свящ. А. Гумеров, свящ. М. Михайлов, А.С. Небольсин

Послания к колоссянам и Филимону

Литература

Основная

Кассиан (Безобразов), еп. Христос и первое христианское поколение. М., 2001.

Аверкий (Таушев), архиеп. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета, Ч. 2. Апостол. М., 1995.

Сорокин А., прот. Христос и Церковь в Новом Завете. М.: Издательство Крутицкого подворья, 2006.

Дополнительная

Творения святых отцов

Ефрем Сирин, прп. Толкование на Послания божественного Павла. Послание к колоссянам. // Творения. Т. Т. М., 1995.

Иоанн Златоуст, архиеп. Константинопольский, свт. Толкование Послания к колоссянам // Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста архиепископа Константинопольского. Т. 1. Кн. 1.

Иоанн Златоуст, архиеп. Константинопольский, свт. Толкование Послания к Филимону // Творения Святого отца нашего Иоанна Златоуста архиепископа Константинопольского, Т. 11. Кн. 2.

Феофилакт Болгарский, блж. Толкования на Послания св. апостола Павла // Благовестник. Кн. 3. М., 2002.

Феодорит Кирский, блж. Толкование на четырнадцать Посланий св. ап. Павла // Творения блаженного отца нашего Феодорита Киррского.

Феофан Затворник, свт. Толкование Посланий апостола Павла к колоссянам и к Филимону.

Исследования, комментарии

Гатри Д. Введение в Новый Завет. СПб, 1996.

Михаил (Лузин), еп. Библейская наука. Колосская церковь и Послание к колоссянам. Тула, 1906. Т. V. Вып. 1.

Мухин Н. Ф. Послание св. ап. Павла к колоссянам. Опыт исагогико – экзегетического исследования. К., 1897.

Иванов А. В. Руководство к изучению книг Священного Писания Нового Завета. Обозрение Четвероевангелия, книги Деяний Апостольских, Апостольских Посланий и Апокалипсиса. СПб.; М., 2002.

МакДональд У. Библейские комментарии для христиан. Новый Завет. Bielefeld, 2000.

Фаррар Ф. У. Жизнь и труды св. Апостола Павла.

Мецгер Б. Новый Завет. Контекст, формирование, содержание. М., 2006.

Тенни М. Обзор Нового Завета. М., 2000.

Геллей Г. Библейский справочник. СПб., 2002.

Браун Р. Введение в Новый Завет. В 2 т. Т. 2. М., 2007.

План Кол.

І. Введение

1. Приветствие (1:1 – 3)

2. Благодарность колоссянам и радость за их общину (1.4 – 11)

II. Учение ап. Павла о Христе

1. Первенство Христа Спасителя в творении и искуплении (1:12 – 20)

2. Примирение с Богом (1:21 – 23)

3. Тайна, сокрытая от веков: благовествование Христа язычниками (1:24 – 29)

4. Обитание божественной полноты в человеке Христе (2.9 – 10)

III. Укрепление в вере и осуждение ложных представлений о Христе

1. Остойкости веры колоссян (2:1 – 7)

2. Увлечение ложным мудрованием «по стихиям мира» (2:8)

3. Обрезание как символ и предначертание Крещения (2:11 – 15)

4. Ненужности ветхозаветных постановлений (2:16 – 18)

5. Ложная протогностическая ангелология и стериология (2:18 – 23)

IV. Практические указания: разные стороны христианской жизни

1. Христианская жизнь: смерть во Христе и скрытая в Нем слава, которая явится при Его втором пришествии (3:1 – 4)

2. Христианская этика как новая жизнь во Христе. Совлечение ветхого человека и облечение в нового (3:5 – 10)

3. Единство верующих (3:11 – 15)

4. Домашний кодекс: семейные и общественные отношения (3:16 – 25)

V. Заключение

1. Увещевание к молитве (4:1 – 6)

2. Посланники и сотрудники апостола. Приветствия и распоряжение. Подпись ап. Павла и благословение (4:7 – 18)

План Флм.

I. Приветствие (ст. 1 – 3)

II. Похвала Филимону (ст. 4 – 7)

III. Оправдание Онисима (ст. 8 – 22)

IV. Заключение

Семинар № 16. Кол. и Флм.

Домашнее задание

1. Найти в тексте Кол. особенности, относящиеся к христологии, экклесиологии, гносеологии, сотериологии. Ознакомиться с предположениями относительно авторства Послания (см. еп. Кассиан (Безобразов)- «Христос и первое христианское поколение»; архиеп. Аверкий (Таушев). «Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета» – соответствующие главы).

2. Ознакомиться с историческим контекстом написания Кол. и Флм., найти в тексте Посланий места, говорящие об узах ап. Павла.

3. Выделить в Посланиях отрывки текста, позволяющие проследить связь Кол. с Флм., а также их связь с прочими Посланиями из уз.

4. Тема рабства, новое отношение к нему в христианстве. Сравнение Флм. с проч. посланиями, где упоминается тема отношения рабов и uоспод.

5. На основе приложений истолковать „начаток, первенец из мертвых», «В нем обитает всякая полнота Божества», «философия и пустое обольщение, по преданию человеческому, по стихиям мира", "совлечение ветхого человека и облечение в нового, «который обновляется в познании по образу Создавшего его» (см. Приложение 1, а также книгу Панайотиса Нелласа. «Образ Божий» http://pravbeseda.ru/library/index. php?page=author&id=132)

6. Предложить структуру христологического Гимна Кол. 1:15 – 20. *

7. Истолковать термины «начальствах» и «власти» в разных местах у ап. Павла. *

План семинара

Введение

1. Повтор общих сведений об узах ап. Павла

а) узы ап. Павла по кн. Деяний

б) какие послания называются Посланиями из уз и почему?

