П.В. Безобразов

Источник

Приложения. Постановление о русских православного исповедания поклонниках, прибывающих в Иерусалим251

Глава I. Общие правила

§ 1. Все русские поклонники православного исповедания, прибывающие в св. Град Иерусалим, состоят под непосредственным надзором духовного начальства греческого монастыря Гроба Господня.

§ 2. Для вящего присмотра за ними, за их поведением, равно и за нуждами их приставлен к ним со стороны монастырского ведомства греческий монах в качестве переводчика, к которому может каждый поклонник обращаться с законными и рассудительными своими требованиями.

§ 3. Российское императорское консульство в Бейруте и Палестине, под ведомством коего состоят по Высочайшей воле все подданные Его императорского Величества в сей стороне, назначает равномерно по своему выбору одного из среды поклонников надзирателем над своими соотечественниками, прибывающими в Иерусалим.

§ 4. Паломники, какого бы звания они ни были, обязаны повиноваться надзирателю, взяв в соображение, что все его действия суть не что иное, как точное исполнение предписаний консульских или духовной власти, и лежат на ответственности консула пред высшим начальством.

§ 5. Всякому поклоннику предоставлено излагать письменно г. консулу или агенту его в Яффе жалобы свои на надзирателя, равно как и неудовольствие своё на монастырское начальство. По всякой уважительной жалобе будет доставлено законное удовлетворение, а жалобы неосновательные и ябеды навлекут только стыд на виноватого пред начальством, пред православным монастырём и пред его соотечественниками и даже наказание.

§ 6. Время пребывания своего в Иерусалиме поклонники должны исключительно посвящать исполнению христианских обязанностей и духовной пользе, а часы отдыха проводить в назидательной беседе между собой и не заводить никаких связей с иноплеменными, помня, что в этой чужой стороне, далеко от отечества, они составляют как бы одно семейство, над коим бдит неусыпное око Государя.

§ 7. Строжайше запрещается всякое сношение с бродягами, говорящими по-русски и называющими себя русскими, которые или бежали или высланы из России за дурное поведение и, скитаясь по миру, нередко заходят в Иерусалим, иногда даже в иноческом виде, для развращения и обмана благочестивых поклонников.

§ 8. Русским вправе называть себя только тот, кто представил в Императорское консульство законный свой вид и на сем основании пользуется правами и преимуществами, предоставленными всем русским попечительством правительства.

§ 9. По представлении такого вида в Императорское консульство, выдаётся каждому русскому поклоннику тескере, или паспорт на арабском языке, на всё время пребывания его в св. местах; казённые пошлины как на сей паспорт, так и на прочие, по уважении бедности большей части поклонников, вообще, даруются.

§ 10. На сем самом тескере будет расписка от консульской канцелярии в Яффе в деньгах, сколько кто из поклонников оставит на сохранение в казённом сундуке под своей печатаю с означением духовного его о них распоряжения в случае смерти.

§ 11. В случае потери паспорта после кораблекрушения или другого несчастья, консульство имеет возможность удостовериться в справедливости показаний и выдать от себя временный вид, а потому всякий, кто не снабжён подобным видом, есть бродяга, не имеющий никакого права на покровительство и попечение, оказываемые русским поклонникам, и если пребывание его в Иерусалиме окажется соблазнительным для русских поклонников, то консул примет законные меры к удалению такового.

§ 12. На общем основании закона обо всех подданных Его Императорского Величества, в Турции пребывающих, строго запрещается поклонникам ходить по какому бы то ни было делу к турецким властям.

§ 13. В случае же необходимости принести жалобу на кого из иноверцев в Иерусалиме и не подведомых православному монастырю, русские поклонники обязаны обратиться ни к кому более, как к монастырскому начальству, которое имеет все средства доставить им законное удовлетворение тотчас или передать дело в консульство.

Глава II. О жительстве поклонников, о кельях и о плате за кельи, о поклонении на Иордан, в Назарет и на св. Синайскую гору

§ 14. Попечительностью правительства и блаженнейшего патриарха Иерусалимского назначены два монастыря в Иерусалиме для жительства русских поклонников: монастырь св. Феодора для мужчин и монастырь св. Екатерины для женщин.

§ 15. Никому из русских поклонников не позволяется жить в Иерусалиме вне сих двух монастырей.

