П.В. Безобразов

Источник

Графу Н. А. Протасову от 14 октября 1843 г.

Отправясь из Одессы в Константинополь 20 сентября на одном из казенных пароходов, я прибыл сюда в 22-й день того же месяца и в кратковременное пребывание здесь удостоился, как поклонник, два раза видеть патриархов, вселенского Германа и иерусалимского Афанасия, принять их святительское благословение и беседовать с ними и посетил бывших вселенских патриархов Константия І и Григория VI, преосвященного архиепископа фаворского Иерофея, преосвященного Самуила, управляющего народным училищем в Куру-чесме, преподобного иеромонаха Варфоломея Кутлумусиана, заведывающего таким же училищем на острове Халки, иеромонах Леонтия Агиорита, подвизавшегося с патриархом Григорием VI в делах церковных, и афинского протоиерея Икономоса, известного красноречием и многими сочинениями, писанными в защиту православия. Все сии духовные сановники в непродолжительных беседах со мною соутешались общей у них с нами верой, выслушивали простое благовестие мое о благосостоянии церкви российской и распространении ее в северной Америке с радостью и благодарением Богу, всегда благословляющему церковь и державу российскую, и старались внушить мне, что они приобщаются к нам молитвой, чувством любви и чаянием покровительства. Хотя все они уже давно уверены в том, что я послан в Иерусалим от святейшего правительствующего синода, но никто из них не высказал, что им известно мое назначение. Казалось, в глазах их я был ничто иное, как богомолец, и сам я не выходил из назначенных мне границ поклонника. Управляя разговорами со всей скромностью и ревностью к православию, я собрал несколько сведений, более или менее относящихся к цели моего назначения. Некоторые из них требуют поверки и потому не излагаются мной в настоящее время, несмотря на их важность, а другие, как достоверные, представляются вниманию и суждению вашего сиятельства.

1. Вселенский патриарх Герман недавно получил прошение от одного парижского священника о присоединении его с небольшой паствой к православной церкви. По благословению его святейшества сняв копию с сего прошения, представляю ее при сем вашему сиятельству без всякого изменения подлинника, даже с удержанием его правописания. Патриарх говорил мне, что подобные просители ищут единения с православной церковью с исключениями и ограничениями, что нельзя сделать им малейшей уступки во избежание соблазна православных христиан, и что по бедственному положению восточной церкви под игом турок и по политическим отношениям разных иностранных держав в Порте трудно иметь дело с иноверцами, ищущими воссоединения церковного.

2. Его святейшество, заботясь о болгарском народе, благоизволил предпринять печатание богослужебных книг на славянском языке с московских изданий для снабжения ими болгарских церквей. Уже отпечатан здесь Октоих. Два экземпляра оного при сем препровождаются к сведению. Его святейшество желает напечатать Евангелие на том же языке (уже вышло объявление о нем, которое при сем прилагается), но по недостатку людей, сведущих основательно церковно-славянский язык, встречает затруднение в напечатании его в том виде и порядке, в каком, обыкновенно, печатаются греческие богослужебные Евангелия, в которых чтения расположены не по историческому порядку происшествий, а по порядку праздников и недель, начиная с первого дня Пасхи. На вопрос патриарха, есть ли в России подобные Евангелия на славянском языке, я отвечал, что видел такое Евангелие в Вильне в православном Святодуховском монастыре, и что если его святейшеству угодно будет иметь его для образца при печатании, то без всякого сомнения можно достать его из России.

3. Миряне издревле имели в константинопольском синоде совещательный голос в делах церковных и народных. По обстоятельствам и по характеру лиц иногда на их стороне оказывался перевес силы, иногда на стороне членов сего священного собора. Ныне в нем явно преобладание мирян. Во главе их стоят: Вогориди, правитель острова Самоса, Мисеяни хиосец, банкир паши Ризы, и логофет Аристархи, не так давно лишенный должности в синоде по настоянию патриаршему и вновь поступивший туда по проискам его у турок.

4. В константинопольском синоде посягают на совершенное подчинение независимого иерусалимского престола (почти оплатившего свои долги) константинопольской кафедре. Ожидают только смерти блаженнейшего владыки Афанасия, чтобы устранить от патриаршества преосвященного Иерофея, архиепископа фаворского, которого тот заживо избрал себе преемником, и на место его назначить другого и таким образом по произволу, проискам и корысти часто сменять и поставлять патриархов на иерусалимский престол и пользоваться богатыми доходами его.