в) место Посланий из уз в каноне Нового Завета.

2. Авторство, адресаты Посланий Кол. и Флм., обстоятельства их написания

а) авторство: доводы «за» и «проти» авторства ап. Павла. Версии критической точки зрения о так называемых «псевдопавловых» посланиях, их недостаточная обоснованность. Традиционная церковная версия, ее основные аргументы

б) возможные место и время написания Посланий

в) сведения о Колоссах и христианской общине города. Епафрас, Филимон, Архипп, Тихик, Лука, Аристарх, Марк; связь ап. Павла с Колосской общиной

Учение Посланий

1. Положительное изложение учения о Христе

а) Христос – возлюбленный Сын и Царь, избавитель и искупитель, проливший за нас Свою кровь (Кол. 1:13 – 14)

б) христологические гимны в Кол. 1:15 – 20, связь с 2:11 – 15. Христос – вечный, вневременный Бог. Он – «образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари», Он Творец всего мира, как материального, так и духовного. Он – и начало, и конец, Он – соучастник творения, хранитель мира и его целеполагание. (Кол. 1:15 – 17). Христос – «начаток, первенец из мертвых», Он – глава Церкви, «в Нем обитает всякая полнота Божества» (см. приложение 1). Он – Примиритель всего земного и небесного с Богом посредством Крестной Жертвы (Кол. 1:18 – 20)

в) все, в том числе и колоссяне, примирились с Богом в Теле Христа (Церкви), чтобы предстать пред Богом непорочными. Павел – служитель Церкви по домостройтельству Божию, страдающий за Христа и возвещающий «тайну, сокрытую от веков и родов, ныне же открытую святым... чтобы представить всякого человека совершенным во Христе Иисусе» (Кол. 1:21 – 29)

2. Осуждение ложных представлений о Христе

а) о зарождающемся гностицизме, связанном как с греческими философскими спекуляциями, так и с влияниями восточного мистицизма и дуализма: «философия и пустое обольщение, по преданию человеческому, по стихиям мира». Противопоставление данного учения Божественной полноте Христа, Его духовному обрезанию, Его спасительному делу. О «погребении в Крещении и совоскресении», об «истреблении рукописания и пригвождении его ко Кресту», о торжестве Христа над бесплотными силами (Кол. 2:1 – 15)

б) зарождающийся гностицизм и иудейская традиция: о ненужности соблюдения ветхозаветных иудейских обрядов (суббота, праздники, новомесячия), являющихся лишь тенью того, что исполнилось в Церкви – Теле Христовом (Кол. 2:16 – 17)

в) ангелология и стериология гностицизма. Поклонение ангелам, аскетика без Христа, «самовольное служение, смиренномудрие и изнурение тела» отдаляют от Христа, возвращая людей к «стихиям мира» (Кол. 2:18 – 23, найти и прокомментировать связь с Гал.) (см. приложение 1), так как Он – «Глава, от которой все тело, составами и связями будучи соединяемо и скрепляемо, растет возрастом Божиим»

3. Практические указания: разные стороны христианской жизни

а) богословская и духовная основа христианской жизни: смерть во Христе и скрытая в Нем жизнь (Кол. 3:1 – 4)

б) прежняя языческая жизнь и новая христианская святая жизнь: учение о христианской этике как о новой жизни во Христе. Восстановление помраченного грехом Образа Божьего: совлечение ветхого человека и облечение в нового, «который обновляется в познании по образу Создавшего его, где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос». Любовь – совокупность совершенства. Все – «во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца» (Кол. 3:5 – 17)

в) христианская семейная жизнь (Кол. 3:18 – 4:1). Жены и мужья – повиновение и любовь, дети и родители – послушание и терпение. Рабы и господа – повиновение и справедливость, паралл. в Флм. (см. приложение 1). О молитвах, обхождении со внешними и благодатных словах

Стихи для узнавания

Кол.

1:15 – 22

Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари;

ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – все Им и для Него создано;

и Он есть прежде всего, и все Им стоит.

и Он есть Глава тела Церкви; Он – начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство,

ибо благоугодно было (Отцу), чтобы в нем обитала всякая полнота,

и чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив через Него, Кровию креста Его, и земное и небесное.

И вас, бывших некогда отчужденными и врагами, по расположению к злым делам,

ныне примирил в теле Плоти Его, смертью Его, (чтобы) представить вас святыми и непорочными и неповинными пред Собою.

2:9 – 10

Ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно,

и вы имеете полноту в Нем, который есть глава всякого начальства и власти.

3:8 – 11

А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его,

где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос.

Вопросы к зачету

1. Послание св. ап. Павла к колоссянам. Время, место, обстоятельства и причины его написания. Соотношение с Посланием к Филимону.

2. Учение св. ап. Павла о Христе (Кол. 1:14 – 20; 2:9). Значение крестной смерти Спасителя (Кол. 1:22; 2:14 – 15). Смысл крещения (Кол. 2:11 – 13).

3. Осуждение ложных представлений о Христе. Колосская ересь (по всему Посланию к колосянам).

4. Практические указания: разные стороны христианской жизни (Кол. 3).

5. Послание св. ап. Павла к Филимону. Время, место и обстоятельства написания. Связь с Посланием к колоссянам. Отношение к институту рабства в Послании (в сравнении с 1Кор. 7:20 – 24, Кол. 3:22 – 25 и Еф. 6:5 – 8).

