П.В. Безобразов

Источник

Записка о сирийской церкви, составленная в Константинополе 17 января 1848 года96

Православная церковь сирийская в настоящее время имеет своё чаяние, свою радость, свою заботу, своё утешение, своё беспокойство, свои надежды.

I

Первосвятитель сей церкви блаженнейший Мефодий исполнен лет многих. Его маститость предвещает его близкое успение. А управляемая им церковь чает законного и достойного преемника его.

Её чаяние даёт право другим церквам Божиим заранее возвысить голос и единодушно утвердить теперь самостоятельность апостольского и патриаршего престола антиохийского на основании соборных постановлений.

Апостольские и патриаршие престолы в Александрии и Иерусалиме, архиепископство кипрское, Св. Синод всероссийский, Св. Синод афинский ненарушимо пользуются законными правами их независимости и самостоятельности. Почему бы один антиохийский престол не имел этих прав? Почему бы одной сирийской церкви не позволено было свободно избирать себе патриархов из среды её собственных пастырей? Почему бы Великая церковь имела право дарить антиохийскую кафедру членам своего синода?

Не слишком давно, именно, с начала 18 века, ознаменованного тяжкой борьбой православия с унией в Сирии, патриархов в Антиохию стали избирать в Константинополе из клира греческого; но как? Не самовластно, а по просьбе сирийских архиереев, которые не могли согласиться между собой в выборе патриархов на месте. Так избран был Сильвестр (1724 г. сентября 27), после него Филимон (1766 г.), за ним Даниил (1767 г. августа 6). Кто добровольно просит, тот добровольно подчиняется. Но добровольное подчинение должно ли быть оковываемо цепями неволи?

При патриархе Филимоне был собор в Дамаске. Девятый канон сего собора гласит: «По смерти патриарха да не определяется другой без испытания синода, состоящего из архиереев патриаршего престола; всякий патриарх, определённый иначе, да не приемлется». Деяния сего собора утверждены были в Константинополе патриархом кир Самуилом и приняты Великой церковью, как каноны Св. Синодов.

Итак, есть законные причины к утверждению самостоятельности антиохийского престола по смерти блаженнейшего Мефодия и даже при жизни его. Церкви египетская и палестинская, кои в наши дни не потерпели подчинения своего константинопольскому синоду, возрадуются восстановлению независимости церкви сирийской.

Но не произойдёт ли охлаждение в константинопольском синоде к антиохийскому патриарху, не им избранному? Охлаждение возможно, но оно не может быть общим, сильным, вредным и долговременным. Кто знает, как любят православные восточные архиереи догматы, предания, каноны и обычаи церкви?

И как страдальческое положение их в Турции и дух греческой народности сильно воспламеняют и устраивают их к единодушной деятельности, тогда как дело идёт о поддержании или торжестве православия, тот не может опасаться вреда от предполагаемого охлаждения.

Но по случаю свободного выбора патриарха, не образуются ли партии в Дамаске в ущерб православию и к усилению унии? Что было там прежде, то может быть и ныне. Но отдалённая туча не страшна, когда приготовлено много громовых отводов. Есть средства к предупреждению или примирению партий, избирающих патриарха. Эти средства суть: припамятование злосчастной эпохи сирийской церкви, в которую она сильно страдала от иерархических расколов своих, живое изображение как святости самоотвержения и беспристрастия в избирающих и избираемых лицах, так и выгод единодушие их для обуреваемого православия, ободрение и воодушевление сих лиц живейшим соучастием всех Божьих церквей и наипаче российской в благосостоянии антиохийского апостольского престола, предупреждение заискания благосклонности у именитых мусульман Дамаска объявлением общего позора и даже анафемы всякому, лобызающему полу паши или кадия или эмира, отобрание мнений на письме, даже решение выбора по жребию. Каким же орудием привести в исполнение эти средства? Обоюдоострым словом из Константинополя и Бейрута.

Кто же будет архипастырем сирийской церкви после блаженнейшего Мефодия? Это ведает один Ходяй посреде светильников своей церкви. Воля его не прозрима. А воля людей, приобщающихся к делам антиохийского престола, отчасти известна.

Блаженнейший Мефодий в ноябре 1843 года говорил нам, что он думает избрать себе преемником наместника своего, архимандрита Агафангела. Так как он доселе не предлагал его своей пастве, то или дума его не созрела, или он не надеялся услышать желанного отголоска в клире и народе сирийском. И едва ли Агафангел будет мужем желаний при невидной его наружности, при бездарности в слове и при отсутствии характера, т. е. равной сложности для ума и воли?

