П.В. Безобразов

Источник

Мнение по записке о. архимандрита Порфирия 6 января 1845 года258

По 1 пункту. Замечание миссии совершенно справедливо, и потому название предполагаемого монастыря достаточно ограничить русским святопоклонным, не присваивая ему никакого класса, а тем менее упоминая о духовном посланничестве к восточным церквам.

По 2 пункту. Согласно замечанию миссии, не следует делать никаких извещений от Св. Синода к патриархам, ни вообще давать какую-либо гласность нашему монастырю. Сверх того, отнюдь не до́лжно присваивать ему тех обширных обязанностей, какие изложены в записке. Они могут ограничиваться богослужением, передачей пожертвований и поддерживанием духовного нашего союза с восточными церквами; ни одна из сих обязанностей не требует никаких о себе объявлений.

По 3 пункту. Совершенно согласно с мнением миссии надлежит воздержаться от всякого вида важности при заведении обители, и вообще все по сему пункту замечания миссии вполне соответственны с видами духовного ведомства. В пении церковном и во всём богослужении надлежит инокам нашим применяться к древнему греческому обычаю. Определять же порядок смены настоятеля и прочих монашествующих было бы ныне слишком рановременно. Можно только для настоятеля назначить трёхгодичный срок с тем, что духовное начальство, в случае надобности, всегда вправе заменить его. Сему сроку должен подлежать и первый, кто будет назначен в настоятеля, если Св. Синод не признает особой нужды продлить его пребывание на Востоке.

По 4 пункту. О проекте училища приличнее будет сделать постановление тогда, как утвердится в Иерусалиме наша обитель, от настоятеля коей могут быть представлены новые соображения.

По 5 пункту. Может быть принят при составлении проекта обители.

По 6 пункту. Замечание миссии нашей совершенно справедливо. Из примечания к сему пункту можно принять то, что архимандрит Порфирий излагает о постепенном приготовлении помещения для обители, чуждого роскоши и сообразного с климатом.

По 7 пункту. Не представляется возможным, по крайней мере, с самого начала допустить мнение арх. Порфирия, чтобы право наказания русских поклонников немедленно принадлежало русскому монастырю, как потому, что, вообще, по существующему в России порядку духовенство наше не присваивает себе права наказаний не духовных, так и потому, что подобная со стороны местного греческого духовенства уступка, вероятно, умалила бы оное в тамошнем мнении. Но если бы даже министерство иностранных дел и признало возможным допустить её, то и в сем случае право наказания светских лиц скорее должно быть предоставлено нашему консульству. Что касается определения взаимных отношений между консульством и монастырём, то все сделанные миссией по сему предмету замечания признаются совершенно справедливыми. В особенности надлежит, чтобы монастырь с одной стороны не оставлял консульства в неизвестности относительно раздаваемых пожертвований, а с другой, чтобы не принимал на себя никаких обязанностей гражданских, как-то: полицейского надзора за светскими поклонниками, наказания и исправления их, производства следствий о них, разбирательства неудовольствий между ними и проч. Посему и греческие монастыри, занимаемые русскими поклонниками и поклонницами, должны оставаться в зависимости от той власти, которой подлежат ныне. Иноки же наши могут действовать на нравственность наших поклонников при удобных случаях только духовными назиданиями, советами, внушениями, без малейших угроз принуждения.

По 8 пункту. Замечания миссии нашей относительно поездок настоятеля в Сирии и Египет совершенно справедливы.

9 пункт может быть принят.

* * *

258

Записка эта напечатана выше. Ред. (электронная версия – сноска № 57).


Источник: Безобразовъ П.В. Материалы для биографии епископа Порфирия Успенского. Том 1. С.-Петербург, тип. В.Ф.Киршбаума, 1910. – 867 с.

Комментарии для сайта Cackle