Темы для докладов

1. Христианство и окружающая религиозная среда Римской империи: дуализм, зарождющийся гностицизм и мистические культы, их основные принципы, истоки возникновения, внедрение в христианскую среду. Следы данных типов богословствования в Послании к колоссянам* (см. Приложение 2)

2. Христианство и окружающая социальная среда Римской империи. Христианство и рабство. Рабство в Послании к Филимону и др. посланиях. Возможная судьба Онисима с использованием приложения (см. Приложение 3, а также книгу М. Е. Сергеенко. Жизнь древнего Рима. СПб., 2000. http://ancientrome.ru/publik/sergeenko/ser01f.htm), а также данных церковного предания о судьбах Филимона, Онисима и др. героев Послания

Приложения

Приложение 1. Свт. Иоанн Златоуст, архиеп. Константинопольский. Толкование на Послание св. апостола Павла к колоссянам

БЕСЕДА 6

«Посему, как вы приняли Христа Иисуса Господа, так и ходите в Нем, будучи укоренены и утверждены в Нем и укреплены в вере, как вы научены, преуспевая в ней с благодарением» (Кол. 2:6, 7).

1. Опять предваряет их собственным свидетельством, говоря: «Посему, как вы приняли». Мы, говорит, не вводим ничего чуждого; поэтому и вы не должны вводить; «ходите в Нем», потому что Он есть путь, приводящий к отцу. Такой путь не в ангелах, – этот не ведет туда. «Укоренены», то есть утверждены; не увлекаясь то на тот, то на другой путь, но «укоренены»; а укорененное никогда не передвигается. Видишь, какие точные выражения употребляет (Павел)! «И утверждены», говорит, то есть, возносясь к Нему умом. «И укреплены » в Нем, то есть, держась на Нем, как устроенные на основании. Показывает, что они пали, это видно из слова «научены». Вера действительно есть здание, требующее крепкого основания и прочного построения. Оно колеблется, если построить его не на крепком основании; а если и на крепком построить, но не утвердить, не будет стоять, «Как вы научены». Словом «как» опять показывает, что он ничего не говорит нового. «Преуспевая», – говорит, – «в ней с благодарением». Так поступают благомыслящие люди: я не говорю просто: благодаря, но с великим избытком, более чем научены, если можно, и с великим соревнованием. «Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас» (ст. 8). Видишь, как он показал татя, чуждого и тихо входящего! Он представил его уже входящим. И хорошо сказал» «увлек» (ουλαγωγων, обкрадет). Как иной, подкапывая снизу насыпь, не дает себя заметить, а насыпь ослабляет, так и он поступает. Итак, берегитесь: он всегда так делает, – не дает даже заметить себя: «философией». Но так как философствовать кажется делом похвальным, то прибавил: «и пустым обольщением». Лесть (обман) бывает и добрая; такой были прелыщены многие, и ее не должны называть лестъю; о ней говорит Иеремия: «Ты влек меня, Господи, – и я увлечен» (Иер 20:7). Этого не должно называть лестью. Так, когда Иаков прельстил отца, – это не была лесть, а (Божье) устроение. «Философией», – говорит, – «и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу» (ст. 8).

Теперь начинает обличение в наблюдении дней, называя стихиями мира солнце и луну, подобно тому, как сказал в Послании к Галатам: «Для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам» (Гал. 4:9)? И не сказал: в наблюдении дней, но всего настоящего мира», – чтобы показать ничтожество его. Действительно, если мир – ничто, то еще более ничтожны стихии его. Итак, показав сначала, сколь великие получили они благодеяния, какими великими благами насладились, потом начинает обвинение, чтобы дать ему больше силы и тронуть слушателей. Так всегда делают и пророки. Они показывают сначала благодеяния (Божьи), и тем увеличивают силу обвинения, как говорит Исайя. «Я воспитал и возвысил сыновей, а они возмутились против Меня» (Ис. 1:2); и опять: «Народ мой! что сделал Я тебе и чем отягощал тебя?» (Mиx. 6:3); и Давид говорит: «Из среды грома Я услышал тебя», и еще: «Открой уста твои, и Я наполню их» (Пс. 80:8, 11). И везде найдешь это. Итак, что бы ни говорили они (обольщающие), не должно верить; ныне и без (напоминания о благодеяниях должно избегать стихийных мудрований). «А не по Христу», – говорит. Если бы даже и так было, что вы могли бы служить пополам и тому и другому, – и этого не должно бы быть; ныне же этого не позволяет вам то, что «по Христу», – оно удерживает вас от них (суеверий). Поколебав сначала эллинские суеверия, затем разрушает иудейские. У эллинов и иудеев было много суеверий, у первых они происходили от философии, а у последних от закона. (Павел) прежде обращается к тем, которые подлежат большему осуждению. Как же «не по Христу; ибо в нем обитает вся полнота Божества телесно, и вы имеете полноту в Нем, который есть глава всякого начальства и власти» (ст. 9 и 10).