5. Страшась приближения срока на безотчетное владение имениями, принадлежащими иерусалимскому престолу, Синайской и Афонским горам в княжествах Молдавии и Валахии, и не желая изъятия значительной части доходов с этих имений в пользу молдаво-влахийских церквей, монастырей, духовенства, учебных и богоугодных заведений, те сановники, которым угрожает это ограничение, гневаются и гласно говорят о будущем хищничестве молдаво-влахийцев, а сами не делают ничего полезного. Всем им желательно, чтобы Россия оставила их в покое при прежнем безотчетном хозяйстве.

6. Кроме первоначальных приходских школ в Константинополе есть два народные училища, одно на острове Халки, а другое в Куру-чесме. Но нет ни одной семинарии ни у патриархов, ни у подвластных им митрополитов и епископов. Посему восточное духовенство пребывает во тьме невежества. Кто из духовных получил лучшее воспитание до первого греческого восстания, тот не имеет ходу в иерархии, потому что все епархиальные места, высшие и низшие, продаются тем, которые богаче других. А ученым нет возможности наживать богатства в школах.

7. В высшем восточном духовенстве нет братского единодушия и стремления к одной цели. Так, по словам патриарха Константия, ныне архиепископа Синайской горы, владыка александрийский не позволяет ему устроить храм на Синайском подворье в Каире; по уверению преосвященного Самуила, главы Куручесменского училища, патриарх иерусалимский не дает ни одного пиастра на учреждение общей для всего Востока семинарии при константинопольской кафедре; да и настойчивые советы преосвященного Самуила касательно открытия такой семинарии иными приемлются, иными отвергаются. Читанные мною письма антиохийского патриарха Мефодия, из коих одно при сем прилагается в копии, удостоверяют, что он не редко ходатайствует в константинопольском синоде за гонимую и бедную церковь сирийскую; по уверению логофета его Григория Самии, не внемлют здесь просьбам его и не оказывают ему должного вспомоществования.

8. Патриарх сирийских униатов Максим, известный противоборством православной церкви в Сирии, признанный от папы греко-католическим патриархом Антиохии, Иерусалима и Александрии, но не утвержденный Портой, живет теперь в Константинополе и окружными письмами к своим епископам и ко многим мирянам не перестает поддерживать упорство униатского духовенства относительно греческой камилавки и питать его надежду, что он возвратится торжествующим под покровительством Франции.

9. Православная церковь в Греческом королевстве до воцарения Оттона имела 36 епископов, посвященных в Константинополе, а теперь только 10 из них управляют ею, прочие лишены епархий. В случае смерти кого-либо из правящих иерархов греческое правительство не решалось назначить нового епископа на вдовствующий престол, но возводило на оный одного из заштатных архиепископов. Сей запас, наконец, должен истощиться, и афинский синод принужден сам избирать и посвящать своих епископов. Тогда совершится полное отступление греческой церкви от константинопольского престола. Но, по уверению Икономоса, некоторые святители в Греции желают отправить духовное посольство к константинопольскому патриарху и просить его уже не о восприятии древнего достояния, но о благословении афинского синода на независимость по примеру синода всероссийского, которого участие в этом деле было бы полезно для примирения греческой церкви с престолом вселенским. Все вышеизложенные сведения представлены были мною посланнику нашему при Порте Оттоманской Владимиру Павловичу Титову, и он позволил мне сообщить их вашему сиятельству. По его совету и наставлению отныне я ограничиваюсь одними наблюдениями над лицами и делами и одним собранием разных сведений для составления из них полного и подробного отчета о состоянии восточных церквей уже по возвращении моем из Иерусалима в Константинополь. При сем почитаю не излишним известить ваше сиятельство, что я отправляюсь в Бейрут на австрийском пароходе в 15-й день настоящего месяца.


Источник: Материалы для биографии епископа Порфирия Успенского. Том 2 / П.В. Безобразов. Типография В.Ф. Киршбаума, Санкт-Петербург, 1910 г.

Комментарии для сайта Cackle