П.В. Безобразов

Источник

Елисавете Павловне Эйлер от 28 марта 1857 г.

Ваши письма от 8 и 24 февраля получены мною своевременно. Спасибо вам за непрерывную переписку со мною, за ласковые речи мне, за предупредительную заботливость о моем здоровье, за доверие к моим суждениям о ваших думах сердечных и даже за совопросничество о разных предметах веры и ведения.

Не умею благодарить Ее Императорское Высочество за милостивое предложение мне оживительного приюта в Ораниенбауме в приближающееся лето и, как пустынный цветок в годину зноя, освежаемый росой, выдыхаю лишь одно благоухание. А благоухание священника есть молитва его к Богу: «Да сохранит Он сберегающую, да утешит утешающую и да спасет воодушевляющую служителя алтаря Господня».

Прежде вашего уведомления я знал, что вы останетесь за границей еще на одну зиму, и прозревал зарождение грусти в любящем сердце вашем. Доколе вы будете свободной птичкой? Когда и с кем совьете свое собственное гнездышко? Не будьте чересчур осторожны и разборчивы в выборе жениха. Ваше дело избегать одних крайностей, а все прочее устроит Бог. Никогда не решайтесь быть женой урода, старика, хилого, нищего, глупого и развратного, кто бы он ни был. Боже вас упаси от такого выбора! Урод не пара красавице. Старые кости бодут молодицу. Хилый подобен развалине, которая не выращает цветов. С нищим век наплачешься и никогда не утешишься. С глупым сердце заржавеет от скуки. А у развратного дом – Содом. Не поддавайтесь мечтательности, рисующей будущность в больших размерах, прельщающей золотом и брильянтами. Таких высот, каковы Сен-Готард, Монблан, не много; да и те покрываются туманами и снегами, бороздятся молниями, потрясаются колебанием незримых сил. Гораздо более миловидных холмов, которых минуют мраки, грозы и потрясения, и на которых красно растут наливные яблоки и ненаглядные цветы. Хорошо большое богатство, но хорошо и скромное довольство и наипаче, когда женщина богата верой, надеждой, любовью, кротостью, терпением, воздержанием, хозяйственным порядком и милыми детьми. Однажды к супруге Гракха пришла в гости богатая римлянка, вся в брильянтах, и хвалилась этими драгоценностями; а та представила ей благовоспитанных детей своих и скромно сказала: «Вот мои брильянты!». Которая женщина нравится вам более? А мне люба мать Гракхов. Есть другие крайности, опасные для девиц: это слепая влюбчивость и неодолимая чувственность. Но не вам дойти до этих крайностей! Вы не поэтка Сафо, да не похожи и на ту гречанку, которая в припадке плотского увлечения говорила родителям своим: тора андра фело, тора, тора! – сейчас замуж хочу, сейчас, сейчас! И когда те сказали ей, где же найти его так скоро, отвечала: «Где хотите, найдите и сейчас под венец нас ведите».

Гадаю, что вы скоро выйдете замуж, и гадаю по своему сновиденью о вас в ночь под 6-й день января сего года. Передаю вам это сновиденье, как оно записано в моей тетради, слово в слово:

«Великая Княгиня Елена Павловна где-то в доме сидит за круглым столом; против нее сидит фрейлина Эйлер; а я стою с правой стороны сей чертожницы. Обе они разговаривают об одном человеке, пребывающем в Вене, как будто собираются обедать у него. Великая Княгиня спрашивает фрейлину: “Но есть ли у него серебряный сервиз?”. Фрейлина отвечает: “Есть у сестры его”. После сего Эйлер привстала и через стол протянулась к Великой Княгине. Темнорусая коса ее, заплетенная небрежно, ниспускалась по спине. Когда фрейлина опять села на стул, я увидел в руках ее новый горничный башмак, на передке которого золотом вышиты славянские слова крупной замысловатой вязью. Говорю ей: “На вашем башмаке надпись!”. Она показывает его мне; и я читаю: “сего”; прочих слов не помню. Дотрогиваюсь до башмака. Он превращается в старую заржавелую подошву. Конец видению». Разговор о мужчине, обед, сервиз, небрежно заплетенная коса, горничный башмак, вышитый золотом, воля ваша, тут все признаки жениханья и венчанья! Однако время покажет, вещий ли я.

О толках наших раскольников писать не могу, потому что их так много, а я так испостился, что у меня нет сил для изложения сего предмета. Скажу только, что раскольники любят креститься так, как благословляет священник их. Припомните перстосложение благословляющего попа и судите сами, глуп ли толк их. По мне он не глуп, однако предосудителен, потому что отделяет их от сонма кафолических христиан, которые во всех странах по древнейшему обычаю крестятся, как мы.

В нашем духовном кругу много новостей, но они не занимательны для вас. Я напечатал пятую книгу о загадочных письменах на Синайских утесах и издал разные картинные виды под названием: «Восток христианский». Сказанная книга моя есть совершенная новость в русской словесности. Челн мой по-прежнему стоит у берега недвижно. Его накрывает мрак великий. Скучаю, грущу, горюю, не понимая, к чему служит избыток духовных сил моих. Помолитесь о мне.

Приветствую вас: Христос воскресе! То же приветствие изрекаю и Ее Императорскому Высочеству и, как священник, целую руку ее, моля Воскресшего, да осветит и освятит ее и вас и всех ей присных.

Эдитте кланяюсь. Княгине Одоевской кланяюсь. Деревянный ножичек ваш берегу, как сокровище. Цветите на радость мне и многим. Благословение Господне на вас.


Источник: Материалы для биографии епископа Порфирия Успенского. Том 2 / П.В. Безобразов. Типография В.Ф. Киршбаума, Санкт-Петербург, 1910 г.

Комментарии для сайта Cackle