П.В. Безобразов

Источник

К. С. Сербиновичу от 4 сентября 1847 г.

Ι̿ω эти две буквы весьма часто ставятся в начале титула царских и княжеских грамот молдаво-валахийских и даже болгарских. Значение их доныне еще не отгадано учеными.

Нельзя думать, что Ι̿ω значит я или мы. Ибо в актах вместо я всегда пишется аз, напр.: Аз во Христа Бога верил и пр., а местоимение становится особо пред Ι̿ω. Смотрите № 23 и читайте: Милостию Божиею мы Ι̿ω Иеремия. Очевидно, что Ι̿ω не значит мы. Нельзя предполагать, что под Ι̿ω разумеется Иоанн. Ибо это таинственное словцо не редко предваряет имя Иоанн, прописанное в титуле, напр., в болгарской грамоте XIII века Ι̿ω Иоанн Александр и пр. В древнейших грамотах вместо Ι̿ω иногда пишется Ιωн. Я полагаю, что Ι̿ω с двумя черточками над ̿ω произносилось Ιωн, и что черточки у стенографов обозначали букву Η, что не трудно доказать словенскими же грамотами. Итак, царские книгочии сперва писали Ιωн, потом Ι̿ω, но произносили это последнее словцо, как первое. Что же значит Ιωн? Это вопрос исторический, важный, требующий исследований. Я думаю, что древнейшие цари, или князи, или вожди славян, поселившихся на Дунае, на Стримоне62 и в других местах производили род свой от божества Ιωна, которого символом почиталась вода, как зиждительное начало природы, и потому назывались именем его божества, нося впрочем и гражданские имена, Александр, Родул, Винтил и проч. Иаков, сын Исаака, получил от Бога наименование, оно осталось народным именем евреев. Персы почитали божество Митру, названия его слышались в имени царей, напр., Митридатов. Подобным образом в царственных именах Владимир, Казимир, Стратимир надобно подразумевать мир, т. е. стройную природу (космос) в значении божества, которое по пантеистическим понятиям язычников сливалось с вселенной (миром). Если часть словен, подобно китайцам, боготворили небо, этот космос, этот мир, то не удивительно, что цари их, как сыны божества, любили носить имя религиозное Мир, в значении космос, т. е. в значении божеской творческой силы, образующей стройный мир63. Итак, и историческая аналогия заставляет думать, что Ι̿ω в словенских грамотах есть имя религиозное, имя славянского божества. Ежели это справедливо, то и словенский (словиωнский) язык есть слово Ιωна.

* * *

62

На этой реке был город ΙωΗ (Фукид.). Прим. арх. Порф.

63

В словенских актах вселенная никогда не писалась по нашему мір, а всегда так: мир, напр., от создания мира. Прим. арх. Порф.


Источник: Материалы для биографии епископа Порфирия Успенского. Том 2 / П.В. Безобразов. Типография В.Ф. Киршбаума, Санкт-Петербург, 1910 г.

Комментарии для сайта Cackle