2. Смотри, как, обличая их, он опровергает сказанное (заблуждение): сначала предложил решение, а потом возражение. Такое решение устраняет подозрение, и слушатель скорее соглашается, когда говорящий не о том заботится, чтобы опровергнуть возражение. В последнем случае слушатель старается о том, чтобы не быть побежденным; а тут – не бывает этого, «Ибо в Нем обитает», то есть, так как Бог живет в Нем. Но чтобы ты не подумал, будто Бог заключен в Нем, как в теле, говорит: «Вся полнота Божества телесно, и вы имеете полноту в Нем». Некоторые говорят, что (апостол) называет здесь церковь исполненной божества Его, как в другом месте говорит: «Полнота Наполняющего все во всем» (Еф. 1:23), а слово «телесно» значит здесь: как в голове тело. Почему же в таком случае не прибавил он: Я же есть церковь? Другие думают, что он говорит здесь об Отце, что полнота Божества живет в Нем. Но это несправедливо: во-первых, потому, что слово «жить» не в собственном смысле говорится о Боге; во-вторых, потому, что полнота не есть то, что принимается. «Господня земля и что наполняет ее» (Пc. 23:1), и апостол говорит, «Пока войдет полное число язычников» (Рим. 11:25); здесь исполнением называется целое. Потом, что значит слово «телесно»? Для чего же опять говорит то же: «И вы имеете полноту в Нем»? Что значат эти слова? То, что вы имеете столько же, сколько и Он; как жило в Нем, так и в вас живет. Павел постоянно старается приблизить нас ко Христу, например, когда говорит: «Воскресив Его из мертвых и посадив» нас (Еф. 1:20), И: «Если терпим, то с Ними царствовать будем» (2Тим. 2:12), и: «Как с Ним не дарует нам и всего?» (Рим. 8:32), и называет (нас) «сонаследниками» (Рим. 8:17). Затем (говорит о достоинстве: «Который есть глава всякого начальства и власти» (ст. 10). Ужели Тот, Кто выше всего, причина всего, не единосущен (Отцу)? Потом Он прекрасно присовокупил здесь о благодеянии, даже лучше, чем в Послании к римлянам; там он говорит: «обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве» (Рим. 2:29); а здесь: по Христе, «В нем Вы и обрезаны обрезанием нерукотворным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым» (ст. 11). Смотри, как он приближается к делу. «Совлечением», – говорит, – не сказал: снятии. «Греховного тела», – говорит о прежней жизни. Это он постоянно и различно выражает, как и выше сказал. «Избавившего нас от власти тьмы» (Кол. 1:13), «И бывших некогда отчужденными примирил, чтобы представить нас святыми и непорочными» (ст. 21, 22). Теперь, говорит, обрезание не от ножа, но от самого Христа; не рука, как там (в Ветхом Завете), совершает это обрезание, но дух; обрезывается не часть, но весь человек: тело и это, тело и то; но то обрезывается плотью, а это духовно, – не так, как иудеи (обрезывали), – потому что вы совлеклись не плоти, но грехов. Когда и где? В крещении. Что (Павел) называет обрезанием, то называет и гробом. Смотри, как он опять переходит к оправданию. «Греховного», – говорит, – «тела плоти», т. е. грехов, сделанных во плоти; говорит более, чем об обрезании, так как (иудеи) не отвергли того, что обрезано, но потеряли и повредили. «Быв погребены с Ним», – говорит, – "в крещении, в Нем вы и совоскресли верой в силу Бога, который воскресил Его из мертвых» (ст. 12). Но (крещение) есть не гроб только: смотри, в самом деле, что говорит: «В нем вы и совоскресли верой в силу Бога, который воскресил Его из мертвых». Хорошо сказал, – потому что все от веры. Вы поверили, что Бог может воскресить, – и через это воскресли. Затем (присовокупляет) достоверное. «Воскресил», – говорит, – «Его из мертвых». Уже показывает воскресение. «И вас, которые были мертвы во грехах и в необрезании плоти вашей, оживил вместе с Ним» (ст. 13). Вы были повины смерти. Но если вы и умирали, то не напрасно, – смерть была полезна вам. Смотри, как он опять показывает, чего они были достойны, в словах, которые присовокупляет: «Простив нам все грехи, истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту; отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Coбою» (ст. 14 – 15). «Простив нам», – говорит, – «все грехи». Какие? Те, которые произвели смерть. И что же? Позволил им остаться? Нет; истребил их; не только даровал, но совсем истребил, чтобы они никогда не показывались, «Учением», – говорит. Какими учениями? Верой. Следовательно, (для спасения) достаточна вера, (Павел) присоединил не дела к делам, но дела к вере. Что же затем? К отпущению опять присоединяет истребление (грехов). «И Он», – говорит, – «взял его от среды»; но не сохранил его, а разорвал, и пригвоздил ко кресту; отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою». Никогда он не говорил так сильно.

