Азбука веры Православная библиотека архимандрит Порфирий (Виноградов) Древние гробницы во Владимирском кафедральном Успенском соборе и Успенском княгинином девическом монастыре и погребенные в них князья и святители

Древние гробницы во Владимирском кафедральном Успенском соборе и Успенском княгинином девическом монастыре и погребенные в них князья и святители

Источник

Содержание

I. Гробницы княжеские 1-ая гробница, в которой, до своего открытия в 1702 году, почивали мощи св. благоверного великого князя Андрея Боголюбского 2-я гробница, в которой погребен великий князь Всеволод III Георгиевич 3-я гробница, в которой погребен князь Мстислав Андреевич 4-я гробница, в которой погребен великий князь Михаил Георгиевич. В ней же положены останки мученически скончавшихся, при взятии Владимира татарами в 1238 году супруги св. великого князя Георгия – Агафии, дочери, снох и внучат их 1. Великий Князь Михаил Георгиевич 2. Великая Княгиня Агафия, дочь ее Феодора, снохи и внучата 5-я гробница, в которой погребен Князь Борис Даниилович 6-я гробница, в которой погребен князь Изяслав Андреевич 7-я гробница, в которой погребен великий князь Ярослав Всеволодович 8-я гробница, и погребенные в ней князья Всеволод, Мстислав и Владимир Георгиевичи 9-я гробница, в которой, до своего обретения в 1645 году, почивали честные мощи св. благоверного великого князя Георгия Всеволодовича 10-я гробница, в которой погребен великий князь Константин Всеволодович Погребенные в соборе державные лица, гробницы которых не восстановлены II. Гробницы Святительские 1-я гробница, в которой погребен епископ Ростовский, Суздальский и Владимирский Лука 2-я гробница, в которой погребен епископ Владимирский Симон 3-я гробница, в которой погребен епископ Владимирский Митрофан 4-я гробница, в которой погребен епископ Владимирский Серапион Место погребения епископа Владимирского Феодора и сведения о нем самом 5-я гробница, в которой погребен митрополит всея Руси Максим Великая княгиня Мария, основательница Успенского женского монастыря во Владимире Древние гробницы во Владимирском Успенском женском монастыре и погребенные в них княгини и княжны (Дополнение к статье «Великая княгиня Мария, основательница Успенского женского монастыря во Владимире») Обновление Владимирского Успенского Собора  

 

От Московского Духовно-Цензурного Комитета печатать дозволяется. Москва. Августа 27-го дня 1903 года. Цензор Протоиерей Александр Смирнов.

 

 

Немного в России столь славных по своей истории и святыне храмов, как кафедральный Успенский собор в губернском городе Владимире. Этот величественный храм, стоящий на высокой горе над рекой Клязьмой, построен более 700 лет тому назад св. Благоверным Великим князем Андреем Георгиевичем Боголюбским. По свидетельству летописей, соборный храм Владимирский был украшен строителем своим «дивно», «паче иных церквей». Он сиял золотом внутри, сияла золотом и громадная глава его, отчего летописцы и называют его «златоверхою церковию», или «святой Богородицей золотоверхой». Вскоре по основании своем этот храм получил особенно славное значение между храмами Русской земли, потому что св. Андрей Боголюбский перенес великокняжеский престол из Киева во Владимир, и этот последний сделался, таким образом, столицей всей России.

Но вот почти через 80 лет после основания своего «златоверхий» храм явился свидетелем страшного бедствия, постигшего Русскую землю, – татарского нашествия, – причем пострадал и сам: татары разграбили его, жгли его снаружи и внутри, и златая глава соборного храма Владимирского почернела от дыма и пламени. Однако вскоре, по удалении татар из Владимира, в соборном храме опять восстановлено было богослужение, и он еще долго сохранял значение столичного соборного храма, доколе великокняжеский престол не перенесен был из Владимира в Москву1 .