§ 16. Исключаются из сего правила бессарабские, крымские, мариупольские жители и вообще те поклонники, кои не принадлежат к коренному русскому племени, хотя как верноподданные Е. И. В. пользуются всеми правами и преимуществами, предоставленными русским. Если они приезжают в Иерусалим вместе со своими семействами, то могут помещаться на жительство в других монастырях по благоусмотрению монастырского начальства; когда же сами пожелают жить вместе с прочими русскими, то обязаны наравне с другими строго соблюдать всё поставленное в сих правилах.

§ 17. Ни в каком случае не будут жить поклонницы в Феодоровском монастыре, ни поклонники в Екатерининском.

§ 18. Правило это во всей строгости распространяется не только на тех, кои приехали из России вместе, но даже на самых ближних родственников, как то: мать и сына, мужа и жену, брата и сестру, не смотря ни на слабость здоровья, ни на лета.

§ 19. Мера сия оказалась необходимой для отвращения на предыдущее время того бесчестия, которое люди, недостойные русского имени, нанесли своим соотечественникам в св. Земле беспутным своим поведением в самом Иерусалиме. Русские должны помнить строгий чин монастырский в православном своём отечестве, где ни в одном монастыре не могут жить мужчины и женщины вместе, а тем более, пребывая в Иерусалиме и живучи в монастырях, должны соблюдать спасительные правила русского монастырского быта.

§ 20. Впрочем, на случай недугов между поклонниками и для смотрения за больными дозволяется с консульского и монастырского разрешения, чтобы одна или две женщины, смотря по надобности, жили в Феодоровском монастыре, но с тем, чтобы женщины сии лет пожилых и степенного поведения сами изъявили желание на таковой душеспасительный подвиг и посвятили бы себя смотрению за больными вообще, а не для такого-то или другого лица исключительно.

§ 21. Прочим поклонницам в Феодоровском монастыре позволяется ходить только в случае болезни близкого родственника и то в известные часы и с ведома игуменьи Екатерининского монастыря, а пришедши в Феодоровский должны явиться немедленно к игумену или к своему надзирателю для испрошения равномерно позволения навестить больного и не иначе, как в присутствии надзирателя или игумена.

§ 22. Поклонники могут ходить в Екатерининский монастырь для свидания с родственниками, причём соблюдается тот же порядок.

§ 23. Всякая отлучка из монастыря, кроме обычного хождения в храм для молитвы и хождения на рынок за съестными припасами, должна быть с разрешения надзирателя или игумена.

§ 24. Запрещается мужчинам с женщинами вместе ходить на поклонение в Гефсиманию, в Сион, за Елеонскую гору и вообще вне города, а тем паче в какое-либо дальнее поклонение, кроме известных для сего назначенных дней, когда поклонение сие совершается под присмотром монастырского начальства, а в подобном случае число поклонников обоего пола вместе должно быть не менее двадцати человек.

§ 25. Желающие отправиться на поклонение на Иордан и в Назарет должны заблаговременно записывать имена свои у переводчика, вносить деньги по обыкновению и терпеливо ожидать, чтобы монастырское начальство сделало нужные для сего пути распоряжения. Да ведают поклонники, что в сей стороне путешествия сопряжены с большими опасностями, как от хищных бедуинов, так и от часто бунтующих жителей, а подвергать себя опасностям такого рода, когда православный монастырь мудрыми мерами и большими издержками обеспечивает своевременно безопасность своих поклонников, не есть подвиг христианского благочестия, но дело безумия, а потому не только воспрещается, но в случае, если кто будет замечен в возбуждении неудовольствия между своими за назначенную монастырским начальством отсрочку сего поклонения, будет немедленно выслан из Иерусалима, как человек беспокойный.

§ 26. Что же касается до поклонения св. Синайской горе, то не каждый год есть возможность совершить оное по причине политических обстоятельств края. А так как безопасность всех подданных Е. И. В. в здешнем крае вверена попечению российского императорского консула и лежит на его ответственности, то он со своей стороны не упустит вовремя принять меры к совершению поклонниками сего пути, буде к тому есть какая-либо возможность, а потому поклонники должны ожидать, чтобы о том было им объявлено для вызова желающих отправиться в Синайскую гору, без чего они и проситься туда не должны. Переносить труды и лишения пустыни ради поклонения св. местам есть действительно заслуга душевная, но вдаваться в явную опасность и нередко причинять тем большой вред православному монастырю и большие заботы и неприятности попечительному правительству есть дело, недостойное истинного благочестия, каковым должны быть одушевлены русские поклонники. При отправлении русских на Синайскую гору консул своевременно снабдит их фирманом от дамасского паши.

