцы и деды.

В заключение сей просьбы сказано, что если митрополит не даст удовлетворительного ответа, то будет подано на него прошение в синод; в случае отказа синода дело дойдёт до суда патриарха, «если же и патриарх не восстановит наших древних обычаев, то мы сами знаем, что нам до́лжно делать».

Нельзя сказать, что все прошения вифлеемских христиан не благословны. Благоразумие требует оказать им снисхождение и удовлетворение: в противном случае францисканцы воспользуются их ропотом, и митрополит останется без паствы. Он будет жаловаться на пронырство католиков и слабоверие арабов, а сам виноват кругом.

Два года назад наместники патриарха против обычая арабов развели мужа с женой в православной деревне Бетжале под предлогом (не доказанной) неспособности первого к деторождению, и сожительницу его выдали за одного христианина в соседнем Вифлееме, Ни бетжальские, ни вифлеемские священники, несмотря на предписание второго наместника, не венчали незаконно разведённую, предвидя печальные последствия: уже сам митрополит вифлеемский исполнил волю сего наместника, который покровительствовал второбрачную, а просьбы первого мужа её отвергал. За это дело тотчас возгорелась вражда между помянутыми селениями; обе стороны вооружились и дрались у гроба Рахили, а в феврале нынешнего года родной брат нового мужа разведённой, сопровождавший вифлеемского митрополита и русского духовного поклонника в Бетжалу, был бы убит на дороге обиженными, если бы не скрылся в доме священника, где по арабскому обычаю кровь не проливается. Зрелище было ужасное. Убийцы в чаще масличных дерев ожидали свою добычу и требовали её у самого митрополита с оружием в руках. Они оставлены без наказания и даже без увещания. Кровавая месть между двумя деревнями длится, а к потушению оной не приняты меры со стороны греческого монастыря. Прежний муж разведённой готов уже мириться, и требует только возвращения своего брачного вена, но другой муж её, ни родные его не в состоянии оплатить ему этого вена, впрочем, недорогого. А наместники патриарха стыдятся дать свои деньги. «По арабским обычаям, – говорят они, – на нас падёт вся вина, если мы возвратим приданое». Итак, ради их стыда и недостатка самоотвержения ещё будет литься кровь христианская: или в Бетжалу проникнут католики, либо протестанты.

Для православных христиан на деньги, высылаемые из России, недавно устроены училища в Иерусалиме, Вифлееме, Яффе и Акре, всего четыре; а в нынешнем году приступлено к открытию пятого в Назарете. В них мальчики обучаются чтению и письму арабскому и греческому по способу взаимного учения. Наставники, природные арабы и греки, присланные патриархом из Константинополя, получают нескудное жалованье из русской же суммы, больше или меньше один против другого, смотря по трудам и местностям. Что касается сельских приходов, то там священники, или миряне, большей частью безвозмездно учат мальчиков арабской грамоте. Притвор церкви или какой-нибудь внутренний угол её служат школами.

Во всех этих народных училищах не преподаётся ни катехизис, ни священная история, коих даже нет на арабском языке. Почему ученики выходят из них без всяких понятий о вере и обязанностях христианина. Родители жалуются, что дети их не умеют читать в церквах ни псалтыря, ни апостола. Стало быть, и первоначальное обучение их идёт плохо.

8) Палестинская церковь содержится доброхотными подаяниями всех православных христиан, находящихся в Европе и Азии, и доходами с богатых имений в Валахии, Молдавии и России. Казна её подобна огромному водоёму, в который текут золотые струи многочисленными каналами.

Все прежние патриархи почитали своей собственностью доходы, получаемые с имений молдаво-влахийских37 и от подворий гроба Господня в Малой Азии, на островах Архипелага, в Румелии и России, а святогробскому братству представляли денежные сборы от поклонников, от всех монастырей иерусалимских и от подворий в Сирии. Нынешний патриарх, первый начал уделять в казну св. Гроба значительную часть своих доходов для уплаты огромнейшего долга оной и для обновления монастырей и церквей. Впрочем, и ныне существуют две отдельные сокровищницы: одна в Иерусалиме, и другая у патриарха в Царьграде. Это неизбежно. Ибо патриарху надобно иметь запас денег как для содержания себя и дома своего, так и для расходов по разным, и особенно тяжебным, делам церкви Палестинской. Иерусалимское братство почитает патриаршую сокровищницу уже не его собственностью, а достоянием общей и нераздельной казны св. Гроба; и патриарх высылает ему нужное количество денег в случае истощения сборов его. Но это пополнение делается не без просьб помянутого братства и замедляется под разными предлогами. Опасно, как бы сокровищница у патриарха опять не сделалась его собственностью, и как бы церковь Палестинская не пострадала от раздвоения хозяйства. Из Иерусалима ежегодно в мае месяце посылается к патриарху отчёт в тамошних доходах и расходах. А его прибытки и иждивения хотя и известны там, но частным образом. Синод не имеет понятия о числе, движении и остатке всех сложных сумм обеих сокровищниц святогробских. Без этой посредствующей власти между патриархом, его наместниками и всей церковью бывают и всегда будут злоупотребления деньгами.

Хотя нам не известны общие годовые итоги всех доходов и расходов казны святогробской, однако некоторые данные заставляют думать, что отлив её менее прилива. Ибо

а) одной милостыней российской церкви покрывается как производство жалованья всем учителям, двум проповедникам и лекарю, так и устройство городских школ; даже бывает значительный остаток её, который сливается с общей казной;

б) содержание греческого монастыря, Воскресенского храма и двух внутренних церквей38 и ежесубботняя раздача хлеба бедным покрываются сбором с поклонников. Более десяти лет казна св. Гроба уже не платит никаких податей и поборов за поклонение св. местам, которые прежде простирались до 300.000 пиастров ежегодно. Куда же употребляются богатые доходы с имений молдаво-влахийских и бессарабских? Прежде они поступали в уплату огромного долга казны святогробской, но после погашения его должны оставаться в экономии, за исключением постоянного расхода на содержание патриарха и дома его и временных издержек на починку и переделку монастырей. Эта экономия была бы богата и слишком достаточна для существенных потребностей всей церкви Палестинской, если бы употребление денег было благоразумное и справедливое. Но, к сожалению, всё хозяйственное управление в Иерусалиме идёт беспорядочно, и огромные суммы иждиваются бесполезно для церкви.