3. Видишь, как он заботился об уничтожения рукописания? Так как все мы были под грехом и наказанием, то Он, претерпев наказание, освободил нас и от греха, и от наказания. Наказание же Он претерпел на кресте. К нему – то и пригвоздил (рукописание), а потом, как имеющий власть, и совсем разорвал его. Какое рукописание? (Павел) говорит о том рукописании, которое (израильтяне) дали Моисею, говоря: «Все, что сказал Господь, сделаем и будем послушны» (Исх. 24:3). Если же не об этом, так о том, что мы обязаны повиноваться Богу. Если же и не об этом, то о том рукописании, которое держал дьявол, которое изрек Бог Адаму в словах: «Ибо в день, в который ты вкусишь от дерева, смертью умрешь» (Быт. 2:17). Это рукописание было у дьявола. И Христос не отдал его нам; но сам разорвал и его, как свойственно прощающему с радостью. Отняв силы у начальств и властей». (Апостол) говорит это о силах дьявольских, или потому, что они были облечены человеческой природой, или потому, что (Христос) держал их как рукоятку меча, И, сделавшись человеком, обнажил их. Это и значит: «Подверг их позору». И хорошо это сказано, потому что дьявол никогда так не бесчинствовал. Он наделся овладеть Им (Христом), а лишился и тех, кого имел; в то время, когда тело (Христа) пригвождалось, мертвые воскресали. Тогда Дьявол потерпел поражение, получив смертельный удар от мертвого тела. Как борец, считающий своего противника пораженным, сам получает от него смертельную рану, так и Он показал, что умереть с спокойным духом значит посрамить Дьявола. Если бы мог, дьявол сделал бы все, чтобы уверить людей в том, что (Христос) не умирал. Но, так как доказательством воскресения служило все последовавшее затем время, а для доказательства смерти не было другого времени, кроме этого, то Он и умер открыто, в виду всех, но воскрес не открыто, зная, что последующее затем время засвидетельствует истину. Что в виду всего мира, на высоте, на древе был умерщвлен змий, – это достойно удивления. И чего не сделал Дьявол, чтобы только (Христос) умер тайно? Послушай, что говорит Пилат: «Возьмите Его вы, и распните; ибо я не нахожу в Нем вины» (Иоан. 19:6); и потом иудеи говорили Ему: «если Ты Сын Божий, сойди с креста» (Мф. 27:40). Но он уже получил смертельный удар; но сошел (со креста) и потому предан был гробу. Он мог Тотчас же воскреснуть, но не сделал этого), чтобы уверены были в смерти Его. И в смерти людей обыкновенных малодушие предосудительно; здесь нет его. Даже и воины «не прибили Ему голеней», как другим, чтобы очевидно было, что Он умер. Известны и те, которые погребли тело Его: поэтому сами же Иудеи, вместе с воинами, запечатывают камень. Здесь преимущественно старались о том, чтобы (смерть Его) не была сокрыта. Свидетели – из врагов, из иудеев. Послушай, что они говорят Пилату: «обманщик тот, еще будучи в живых, сказал: после трех дней воскресну; Итак прикажи воинам стеречь «гроб» (Мф. 27:63). Это и сделано было; они еще запечатали гроб. Послушай, как они и после говорят это апостолам: «Хотите навести на нас кровь Того человека» (Деян. 5:28). Он не попустил, чтобы образ креста Его был посрамлен. Да и ангелы ничего такого не перенесли бы. Он исполняет на кресте все, показывая, что смертью совершено великое дело. Это было похоже на единоборство: смерть поразила Христа, а Христос, пораженный ею, потом умертвил ее. Мертвым телом умерщвлен Тот, кто казался бессмертным. Вселенная это видела. И, что удивительно, не поручил этого другому; дано новое рукописание, не такое, какое было прежде.

4. Смотрите, чтобы это рукописание не обвинило нас после того, как мы сказали: отрицаемся сатаны и сочетаемся Тебе, Христе! Но лучше и не называть этого рукописанием, а договором. Рукописание дается в том случае, когда кто-нибудь признает себя должником; а это договор. Он не назначает наказаний; не сказано: если то, или: если не то. Так говорил Моисей, кропя кровью завета, и Бог обещал вечную жизнь. А это все – договор. Там раб с господином, здесь друг с другом: там: «Ибо в день, в который ты вкусишь от него», – говорится, – «Смертью умрешь» (Быт. 2:17), – тотчас угроза; а здесь ничего такого нет. Здесь нагота и там нагота; но там (грешник) был обнажен, потому что согрешил; а здесь обнажается, чтобы освободиться (от греха). Тогда он совлекся славы, которую имел; а ныне совлекается ветхого человека, и, прежде чем выйдет (из купели), совлекает его так же легко, как одежду. Он помазывается как борцы, выступающие на поприще; в то же время и рождается, – и не мало – помалу, как тот первый, но вдруг; у него не голова только помазывается, как у ветхозаветных священников, но гораздо более. У тех, для побуждения к послушанию и добрым делам, помазывались: голова, правое ухо и рука; а у него все, – потому что он приходит не для того только, чтобы поучаться, но чтобы посредством борьбы и подвигов сделаться новой тварью. Когда он исповедал вечную жизнь, то исповедовали новую тварь. «Взяв персть от земли, создал человека»; а ныне уже не персть, но – Святого Духа. Он создает, Он образует (человека), как и самого (И. Христа) во чреве Девы. Не сказал: «в раю», но: «на небе», что бы ты, когда будет сказано: земля, не подумал, что это происходит на земле. Ты перенесен туда – на небо; там это совершается, среди ангелов; Бог возносит твою душу на небо, пересоздает ее там, ставит тебя подле царского трона. Создается в воде, а получает дух, соответствующей душе. Когда создает (нового человека), не приводит к нему зверей, но демонов и князя их, и говорит: «Наступать на змей и скорпионов» (Лк. 10:19). Не говорит: «Сотворим человека по образу Нашему (и) по подобию»; по что? – «Дал власть быть чадами Божьими, которые ни от крови, но от Бога», – говорит, – «родились» (Иоан 1:12, 13). Чтобы ты не слушал змия, сейчас же научаешься говорит: отрицаюсь тебя (сатана), то есть, что бы ты ни сказал, не послушано тебя. Но чтобы он не уловил тебя посредством других, говоришь: и гордыни его, и служения его, и ангелов его. Поставил его (возрожденного) не рай хранить, но жить на небе. Именно, восходя (от купели), он тотчас говорит следующие слова: «Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да придет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе» (Мф. 6:9, 10). Пред Тобою не дитя, ты видишіь не дерево, не источник, но самого Владыку вдруг объемлешь, совокупляешься с телом, соединяешься с телом, находящимся горе, куда не может взойти дьявол. Это не жена, чтобы он мог подойти и обольстить, как слабейшую, «Нет», – говорит, – «мужеского пола, ни женского» (Гал. 3:28). Если ты сам не снизойдешь к нему, он не сможет взойти туда, где ты, ты на небе, а небо недоступно дьяволу. Там нет древа познания добра и зла, но только – древо жизни. Уже не от ребра твоего жена, но все мы едино от ребра Христова. Если помазнные людьми не получают никакого вреда от змей. То и тебе не приключится ничего, доколь ты сохранишь помазание, дающее тебе силы схватить и задушить змия, наступать на змей и скорпионов. Но, как велики дары, так велико и наказание: изгнанному из рая нельзя жить против рая и нельзя возвратиться туда, откуда изгнан. Что же будет? Геенна и червь неумирающий. Но, да не будет, чтобы кто-нибудь из нас подвергся этому наказанию. Будем, живя добродетельно, стараться делать угодное (Богу); будем угождать Богу, чтобы мы могли избежать наказания и сподобиться вечных благ, благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, с которым Отцу со Святым Духом слава, держава, честь, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Приложение 2. У. Баркли. Толкование посланий к филиппийцам, колоссянам и фесcалоникийцам