§ 27. Каждая келья, как в мужском, так и в женском монастыре назначена на положенное число поклонников, смотря по своему помещению и удобствам, над каждой выставлен номер и при этом номере положенное число обитателей.

§ 28. Православный монастырь, будучи обременён расходами, как для своего содержания, так и для поддержания и обновления принадлежащих ему зданий, пользуется по всей справедливости доходом с монастырей, отведённых под жительство поклонников, а потому за каждую келью положена плата по числу помещаемых в ней поклонников.

§ 29. Плата её не имеет ничего общего с добровольным благочестивым взносом поклонников в синодальную казну или в храм Воскресения за помины душ, о чём далее изъяснено.

§ 30. Плата определена по пятидесяти пиастров или по три руб. серебром с души за время, проводимое обыкновенно поклонниками в св. местах, т. е. с приезда до Светлого Христова Воскресения и сверх того по десяти пиастров игумену монастыря на содержание церкви. За каждую келью полагается по столько раз 50 пиастров и 10 пиастров, сколько помещается в ней обитателей на основании § 27; если же кто и после Пасхи пожелает остаться на второй год, имея таковой срок по паспорту, равно и денежные средства, то он обязан внести следующую сумму.

§ 31. В обоих монастырях будут храниться у игуменов описи келий с обозначением числа обитателей в каждой, равно и следующей за каждую платы; описи сии будут на русском и греческом языках и скреплены в консульстве; каждый может в оных справляться для отвращения споров и недоразумений.

§ 32. В каждой келье полагается, по числу поклонников, простая утварь, означенная равномерно в описи. Попечительность правительства снабдила оною как Феодоровский, так и Екатерининский монастыри. Она состоит в ведении игуменов, но им она сдана от консульства и пользование ею предоставлено русским поклонникам и поклонницам; в случае потери или повреждения отвечают за оную живущие в келье.

§ 33. За разбитые стёкла, повреждённые окна, двери и замки отвечают равномерно живущие в келье.

§ 34. Поклонникам предоставлено выбирать кельи по предварительному между собой согласию для жительства вместе.

§ 35. Допускается занимать келью в меньшем против положения числе, но в таком случае до́лжно согласиться между собой для взноса всей положенной за келью суммы сполна, так например, если поклонники пожелают жить втроём в келье, отведённой для шестерых, то они должны вкупе внести триста пиастров.

§ 36. Если же случится, что для всех русских поклонников не будет достаточно помещения, то никто не вправе требовать более против положенного, хотя бы и платил за келью сполна на основании § 35.

§ 37. Если по случаю прибытия новых поклонников окажется недостаток в помещении по причине занятия больших келий малым числом поклонников, то монастырское начальство вправе делать перемещения по своему усмотрению, и в таком случае деньги, внесённые поклонниками, занимавшими больше против положенного помещения, будут им возвращены по расчёту.

§ 38. Правила сии консульством предложены и монастырским ведомством приняты для того, чтобы впредь не было никаких споров по сему предмету, никаких притязаний со стороны поклонников, равно как и со стороны монастырей, и потому они будут существовать во всей силе, и никакие условия по делу о кельях, противные смыслу сих правил, не будут признаны ни консульством, ни монастырским начальством.

§ 39. Если кто из поклонников пожелает за кельи внести более против поставленного в силу сих правил, то это будет почитаться добровольным пожертвованием, каковое без сомнения предпочтительно делать в полном присутствии Иерусалимского синода и не даст ему права на какие бы то ни было притязания.