Так вместо того, чтобы учредить духовное училище для образования арабских священников; вместо того, чтобы устроить сельские церкви и снабдить их необходимыми принадлежностями, теперь починивают и расширяют монастыри, как будто рукотворные здания нужнее и дороже душ христианских, составляющих истинную церковь Божию.

Епархии птолемаидская и назаретская более прочих страждут от унии. А на вспоможение тамошним бедным семействам, обольщаемым приманкой католиков, не издерживается ни один пиастр.

Непрестанно покупаются дома в Иерусалиме и Яффе без всякой нужды, из одного соперничества с латинами и армянами, возвышающими цены к удовольствию продающих.

Отдаются деньги в рост и от несостоятельности должников пропадают. Так в нынешнем году пропали 130.000 пиастров на яффском турке Мустафе, убежавшем в Египет. Наместники патриарха покупают с торгов имения его и тем ещё более разоряют казну, забывая, что при первом политическом перевороте могут лишиться их вовсе.

Непрестанные тяжбы с латинами и армянами поглощают бесчисленное множество денег. А виновниками тяжб нередко бывают сами греки.

Наконец, любостяжание предстоятелей гроба Господня истощает общую казну.

Всё это зло происходит от того, что бессильна власть иерусалимского синода, посредствующего между патриархом и церковью. Велико богатство, прилагаемое к гробу Господню, но оно иждивается без предварительного расчёта потребностей и вероятностей и без соответственной им раскладки сумм, без общих совещаний и без гласной и строгой отчётности.

II

Православная церковь в Палестине терпит грозные нападения и тяжкие страдания от разнородных сил духовных и политических, устремляющихся на разрушение её.

Католицизм

Более трёхсот лет она непрестанно борется с церковью римско-католической. Победа всегда оставалась и остаётся на стороне сей последней. Ибо она отторгла от православия значительное число арабов и составила из них свою паству, которой меньшая часть есть чисто католическая, а бо́льшая – униатская. Католицизм и уния в Палестине в настоящее время стоят твёрдо, и греческое духовенство не в силах поколебать их.

Если бы оно и хотело воссоединять арабов римского вероисповедания, то не может предпринять сего дела по силе султанских фирманов, запрещающих всякое церковное воссоединение, докучающее Порте тяжбами. При том араво-католиков не много, и все они сосредоточены около латинских монастырей. Францисканцы блюдут их, как зеницы очей своих; еженедельно видят, часто исповедуют и поучают их в церквах на арабском наречии; воспитывают мальчиков в своих монастырях, девочкам сообщают понятия о вере, и так поддерживают в семействах преданность к папе и непоколебимость в римских догматах, наконец, благодетельствуют всем им, одних помещая в домах своих, другим раздавая милостыни, за иных платя подати, прочим заказывая работы. Надежды францисканцев на папу, на благотворительные общества в Лионе, Париже и в других местах и на знаменитых поклонников, которые успешно ходатайствуют в их пользу пред посланниками королей католических, смелое заступление французского консульства за христиан, приобретённое им сильное влияние на дела пашалыка иерусалимского и, наконец, некоторые внешние преимущества латинского духовенства пред греческим поселяют в араво-католиках сознание своего превосходства над православными и привязанность к той вере, которая имеет столь великих и благодетельных представителей. Стоя на таких твёрдых основаниях, католицизм не боится православия и пребудет сильным деятелем в Палестине.

Уния

Правда, в настоящее время и православные христиане не захотят принимать чисто римское вероисповедание, потому что они не любят богослужения на непонятном им языке, потому что в городах пользуются покровительством греческого монастыря, его домами, милостынями, заказными работами и безмездным обучением детей, а в некоторых деревнях39 за них уплачивается часть податей, и потому что запрещение церковного воссоединения распространяется и на католиков. Но римская пропаганда давно заметила, что православие всего удачнее подрывается унией, и потому употребляет это верное средство к достижению своей цели. Уния с самого начала появления своего в Палестине довольно скоро распространилась между православными. В 1771 году первые униаты явились в Акре. Это были тамошние купцы и письмоводители акрского паши. Торговыми сношениями с местными христианами, родственными связями, пронырством пашийских писарей, и наипаче ревностным содействием консулов они успели приобрести немалое число последователей и построили себе особую церковь. С 1779 года из Акры уния теми же путями перешла в Назарет и Тивериаду, потом во все деревни птолемаидской (акрской) и назаретской епархий и, наконец, в Яффу и Иерусалим. В 1834 году некоторые яффские купцы и писари мусселима, будучи богаты, хотя и слабы числом, обратили свой молитвенный дом в церковь40. С 1839 году иерусалимские униаты готовили материалы для постройки себе храма, и теперь кладут ограду его. Такому распространению унии, кроме вышепоказанных причин, благоприятствовали расстройство казны св. Гроба, восстание греков и правительство египетское.

Уния в Палестине глубоко пустила свои корни. Фирманом 1829 года ей дозволена свобода богослужения. Турецкое правительство уравняло её в правах с православием. Само греческое духовенство способствует к укреплению её. Ибо, кроме того, что оно не способно к важным предприятиям по своей необразованности, и особенно по холодности к арабам, его правила – крестить обращающихся разноверцев и совершать браки в дальнейших степенях родства – отталкивают униатов от воссоединения с православной церковью. А под кровом папы они находят много выгод и преимуществ: им позволяется вступать в браки в недальнем родстве, что очень важно при малочисленности христианских семейств в деревнях; тем, которые живут в приморских городах, нравится разрешение есть рыбу в посты, они видят на архиерейских кафедрах своих родичей, и сильного заступления за них французского консульства и единоверных производителей дел в диванах пашей и мусселимов никогда не променяют на беззащитное положение православных, которых убивают и жгут мусульмане41 и которые могут только плакать. Можно было ожидать некоторого охлаждения арабов к унии от неблагоразумия францисканцев, которые не позволяли униатам строить особую церковь в Иерусалиме, уверяя их, что если они не примут богослужения и календаря Римской церкви, то Господь не признает их истинными католиками. Ожидание напрасное. Униаты и защитник их французский консул жаловались на них папе, и он предписал францисканцам, чтобы они не ссорились с униатами и не препятствовали им строить свои храмы, совершать богослужение на арабском языке, праздновать пасху вместе с греками и проч. По силе этого предписания униаты в нынешнем году начали строить в Иерусалиме каменные стены для будущей церкви своей и для гостиницы. (Итак, уния в Палестине стоит твёрдо и непоколебимо, и нельзя надеяться, чтобы нынешнее греческое духовенство могло обессилить её.

