П.В. Безобразов

Источник

Историческая записка об иерархических расколах в православной церкви Сирийской, представленная гр. Протасову 17 января 1847 года89

В XVI и XVII веках антиохийский апостольский престол в Дамаске не раз потрясаем был иерархическим расколом, подобным тому, какой был в Антиохии при патриархе Мелетии и после него в IV и V веках.

Раскол Иоакима и Макария

В 1543 году одни из дамасских христиан, по смерти патриарха Дорофея, избрали на его место митрополита бейрутского Иоакима, а другие епископа Кары Макария. Оба патриарха со своими партиями служили в особых церквах в Дамаске. Этот раскол продолжался 7 лет и стоил больших издержек обоим иерархам и их последователям. Макарий сделался болен и перед смертью просил и получил прощение от Иоакима, который управлял сирийской церковью 33 года.

Раскол Михаила и Иоакима

По кончине патриарха Иоакима собор всех архиереев избрал преемником ему евхаитского епископа Михаила (1577). Но вскоре дамасские христиане, недовольные им, принудили его подать письменное отречение от престола и на его место поставили триполийского епископа Иоакима. Михаил раскаялся в своём отречении и анафематствовал дамаскинцев. А Иоаким отлучил от церкви его самого и приверженных к нему архиереев и клир. От этого раскола многие семейства христианские обнищали, некоторые потурчились, а иные были умерщвлены безвинно. Михаил ездил на суд в Константинополь к патриарху Иеремии и оттуда возвратился в Алеппо, уполномоченный фирманом Порты и грамотами синодальными. Тогда-то соблазны и раздоры вывершились высоко, тогда отец отделялся от сына, брат от брата, жена от мужа, священник от священника. Михаил в другой раз отплыл в Константинополь. «Там решено было, чтобы он отрёкся от патриаршества и занял свой прежний престол евхаитский». Но на обратном пути он умер на острове Родосе, где и погребён. Он патриаршествовал 7 лет. Соперник его Иоаким остался в покое и для уплаты огромных долгов престола ездил за сбором милостыни в Валахию, Молдавию, в Москву и в Киев (1584 г.).

В 1588 году Сирия окончательно была покорена турками; и с тех пор православные епархии, вследствие гражданского разделения Сирии на пашалыки алеппский, триполийский, дамасский, сидонский и на княжество ливанское, разделились между сими пашалыками и княжеством. Это разделение способствовало продолжению расколов между патриархами, из которых одни находили покровительство у ливанских князей, а другие у триполийских пашей. Сидон же и буйный Алеппо сделались позорищами несогласий и интриг клира православного и колыбелью унии, которая отторгла от сирийской церкви многие тысячи душ.