§ 40. Само собой разумеется, что человек, подвизающийся на поклонении св. мест, должен, как по своей христианской совести, так и для чести русского имени, запастись предварительно из своего труда или достатка, или же от подаяния благочестивых людей в своём отечестве суммой, необходимой для честного совершения своего подвига, который в таком только случае будет заслугой пред Господом и пред гробом Господним; отправляющийся в путь в надежде на милостыню не имеет равной заслуги с честным поклонником, который совершает свой путь деньгами, нажитыми своим трудом, а к тому же делает бесчестие русскому имени нищенством своим между иноплеменниками; по уважению тому, однако, что иногда приходят в Иерусалим поклонники в крайней бедности, соотечественники их в таком случае должны обращаться с таковыми, как со своими братьями, и, имея возможность исполнять учение Спасителя в самом месте Его страданий, должны им помогать, уделяя им избыток своей пищи и принимая безденежна на жительство в своей келье. Таким образом, пятеро поклонников, платя за шестерную келью по положению, могут помещать с собой шестого поклонника неимущего безденежно.

§ 41. Монастырское начальство со своей стороны обещается в случае, если между русскими поклонниками не найдутся желающие оказать подобное милосердие, отвести неимущему помещение бесплатно.

§ 42. Плата за кельи поступает непосредственно к игуменам монастырей Екатерининского и Феодоровского, коим поручено от монастырского управления вести счёт сей суммы.

§ 43. Так как всякий поклонник бережно хранит у себя арабский паспорт, выданный ему консульской канцелярией в Яффе, то игумен отмечает на самом паспорте внесённые за келью деньги.

Глава III. О денежных и других взносах

§ 44. Издревле существует обычай, чтобы каждый благочестивый поклонник, по мере сил и средств своих, делал денежные пожертвования в пользу Гроба Господня.

§ 45. Все сии пожертвования суть добровольные; не только не в праве кто-либо принуждать поклонников к взносу денег, но, да и не упрекнёт их никто за отказ или малость пожертвования.

46. Да ведомо будет поклонникам, что казна монастыря Гроба Господня есть одна и нераздельная, и потому все денежные взносы, в какое бы из св. мест ни поступали, обращаются в монастырскую казну, которая со своей стороны обеспечивает по возможности нужды духовенства, приставленного к св. местам, и расходует ежегодно огромные суммы, без коих святыни давно бы перешли к иноверцам. На сем основании предпочтительно, чтобы все взносы делались в присутствии синода Иерусалимского.

§ 47. Поклонник, которому поручено от других благочестивых лиц из России доставление какого-либо дара ко Гробу Господню, обязан о том объявить немедленно по прибытии в Иерусалим, когда его пригласят по обыкновению в синодальное присутствие.

§ 48. Никто не вправе уклоняться от сдачи привезённых им благочестивых подарков, или откладывать под предлогом недоверчивости к лицам, к кому вещи поступают, ибо всякая вещь, объявленная и сданная в синодальное присутствие, делается уже собственностью православного монастыря и обеспечена от всякого злоупотребления. По желанию доставителя выдаётся ему расписка за синодальной скрепой в вещах, объявленных и сданных таким образом, для препровождения ко взносителю.

§ 49. Поклонник, приносящий подарок от себя или от другого лица, может в синодальном присутствии объявить, в какое именно из св. мест он желает, чтобы подарок его поступил.

§ 50. Но сие нисколько не даёт ему права требовать немедленного к тому распоряжения и ещё менее настаивать на таковое назначение подарка, когда монастырское начальство, соображаясь с местными обстоятельствами весьма уважительными, хотя и непонятными для человека, новоприбывшего в Иерусалим, откажет в помещении подарка в желаемом месте; так, например, в тех из св. мест, кои принадлежат разным христианским исповеданиям вместе, число и размеры икон и количество ламп строго и обстоятельно постановлены, и нарушать существующий порядок невозможно без нарушения мира. С другой стороны, поклонники должны иметь в виду, что ризница Гроба Господня есть одна для всех св. мест, подведомых монастырю, и что блаженнейший патриарх Иерусалимский и его епитропы вправе во всякое время, судя по обстоятельствам, перемещать из одного места в другое, брать на сохранение в ризницу или выдавать из оной принадлежащие монастырю вещи.

§ 51. Монастырское начальство со своей стороны из уважения к русским поклонникам обязывается по возможности сообразоваться при распределении подарков с первоначальным назначением, какое объявлено было дарователем.

Глава IV. О наказании ослушников

§ 52. Как в Феодоровском, так и в Екатерининском монастыре отведены тёмные кельи для заключения ослушников и ослушниц против выше изъяснённых постановлений, клонящихся к благу поклонников и к чести русского имени.

§ 53. В случае явного неповиновения и буянства надзирателю или игумену предоставлено арестовать немедленно виновного, но с тем, чтобы тотчас донесено было о том монастырскому начальству.