Напротив, в настоящее время предстоит опасность вторжения её в Вифлеем и Бетжалу, где, как сказано выше, православные арабы крайне раздражены греками, и в Газу. Газа есть единственный приморский город Палестины, в котором нет унии. Она появилась было и там, но в самом начале была вытеснена влиянием православного христианина Авраама Джегшена, производителя дел у газского мусселима. Ныне французское консульство старается приобрести доверенность и расположение сынов его, и уже один из них находится в дружеских сношениях с французом, проживающим в Газе. Сему-то сыну предлагается французское агентство под условием принятия унии. Но твёрдая воля отца ещё удерживает его от сего лестного и выгодного предложения. По смерти старого Джегшена уния вторгнется в Газу, если не будет оказано равное противодействие галлам со стороны консульства российского42.

Кроме францисканцев в Палестине нет других орудий католицизма и унии, ни иезуитов, ни лазаристов. Чада Франциска не терпят никаких соперников. Кармелитов же очень мало, и они поддерживают унию в одной деревне Эсфиэ на Кармильской горе43, в Кайфе и в акрском пашалыке.

Армянская ересь

Католицизм и уния суть сильные деятели в Палестине. Что касается армянской ереси, то она не опасна для православия по причине общего отвращения от неё христиан. Армяне только истощают казну св. Гроба, тягаясь с греками за св. поклонения. Прочие союзники их, как-то: копты, абиссинцы и сириане, весьма слабы, бедны и помрачены невежеством.

Протестантство

Православие в св. земле давно борется с католицизмом и армянством. Наконец, ему суждено было выступить в новую борьбу с протестантством. Сей новый противник явился неожиданно и, что всего опаснее, под личинами дружбы, благотворительности и хитрой скрытности. Враждебное приражение протестантства к православной церкви доказывается его историей, которую оно уже имеет в Палестине.

Первые протестантские миссионеры, явившиеся в Иерусалиме из Бейрута в 1820 году, были два американца, Леви Парсон и Плиний Фиск, и при них некоторые англичане. Сперва они водворились у армян, а потом, когда подружились с греческим духовенством, перешли жить в монастырь Архангельский. К ним ежегодно приходили и другие англо-американские проповедники, Иона Кинг, Георгий Долдон, Николайсон и Иосиф Вольфий, крещёный еврей. Но все они, кроме Николайсона, после кратковременного пребывания в Св. Граде возвращались или в Бейрут, или в Англию.

Американские миссионеры, действуя заодно с английскими, привезли с собой множество библий, Евангелий и других книг, на разных языках восточных и европейских, и безденежно раздавали их, кому угодно было принять сей дар. Во время греческой народной войны они выказали себя самыми усердными филэллинами и снабдили обедневшую тогда казну св. Гроба большим займом денег, а как благодетели и друзья арабского племени учредили училища в Иерусалиме, Риме, Лидде и Яффе и даром раздавали бедным детям хлеб утром и в полдень. Под влиянием бейрутских американских миссионеров открыл школу в Назарете православный араб Абу-Назер и получал от них учебные книги. Одна из дочерей его, единственная во всей Палестине арабка, умеет читать и писать и к величайшему удовольствию отца наизусть читает несколько псалмов и отрывков из протестантского катехизиса Г. Ватта на арабском языке44.

Греческое духовенство, видя хорошее поведение протестантов, их дружелюбие и благотворительность, думало, что все намерения и цели их похвальны и полезны. Но время открывает самые глубокие тайны. Когда эти миссионеры в домашних беседах с сим духовенством о вере начали обнаруживать свой образ мыслей и, особенно, когда решились внушать ученикам своим, чтобы они не крестились, не поклонялись иконам, не произносили имени Богоматери и пр., тогда наместники патриарха приняли строгие меры к искоренению сего зла: выслали друзей своих из Архангельского монастыря, закрыли их школы, взяли деньги у евреев за большие проценты и возвратили им заем с учтивой благодарностью, а назаретского Абу-Назера отставили от должности церковного старосты и упразднили его училище (впрочем, он с помощью своей дочери поныне продолжает тайно учить нескольких детей в своём доме). Таким образом, остановлены были попытки протестантов американских. После этой неудачи они ушли из Иерусалима; и теперь лишь один из них живёт там с женой и слугами в наёмном доме мусульманском.

Американских миссионеров сменила миссия английская. Она становится в Иерусалиме твёрдой ногой. Самый деятельный член её Николайсон приобрёл для неё покупкой несколько домов, пустопорожних мест и участок земли под кладбище на Сионе, а теперь торгует у коптов, на имя армян, новый огромный дом подле патриаршего пруда45. Эта миссия отстроила больницу для евреев в два жилья. В её коллегиуме обучаются крещёные евреи. Она надеется увидеть окончание своей церкви, выведенной по цоколь, и потому тайно приготовила все строевые материалы. Между тем богослужение свободно совершается ею в молитвенном доме подле строящейся церкви. Когда будет окончено это святилище, тогда протестантство в Св. Граде явится в полном величии своём, и грекам и латинам придётся только следить за его движениями, явными и тайными, и за успехами в стране, в которой уже давно замечено шатание веры.

