П.В. Безобразов

Источник

Записка об отправлении духовных лиц в Иерусалим, представленная 6 июня 1847 г. директору канцелярии обер-прокурора Св. Синода Сербиновичу95

В Иерусалим назначается духовная миссия, состоящая из нескольких лиц. Они прибывают туда не все вдруг, а последовательно. На первый раз отправляется туда архимандрит с послушником, иеромонах и иеродиакон, пожилые и благочестивые старцы из общежительных монастырей, или два студента семинарии с хорошими способностями и качествами нравственными.

Для отправления сих лиц и водворения их в Иерусалиме предполагаются следующие распоряжения хозяйственные:

I. Для отправления

1. Архимандриту, имеющему при себе послушника, и двум студентам отпускается денежная дача на подъём и путевые издержки от С.-Петербурга до Иерусалима.

Примечание. Если вместо студентов будут назначены иеромонах и иеродиакон из общежительных монастырей, то и для них отпускается такая же дача, но вручается архимандриту, который сам заботится как о заготовлении для них одежды в Одессе, по причине неумения иерусалимских портных шить монашеское одеяние нашим покроем, так и о содержании их в пути.

2. Денежная дача назначается соответственно сану, потребностям и надобностям лиц, отправляемых в Иерусалим. Главные потребности их суть: заготовление белья и одежды на всё время пребывания за границей, дорогое содержание в пути и городах Одессе и Константинополе, где неизбежны остановки в наёмных домах для получения заграничных паспортов, для совещаний с посланником и для свиданий с местным духовенством, запас некоторых самонужнейших лекарств и покупка домашних вещей, каких нельзя найти в Иерусалиме, и дорожных приборов, необходимых в путешествии в Иерусалим, сопряжённом с большими неудобствами, Кроме сего надобно платить деньги за мосты, лодки, экипажи или за верховых лошадей в Константинополе, за нагрузку, выгрузку и переноску вещей в разных местах и за содержание на пароходах, откупаться от притязаний таможен, коих немало в приморских городах по пути в Иерусалим, и давать обычные подарки пароходной прислуге.

3. Поскольку предполагается общежитие членов нашей миссии иерусалимской, и поскольку нельзя найти в святом Граде многих домашних и особенно столовых вещей, как-то: скатертей, салфеток, ножей, вилок, подсвечников с приборами, поваренной посуды, столов и т. п., то отпускается особая сумма на заготовление их в Одессе и Константинополе.

4. Отправляемым лицам выдаются:

а) указы от епархиального начальства их, на основании которых они должны получить заграничные паспорта в Одессе и Константинополе без платежа денег и переменять их ежегодно по особым распоряжениям начальства;

б) подорожные по казённой надобности и прогонные деньги от С.-Петербурга до Одессы;

в) деньги на уплату за места на пароходах от Одессы до Константинополя и оттуда до Бейрута;

г) деньги на наём лошадей и вьючных мулов в течение восьми дней пути от Бейрута до Иерусалима;

д) деньги на наём и содержание конных проводников в том же пути и обратно.

5. Поклонники, идущие в Иерусалим, обыкновенно дают вклады в те церкви и монастыри, в которых они находят себе приют. Сообразно с сим обычаем и нашей миссии отпускается небольшая сумма на вклады в митрополии бейрутскую и птолемаидскую, в православные церкви в Сидоне и Тире и в монастыри Кармильский, Яффский и Рамлийский, где приходятся ночлеги и отдохновения от трудного пути.

6. Ей же выдаётся запасная сумма на чрезвычайные расходы в дороге, например, на выдерживание карантина, на увеличение числа конных проводников, на лечение.

7. Сообразно с сими потребностями отпускаются суммы приблизительно в следующих количествах:


Руб. серебром
Архимандриту с послушником на подъём и путевые издержки от С.-Петербурга до Иерусалима 1.500
Двум прочим при нём 1.000
На заготовление домашних и столовых вещей 100
Прогонные деньги от С.-Петербурга до Одессы:
Архимандриту на 6 лошадей
Двум прочим при нём на 2 лошади
За места на пароходе от Одессы до Константинополя:
Архимандриту за 1-е место 30
Его послушнику за 3-е место 6
Двум прочим за 2-е места 40
За места на пароходе от Константинополя до Бейрута:
Архимандриту за 1-е место. Его послушнику за 3-е место 100
Двум прочим за вторые места 100
На наём лошадей и мулов в течение восьми дней 100
На наём и содержание конных проводников с дачей им же на обратный путь 70
На вклады в церкви и монастыри 150
На чрезвычайные расходы в дороге 130

II. Для водворения

1. Миссия получает по описи благолепную утварь и ризницу церковную, богослужебные и другие духовные книги.

