П.В. Безобразов

Источник

Предметы расходов сей казны

А. Постоянные суть

1) Содержание иерусалимского патриарха, его дома и всех живущих при нём в Константинополе.

2) Содержание Святогробского монастыря в Иерусалиме и всей братии его. Наместники патриарха, все архиереи и прочие старцы, их послушники, служители, также многие бедные монахини и все приезжающие по делам своим священники и старшины арабские получают из общей кухни монастырской (устроенной в прошлом году) хлеб и разные яства. Одеяние и обувь ежегодно выдаются только иеродиаконам и послушникам: прочие же старцы и владыки покупают их на свой счёт. Угощение разных лиц, включительно с почётными поклонниками, стоит монастырю не мало.

3) Содержание Святогробского храма и живущих в нём братий, также двух внутренних церквей во имя св. Константина и Елены и св. Феклы, и ещё раздача просфор и елея по всем монастырям иерусалимским для поминовения вселенского патриарха Дионисия, который единовременно внёс в казну св. Гроба 100.000 пиастров.

4) Производство жалованья митрополиту вифлеемскому и его причту, драгоману монастырскому, письмоводителям патриарха, его синода и наместников, двум проповедникам, всем учителям приходских школ, лекарю, архитектору и досмотрщикам за постройками и рабочими людьми.

5) Содержание аптеки и подлекаря.

6) Еженедельная раздача хлеба весьма многим православным христианам, и кроме них учителям в Иерусалиме.

7) Взнос части податей за христиан вифлеемских и бетжальских и за бедуинов, считающихся крепостными рабами Саввинского монастыря.

В. Временные суть

1) Заготовление строевых материалов.

2) Починка всех монастырей мужских и женских и церквей городских и сельских.

3) Устройство училищ.

4) Покупка и починка домов в Иерусалиме для помещения в них поклонников и бедных христиан туземных.

5) Жалованье турецкому чиновнику (ходжакяну 5.000 пиастров в месяц), присланному для наблюдения за постройками.

6) Пособие антиохийскому патриарху.

7) Денежные вспоможения местным и другим христианам в годину их бедствий.

8) Поддержание карантинного здания в Яффе.

9) Подарки турецким властям, особенно во время тяжб с латинами и армянами за святые места.

Примечание 3. – поскольку посланник советовал мне изложить одни существенные понятия о состоянии и поддержании Палестинской церкви и избегать того, что все знают; посему я, имея в виду громкую известность долга казны святогробской, не показал в первой беловой записке ни его количества, ни постепенного наращения, ни способов погашения его. Но в черновой всё это изложено было мною довольно подробно. Так как это дело достойно внимания, то я перебеляю его здесь для памяти.

«Известно, что казна св. Гроба обременена была огромнейшим долгом. Количество его простиралось до 26 миллионов пиастров (6.000.000 рублей ассигнациями). Первым виновником сего зла был Наполеон. Во время походов его в Палестине и Сирии греческий монастырь принуждён был в течение пяти месяцев содержать своим иждивением 600 православных христиан, заключённых в Иерусалимском храме во избежание ярости мусульман. Это обстоятельство, вместе с утолением раздражённых арабов, и обновлением монастырей Яффского и Рамлийского, разорённых во время походов Наполеона, произвело долг в миллион пиастров. Обновление погоревшего храма и трёхлетняя тяжба греков с армянами по сему случаю, при дороговизне строевых материалов и при беспорядочности производства работ, стоили иерусалимскому престолу до 18 миллионов пиастров. Тяжба сего престола с 1811 года по 1820, когда францисканцы овладели часовней гроба Господня и вытеснили оттуда греческое духовенство, потом восстание греков и война Турции с Россией, прекратившие сборище поклонников и всякую помощь от них, вдобавок непомерные проценты (30 и 50 пиастров на 100 пиастров) и накопление их до 1833 года увеличили долг ещё семью миллионами».

«Не было бы никакой возможности уплатить столько денег, если бы покойный султан Махмуд фирманом своим 1838 года не узаконил способа уплаты их, прекратив с сего года наращивание процентов на капиталы, и если бы египетский паша Мегмет Али не уничтожил разных поборов с греческого монастыря, простиравшихся до 300.000 пиастров в год. Кроме сего, другие обстоятельства благоприятствовали погашению долга. Сам Махмуд пожаловал полмиллиона пиастров в уплату его. По учреждению гражданского порядка в Молдавии и Валахии доходы с тамошних имений святогробских вдруг удесятерились; так, например, из Молдавии за один 1843 год получены были 87.000 голландских червонцев (1.850.000 пиастров турецких). Наконец, собрано было весьма много доброхотных подаяний от православных христиан в Австрии, Турции и России. Сами отцы иерусалимские взнесли всё, что имели, до последней копейки, и остались на хлебе и воде, потом обратили в слитки золотую и серебряную утварь Святогробского храма для удовлетворения заимодавцев. Блаженнейший патриарх Афанасий прислал в Иерусалим некоего Баласаки с титулом экзарха для производства правильной уплаты местных долгов; и этот поверенный исполнил своё дело, как было надобно, при всех прежних беспорядках, доходивших до того, что даже векселя, выдаваемые заимодавцам, не все записывались в книге и не помечались при перемене их и начёте ростов. Таким образом, долг был погашен».


Источник: Безобразовъ П.В. Материалы для биографии епископа Порфирия Успенского. Том 1. С.-Петербург, тип. В.Ф.Киршбаума, 1910. – 867 с.

Комментарии для сайта Cackle