Английская миссия имеет тайную цель обращать в протестантство и православных христиан. Один из членов её, именно Георгий Вильямс, не поладил с епископом Александром и уехал из Иерусалима, потому что заметил в нём готовность идти к этой цели. И действительно, сим епископом уже сделана была попытка обращения православных в деревне Джифне, недалёкой от Иерусалима. Под предлогом поправления своего здоровья он переехал туда на лето с семейством своим и с лекарем миссии; и вдруг некоторые из тамошних поселян сделались протестантами за 5.000 пиастров, данных им в уплату податей, и в чаянии покровительства английского консульства. К счастью, скоро узнали об этом происшествии наместники патриарха и не только возвратили отпадших, дав им ту же сумму, но успели удалить из Джифны и епископа и всех сподвижников его посредством турецкой власти, удачно распространив слух об опасности пребывания в этой деревне. После этой неудачной попытки благоразумие и осторожность заставили английскую миссию не торопиться и сеять плевелы тайно. Такой осторожный и скрытый образ её действия весьма хорошо выражают в святогробском монастыре; «прозелитизм английский является и скрывается, движется и перестаёт».

Весьма замечательно, что протестанты стараются поколебать церковь православную, а не католическую. Они приражаются к ней, потому что знают крайнюю слабость её, происходящую от духовной темноты представителей её, от холодности их к своей пастве, и особенно от беззащитного положения православных. А францисканцы, с самого начала появления английской миссии в Иерусалиме, вооружились против неё ревностной заботливостью о своей пастве. Еженедельно обозревая её, они устранили всякие сношения её с англичанами. Французский же консул стал на страже её.

Английская миссия в настоящее время занимается одним обращением евреев. В нынешнюю пасху крещён был двадцать второй еврей. О сем упомянул епископ Александр в речи своей, произнесённой в церкви по случаю крещения. Эта миссия, находясь в почтительном отдалении от католиков, теперь сохраняет мир с православными. Даже она предлагала греческому духовенству покровительство Англии по случаю страданий наших единоверцев от междоусобия двух арабских шехов46 в деревнях Рафидии и Рамалле. В прошлом августе месяце епископ Александр нарочно приходил в монастырь святогробский и в присутствии русского духовного поклонника выражал наместникам патриарха сомнение своё в искренности дружелюбия французского консула, объявившего себя покровителем всех христианских вероисповеданий в Палестине и просившего греков служить литургию за здравие французского короля в первый день мая (литургии не было), и обнадёживал сих владык заступлением Англии, присовокупив уверительным тоном, что отныне уже не повторятся неповинные страдания православных. Ему отвечали учтивой благодарностью за братское участие в их скорбях.

Будущее усиление протестантства в Палестине сокрыто от самого зоркого предвидения человеческого, но, судя по настоящим средствам его, материальным и нравственным, можно, по крайней мере, указать те пути, коими оно будет распространяться там, хотя и медленно, но успешно, если не встретит сильного противодействия с нашей стороны. Английский коллегиум принесёт свои плоды. Благоустроенная больница и даровые врачебные пособия недужным возбудят благодарность в семействах, кои обратят внимание на веру благодетелей, особенно, когда миссионеры будут являться у одра болящих утешителями и наставниками. Добродетели суть наилучшие проповедники веры. Протестанты знают это и пользуются сим красноречием. В 1837 году после землетрясения в Палестине бейрутский миссионер Томсон щедрой рукой разделял деньги пострадавшим православным христианам в Кане Галилейской, в Рени и в других местах. Английские духовные сановники, холостые и женатые, живут беззазорно и тем дают повод православным мирянам и молодым монахам греческим порицать своих руководителей и думать, что протестантская вера не есть вера мёртвая, а живая, сопровождаемая добрыми делами. Все женатые англичане нанимают кормилиц из туземных христианок. Посредством сих арабок, так близких к семейной жизни их и облагодетельствованных ими, распространится в деревнях выгодное понятие как о них самих, так и об их вере, которую, без сомнения, искусно внушат им жёны миссионеров. Дети сих проповедников научатся от кормилиц арабскому языку и со временем послужат способнейшими орудиями протестантства в Палестине. Наконец, американские и английские миссионеры нередко приходят в греческий монастырь беседовать о вере. Осторожно и сомневаясь в подлинности гроба Господня и яслей Вифлеемских, в непогрешимости вселенских соборов, в согласии преданий и заповедей нашей церкви со Св. Писанием, и т. п., они неприметно зароняют в слабые души сомнения и суемудрие. Ослабление веры в самом средоточии церкви Палестинской, подле единственной святыни на земле, будет очень выгодно для них.

Не до́лжно надеяться, что православные арабы не примут протестантства, потому что оно «лишено величия церковных обрядов. Они уже давно привыкли к обнажённости своих беднейших храмов. А великолепные священнодействия, совершаемые греческим духовенством для поклонников, не привлекают их. Им приятнее простое священническое служение на родном языке их. Не имея ясных понятий о своей вере, не видя своего патриарха и не удостаиваясь посещений своих архипастырей, они весьма легко могут принять всякое христианское вероисповедание, какое только будет возвещено им ясно и вразумительно, и примут его скорее и охотнее, когда увидят постоянную благотворительность проповедников новой веры и сильное заступление за них перед мусульманской властью. Арабы помрачены невежеством и грубы, но в них таятся зародыши духовного обновления. Этот даровитый народ уже склонен к принятию протестантства. В нынешнем году, на северной границе Палестины, целая слобода православная, Хасбея, сделалась протестантской; а известный Абу-Назер письменно приглашал американских миссионеров в Назарете устроить особое общество из нескольких православных семей, уже готовых принять евангелическую веру. Жители Хасбеи (не все), по настоянию нашего генерального консульства в Бейруте, возвращены в ограду православной церкви, что, вероятно, приостановило тайное движение протестантства и в Назарете. Но сии происшествия доказывают, что арабам уже известны, кроме католиков и униатов, такие христиане, которые имеют особое вероисповедание, дают деньги и покровительствуют тому, кто принимает оное. Хасбейские поселяне тайно просили английского епископа Александра принять их в свою церковь и под своё покровительство; но он отказал им в просьбе. Какие бы ни были побуждения его к отказу в этот раз, – нечаянность ли просьбы и неготовность исполнить её надлежащим образом, уклонение ли от соперничества с американцами в отдалённом месте, или предвидение безуспешности слишком раннего приражения к православной церкви после первой неудачи, – но то несомненно, что в числе побуждений его не было искреннего желания жить в мире с этой церковью.