Ересь в Колоссах

Никто не может с полной уверенностью сказать, что это была за ересь, угрожавшая существованию церкви в Колоссах. «Колосская ересь» – это одна из крупных схоластических проблем Нового Завета. Нам остается лишь обратиться к самому посланию, собрать приведенные в нем характерные черты и посмотреть соответствует ли им какая – либо известная ересь.

1. Это была ересь, нападавшая на абсолютное первенство Христа и на уникальность Его верховной власти. Ни в одном другом Павловом послании нет такой возвышенной характеристики Иисуса Христа или такой настойчивости в утверждении Его совершенства и завершенности. Иисус Христос – образ Невидимого Бога; в Нем обитает всякая полнота (1:15, 19); в Нем сокрыты все сокровища премудрости и ведения (2:3); в Нем обитает вся полнота Божества телесно (2:9).

2. Павел особенно подчеркивает роль Христа в творении. Им создано все (1:16), и все Им стоит (1:17). Сын был орудием, которым Отец сотворил вселенную.

3. Одновременно Павел прикладывает все усилия к тому, чтобы подчеркнуть подлинную человечность Христа. Именно во плоти совершил Христос Свой искупительный подвиг (1:22). Вся полнота Божества обитает в Нем телесно (2:9). При всей Его Божественности Иисус был подлинно из плоти и крови человеческой.

4. Кажется, что в этой ереси был элемент астрологии. В 2:8 Павел предостерегает колоссян, чтобы кто не увлек их по стихиям мира, а в 2:20 говорит, что если они со Христом, что они умерли для стихий мира. Греческое слово «стойхея», переведенное здесь как стихия, имеет два значения.

а) В его основе лежит значение – ряд предметов. Например, оно может означать ряд, шеренгу солдат, но чаще всего его употребляли для обозначения азбуки, букв алфавита, так сказать, по порядку. Отсюда оно получило значение «элементы, составные части предметов». Если так его и следует понимать, тогда Павел имеет в виду, что колоссяне скатываются на позиции элементарного христианства, когда как они должны были возмужать в вере.

б) Мы полагаем, что второе значение более уместно здесь, «стойхея» может иметь значение «элементарные духи мира», и, в частности, «духи звезд и планет». Древних преследовала мысль о влияний звезд, и даже величайшие и мудрейшие люди не делали ничего, не посоветовавшись с ними. Древние полагали, что все находится в железных руках судьбы, зависящей от звезд, и астрология заявляла, что может дать людям секретные знания, которые освободят их от рабской зависимости и от этих элементарных духов и бесов. Вероятнее всего, что лжеучители Колоссян проповедовали, что для того, чтобы освободить людей от зависимости от этих элементарных духов, нужно еще что–то, помимо Иисуса Христа.

5. Эта ересь придавала большое значение бесовским силам. В Послании неоднократно говорится о начальствах и властях, которыми Павел обозначает эти бесовские силы (1:16; 2:10, 15). Древние безоговорочно верили в бесовские силы. В их представлении воздух прямо – таки кишел ими. Каждая природная сила – ветер, гром, молния, дождь – имела свое бесовское начальство. Каждое место, каждое дерево, каждая река, каждое озеро имело, по их мнению, своего беса. Эти бесы были, в некотором смысле, промежуточным звеном к Богу, а в другом смысле, барьерами к Нему, потому что в представлении древних, большинство из них враждебны человеку. Древние жили в мире, в котором обитала масса бесов и духов. Очевидно, лжеучители колоссян проповедовали, что для победы над бесовской силой нужно еще нечто, кроме Иисуса Христа.

6. В этой ереси были философский элемент. Еретики увлекают людей философией и пустым обольщением (2:8). Еретики из Колосс говорили, что простоту благой вести необходимо дополнить более искусными трудным для понимания знанием.

7. В этой ереси была тенденция настаивать на соблюдении особых дней и праздников, новомесячий и суббот (2:16).

8. В этой ереси был и притворный аскетический элемент. Лжеучители устанавливали законы о пище и питье (2:16). Их лозунгом было: «Не прикасайся, не вкушай, не дотрагивайся» (2:21). Эта ересь намеревалась ограничить христианскую свободу соблюдением различных законных обрядов.

9. В этой ереси присутствовало антиномическое течение. Лжеучители пытались насадить у людей небрежное отношение к необходимой для христианина непорочности, и легкомыслие к телесным грехам (3:5 – 8).

10. По-видимому, эта ересь отводила некоторое место почитани по ангелов (2:18). Помимо бесов и демонов они вводили и ангелов в качестве посредников между Богом и людьми.

11. И, наконец, в этой ереси, по-видимому, были элементы духовного и интеллектуального снобизма. В 1:28 Павел излагает свою цель: вразумлять всякого человека, научать всякой премудрости, чтобы представить всякого человека совершенным во Христе Иисусе. Мы видим, как повторяется фраза всякого человека, и что цель Павла заключается в том, чтобы делать каждого человека совершенным во всякой мудрости. Справедливо сделать из этого вывод, что еретики отводили благую весть лишь нескольким избранным и создавали интеллектуальную и духовную аристократию в широко открытую христианскую веру.