Раскол Игнатия и Кирилла

В 1611 году Афанасий, епископ хауранский, сделался патриархом, потому что обещался доплачивать за дамасских христиан недоимки податей и дал письменное обязательство на это. Но так как он не хотел исполнить своего обещания, то христиане судились с ним пред пашой дамасским и успели посадить его в крепость, а на место его избрали сидонского епископа Игнатия и послали его в Константинополь для получения достоинства патриаршего (1619 г.). Игнатий прибыл оттуда к своей пастве, а Афанасий откупился деньгами и ушёл в Триполи, где и умер. Но по смерти его епископ хауранский Кирилл, родной брат его, с помощью триполийского паши сделался также патриархом. Опять раскол, опять два патриарха на одном престоле, Игнатий и Кирилл! Первому покровительствовал эмир Маан, а второму эмир Сифас. Тогда между православными произошли ошибки, соблазны и издержки. Кирилл уехал в Александрию и искал подпоры у тамошнего патриарха Кирилла же. Александрийский святитель писал послание к дамаскинцам и обличал их за поставление Игнатия. Но из Дамаска отвечали ему, что преемник евангелиста Марка не имеет права вмешиваться в дела независимой от него церкви, и что Кирилл никогда не будет признан законным патриархом. Тогда патриарх александрийский служил с Кириллом литургию, а на Востоке это значит, что он принял его в братское общение и отвергнул Игнатия. От сего раскол ещё более усилился, разделив сирийскую епархию на две половины, по возвращении антохийского патриарха Кирилла из Египта в город Триполи. По смерти своего покровителя, эмира Сифаса, сей патриарх, боясь эмира Маана, ушёл из Триполи в Алеппо; но здешний митрополит не хотел литургисать с ним. Раскол продолжался. Оба патриарха докучали Порте, и Порта, смотря по количеству денег, взносимых челобитчиками, давала обоим равносильные полномочия. Христиане и особенно дамасские разорились; никто не ходил в церковь, все иереи и миряне или разбежались, или скрывались в домах своих. Игнатий постоянно жил или в Сидоне, или в Бейруте под покровительством ливанского эмира Маана, потому что дамасских боялся. А Кирилл ездил в Константинополь, Молдавию и Валахию для сбора денег. Когда же он возвратился в Алеппо, то здешний митрополит Мелетий не пустил его в дом свой, не служил с ним и не давал ему доходу за 12 лет. За это алеппский паша, по жалобе Кирилла, отсчитал ему 80 палочных ударов и заключил в тюрьму. Кирилл и Мелетий судились в Константинополе и в Алеппо. Мелетий опять сидел в тюрьме с 27 христианами и опять вышел оттуда за деньги. Из Алеппо Кирилл прибыл в Дамаск и упросил эмира Маана, чтобы он позволил созвать собор, который решил бы, кому из двух быть патриархом – Кириллу или Игнатию. Архиереи съехались на собор в деревню Рас близ Илиополя (Бальбека). Но Кирилл не явился. На сем соборе Игнатий признан патриархом законным. А эмир Маан достал Кирилла из Дамаска и приказал отрубить ему голову; тело его брошено было в так называемый монашеский колодезь близ горы Кармила. Так кончился сей раскол! Не завиднее была судьба и Игнатия; ибо его убили близ Сидона.

Преемником его был алеппский митрополит Мелетий (переименованный Евфимий), гонимый и мучимый Кириллом. Это был достойнейший святитель, отец и попечитель бедных, слепых, хромых, сирот и вдов и наставник, который учением своим смягчал самые ожестелые сердца. Во время управления алеппской епархией он перевёл с греческого на арабский язык литургию, требник, часослов, синаксари и другие книги. А на патриаршем престоле сиял только 10 месяцев. В 1648 г. избран был на патриаршество Макарий. Это был ревнитель православия, совершивший подвиги великие. Имя его известно в летописях церкви российской. Он умер от яда (1672 г.), поднесённого ему по проискам иноверцев, негодовавших на его рвение к православию.

Раскол Кирилла и Неофита

По смерти Макария одни из дамасских христиан поставили патриархом 18-летнего внука его Кирилла, а другие избрали епифанийского епископа Неофита и отправили его в Константинополь, для получения достоинства патриаршего, с рекомендательными письмами. В пользу сего Неофита ходатайствовал там и иерусалимский патриарх Хрисанф, соблазнившийся молодостью Кирилла в проезд свой через Дамаск и Сирии и оскорблённый холодным его приёмом. Неофит возвратился из Царьграда патриархом. Но Кирилл не дремал; и он поехал в Константинополь, и оттуда прибыл в Дамаск с бератом Порты, утверждающим сего патриаршую власть. Тогда паства ещё раз разделилась надвое. Даже турки и друзы негодовали на эту распрю и поносили имя христианское. Неофит опять отплыл в Стамбул и опять возвратился с бератом Порты. Оба патриарха проклинали друг друга и запрещали священнослужение архиереям и иереям. Эта драма длилась 9 лет и кончилась тем, что Неофит впал в неоплатные долги, а Кирилл письменно обязался уплатить их с тем условием, чтобы Неофит отказался от патриаршества и принял лаодикийскую епархию, что и сделано.