Магометанство

Турецкое правительство предоставляет православным христианам свободу богослужения и дозволяет иерусалимскому патриарху и наместникам его починивать монастыри и церкви, учреждать приходские школы, собирать милостыню и покупать дома и имения. Оно даже способствовало к уплате долга казны святогробской и уничтожило разные поборы за право поклонения святым местам. Но при всём том слишком ощутительно для Палестинской церкви его тяжкое иго. Она терпит большие притеснения, кои в настоящее время суть следующие:

Над святым храмом иерусалимским, между двумя большими куполами, находится гарем одного шеха из рода Алемидов, уважаемого арабами. Из сего гарема выбрасывается всякая нечистота к часовне гроба Господня. Хотя это осквернение святыни христианской не есть новое (род Алемидов живёт тут со времени Саладина), но в наш век оно может быть устранено покупкой сего жилища по настоянию православной державы. Рано или поздно освободится святогробский храм от помянутого осквернения. Но жаль, если латинское духовенство, уже владеющее остатками дворца крестоносных царей иерусалимских близ сего храма, успеет поселиться в жилище Алемидов.

Православный народ в Палестине страдает более всего от междоусобий сильных шехов арабских, которые с оружием в руках оспаривают друг у друга или право власти, или самые владения, т. е. деревни и земли. Так в нынешнем году христианская благоустроенная деревня Рафидия подле Набулуза была ограблена и разорена мусселимом сего города по случаю битвы его с другим шехом, который объявил свои наследственные права на мусселимство набулузское. Несчастие Рафидян таково, что они не смели объявить иерусалимскому паше всю ценность отнятых у них имуществ и денег, дабы местным властям не подать мысли о своём нескудном состоянии и повода к дальнейшим обыскам и мучениям. В нынешнем же году завязалась ссора между двумя сильными шехами, Абогошем и Самханом, за большую христианскую деревню Рамаллу, в которой вовсе нет мусульман. Первый хотел присвоить её своей власти, а второй требовал, чтобы она по-прежнему оставалась независимой от него. Началось кровопролитие. Абогош потерпел урон людьми и поклялся посеять соль на месте Рамаллы. Его ратники убили несколько невинных жителей этой деревни и сожгли тела их. По настояниям наместников патриарха и консула французского заключено перемирие между обоими шехами. Но мщение пойдёт из рода в род, и жители Рамаллы будут в непрерывном страхе, если правительство не усмирит Абогоша47.

С давних времён, до утверждения власти египетского паши Мегмета Али в Палестине, казна св. Гроба ежегодно издерживала более 300.000 пиастров на подарки духовным и гражданским турецким сановникам и местным ефендиям. В число этой суммы входили и те деньги, которые взимались с греческого монастыря за поклонников по числу душ (это взимание называлось кафаром). Кроме иждивения помянутой суммы были другие значительные расходы, как-то:

а) взнос части податей за арабов-магометан, считающихся крепостными рабами Саввинского монастыря, и за христиан Вифлеема, Бетжкалы и Рамаллы, яко хранителей яслей и гроба Господня, и

б) подарки заиорданским шехам, которые ежегодно вызываемы были в Иерусалим во время отправления поклонников к Иордану, как поручители в том, что христиане у этой реки не будут потревожены бедуинами. Все эти местные поборы и подати уничтожены были египетским правительством. Но когда Палестину опять отдали туркам, тогда все мусульмане, питавшиеся на счёт казны св. Гроба, опять потребовали прежних доходов своих, будучи поджигаемы Абогошем. Прежние паши иерусалимские уклонялись от вмешательства в это дело, но нынешний, хотя и объявил истцам, что он не может требовать просимых денег ни от греков, ни от армян, ни от латин, но присоветовал им – сперва переговорить с ними, не согласятся ли они взносить им прежний кафар, а потом, в случае отказа, послать в Константинополь ходатая по сему делу. Хитрый паша предлагал всем предстоятелями св. мест утолить Абогоша, но они отказались от сего, опасаясь, как бы и другие ефендии, узнав об утолении сего шеха, не потребовали своей части насильно. Опасение справедливое. Если не будет подана помощь матери церквей христианских, то осуществится предвидение наместников патриарха, которые, не надеясь на свои силы, ожидают оживления зла старого. А платить подати за саввинских рабов и за некоторых христиан они уже начали, впрочем, тайно.

Несколько лет назад, по распоряжению иерусалимского патриарха, построен был карантин в Яффе на счёт казны св. Гроба для очищения в нём поклонников. Устройство его стоило 500.000 пиастров. (Подобное чистилище сделали и армяне рядом с греческим). Но по переводу карантинных линий в другие места, помянутому строению дано другое назначение. Теперь в нём помещаются турецкие солдаты. Правительство не покупает сего здания, а принуждает греческий монастырь дочинивать оное. Такое притеснение переносится с безмолвным терпением.

Итак, православная церковь Палестинская находится в опасном состоянии. Подобно евангельскому тридцатиосмилетнему расслабленному, она возлежит у самой купели Силоамской и, беспомощная, оставленная самой себе, не исцелится и погибнет, убогий же одр её достанется в добычу соглядатаям её, если не будет подана ей скорая и сильная помощь от другой церкви православной. Ибо она сама в себе носит зародыши разрушения. Эти зародыши суть: темнота духовная, небогоугодное житие служителей церкви, разъединение пастырей с паствой и бесполезное истощение всемирной милостыни, со всеми вредными последствиями их. Кроме сего, эта церковь терпит грозные нападения со стороны католиков, армян, протестантов и магометан.

III

Для поддержания православия в Палестине, очевидно, надобно принять такие меры, каких требует самая опасность его.

