свящ. А. Гумеров, свящ. М. Михайлов, А.С. Небольсин

Второе Соборное Послание Петра и Соборное Послание Иуды

План 2 Петр.

1. «Лествица» христианских добродетелей (1:5 – 11)

2. Свидетельство о Преображении (1:12 – 21)

3. Обличение лжеучителей (2)

4. Эсхатология 2 Петр. (3)

5. Свидетельство о Посланиях ап. Павла (3:15 – 16)

План Послания Иуды

1.Примеры суда над Лжеучителями (5 – 7, 1)

2. Характеристика лжеучителей (8 – 19)

3. Наставления верующим (20 – 23)

Семинар № 22. 2 Петр. и Иуд.

Домашнее задание

1. Выписать основные аргументы зашитников апостольского происхождения Второго Послания Петра и Послания Иуды, и сторонников теории псевдоэпигафов (см. п. II плана семинара и Приложение).

2. С помощью филологического комментария Баркли на 2Петр. 1:5 – 7 выяснить значение степеней «лествицы» добродетелей (см. Приложение 4).

3. Из контекста 2Петр. 1 выяснить, для чего апостол упоминает о событии Преображения (1:12 – 21).

4. Выписать в виде таблицы параллельные места из 2–й гл. 2 Петр. и Иуд.; с помощью комментариев (см. Приложение) сделать выводы о причинах такого сходства в содержании.

5. На какие места в посланиях ап. Павла есть ссылки 2Петр. 3:15 – 16? Чем могло соблазнять лжеучителей учение ап. Павла?

План семинара

І. Авторство, адресаты, время, место, повод написания Второго послания Петра и Послания Иуды

1. Свидетельства в тексте 2 Петр. опринадлежности его первоверховному апостолу (1:1, 17 – 18; 3:1)

2. Указание на авторство в Послании Иуды (ст. 1) и анахронизм ст. 17 – 18

3. Предание Церкви об авторстве 2 Петр. и Иуд.: Евсевий Кесарийский. Церковная История. II. 23:25; ІІ. 3:1; 25:1 – 3 (см. Приложение 1).

*Наряду с частными мнениями епископ Евсевий Кесарийский неоднократно приводит свидетельства о том, что многие поместные Церкви принимали Второе Послание Петра и Послание Иуды и читали их за богослужением

4. Адресаты и повод написания Второго Послания Петра и Послания Иуды (см. Приложения 1, 3)

5. Место и время написания Второго послания Петра и Послания Иуды (см. Приложение 3)

Учение Второго Соборного послания Петра и Соборного послания Иуды

ІI. Лествица христианских добродетелей (2Петр. 1:5 – 11)

1. Начало и конец «лествицы», ее цель

2. Связь добродетелей между собою

*См. филологический комментарий Баркли на 2Петр. 1:5 – 7. Приложение 4

III. Свидетельство о Преображении (2Петр. 1:16 – 18)

1. Единственное внеевангельское свидетельство о Преображении

2. Аргумент в пользу принадлежности послания апостолу Петру

3. Указание на преемство учения 2 Петр. с евангельской проповедью

IV. Обличение лжеучителей (2Петр. 2–я гл.); соотношение с Посланием Иуды

1. Описание лжеучителей во 2 Петр.

а) описание их появления и поведения (2:1 – 3)

б) предсказание неизбежности их осуждения (2:4 – 10)

в) обличение их безнравственного поведения (2:10 – 22)

2. Описание лжеучителей в Послании Иуды

а) три примера Божественного суда над нечестивыми (1:5 – 7)

б) характеристика лжеучителей (ст. 8 – 19)

– неподчинение властям (ст. 8 – 10).

– жадность (ст. 11)

– непристойное поведение (ст. 12 – 13)

– недовольство, лицеприятие, забота только о себе (ст. 14 – 16)

– отсутствие в них Духа Святого (ст. 17 – 19)

*Второе послание Петра почти дословно пересказывает большую часть Послания Иуды (назвать параллельные места). Отличие Иуд. от 2 Петр.: упоминание Каина и Корея; пример потопа; спор Архангела Михаила с диаволом, ссылка на пророчество Еноха

3. Вопрос о литературной связи 2 Петр. с Иуд.