Гностическая ересь

Было ли в то время какое-либо общее еретическое течение, которое включало бы все эти аспекты? Было такое движение – гностицизм. Гностицизм возник из двух фундаментальных идей о материи. Гностики, во-первых, полагали, что только дух благ, а материя – по сути своей порочна. Во-вторых, гностики верили, что материя извечна и что вселенная не была сотворена из ничего, в противоположность христианскому кредо веры, а из этой порочной материи. Из этих фундаментальных положений неизбежно вытекали определенные последствия.

1. Они влияли на учение о творении. Если Бог – Дух, то Он абсолютно благ и вовсе не мог творить из этой порочной материи. Поэтому Бог не был творцом мира. Он изливал серию эманации, каждая из которых находилась дальше от Него, до тех пор пока, наконец, на другом конце не появилась эманация, которая была настолько удалена от Бога, что она могла обрабатывать материю, и вот эта эманация и сотворила мир. Но гностики шли еще дальше. Ввиду того что каждая последующая эманация находилась все дальше и дальше от Бога, она, говорили гностики, все меньше и меньше знала о Нем. По мере увеличения числа серий этих эмaнaций незнание обращалось во враждебность, и, таким образом, самая удаленная от Бога эманация ничего не знала о Нем и одновременно была враждебной Ему. Из этого следовало, что сотворивший этот мир ничего не знал об истином Боге и в то же время был совершенно враждебным Ему. И вот, опровергая эту гностическую теорию творения, Павел утверждал, что посредником Бога в процессе творения была не какая-то невежественная и враждебная Ему сила, а Сын, совершенно хорошо знавший Отца и любивший Его.

2. Они затрагивали и Самого Иисуса Христа. Если материя была совершенно порочной, а Иисус был Сын Божий, то, утверждали гностики, Иисус не мог иметь тело из плоти и крови. Он должен был быть неким духом, фантомом. Таким образом, выдумки гностиков доходили до того, что Иисус при ходьбе якобы не оставлял следов на земле. А это, конечно, совершенно лишало Иисуса Его человеческой сущности и возможности быть Спасителем людей. Опровергая эту гностическую теорию, Павел настаивал на том, что у Иисуса было тело из плоти и крови и что Он спас людей в теле из плоти и крови.

3. Они затрагивали этические аспекты жизни. Если материя порочна, то из этого следует, что и наши тела порочны, а если наши тела порочны, то из этого вытекают два последствия.

а) Мы должны морить голодом и бить свое тело и отрекаться от него, вести строго аскетический образ жизни, подавлять свое тело, отказывая ему во всех потребностях и желаниях.

б) Но можно подойти и с совершенно противоположной стороны. Если тело порочно, неважно, что человек с ним делает: важен только дух. И потому человек может удовлетворять желания своего тела и это не имеет никакого значения.

Таким образом, гностицизм мог проявляться в аскетизме, с соблюдением всевозможных законов и ограничений: или же он мог вылиться в антиномианизм, который оправдывает любую аморальность. И мы видим, что обе эти тенденции пропагандировали колосские лжеучители.

4. Из этого следует, что гностицизм претендовал на высокоинтеллектуальный образ жизни и мышления. Между Богом и человеком стоит длинный ряд эманаций, и, чтобы добраться до Бога, человек должен с трудом взбираться по длинной лестнице. Для этого ему нужны разные таинственные знания, особая для избранных подготовка и скрытые пароли. Он должен знать все это, чтобы вести строгий, аскетический образ жизни, а тот, кто хочет вести такой суровый, аскетический образ жизни, тот попросту не сможет заниматься повседневными делами. И потому, считали гностики, высшие религиозные сферы открыты только немногим избранным. Вот эта идея о необходимости принадлежать к некоему интеллекту религиозной аристократии соответствует ситуации, сложившейся в Колоссах.

5. Надо добавить еще одно. Совершенно очевидно, в угрожавшем колосской церкви лжеучении преобладал иудейский элемент. Соблюдение праздников новомесячий и суббот было характерно для иудаизма, да и законы о пище и питье были, по существу, иудейскими левитскими законами. Откуда взялся этот иудейский элемент? Странно отметить, что многие иудеи сочувствовали гностицизму. Они знали все об ангелах, бесах и духах. Но они всего говорили: «Мы отлично знаем, что для постижения Бога нужны специальные знания. Мы отлично знаем, что Иисус и Его благая весть слишком просты, и это особое знание можно найти только в иудейском законе. Наш обрядовый и формальный закон – вот то особое знание, которое дает человеку способность достичь Бога». И потому гностицизм и иудаизм нередко вступали в странный союз, и вот именно такой союз мы и находим в Колоссах, где, мы уже видели, было много иудеев.

Совершенно очевидно, что колосские лжеучители заражены гностической ересью. Они пытались превратить христианство в философию или в теософию, и, если бы они преуспели в этом, христианская вера была бы разрушена.