Раскол того же Кирилла и Афанасия

Но когда одно горе вылетает в окно, тогда другое входит в двери. Успокоенный Кирилл хотел было поставить епископом в Алеппо иеромонаха Афанасия, взятого алеппскими христианами из обители Саввы Освященного, но раздумал, когда ему внушили, что этот Афанасий склонен к римской вере. Впрочем, богатые алеппинцы выхлопотали сему Афанасию в Константинополе берат Порты на патриарший сан, и он рукоположен был тремя епископами Сирии в 1686 г. и остался в Алеппо. Тогда Кирилл утруждал ту же Порту, и получил от неё такой же берат, как Афанасий. Ещё раз явился раскол и с ним соблазны, беспорядки, неправды, обиды, издержки, горшие тех, кои происходили при Неофите. Обе партии получили прозвания: Комаров и Скнип, Комары были Кирилловцы, а Скнипы – Афанасьевцы. Афанасий, видя, что партия Кирилла превозмогает, сдружился с латинскими миссионерами и послал к римскому папе исповедание веры не совсем православное. Папа принял его в своё общение. Кирилл, узнав об этом, присоединился и сам к латинам и послал папе подарки, а папа отдарил его пастырским жезлом и архиерейским облачением. Наконец, константинопольский патриарх с синодом своим помирили обоих патриархов на следующих условиях:

1. Кирилл остаётся патриархом.

2. Афанасий занимает кафедру алеппскую, пользуется доходами её и двух деревень, Киллиса и Итлипа, и имеет право подписываться «Бывший патриарх Божия града Антиохии и всего Востока».

3. По смерти одного из них избирается новый патриарх, а остаётся на престоле другой.

Кирилл умер прежде 1720 г. Бурное патриаршество его продолжалось 47 лет и 6 месяцев. Афанасий остался один патриархом и отрёкся от папизма.

Иерархические расколы кончились со смертью Кирилла и более не повторялись. Но зато явилась другая язва в сирийской церкви – уния.

Замечательны способы, кои употребляли константинопольские патриархи к прекращению иерархических расколов в Сирии.

Подобный способ хотели употребить в Константинополе, в прошлом году, и к прекращению иерархического раскола, который существует ныне в православной египетской церкви. Цареградский патриарх Анфим 22 июля прошлого года объявил наедине нашему недостоинству, что он и синод его полагают заставить избранного и утверждённого в Константинополе патриарха александрийского Артемия подать отречение от престола с тем условием, чтобы он пользовался до смерти доходами одного из имений, принадлежащих александрийскому престолу в Молдавии и Валахии, а избранного в Египте архимандрита Иерофея рукоположить в патриарха.

И так Великая церковь имеет свой деловой такт, своё деловое предание, свои примеры синодальных решений и прекращений иерархических расколов90.

* * *

89

Записка отправлена при следующем письме арх. Порфирия: Почтеннейше представляю Вашему Сиятельству краткую историческую записку об иерархических расколах в православной церкви сирийской. Она извлечена мной из рукописной истории антиохийских патриархов, писанной на арабском языке и переведённой для меня на греческий язык в Дамаске по приказанию патриарха Мефодия. При составлении сей записки я имел в виду не исторический интерес событий, а приложение их к современному иерархическому расколу в православной египетской церкви.

90

В конце 1846 г. патриарх Артемий, вследствие настояний Великой церкви и нашего посольства, подал отречение от александрийского престола и занял свою прежнюю митрополию кюстендильскую с правом подписываться: ό πρώην πατριάρχης τῆς Ἀλεξανδρείας (т. е. бывший патриарх александрийский).


Источник: Безобразовъ П.В. Материалы для биографии епископа Порфирия Успенского. Том 1. С.-Петербург, тип. В.Ф.Киршбаума, 1910. – 867 с.

Комментарии для сайта Cackle