а) влияние послания Иуды на 2 Петр. (Мецгер, Каравидопулос)

б) взаимное влияние посланий Иуды и 2 Петр. (еп. Кассиан)

V. Эсхатология 2 Петр. (3)

1. Появление лжеучителей, отвергающих Второе Пришествие (3:1 – 4)

а) просто нечестивцы

б) так называемые «сильные», считавшие, что их свобода во Христе абсолютна (ср. 1Кор. 8:9 – 12; 14:37: Рим. 15:1)

в) жеучители, полагавшие, что духовною второе Пришествие уже наступило (ср. 2Фес. 2:2; 1Кор. 15; 2Тим. 2:18)

2. Аргументы 2 Петр. против тех, кто указывал на «медлительность» обетования:

а) от Свящ. Писания: всемирный потоп и огонь последнего Суда

б) относительность самого времени. Бог выше времени

в) Бог не медлит, но долготерпит

3. Величественная картина Второго Пришествия (3:10 – 13)

V. Свидетельство о посланиях апостола Павла во 2 Петр.

1. Указание на тех, кто искажал учение ап. Павла освободе (ср. Гал. 5:13 – 15: Рим. 3:8)

2. Свидетельство об авторитетности Посланий апостола Павла ( «Как и прочие ПисаНия») и об их хождении в виде сборника

3. Косвенный признак сравнительно позднего написания 2 Петр.

VII. Использование апокрифических памятников в Иуд.

1. «Успение Моисея» и «Книга Еноха» – образцы иудейской апокалиптической литературы.

2. Возможные причины использования в Иуд. иудейских неканонических текстов

а) желание использовать общедостутный язык и систему образов

б) широкое хождение подобной литературы до 90 г. От Р. Х.

Стихи для узнавания

2 Петр. и Иуд.

1:16 – 18

Ибо мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетенным басням последуя, но быв очевидцами Его величия.

Ибо Он принял от Бога Отца честь и славу, когда от велелепной славы принесся к Нему такой глас: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение.

И этот глас, принесшийся с небес, мы слышали, будучи с Ним на святой горе.

3:8 – 10

Одно то не должно быть сокрыто от вас, возлюбленные, что у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день.

Не медлит Господь (исполнением) обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию.

Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят.

1:9 – 15

Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: «Да запретит тебе Господь».

A cии злословят то, чего не знают, что же по природе, как бессловесные животные, знают, тем растлевают себя.

Горе им, потому что идут путем Каиновым, предаются обольщению мзды, как Валаам, и в упорстве погибают, как Корей.

Таковые бывают соблазном на ваших вечерях любви; пиршествуя с вами, без страха утучняют себя. Это безводные облака, носимые ветром; осенние деревья, бесплодные, дважды умершие, исторгнутые;

свирепые морские волны, пенящиеся срамотами своими; звезды блуждающие, которым блюдется мрак тьмы на веки.

О них пророчествовал и Енох, седьмый от Адама, говоря: «се, идет Господь со тьмами святых Ангелов Своих – сотворить суд над всеми и обличить всех между ними нечестивых во всех делах, которые произвело их нечестие, и во всех жестоких словах, которые произносили на Него нечестивые грешники»,

1:17 – 19

Но вы, возлюбленные, помните предсказанное Апостолами Господа нашего Иисуса Христа.

Они говорили вам, что в последнее время появятся ругатели, поступающие по своим нечестивым похотям.

Это люди, отделяющие себя (от единства веры), душевные, не имеющие духа.

Вопросы к зачету

1. Авторство и адресаты Второго послания Петра и Послания Иуды; предположения о времени, месте и поводе написания этих посланий.

2. Лествица добродетелей, свидетельство о Преображении в 2Петр. 1:5 – 11.

3. Обличение лжеучителей (2Петр. 2); соотношение с Посланием Иуды. Использование апокрифических памятников в Иуд.

4. Эсхатология 2 Петр. (гл. 3). Свидетельство 2 Петр.: о посланиях ап. Павла.



Источник: Апостол: методическое пособие для семинарских занятий / авт.-сост.: свящ. А. Гумеров, свящ. М. Михайлов, А. С. Небольсин и др. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Изд-во ПСТГУ, 2010. - 235 с.

Комментарии для сайта Cackle