1) Ежели нельзя возвратить патриарха в Иерусалим по каким-либо соображениям, например: из опасения, как бы и римская церковь не послала туда своего патриарха и как бы от того не произошли более сложные и более запутанные споры, – то, по крайней мере, надобно усилить власть иерусалимского синода введением его во все дела церкви и в управление казной св. Гроба.

2) Надобно возжечь свет веры и ведения в палестинском духовенстве и в народе; для сего надлежит:

а) уже существующему училищу в монастыре святогробском дать обширное развитие и назначение. Юные посвященцы гробу Господню должны быть воспитаны и образованы так, чтобы со временем могли служить светом мира на церковных кафедрах и на архиерейских престолах. Мысль об учреждении духовного училища в обширных размерах не чужда предстоятелям церкви Палестинской;

б) учредить в одном из иерусалимских монастырей семинарию для образования детей арабских священников и для приготовления их к подвигам учительства и пастырства. Сие училище должно быть отдельно от первого. Этого требуют и удобства помещения и менее обширное обучение арабов;

в) существующие народные школы поддержать, а где их нет, там вновь открыть и дать им направление церковное. Преподавание катехизиса и священной истории и приучение детей читать и петь в церквах должны составлять существенную часть народного образования в Палестине, потому что там в священники избираются миряне по древнейшему обычаю, дьячков же и пономарей заменяют грамотные дети их;

г) все училища, как духовные, так и народные, подчинить ведомству синода или наместников патриарха и надзору епархиальных архиереев, а не особому попечительству, как теперь думают предстоятели гроба Господня. Ибо увеличение властей при настоящем состоянии Палестинской церкви не одобрительно. Предвидятся взаимные прения, неудовольствия и охлаждения владык и попечителей во многих случаях;

д) до образования туземных наставников надлежит неусыпно наблюдать за образом мыслей, преподаванием и поведением учителей, присылаемых из Константинополя. Ибо последователи Феофила Каири, отрёкшегося от христианской веры, и кроме их греки, подкупаемые протестантами, вкрадываются в православные школы.

3) Надобно восстановить строгость монашеского жития во всех монастырях мужских и женских.

Для достижения сей цели, в ожидании благовоспитанных и просвещённых иноков, надлежит взыскать в самом монастыре святогробском и в Саввинской обители истинных подвижников благочестия, возводить их на престолы архиерейские и поручать им должность наместников патриарха и власть синодальную.

4) Надобно скрепить взаимные отношения греческого и арабского духовенства и православного народа союзом любви, справедливости и благотворительности. Для сего иерусалимские владыки обязываются:

а) принимать арабских священников с честью, подобающей их сану, обходиться с ними ласково и кротко, выслушивать их просьбы лично, оказывать им гостеприимство по обычаю арабскому, помогать им в нуждах и, если они сами или их супруги пожелают благодати монашества, сподоблять их сего дара;

б) детей их, способных и благонадёжных, принимать в число греческих воспитанников монастыря святогробского и наравне с ними давать им высшие церковные должности. Эта мера не нравится владыкам иерусалимским. Они думают, что монахи из арабов будут снабдевать своих родственников достоянием гроба Господня и со временем вытеснят греков из св. Града. Но это можно предотвратить воспитанием и правилами. Надобно стараться огречить арабов и посвящать их в архимандриты и архиереи уже в преклонных летах и по совершенному дознанию их образа мыслей и поведения;

в) поправить существующие церкви и, где нужно, построить новые на прежних основаниях, как сего требует магометанская власть, и снабдить их иконами, утварью и ризницей, впрочем, небогатыми. Эта мира требует большой осторожности и предупреждения изуверства и зависти мусульман к благоустройству христианских святилищ. Предупредить же это зло можно не иначе, как подарками местным шехам и сильным заступлением российского консульства за православных пред иерусалимским пашой;

г) в одном из женских монастырей учредить общежитие собственно для арабок, желающих сподобиться ангельского чина, и открыть школу для туземных девочек и обучать их, кроме рукоделия, чтению, молитвам и закону Божию, дабы посредством сих будущих матерей усилить в семействах благочестие и нравственность. Учительниц арабской грамоты можно вызвать из Сайданайского женского монастыря близ Дамаска, где сорок арабских монахинь спасаются о Господе, провождая жизнь строгую;

д) устроить больницу и богадельню в Иерусалиме;

е) из восьми архиереев палестинских только два лично управляют своими епархиями, вифлеемский и птолемаидский: прочие безвыходно живут в свято-гробском монастыре и священнодействуют для одних поклонников. Правда, они там укрыты от вспышек мусульманского изуверства и от междоусобий шехов; да и паствы их весьма малочисленны, и нет для них помещений в епархиальных городах, а вновь строить им дома было бы убыточно для казны святогробской. Но, по крайней мере, подобает им посещать свои епархии, хотя раз в год для наставления сельского духовенства, для ободрения и утешения православных и для вспоможений беднейшим семействам, сиротам и вдовам. Такими апостольскими посещениями приобретётся любовь и преданность народа и скрепится союз его с патриархом. Эту меру легко привести в исполнение, потому что церквей в каждой епархии очень мало и все они находятся в недальнем расстоянии от Иерусалима. Патриарх почувствовал опасность разъединения архипастырей с паствами и в нынешнем году предписал своим наместникам ежегодно посылать одного из архиереев для обозрения всех епархий и назначил ему на разъезды 10.000 пиастров. По крайней мере, это предписание надобно привести в исполнение, хотя им извращается правило, по которому каждый архиерей должен блюсти престол свой, а не чужой.

