П.В. Безобразов

Источник

Заметки, препровождённые А.С. Стурдзой в августе 1843 г. для соображения Л. Гр. Сенявину, директору Азиатского департамента253

Православному поклоннику святых мест, духовному лицу, не до́лжно чаять отрады в предметах, видимых при посещении Палестины и Сирии. Беды отовсюду, и от властей, и от пастырей, и от зловерных, и от неверных, и от лжебратии. Иерусалим попираем, дóндеже исполнятся времена язык.

В сонме пастырей, пресвитеров и монахов есть ещё люди, искренно болезнующие о соблазнах, мерзостях запустения и невежества в пределах св. церкви. Они-то имеют крайнюю нужду в одобрении и поощрении, чтобы не угас вконец едва мерцающий светильник их.

Возвещено ли торжественно, знают ли на Востоке о радостном на Севере событии воссоединения униатов? Не вем! А надобно часто и многим рассказывать случившееся со всей подробностью, дабы утешить сердца тамошних христиан и оживить в них упование и ревность. Не худо было бы повествование о сем великом событии издать на арабском языке в простых выражениях и точных резких чертах. Необходимо будет ускорить издание православного исповедания Петра Могилы на языке арабском, собственно для священников; это настоящий колчан духовный, наполненный стрелами не красивыми, но меткими. Не мешало бы также сделать известными подвиги Иннокентия Камчатского в Америке.

Посетителю св. мест надлежит изъявлять благоговение сердца к памятникам нашей веры, чтобы туземцы сочувствовали ему и не приписали наружного спокойствия его маловерию или равнодушию. Всячески стараются отыскать в Бейруте, Дамаске, Яффе, Алеппо и Иерусалиме духовных особ, отличающихся ревностью и некоторыми познаниями. Их очень мало, тем нужнее выведать, кто и где они? Тем полезнее будет с ними познакомиться и, снискав их доверие, через них уже действовать на serum pecus! Если когда случится и доведётся служить обедню по-славянски, то служить и по-гречески. А при арабском и грузинском богослужении предстоять с участием в знак единоверия. С армянами обходиться как с полу-земляками, дабы смягчить грубый их фанатизм и ненависть к православию. Однако и не брататься с ними, чтобы не соблазнить православных. Вообще, говорить не столько о России, сколько о церкви единой апостольской.

В Константинополе вот люди, с коими кстати иметь беседу: иерарх св. горы Синайской, бывший патриарх Константий, старец учёный и добродушный. Бывший патриарх Григорий VI, низверженный происками англичан за сопротивление кальвинизму. Глава народного училища в Куру-чесме преосвященный Самуил, учёный и правоверный, но несколько мнительный и робкий. Он изъясняется и пишет изящно по-гречески. Иеромонах Варфоломей Кутлумусиан, старец учёный и приветливый. Он управляет училищем на острове Халки. Леонтий Агиорит не менее достоин внимания. Он вместе с Евсевием Пана и Самуилом сподвизался патриарху Григорию VI в делах церковных. Между светскими отличаются правоверием и учёностью: доктор Стефанос и постельник Суццо. Прочие мнимо-почётные люди в Византии проданы под грех отступничества.

Хорошо было бы выведать, что делают и сколько успевают в замыслах своих поселившиеся там лазаристы, а также – чем кончилась борьба синода с мирянами, домогающимися у турок преобладания над духовенством; в сей распре заметны следы вкравшегося влияния англо-кальвинского.

В Бейруте хвалят ревность и благоразумие нынешнего митрополита. В Смирне митрополит хорошо принял посланные отсюда катехизисы. В Иерусалиме патриарший наместник Мелетий достоин уважения. В Вифлееме митрополит добр и сострадателен к бедным. Книгохранитель св. Гроба о. Зосима, выхваляемый Муравьёвым, не знаю, жив ли и всё ли при месте? Незабвенный о. Аникит посетил св. места; можно явиться его другом и почитателем.

При встречах с латинами и кальвинскими миссионерами надлежит, кажется, изъявлять простодушное удивление о том, почему никто из сих ревнителей не посвящает ревности своей обращению мусульман? Сим изобличается посредством недомолвки лицемерие этих господ. Если кто из латинских монахов заговорит о страданиях греческой церкви в Польше и Литве, то отвечать ему с кротостью, и притом указав на вмешательство тамошнего духовенства в политические смуты и дела. Похвалить папу за то, что он склоняет их к христианской покорности, но тщетно. Это заставит их молчать и колебаться в мыслях. Наконец в доказательство единства всецелой православной церкви и неразрывного с нею общения России хорошо иметь запас доводов исторических, между прочим, царские патриаршие грамоты по учреждению нашего российского синода. Турко-греция Мартина Крузия и Κριτὴς τῆς ἀληθείας патриарха Иеремии не всем также известны на Востоке.