Примечание. Священнические ризы для сообразности их с облачениями, употребляемыми в Иерусалиме и везде на Востоке, прилично бы сшить покроем древних фелоней, без выема спереди и без стоячего воротника. Что касается до напрестольных крестов, то надобно бы сделать их с поддонками, означающими Голгофу, потому что крест должен стоять, а не лежать, и потому что в восточных церквах кресты обыкновенно стоят на престолах, даже и те, которыми архиереи осеняют народ.

2. В распоряжение миссии ежегодно отпускается особая сумма на содержание её церкви по примеру прочих церквей, находящихся при наших миссиях и посольствах.

3. Архимандриту и двум студентам при нём, со дня определения их к миссии, производится жалованье, как средство к пристойному содержанию их и к занятиям и трудам, каких требует особенное назначение их, и высылается за границу установленным порядком.

4. При определении количества жалованья им принимаются в соображение: жалованье духовным лицам, состоящим при миссиях константинопольской и афинской, ущерб русской монеты при перемене её на турецкую по векселям, страхование денег при пересылке их в наше генеральное консульство в Бейруте, доставка их в Иерусалим и выписка книг.

5. Иеромонахам, иеродиаконам и послушникам, по чину общежития монашеского, жалованье не даётся; а на трёхлетнее одеяние их отпускается особая сумма на каждого из них.

6. За временное помещение миссии в каком-либо монастырь иерусалимском, или в церковном доме определяется ежегодная плата в виде вклада ко гробу Господню, по примеру поклонников.

7. Сосредоточение всех членов миссии в одном жилье и общий стол их необходимо нужны не только по священным и нравственным побуждениям, не только ради выгод домашнего хозяйства, но и по местным обстоятельствам, каковы например, появление чумы или внезапные междоусобия палестинских шехов, угрожающие опасностью св. Граду. Посему отпускается особая сумма на каждое лицо для общего содержания, для покупки поваренной посуды и воды, в случае оскудения её в цистернах, и для заготовления дров и угольев. В эту статью включается и освещение келий.

8. При определении количества столовой суммы принимаются в расчёт: дороговизна дров и угольев, по недостатку лесов в Палестине, выписка некоторых жизненных припасов из Одессы и Константинополя, как необходимых для людей, живших в России, и угощение местного духовенства и почётных мусульман.

9. Прислугу миссии составляют повар из христиан, привратник и рассыльный из мусульман. Последний надобен для отсылки писем и приёма денег миссии из Яффы, по неимению почт в Палестине. Всем им назначается жалованье, сообразно с подобными им слугами.

10. Нужен отпуск особой суммы на разъезды миссии с целью благотворительной или учёной и на вспоможение некоторым бедным русским поклонникам, и наипаче отставным воинам, при отправлении их в Назарет, к Иордану и в отечество.

11. В Иерусалиме довольно много нищих, и они просят милостыни по субботам. Для еженедельной раздачи им оной назначается особая сумма.

12. Сообразно с сими потребностями, отпускаются суммы приблизительно следующие:


На содержание церкви 500 руб.
На жалованье:
Архимандриту 2.000 -//-
Двум прочим при нём 1.000 -//-
На одеяние монахов и послушников, в три года каждому 100 -//-
На общий для всех стол, по 500 руб. каждому 1.500 -//-
На вклад за помещение 300 -//-
На наём прислуги 300 -//-
На разъезды и вспоможение русским поклонникам 300 -//-
На милостыню нищим 100 -//-

13. А церковная утварь, ризница, богослужебные и другие духовные книги благословляются к отпуску по следующей росписи:

А. Утварь

I. Серебряно-позлащённый потир с таковым же дискосом и прочими принадлежностями к ним средней величины и проч. и проч. и проч.

* * *

95

Рукопись Порфирия I Аа/3 = 13. В конце этой записки арх. Порфирием сделаны были примечания, буквально совпадающие с тем, что напечатано в Книге Бытия моего (ч. III, стр. 146): Директору обер-прокурорской канцелярии Сербиновичу представлена по его просьбе от 3 июня записка и т. д. Ред.


Источник: Безобразовъ П.В. Материалы для биографии епископа Порфирия Успенского. Том 1. С.-Петербург, тип. В.Ф.Киршбаума, 1910. – 867 с.

Комментарии для сайта Cackle