Но ни татарский огонь, ни перенесение великокняжеского престола из Владимира не отняли у Владимирского собора всей его славы: ибо в нем, «как пребогатое сокровище, многолетно в нетлении почивают мощи2» святых благоверных великих князей Андрея Боголюбского, Георгия Всеволодовича, убитого в битве с татарами на р. Сити, и св. благоверного князя Глеба, скончавшегося в юности, сына св. Андрея Боголюбского. Сверх того, неотъемлемое сокровище Владимирского соборного храма составляют и находящиеся в нем гробницы других князей, а также святителей, известных и даже знаменитых в истории России. Между князьями, погребенными в этих гробницах есть и великие князья, предки и сродники царей Русской земли; между святителями – один всероссийский митрополит.

Об этих-то гробницах, сокровищах Владимирского соборного храма, и о погребенных в них лицах мы и намерены вести речь3.

Соборный храм, построенный св. Андреем Боголюбским, был распространен младшим братом его, великим князем Всеволодом Георгиевичем, который с трех сторон храма – северной, западной и южной, в расстоянии от стен его около 2 сажень, воздвиг новые стены, по высоте немного меньшие стен собора, сводами и арками соединивши новые стены с прежними, отчего образовалась с трех сторон прежнего собора обширная галерея. Выход в эту галерею, можно думать, первоначально был только через три двери прежнего храма, – и проходы, какие видим здесь в настоящее время, были сделаны позднее времен Всеволода Георгиевича. Кажется, также позднее времен Всеволода Георгиевича в его пристройке устроены были придельные алтари: с правой стороны – в честь св. великомученика Георгия (ныне в честь св. благоверного князя Глеба), с левой – в честь Благовещения Пресвятой Богородицы (ныне в честь св. благоверного великого князя Андрея). Эта-то галерея-пристройка и предназначена была Всеволодом Георгиевичем быть усыпальницей его державного рода и Владимирских святителей. Сюда великий князь Всеволод перенес из прежнего храма и гробницы, в которых покоились брат его – св. Андрей и другие, погребенные в том храме.

В период времени, когда Владимирский собор был столичным соборным храмом, эта усыпальница наполнилась гробницами, так что гробницы находились и в стенах, в особых комарах4, и возле стен, подле гробниц, находящихся в комарах, и даже в некоторых местах одна гробница стояла на другой. В таком положении гробницы стояли до той поры (уже много позднейшей), когда, из желания сделать более простора в соборе, некоторые гробницы опустили под пол храма, а некоторые и совсем упразднили, переложив находившиеся в них останки в сохраненные гробницы; затем, еще позднее, и оставленные гробницы в комарах заложены были кирпичом. Только в придельных алтарях оставались видны некоторые гробницы, в самом же храме сделаны были лишь надписи на стенах, означающие местонахождение княжеских и святительских гробниц. Места погребения двух особенно чтимых святителей отмечены были особыми надгробиями и св. иконами5, да при месте погребения одного князя находились напоминавшие о нем предметы6.

Но вот в 1874 году, по благословению Архиепископа Владимирского Антония, усердием Владимирской купеческой жены Прасковьи Онисимовны Муравкиной восстановлена была одна (почитаемая Владимирцами) гробница великой княгини Агафии, ее снох и внучат, мученически скончавшихся в самом соборном храме при взятии Владимира татарами. Украшена была эта восстановленная гробница по образцу Киевской гробницы Ярослава Мудрого, по рисунку архитектора Николая Андреевича Артлебена.

Затем, во время последней внутренней реставрации храма, предпринятой благодаря особому усердию к сему храму Высокопреосвященнейшего Феогноста, когда в соборе восстановлена была древнейшая стенопись 12 века – времен св. Андрея Боголюбского, – восстановлены были и многие гробницы, какие возможно было восстановить7. Они восстановлены были теперь в древнем своем виде, по образцу одной неповрежденно сохранившейся гробницы в наглухо заложенной кирпичом комаре, – гробницы святителя Луки8.

