П.В. Безобразов

Источник

Елисавете Павловне Эйлер от 16 июля 1857 г.

Последнее письмо ваше из Ниццы от 12 июня доставлено мне в 13-й день июля. В этот день у меня были две радости: одна об огласившемся здесь назначении меня в Иерусалим помощником Поликарпу, а другая о продолжении вашей дружеской переписки со мною. Первая радость моя еще может обратиться в печаль, если верховная власть почему-либо не утвердит назначения меня в святый Град; вторая же пребудет во мне, как благоухание в крине, освежаемом медовой росой.

Ваше огорчение по случаю известного отказа митрополита невинно, как естественное обнаружение вашего добродушия. Но пусть оно не сопровождается ни осуждением, ни порицанием того, кто лишил меня блага земного. Я уже не только не скорблю, но даже не вспоминаю об этом лишении. Не вспоминайте о нем и вы.

Искреннее сожаление о мне великой сестры милосердия умастило мою душу, как целебный бальзам. За то даруй ей, Господи, здравие, долгоденствие и во всем благое поспешение; и ангел хранитель ее да благословляет струи той целебной воды, которую она пьет и будет пить. Великая Княгиня, ведь, наша краса! Ее ум и добродетели весьма нужны нам. Но о ней лучше беседовать с Богом, нежели с людьми.

А мы с вами будем разговаривать, пока дух жизни пребудет в нас. В нашем северном полушарии неба нет таких звезд, которые видимо простирали бы одна к другой тончайшую нить чистого света, как это заметно в полушарии южном. Ну, так мы заменим эти звезды! Посылайте вы мне свет свой, а я буду отвечать вам. Истинная дружба есть чистейшее соосвещение душ тем светом, который изливает на них вечное Солнце – Бог.

Теперь горит во мне желание распознать дары и плоды Духа Святого. Что такое, например, дар премудрости и разума, или дар света и крепости? Какое отношение их к природным способностям души нашей? Чем отличаются плоды благодати, напр., любовь, радость, кротость от любви, радости, кротости естественной? Вот предметы, которые нужно знать всякой душе христианской, дабы стремиться к обогащению себя этими райскими сокровищами и таким духовным богатством отличаться от идолопоклонников, иудеев, магометан и философов, в которых есть своя мудрость, любовь, кротость! К сожалению, об этом нет ни слова ни в катихизисе, ни в богословии, ни в проповедях. Когда я водворюсь на Сионе, тогда прилежно займусь исследованием сочетания благодати и природы, и это исследование будет предметом особой переписки моей с вами. А до той поры удовольствуемся меной слов о предметах житейских.

Где-то порхает наш иорданский голубь? Ничуть не слыхать его! Не пала ли вам весточка о нем? Вот как бы вы с ним прилетели ко мне попить святой воды из Иордана! То-то бы хорошо было!

Я желаю передать в библиотеку Великой Княгини Елены Павловны сочинения свои, но не смею сделать этого без соизволения ее. Итак, доложите ей об этом.

Вы теперь живете недалеко от Виртемберга. Достаньте же мне ту литургию, которую сочинил тамошний король, и которой не принял народ его, если только она была напечатана. Любопытно знать чин богослужения королевский!

Как поживают немцы? Erdäphel essen? Zwiebel lieben?

Leben sie wohl, mein gnädiges Eräulein178.

* * *

178

Едят картофель? Любят лук? Будьте здоровы, милостивая государыня. Пер. ред.


Источник: Материалы для биографии епископа Порфирия Успенского. Том 2 / П.В. Безобразов. Типография В.Ф. Киршбаума, Санкт-Петербург, 1910 г.

Комментарии для сайта Cackle