Книги без людей есть сущее мёртвое письмо. Потому-то поклонник св. мест обязан преимущественно вникать в состояние немногих тамошних училищ, подавать благие советы и особенно настаивать на том, чтобы молодых людей учили единому на потребу, т. е. деятельному благочестию, действующему на народ посредством живого слова.

В Византии пребывают Иерусалимский патриарх Афанасий, старец едва ли не переживший самого себя, а при нём правой и левой рукой находится архиепископ Фаворский Иерофей, человек умный, осторожный и сановитый, давно известный в России. Его до́лжно и в глаза похвалить за то, что он, живя в Москве, иждивением св. Гроба издал вновь некоторые полезные сочинения знаменитого Евгения Булгара. Но вместе присовокупить, что патриарх св. Града мало, весьма мало иждивает на воспитание служителей алтаря254. Оттого-то св. церковь возлежит расслабленная у самой купели Силоамской, непрестанно взывая к небесному жениху своему: Господи, человека не имам! Сии истины надлежит возвещать с дерзновением. Представители св. Гроба погрязли в сребролюбии и любостяжании. Греческие банкиры св. Гроба братья Папудовы, из коих один в Византии, а другой в Одессе, утолстеша на счёт сумм Гроба Господня. От преосвященного Иерофея и самого патриарха не надобно скрывать, что эти обстоятельства огласились в России, что пора опровергнуть предосудительные слухи делами, а не воздыханиями, что патриарх может послать несколько молодых людей в Дамаск, во св. гору Афонскую и даже в Россию для приготовления себя к подвигу священства.

В заключение я сказал бы, что хотя православие на Востоке устояло против грозных нападений, отовсюду нанёсших оному глубокие раны, однако оставаться далее в беспечности и коснеть в старых привычках значило: искушать Господа Бога, весь день простирающего руки к людям отчаянным. Настанет бо нощь духовная, в ню же никто не может делати. Летописи Сирии в течение последних ста лет свидетельствуют сию плачевную истину. Церковь с тех пор непрестанно теряет многих и не приобретает никого. Независимо от известных причин такового упадка, я разумею народные бедствия, вмешательство Запада, невежество или корыстолюбие многих туземных пастырей. Есть и другая причина зла, мало кем замеченная, а именно, разъединение патриарших престолов между собой, собирательное себялюбие главнейших обителей, из коих могла бы истекать благовременная помощь. Это разъединение доходит до невероятной степени. У св. Гроба, на Синайской горе слышать даже не хотят о том, что делается на Афонской горе, в Дамаске, Бейруте, Алеппо и Александрии. О св. Руси узнают кое-что наружное от богомольцев. Всяк мечтает о целости и благополучии собственном в тесных пределах своего околотка. Наконец, наши поклонники, даже самые образованные, ничуть не зорче и не заботливее тамошних жителей. Осмотрят, обойдут святые места, но об отпадении и гибели христиан, о живом храме и не спрашивают. После всего этого, при таковом бесчувствии членов единого тела церкви не трудно противникам одолевать.

Так некогда папа Леон X и его современники, усиливаясь достроить храм св. Петра в Риме, разрушали живую ограду церкви западной. Россия начала вступаться за православную Сирию и Палестину. Тамошним пастырям, испытавшим уже тесноту и скорбь одиночества, надлежит содействовать ей. Без дружного подвига натиск латинских и кальвинских миссионеров восторжествует. Я говорю по указаниям опытности человеческой. Пора православным вообще учиться взаимно языкам: греческому, славянскому, арабскому и молдавскому, чтобы в годину общей опасности не быть в отношении друг к другу глухонемыми. Сему должны способствовать начатки духовного просвещения на Востоке. Замечательно то, что в областях азийских латинство, действующее посредством унии, искуснее и опаснее лютеро-кальвинства. В Европейской Турции и Греции мы видим совершенно противное. Кальвинская больница имеет здесь более приверженцев. Изъяснять сие явление для мыслящего излишне.

В заключение нам остаётся пожелать из глубины души, чтобы смиренный соглядатай земли обетованной был предтечей в тех странах многих других благонамеренных тружеников на пользу и во славу церкви воинствующей и обуреваемой. По моему частному и скудоумному убеждению, одно только событие может со временем доставить решительный перевес православию на Востоке, это воссоединение армян в самом средоточии веры их, Ечмиадзине. До тех пор теснимым отовсюду, злополучным христианам Палестины, Сирии, Египта и даже Малой Азии, словом малому стаду, возможно лишь искупать время по заповеди великого апостола: яко насташа времена лютые и дние лукави суть.

* * *

253

Рукопись Порфирия III А 10 = 78.

254

Он, было, обещался в Халки содержать 15 молодых людей на свой счёт; потом вскоре раздумал и намерение отменил.


Источник: Безобразовъ П.В. Материалы для биографии епископа Порфирия Успенского. Том 1. С.-Петербург, тип. В.Ф.Киршбаума, 1910. – 867 с.

Комментарии для сайта Cackle