В Константинополе логофет антиохийского престола Георгий Самиэ и пр. Иерофей, архиепископ фаворский, указывают преемника Мефодию в триполийском архиепископе Иоанникии, а не в бейрутском Вениамине.

По словам их, первый крепче второго в силах, известен в Дамаске по служению его там ещё в архидиаконском сане и, что всего важнее, не имеет родственников, а второй, несмотря на многоразличные достоинства его, не может быть патриархом, потому что большое племянничество его ущербно для бедного антиохийского престола.

Если голос Самиэ и пр. Иерофея есть эхо из Сирии, то, по всей вероятности, Иоанникий будет антиохийским патриархом, если только Великая церковь пожелает, чтобы святители сирийские сами избрали себе духовного вождя.

II

Амидийский митрополит Макарий, обратившийся из унии в православие к радости всей восточной церкви, как здравый прививок, крепко держится на доброй маслине и плодотворит.

Греко-униатский патриарх Максим судился с ним за два дома в Диарбекире и надеялся отнять их, как достояние униатское, но не выиграл тяжбы. Ибо пр. Макарий доказал в суде, что эти дома принадлежали ему ещё до принятия им унии. В одном из них он открыл приходскую школу, несмотря на бедность своей митрополии.

Да воздаст ему Господь сторицей за попечение его о малых верующих!

III

Логофет антиохийского престола Самиэ говорил нам, что блаженнейший Мефодий уже учредил особое небольшое училище при патриархии, в котором дети и юноши будут приготовляемы к должностям пастырства. По просьбе сего патриарха и по благословению архиепископа константинопольского приняты в Богословское училище на острове Халки два питомца из Дамаска и содержатся там безмездно. И из Диарбекира прибудут в это же училище два питомца амидийского митрополита Макария.

Достохвальна заботливость сирийских архипастырей об образовании клира. При сем нельзя не повторить и не пожелать, чтобы восстановлено было училище благовестников в Белемендском монастыре. В Дамаске едва ли процветёт духовная школа, насаждённая Мефодием. Там, где воля заменяет закон, не может быть постоянства в добрых делах. При том, иной труженик – монах белемендский, в тишине посвящающий всего себя Богу, церкви и науке и имеющий надёжный приют и насущный хлеб, и иной труженик – дамасский юноша, развлекаемый шумным городом, охлаждаемый к духовному званию крайней бедностью и уничижением служителей алтаря, и угрожаемый недоучением, когда или недостаток или нерадение патриарха запрёт его школу.

IV

Сирийская церковь утешена окончанием известного дела о камилавке греко-униатов, которое стоило ей так дорого. По настоянию Великой церкви и по согласию греко-униатского патриарха Максима, в прошлом году признана и утверждена Портой камилавка для греко-униатского духовенства, круглая внизу, с шестью углами на верхней окраине, навесом выдающейся над челом, выпуклая в самом верховье, суконная, фиолетового цвета, с клобуком из тонкого флёра того же цвета для архиереев и без клобука для священников и диаконов. Образцы сей камилавки с сургучовыми печатями на них цареградского патриарха и с прописанием решения Порты на бумаге, пришитой к верху камилавки и припечатанной той же печатью, разосланы к патриархам александрийскому, антиохийскому и иерусалимскому97. Вместо патриаршей печати следовало бы приложить довлетскую для большего удостоверения и православных и униатов. Слышно, что эта ошибка будет поправлена.

Итак, Порта установила разные головные уборы для духовенства разных вероисповеданий. Православное духовенство покрывается чёрной камилавкой круглой, армяно-григорианское – такой же, но со сборами на верхушке, греко-униатское – фиолетовой шестиугольной, армяно-униатское – чёрной четырёхугольной. У всех разные символы веры и разные камилавки. Задача деления решена; будет продолжаться задача вычитания, а сложение сумеют ли сделать православные?

V

Греко-униатский патриарх Максим окружным посланием известил свою паству о перемене камилавки. В этом послании он называет себя и своих последователей мельхитами (царскими). В отдалённой древности сие название давали еретики православным подданным греческих царей в том смысле, что они-де исповедуют такую веру, какую выдумает и утвердит их царь, держась за рукоять меча, а не ту, которую определят отцы на основании слова Божия и предания. Но Максим усвоил это название, вероятно, в том смысле, что вера его есть вера древнейшего, вера Константина, Феодосиев и других царей, которые, по его мнению, признавали верховную власть папы в церкви.

