П.В. Безобразов

Источник

Фрейлине Э. Ф. Раден от 31 октября 1859 г.

Я иногда молюсь о вас Богу и говорю Ему: помилуй и спаси ее вместе с нами. Вы стали к нам ближе, выразумев умом и чувством догмат о молитвенном общении святых угодников Божиих с согрешающими братиями их. Это очень обрадовало меня, и я желаю, чтобы вы усвоили этот догмат и приняли его в число правил жизни. Он есть совокупность истин, приятных уму и сердцу.

Святые люди, живя на земле и подражая Спасителю, были весьма снисходительны к согрешающим братьям своим и, любя их, молились о них, дабы они были помилованы по исправлении. Эта любовь и эта молитва любви пламенеют в них и там, где они пребывают с Богочеловеком. Кто думает иначе, тот должен доказать, что они бессмертны бессознательно (ohne Selbstbewustsein). Святые и без наших прошений любят нас пламенно и возносят мольбы свои к Богу о нашем спасении, подобно тому, как без наших требований светят нам звезды, греют нас солнцы и благоухают для нас крины. Любить нас и желать нам вечного спасения им свойственно так же, как нам свойственно дышать. Кто думал бы иначе, тому надлежало бы доказать, что они в обителях Отца небесного стали равнодушнее к нам, то есть, грешнее. Молитва их, как и наша, есть дар Духа Святого. Но они удержали этот дар навеки, а мы теряем его нередко.

Святые на небе созерцают славу Бога, совершенствуются в любви к Нему и в познаниях тайн Его, благоговеют перед Ним, воссылают Ему благодарения, помнят нас и поручают милости Божией. Это поручение и есть молитва их о нас.

А о наземном состоянии нашем и о нуждах, бедствиях и стремлениях наших к добру или злу, они тайноблагодатно узнают от Богочеловека Иисуса Христа, от наших ангелов хранителей и от тех праведных душ, кои с земли восходят в их горний Сион. Бывает там разговор без слов и об Эдитте; и блаженна она, если любит не одних ближних на земле, но и тех братий и сестер, кои обитают в небе с Богом.

Духовное общение земнородных с небожителями бывает двоякое. Или Павел восхищается в рай и слышит там неизреченные глаголы, или Николай Чудотворец является ослепленному по злобе женщины сербскому царевичу Стефану и, держа очи его на своей ладони, говорит ему: «Потерпи, вот твои очи у меня; я возвращу их тебе, когда Бог велит». И он возвратил ему зрение, явившись в другой раз с очами его на ладони.

Дивен Бог во святых Своих. Древле Он творил чудеса посредством их, когда они жили на земле; а ныне чудодействует при гробах их, потому что нам, маловерным, нужно поразительное проявление милосердаго могущества Его, творящего все из ничего.

Таков догмат нашей церкви о духовном общении святых с нами грешными!

Он принят нами в число правил жизни. Мы Христу Богу предаем себя и весь живот свой, вся святыя помянувше. Мы ублажаем и прославляем их подвиги и наипаче действовавшую в них и через них благодать Божию. Мы поем им молебны, то есть, нараспев читаем их жития и стараемся подражать им, потому что они – путеводные звезды. Мы верим в бессмертие общее, в блаженство общее, в вечную славу общую. И молитвы у нас общи с святыми. Значит, мы – христиане кафолические в обширном смысле этого названия.

Молитвами Богородицы, ангелов и всех святых Господь да просветит, помилует и спасет вас!


Источник: Материалы для биографии епископа Порфирия Успенского. Том 2 / П.В. Безобразов. Типография В.Ф. Киршбаума, Санкт-Петербург, 1910 г.

Комментарии для сайта Cackle