5) Казна св. Гроба есть достояние не патриарха и не наместников его, а целой церкви Палестинской, управляющей и управляемой. Частное расхищение сумм её или злоупотребление ими есть святотатство, пагубное для православия. Посему –

а) надобно поддержать установленное нынешним патриархом единство сей казны;

б) хотя она по необходимости должна храниться в двух местах, но иерусалимский синод, этот посредник между патриархом и церковью, должен знать всю сложность доходов, расходов и остатка обеих сокровищниц её, монастырской и патриаршей, дабы в случае смерти патриарха не последовало уменьшенное показание или утаение денег, хранящихся при нём в Царьграде;

в) движение всех сумм надлежит производить по единодушному совещанию наместников и синода и по предусмотрению и взвешению потребностей церкви, с утверждения патриарха;

г) пора перестать покупать дома и отдавать деньги в рост, дабы святогробская казна не терпела непредвиденных ущербов;

д) надобно не хвалиться бескорыстием и самоотвержением, а, в самом деле, исполнять святую заповедь монашества о произвольной нищете;

е) полезно иметь в экономии, сколько можно, более денег и год от году приращать её. Ибо печальные обстоятельства, породившие огромный долг казны святогробской, могут повториться, а обстоятельства, способствовавшие к уплате его, не все возобновятся. Можно ли поручиться, что впредь не будет ни пятимесячного заключения православных христиан в иерусалимском храме, ни повреждения его от пожара или землетрясения, ни войны какой-либо державы с Турцией, прекращающей сборище поклонников, ни других каких-либо переворотов в самой Палестине? И можно ли надеяться, что вторичный долг будет уплачен так же, как и первый? Посему благоразумие и существование церкви Палестинской настоятельно требуют всевозможного сбережения сумм её, и даже увеличения их, и неприкосновенного сохранения на случай бедствий непредвиденных.

6) Для воссоединения униатов с православною церковью и для предупреждения дальнейшего распространения их догматов требуются следующие меры:

а) надобно отменить вторичное крещение униатов и тем успокоить их касательно загробной участи их отцов и дедов, умерших в единении с римской церковью;

б) надлежит дозволять им браки в шестой и пятой степенях родства;

в) поскольку опыт доказал, что архиерейские проклятия и отлучения православных от церкви за малые вины не приносят никакой пользы, а вред (причиняют, склоняя их к унии, то необходимо нужно прекратить эти страшные прещения. Всего лучше предоставлять согрешающих суду милосердого и правосудного Бога и собственному их покаянию под надзором и руководством их духовников;

г) до́лжно уважать древние хорошие обычаи православных арабов, а дурные искоренять воспитанием детей и проповеданием слова Божия;

д) в епархии птолемаидскую и назаретскую нужно посылать по временам благонадёжного старца с тайной милостыней для бедных семейств, колеблющихся между православием и унией;

е) надлежит потушить искры негодования вифлеемской паствы на её архипастыря, нарушающего священные обычаи, примирить православных христиан Вифлеема и Бетжалы, во что бы то ни стало, а в Газе предоставить звание агента российского консульства Аврааму Джегшену для защиты тамошних христиан и русских поклонников, которые через этот город проезжают в Синайский монастырь или возвращаются оттуда в Иерусалим. Джегшен, маститый, но бодрый старец, известен иерусалимскому патриарху и синоду его, как добрый христианин и как ревностный предстатель за бедных единоверцев пред местной мусульманской властью. Он умеет говорить, читать и писать по-турецки и арабски. Этой мерой предупредится посягательство французского консульства на введение унии в Газе48.

7) В просвещении греческого духовенства, в перемене зазорной жизни его на житие богоугодное, в учреждении училищ, в образовании женского пола, в возведении арабов на высшие церковные степени, в пастырской заботливости иерусалимских владык о туземных священниках и их прихожанах, в их христианском милосердии к страждущим и бедным уния и протестантство встретят неодолимые препятствия к поколебанию православия, к увеличению своих сил и к достижению своих целей.

8) Что касается притеснений Палестинской церкви со стороны магометан, то для прекращения оных не довольно золота казны святогробской, не достаточно и единодушного ходатайства патриархов цареградского и иерусалимского пред турецким правительством: нужно ещё сильное содействие представителей Российской державы пред Портой, признанной по договорам с Турцией покровительницей восточного христианства. Они-то очищают святогробский храм от гаремного осквернения при первом благоприятном случае, ходатайствуют о вознаграждении христиан, невинно страждущих во время междоусобий палестинских шехов, и спасают иерусалимские монастыри от предстоящего возобновления разных поборов с них.

IV

Предложенные меры к поддержанию православной церкви в Палестине объемлют все потребности её, исправляют все недостатки её и поставляют её на высшую степень благоустройства. Кто же приведёт сии меры в исполнение? Греческое духовенство? Но оно само виновно в расстройстве сей церкви и само требует долговременного и прилежного врачевания. Может ли оно, например, образовать светильников веры, когда само омрачено? Палестинской церкви необходимо нужна помощь церкви российской. Она одна, светозарная, любвеобильная и одарённая от Бога многими силами, может спасти, поддержать и усилить православие в св. земле.

Для спасения церкви палестинской церковь российская посылает в Иерусалим духовную миссию под начальством епископа, состоящую из нескольких священных лиц, получивших академическое образование, с присовокуплением к ним певчих, лекаря и иконописца.

Наша миссия делается душой владык иерусалимских, потому что они сами будут прибегать к её советам и даже к дружелюбному посредству между ними и патриархом, и потому что найдут в ней светлого представителя православия, опору, вес и возвышение своего достоинства в глазах иноверцев и мусульманских местных властей. Частые беседы и совещания их с нашим епископом о делах церковных будут им полезны и приучат их к единодушным действиям. А таким образом неприметно и постепенно усилится в Иерусалиме власть синодальная.

Наша миссия благоразумными советами руководствует наместников патриарха и синод его, как в придумании прочных оснований, размеров, способов и целей духовного и народного просвещения в Палестине, так и в надлежащей оценке образа мыслей учителей греческих.

Наша миссия имеет своё училище для певчих и дозволяет обучаться в нём нескольким юношам из греков и арабов, и таким образом приготовляет их к званию учителей в духовных и народных школах.

Члены нашей миссии, с самого начала водворения своего в Иерусалиме, прилежно и основательно изучают арабский язык. Достигнув совершенства в знании его, они приготовляют краткие учебники и другие полезные книги на этом языке и передают их патриарху для напечатания и употребления в школах. В сем отношении миссия оказывает величайшую услугу и александрийскому, и антиохийскому патриархам, которые чувствуют недостаток в арабских учебниках.