Это название уже беспокоит православный клир сирийский, тем более что оно включено в новый хаттишериф султана о камилавке, и ему даётся такое значение, будто греко-униаты суть люди султанские, а православные отвержены Портой. Дух сутяжничества, вероятно, затеет новый процесс о слове «мельхит»; начнутся прения, посыплются пиастры, захлестнётся узел вражды; религия низойдёт ниже в область тьмы и страстей человеческих...

Сердце болезнует при чтении послания пр. Максима. В доказательство своих прав он ссылается на каких-то мудрецов и министров мусульманских, которые подтверждают и главенство папы, и разделение церквей, и древность камилавки, и пр. Как могла писать это рука патриарха христианского? Не следует ли римскому первосвященнику запретить своим патриархам доказывать Евангелие Кораном и тревожить православных на Востоке лжесвидетельствами противников Иисуса Христа?

Из послания Максима видно, что в Порту вносимы были греческие церковные книги, и что ими доказываема была правота униатов. Если Оттоманская Порта принимается ещё за это оружие, то православию остаётся ожидать гонений. Ибо невежественным мусульманам нетрудно выдать белое за чёрное. Слышно, что и наши славяно-церковные книги, охотно приобретаемые болгарами, истязуются в цензуре турецкой. Из них выдираются те листы, где напечатаны царственные имена. В них указаны мусульманам те места, в которых говорится об истреблении агарянского царства.

VI

Сирийская церковь надеется усилиться приобретением новых чад. В доказательство сего представляем выметки из писем алеппского митрополита Кирилла: а) к логофету Георгию Самиэ и б) к нашему недостоинству.

а) Из письма от 24 августа 1847 г.

«На днях между католико-папистами в Алеппо обнаружилась ересь, неслыханная в церковной истории, которую они уже давно таили. Последователи её называются служители сердца Христова. Сущность этой ереси состоит в освящении блуда. Еретики сии говорят, что Иисус Христос является им в виде прекрасного юноши. Они блудодействуют с девицами (в числе их находятся и лазаристы) и почитают блуд единственным средством к примирению с Богом и к получению его благодати. Кроме сего они оправдывают ложь и клятвопреступление, презирают брак и повиновение начальству и родителям, не уважают таинств и преподают другие подобные нравоучения. Эта ересь подала повод к разрыву между всеми племенами католическими. И мы надеемся, что этот разрыв принесёт нам величайшую пользу. Ибо он смутил многих из католиков».

в) Из письма от 31 августа 1847 г.

«Во-вторых, уведомляю вас, что благодатью Божией и святыми молитвами вашими известное братство никодимитов (о котором я подробно говорил вам в доме благороднейшего хаджи Иоаина Фахри, когда вы спросили меня о том)98 всегда увеличивается постепенно, и объемлет в настоящие дни архиереев, иереев и мирян, которые почти все учёны арабскому языку (далее упоминает об амидийском митрополите Макарии). Другой архиерей, имеющий титул триполийского (и он из числа того же братства), не замедлит отправиться в Константинополь для принятия православия (до сей поры ещё не прибыл)».

(Далее митрополит Кирилл просит у Св. Синода всероссийского 30.000 пиастров ежегодно для устройства училища, для украшения церкви и для других нужд его кафедры).

В заключение почитаем долгом, согласно с учением нашей церкви об общении святых (т. е. христиан), возвестить православным, обретающимся в России, что многострадальная церковь сирийская имеет самого твёрдого, ревностного и жаркого защитника православия, неутомимого и бескорыстного ходатая по делам антиохийского патриаршего престола, мужа, засвидетельствованного любовью к нему многих восточных иерархов, христианина, потерпевшего гонения, утеснения и лишения от армяно-униатов и римско-католиков; это логофет Георгий Самиэ99, родом и языком сирианин, верноподданный российской державы.

Он достоин внимания, особенного покровительства и деятельной любви православных.

* * *

96

Рукопись Порфирия III А 12 = 80. Об этой и следующей записке арх. Порфирий говорит в Книге Бытия моего (ч. III, стр. 183) под 19 января 1848 года: «В прошедшие дни были составлены мной краткие заметки о церквах александрийско-египетской, антиохийско-сирийской и палестинской и сегодня через посланника препровождены в святейший синод». Ред.

97

Образцовая камилавка для палестинских униатов вручена нам для доставления в Иерусалим.

98

В Константинополе.

99

Живёт в Константинополе.


Источник: Безобразовъ П.В. Материалы для биографии епископа Порфирия Успенского. Том 1. С.-Петербург, тип. В.Ф.Киршбаума, 1910. – 867 с.

Комментарии для сайта Cackle