§ 54. Во всех прочих случаях наказание по мере вины определено будет епитропами или тем из архиереев, коему вверен будет надзор над русскими поклонниками.

§ 55. Кроме духовной епитимии виновник будет наказан арестом и содержанием на хлебе и воде.

§ 56. В случае упорства и вторичного неповиновения, виновник будет выслан из Иерусалима на заключение в обитель св. Саввы или в монастырь пророка Илии.

§ 57. Если кто совершил какое-либо преступление или поведением своим сделает соблазн и бесчестие русскому имени, то таковой по рассмотрению дела монастырским начальством будет связан и выслан в Яффу, откуда, смотря по роду вины и на основании общего постановления обо всех подданных Е. И. В. вне границ империи, будет выслан в кандалах в Россию для поступления с ним по всей строгости законов.

Глава V. Обязанности надзирателя

§ 58. Надзиратель, назначаемый ежегодно консульством, должен быть поведения безукоризненного, дабы тем приобрести общее уважение и доверенность поклонников.

§ 59. Ему вверен надзор над русскими православного исповедания поклонниками в Иерусалиме; под сим подразумевается как надзор за благочинием, поведением и за точным исполнением вышеизложенных правил, так и внимание к нуждам их и готовность быть полезным всякому русскому по мере сил и средств.

§ 60. Все действия надзирателя должны быть основаны на правилах, данных в руководство поклонникам, в чём он подлежит ответственности пред Императорским консульством.

§ 61. Более всего он должен действовать лаской, советом и убеждением, прося в том содействия у умнейших и старейших между поклонниками, особенно у людей духовного чина, кои кротостью и благочестивым внушением могут пресечь всякий беспорядок в самом его источнике, напоминая поклонникам высокую цель предпринятого ими подвига и необходимость достойно совершить оный, как для спасения своей души, так и для чести русского имени в сей дальней стороне между иноплеменниками и иноверцами в местах, освящённых стопами Спасителя и земными его страданиями.

§ 62. Надзиратель должен равномерно прибегать к тому архиерею, кому будет поручено бдение над русскими поклонниками, для принятия надлежащих мер к прекращению возникшего беспорядка и к наказанию виновного на основании предыдущей главы.

§ 63. Надзиратель состоит в полной зависимости от высокопреосвященных епитропов и должен усердно исполнять все их приказания относительно поклонников.

§ 64. На основании § 12 строго воспрещается надзирателю хождение по какому бы то ни было делу к турецким властям и вообще всякое сношение с турками. Уклоняясь паче всего от ссоры с турками, надзиратель ограничивается в случае явной обиды, нанесённой турком кому-либо из русских, донесением монастырскому начальству и г. консулу.

§ 65. Дважды или трижды в неделю надзиратель обязан посещать Екатерининский монастырь и вместе с игуменом оного осведомляется о поведении поклонниц и о нуждах их и оказывает им по возможности всякое содействие.

§ 66. Еженедельно он должен рапортом доносить г. консулу о состоянии поклонников и о всяком особом случае, до них касающемся. Если он сам не способен составлять таковой рапорт, то по его словам оный будет писан переводчиком и скреплён двумя почётнейшими из русских поклонников; рапорт сей должен быть препровождаем под открытой печатью к агенту г. консула в Яффе.

§ 67. Кроме сего еженедельного рапорта, в случае какого-либо особенного происшествия, надзиратель обязан тем же порядком немедленно доносить.

§ 68. Надзирателю за таковые труды будет назначено содержание по мере его заслуг и по благоусмотрению г. консула.

Его императорского Величества Всемилостивейшего Государя моего консул в Бейруте и Палестине титулярный советник и кавалер Константин Базили.

Апреля 26 дня 1841 г.

Иерусалим.

* * *

251

Рукопись Порфирия III А 10 = 78. Об этом постановлении арх. Порфирий говорит в Книге Бытия моего (ч. I, стр. 362): 8 января 1844 года о. Григорий поручил переписать правила о поклонниках, составленные консулом Базили и здешними епитропами. Ред.


Источник: Безобразовъ П.В. Материалы для биографии епископа Порфирия Успенского. Том 1. С.-Петербург, тип. В.Ф.Киршбаума, 1910. – 867 с.

Комментарии для сайта Cackle