П.В. Безобразов

Источник

К. М. Базили от 17 декабря 1852 г.

В дополнение недавно сообщенных вам сведений о новых распоряжениях турецкого правительства на св. местах иерусалимских, присовокупляю следующие известия:

1) Пребывающий здесь латинский патриарх Иосиф Валерга с подвижниками своими домогается у местного начальства, чтобы ему и францисканам св. Земли отдан был в Гефсиманской пещере престол, на котором совершали и совершают свои службы армяне, чем встревожены и опечалены эти монофизиты. В случае несогласия помянутого начальства римское духовенство намерено возобновить дело о Гефсиманском поклонении в Константинополе с добавкой просьбы, чтобы дозволено было как ему, так и грекам и армянам священнодействовать там поочередно через день. Но такого нововведения, не согласного с ежедневными молитвенными потребностями всех иерусалимских христиан, не желают ни греки, ни армяне.

2) Предписание иерусалимскому паше положить новую звезду на прежнее место в Вифлеемском священном вертепе и вручить латинам два известные ключа, это предписание было визиральное. Вскрыть и прочесть его велено было на месте, т. е. в помянутом вертепе. Когда паша снял с него печать визиря, все присутствовавшие тут ожидали чтения на турецком языке. Но предписание было изложено по-французски. Такая нечаянность подала мусульманам повод к насмешкам над султаном; напр., они говорили, что повелитель правоверных уже француз, и т. п.

3) В 12-й день текущего месяца здешний паша приглашал к себе нашего патриарха для совещания по церковным делам; но его блаженство сначала отказался идти к нему, объявив, что он здесь не может иметь никаких сношений ним, а потом, когда ему дали знать, что совещание будет домашнее, отправился к нему. Паша словесно объявил ему новое предписание Порты касательно св. поклонения в Вифлееме и присовокупил, что латины не сделают там никаких нововведений, лишних против объявленного предписания, а только будет дозволено их патриарху облачиться, по его обряду, перед западной дверью Вифлеемского храма и в священном одеянии пройти в католический костел, примыкающий к сему храму с северной стороны. Патриарх же поставил ему на вид, что и это облачение есть уже нововведение, и что он не признает ни этой новости, ни всего прочего.

4) Накануне латинского праздника Рождества Христова (13 декабря) патриарх Валерга с духовенством своим отправился в Вифлеем в сопровождении пашийского кавас-баши. У гроба Рахили его встретили торжественно вифлеемиты римского вероисповедания и при обычных арабских кликах и стрелянии из ружей сопровождали куда следовало. На дороге вдруг получено было известие, будто наш митрополит вифлеемский запер западную дверь тамошнего храма. Валерга тотчас послал верхового разведать об этом; но гонец, возвратившись, донес ему, что известие ложно. Тогда римский духовный сановник спокойно продолжал свой путь и недалеко от помянутой двери облачился в свои священные одежды и прошел в свой костел.

5) Во все это время и в продолжение службы латинской наш митрополит вифлеемский удерживал у себя православных шехов из предосторожности, как бы от их ревности не по разуму не последовало смятение и даже междоусобие в деревне. Такую благоразумную меру его весьма одобряют в нашем святогробском монастыре. Очевидно, этой мерой латины избавлены от опасности.

Оканчиваю письмо сие немаловажным уведомлением, что на днях неаполийский архиепископ Самуил, известный вспыльчивостью, предательством и нерасположенностью к России, в полном собрании здешнего синода говорил патриарху Кириллу, что последний фирман султана о св. местах не стоит одной парички, что русские вмешательством своим в дела святогробские только портят их и унижают достоинство греческого народа, что без их влияния св. места оставались неприкосновенным достоянием греков в течение стольких веков, что патриарх напрасно и бесполезно вверяется им, и что он есть только жалкое игралище русской политики, холодной к святыням христианским. Патриарх и прочие члены синода отвечали ему безмолвием. По моему мнению, помянутый архиепископ достоин не наказания, а презрения, как человек скудоумный и как ничтожный червяк в лике архиерея.

P. S. Говорят, что Афив-бей отправится отсюда 19 декабря.


Источник: Материалы для биографии епископа Порфирия Успенского. Том 2 / П.В. Безобразов. Типография В.Ф. Киршбаума, Санкт-Петербург, 1910 г.

Комментарии для сайта Cackle