Наша миссия подаёт пример строгого монашеского жития греческому духовенству; смиренным и братским ходатайством пред патриархом содействует возведению богоугодных иноков на высшие степени церковные и через них со временем учреждает в монастырях боголюбезное житие иноческое. Одно присутствие миссии устранить пагубное вмешательство герондисс в семейные дела православных арабов.

Наша миссия сдружает греческое духовенство с арабским, указывая ему опасности бессоюзия священных лиц, подавая ему пример уважения, ласки и благодеяний бедным и смиренным пастырям сельским, с терпением умоляя его образовать арабское духовное юношество для пользы церкви и учредить иноческое общежитие для туземок в небольшом размере, и возжигая в архипастырях апостольскую ревность к посещению и спасению их паств.

Наша миссия принимает ежегодный кружечный сбор в России на гроб Господень и тайные пожертвования разных особ вещами и деньгами. Сии пожертвования сама она распределяет по местам и вручает лицам, согласно с волей доброхотных дателей, а помянутый сбор передаёт в казну св. Гроба с просьбой употреблять оный на содержание школ народных, на постройку и починку церквей сельских и снабжение их принадлежностями священными. В присутствии миссии иерусалимский синод не употребит на другие предметы сумму, которую просят обратить на потребности церкви.

Наша миссия посредством иконописца своего совершенствует в церковной живописи иерусалимских арабов, занимающихся иконописанием для поклонников, обучает сему искусству способных монахов святогробских и таким образом содействует снабжению всех церквей палестинских иконами или туне, или за малые цены.

Наша миссия служит сокровищницей христианского милосердия к больным, бедным, вдовам и сиротам, и ко всем потерпевшим неповинное страдание, подавая врачебные пособия через своего лекаря, собирая добровольные пожертвования от своих членов, приглашая к тому же братство святогробское и тайно раздавая собранные лепты меньшей и убогой братии Христовой в годину её нужд и бедствий.

Наша миссия устраняет препятствия к воссоединению униатов, существующие в понятиях и в нынешнем чиноположении греческого духовенства. Склоняющиеся к унии арабы найдут в ней беспристрастного посредника и сильного миротворца и благодетеля в случае притеснений и обид, с чьей бы то ни было стороны.

Наша миссия, как светлое око иерусалимского синода, прозревает замыслы и скрытные движения протестантских миссионеров и, как многосведущий ум его, не только защищает православие от их духовных приражений, но и обнаруживает слабые стороны, вредный дух и скорое падение самого протестантства.

Наша миссия, или одна, или вместе с консульством нашим, ходатайствует пред местными властями за угнетаемых христиан православных, и в ней они находят одобрение, утешение и опору. В её присутствии почтутся излишними всякие предложения им покровительства со стороны французского или английского консульства.

Наша миссия в Иерусалиме служит образцом веротерпимости для тамошних представителей всех христианских вероисповеданий и с братской любовью склоняет их к миру всеми способами, какие только внушит ум здравый, просвещённый и ясно видящий течение обстоятельств и сцепление тех сил, от которых зависит судьба Иерусалима и всего Востока.

Наша миссия бдительно надзирает за русскими поклонниками обоего пола и приводит их к истинной цели поклонения гробу Господню, т. е. к покаянию и исправлению.

Наконец, наша миссия, предстоя у сего гроба, возносит к Богу пламенные молитвы о Благочестивейшем Государе, обо всём Державном Доме Его и о Богоспасаемой России.

* * *

20

Рукопись Порфирия, III А 8–76. В.И. Титов был посланником при Порте оттоманской с 1844–1853 г. Ред.

21

Филадельфийское.

22

Лиддское, газское, синайское, неаполийское, севастийское и фаворское.

23

В 1844 году святительствовали митрополиты: Петроаравийский Мелетий, Птолемаидский Прокопий (он же – блюститель митрополии Назаретской) и Вифлеемский Дионисий.

24

В 1844 году наместниками были петроаравийский митрополит Мелетий и лиддский архиепископ Кирилл.

25

О монахе Анфиме, составившем описание иерусалимского престола, см. Книгу Бытия моего, ч. II, 195, 369. Ред.

26

Разумеется помянутый монах Анфим, иеромонах Неофит и синодальный архимандрит Иоиль.

27

Первый наместник мне: «Самому Господу служили жены... Еда не имам власти сестру жену водити».

28

Игумен Ильинского монастыря Иоаким. См. Книгу Бытия моего, ч. I, 435. Ред.

29

Т. е. моё.

30

Разумеется неаполийский архиепископ Самуил, духовник этого семейства.

31

Митрополит Вифлеемский Дионисий. За строгость лишили его наместничества и послали в Вифлеем.

32

Архиепископ неаполийский.

33

А через монастырского переводчика (драгомана).

34

Архиепископ фаворский Иерофей.

35

Впоследствии ему поручено первоначальное рассмотрение разных дел арабских священников и их прихожан.

36

Афанасий, настоятель Белемендского монастыря. Об Афанасии см. Кн. Бытия моего, ч. I, стр. 637–640, 678, 680. Ред.

37

Эти доходы до 1830 года были весьма незначительны.

38

Во имя св. Константина и Елены и св. Феклы.

39

В Вифлееме и Бетжале.

40

Во имя Благовещения. Эта церковь с прилежащими к ней комнатами устроена в доме, подаренном в 1832 году одним зажиточным униатом.

41

Это намёк на печальные происшествия в деревнях Рамалле и Рафидии в 1844 г.

42

О Джегшене см. Книгу Бытия моего т. II, 64, 73–75. Ред.

43

В этой деревне живут друзы и между ними три-четыре семейства униатов.

44

Я видел её в доме отца её.

45

Впрочем, эта покупка не состоялась.

46

Абогоша и Самхана.

47

О ссоре Абогоша и Самхана см. Книгу Бытия моего, ч. II, 307–308, 312, 315–316, 326, 332. Ред.

48

См. Книгу Бытия моего, ч. II, 353. Ред.


Источник: Безобразовъ П.В. Материалы для биографии епископа Порфирия Успенского. Том 1. С.-Петербург, тип. В.Ф.Киршбаума, 1910. – 867 с.

Комментарии для сайта Cackle