Восстановленные гробницы расположены вдоль северной и южной стен собора; большинство их находится в стенах, каждая под сводом особой комары, а некоторые находятся возле стен. Все гробницы белокаменные. Крышки почти всех их имеют по два весьма отлогих ската, на каждом из которых изображен черный восьмиконечный крест. Над крышками на стене сделаны надписи, обозначающие, кто погребен в гробнице и когда скончался. Многие надписи сохранились здесь из древности, и по восстановлении гробниц только поновлены. Над гробницами, находящимися в комарах, надписи эти сделаны в глубине под сводами комар; над гробницами же, находящимися возле стен, такие надписи сделаны на стене под выведенными на ней лугами, изображающими комару, или на самих гробницах. В каждой комаре под надписью проведена узорчатая кайма. По внешнему краю комары обведены красной, кирпичного цвета, каймой. Гробницы окрашены в светло-зеленый цвет, каким окрашены и стены Всеволодовой пристройки; только внутренность комар – белого цвета. На крышке каждой гробницы положен медный крест; над каждой гробницей находится также небольшая икона, перед которой во время всех богослужений теплится лампада9 .

В изложении своего предмета мы будем следовать порядку размещения гробниц в храме, и рассмотрим сначала находящиеся на северной стороне, начиная с придельного алтаря, а потом – ряд гробниц на южной стороне, также начиная с придельного алтаря. При этом не будем касаться тех, сравнительно новых, гробниц, в которых ныне почивают нетленные мощи святых князей: Георгия, Андрея и Глеба, и не будем вести речь о сих св. князьях, ибо существуют жизнеописания сих прославленных угодников Божиих.

* * *

1

Первый из великих князей, утвердивший свою резиденцию в Москве, был Иоанн Калита, получивший великокняжеское достоинство в 1328 году. Но и после него долго великие князья восходили на великокняжеский престол во Владимире; так, по ясному свидетельству летописей, Василий Дмитриевич в 1389 году восшел на великокняжеский престол во Владимире.

2

Слова взяты из тропаря св. благов. кн. Георгию, Андрею и Глебу.

3

Сообщить жизнеописания о находящихся в соборе древних гробницах особенно благовременным находим мы ныне, потому что недавно, во время внутренней реставрации собора (в 1882–84 годах) восстановлены многие из этих гробниц в древнем своем виде, и они теперь невольно привлекают внимание входящего под сень древнего храма.

Жизнеописания князей составлены по летописям, по Степенной книге, по труду Н. Арцыбашева: «Повествование о России», Москва, 1838 г., по труду М. Погодина: «Исследования, замечания и лекции о Русской Истории», Москва 1855 г., по «Истории Государства Российскаго» Карамзина и по другим источникам.

4

Ниши или углубления в стенах.

5

Именно: над местом погребения епископа Серапиона стоял посеребренный саркофаг и на нем св. икона; над местом погребения митрополита Максима стоял сначала балдахин, а потом железная решетка, и находилась св. чудотворная икона Божией Матери, написанная по видению святителя Максима, да изображение самого святителя.

6

При месте погребения князя Изяслава Андреевича – копья и шлем.

7

Только опустевшая гробница, в которой почивали, до обретения, мощи св. благоверного вел. кн. Георгия, восстановлена позднее – в 1889 г.

8

Подробно о восстановлении гробниц во время реставрации 1882–84 года можно читать во Влад. Еп. Ведомостях за 1884 год, в №4, в статье протоиерея Александра Виноградова: «Владимирский Успенский собор и открытыя в нем фрески», также в брошюре того автора: «Святыня Владимирскаго кафедральнаго Успенскаго собора, историческое значение его и реставрация», Владимир, 1888 года.

9

На особенности внешнего вида некоторых гробниц мы укажем ниже, помещая сведения о каждой гробнице в отдельности.


Источник: Порфирий (архимандрит). Древние гробницы во Владимирском кафедральном Успенском соборе и Успенском Княгинином девическом монастыре и погребенные в них князья, княгини и святители: с изображением одной гробницы и с приложением статьи «Обновление Владимирского кафедрального Успенского собора» / [соч.] Архим. Порфирия. – Изд. 2-е доп. – Владимир: Тип. губерн. правления, 1903. – 132 с.

Комментарии для сайта Cackle