П.В. Безобразов

Источник

В. П. Титову от 15 февраля 1844 г.

После праздника Пасхи все поклонники обыкновенно возвращаются на родину. Что делать мне? Оставаться ли в Иерусалиме, напр., под предлогом окончания ученых исследований о Палестине, или выезжать? Прошу вас разрешить это недоразумение мое. Я же рассчитываю, что не худо было бы предоставить мне свободу оставаться в св. Граде после Пасхи до совершенного окончания моих занятий, или выехать вскоре после светлых дней, если я увижу, что мне нечего более делать здесь. Правда, в Иерусалиме надобно жить годы и годы, чтобы изведать все, что здесь делается, но для узнания всего существенного, вредного и печального в настоящем, полезного и отрадного в будущем достаточно и немногих месяцев. Что касается до обратного пути в Константинополь, то я желал бы проехать сухим путем через Бейрут, Триполи, Антиохию, Алепп, Диарбекир, Эрзерум до Трапезунта и отсюда морем до Цареграда. Этот путь избирается, во-первых, потому что не все св. места в Сирии посещены мною, во-вторых, потому что по этой дороге я найду одно тайное общество, известное мне не по слуху, а доверительно, общество в пользу православия, и полагаю, что увидеть членов его и лично узнать от них о всем было бы неизлишне; в-третьих, потому что мне желательно собрать сведения о духовном состоянии церквей сириано-яковитов и несториан, об успехах или неудачах пребывающих у них католических миссионеров и о наклонении их духовенства к принятию православия по прежнему, или к унии с Римом; в-четвертых, потому, что по этой дороге я удостоверился бы в потаенном (православном) христианстве жителей так называемой Офской горы, которые по обстоятельствам давненько приняли исламизм. Этих жителей довольно много. При взгляде в будущность Востока они являются светлой полосой на карте православия, подобно ансариям и мутуалиям сирийским, чтущим св. Георгия и Иоанна Предтечу.

Достигнув таких целей, я почел бы себя вполне счастливым, оттого что собрал бы всевозможные сведения о восточных церквах православных и инославных и мог бы вернее и обширнее судить об их будущности. Мне кажется, что полезнее избрать означенный обратный путь, нежели плыть по морю, где время будет потеряно и особенно, если придется ждать майского парохода в Бейруте. Впрочем, человек предполагает, а Бог располагает. Убедительно прошу вас сказать ваше мнение об обратном пути моем.

При сем также осмеливаюсь покорнейше просить вас дозволить иеродиакону вашей миссии о. Григорию возвратиться в Константинополь вместе со мною, в какое бы время и каким бы путем ни привелось нам отправиться назад. Окажите мне эту милость и для утешения меня в отдаленной стороне и вместе для пользы дела. Ибо он весьма нужен будет мне на предположенном обратном пути по знанию языка турецкого. Благоволите, ваше превосходительство, уволить его еще месяца на два, т. е. на апрель и май, и сообщите мне вашу волю с мартовским пароходом.


Источник: Материалы для биографии епископа Порфирия Успенского. Том 2 / П.В. Безобразов. Типография В.Ф. Киршбаума, Санкт-Петербург, 1910 г.

Комментарии для сайта Cackle