Приложение 3. П. Гиро. Частная и общественная жизнь римлян

Глава IV. Рабы и вольноотпущенники

12. Положение вольностпущенников в римском обществе

В эпоху империи вольноотпущенники были очень многочисленны. Нет никакой возможности установить хотя бы приблизительно общее число их в это время. Но есть много косвенных указаний. Например, в одном только списке, найденном в Геркулануме, встречается 240 имен вольноотпущенников. В Капуе они составляли около половины населения. Во всех городах Южной Италии вместе взятых по крайней мере 1/6 населения состояла из вольноотпущенников. Относительно Рима мы имеем мало сведений. Но мы знаем, что каждый гражданин даже самого скромного общественного положения имел несколько волыноотпущенников. Тацит прямо говорит, что бывшие рабы встречаются во всех классах римского общества, что большая часть всадников и многие сенаторы рабского происхождения, и что выделить эту категорию – значит показать, как мало в Риме людей, которые ведут свой род от свободных граждан. Такое показание историка неоценимо.

Из всех карьер, доступных вольноотпущеннику, самой заманчивой была карьера чиновникa. Служащие, подчиненные магистрату, не были государственными чиновникaми в высшем смысле этого слова; тем не менее их положение было довольно почетным. Некоторые из их обязанностей предполагали известное умственное развитие и образование. Они соединялись в декурии, в которых должности были наследственными или продавались, а это придавало им известное значение, которое всегда дается принадлежностью к какой-нибудь корпорации.

Среди этих чиновников первое место занимали писцы: они соответствовали нашим канцеляристам, переписчикам, регистраторам, счетчикам. В действительности текущие дела подготовлялись и, должно быть, решались ими, как это теперь делают правители канцелярии, которые подносят начальнику бумаги только для подписи. Такие должности занимались и свободными, и вольноотпущенниками. Эти последние встречаются в канцеляриях квесторов, эдилов, трибунов.

За писцами идут ликторы, обязанности которых были чисто внешние: они сопровождают в Риме консула с пучками прутьев, они принимают участие в некоторых юридических актах. Ликторы были непременно из свободных, впрочем, и среди них встречаются вольноотпущенники, но только такие, которые имели права римского гражданина.

Затем следуют viatores – курьеры, передававшие распоряжения; они состояли при консулах, преторах и других магистратах. Наконец, praecones – глашатай и другие низшие служители.

Все это были различные ступени служебной лестницы, прохождение которой представляло много заманчивого. Она имела все выгоды и преимущества чиновничьей службы, давала спокойное, обеспеченное существование, а в конце и почетные отличия. Поступали на эту службу в молодых летах; успех ее прохождения обусловливался заслугами, а также другими обстоятельствами; на этой службе можно было приобретать материальное благосостояние.

Вольноотпущенников не принимали в легионы, за исключением случаев крайней опасности: они служили преимущественно во флоте. Они наполняли корабли мизенского и равенского флотов в качестве простых матросов, а также занимали и офицерские должности.

В Риме они служили в когортах вигилов, которые наблюдали ночью за общественной безопасностью и занимались тушением пожаров.

Вольноотпущенники охотно занимались земледелием, и некоторые, по словам Плиния Старшего, достигали на этом поприще выдающихся успехов. Они применяли свой труд во всевозможных промыслах, относящихся к строительному делу, начиная от работы на каменоломнях и кончая подрядами по столярной и кровельной части, в торговле съестными припасами, тканями и платьем. Они продавали и покупали рабов и гладиаторов, занимались денежными спекуляциями в качестве менял, банкиров, золотых дел мастеров, плавильщиков золота и серебра, чеканщиков. Наконец, они делались публичными писцами: один вольноотпущенник хвалился, что в течение четырнадцати лет составлял завещания без всякой помощи юриста.

Много их встречалось среди гистрионов, шутов, пантомимов. У историков и на памятниках попадаются имена актеров из вольноотпущенников, – например, Пилад во времена Траяна, Мемфий при Марке Аврелии. Пантомимы имели иногда громадную известность, и описания, прославлявшие их, составлены были в весьма пышных выражениях. Они никогда не упускали случая назвать себя первыми артистами своего времени и перечислить свои успехи. Мы имеем известия об одном таком актере, Агелии Септентрионе, имя которого упомянуто в двух надписях – в Лaнyвии и в Пренесте; первая начертана по распоряжению муниципального сената и народа, а вторая сделана от имени государства по требованию граждан в ознаменование любви Arелия к родному городу. Из таких надписей видно, какой могла быть карьера актера: он наслаждался рукоплесканиями публики, наживал богатство, делался приближенным императора, значительные города оспаривали друг у друга честь считать его своим гражданином. Некоторые актеры основывали настоящие династии: замечено, что прозвища Аполавсия, Пилада, Септентриона носили многие члены одного и того же рода.

Кучера и возницы, правившие колесницами, пользовались еще большей славой. Со времен Августа они иногда делались весьма важными персонами. Плиний Младший упоминает о неком Феликсе, Дион Кассий40 об Эвпрепе, который взял призы на 782 скачках и был казнен Каракаллой. Стоит только посмотреть надписи, чтобы не удивляться подобным цифрам: победы знаменитых возниц считаются там сотнями, даже тысячами. Вольноотпущенники не одни одерживают эти победы, с ними соперничают на этом поприще и свободные. Гладиаторы бывали также из того и из другого класса, а нередко и из рабов.

Интересно посмотреть, какое место занимали вольноотпущенники в свободных профессиях, особенно в таких, которые требуют умственного развития.

Некоторые из них занимались медициной. Долгое время лечение было делом домашним: в доме имели раба – врача, так же как и раба – привратника. В те времена, когда лечение стало профессией, врач из рабов, отпускаемый на волю, занимался практикой на стороне, но он продолжал еще оставаться в распоряжении своего господина. Вольноотпущенницы исполняли обязанности повивальных бабок.

Вольноотпущенники принимали очень большое участие в деле обучения молодых римлян. Многие сожалели об этом, видя в такой постановке дела воспитания причину развращения римского общества, но эти жалобы, более или менее основательные, не оказывали никакого существенного влияния. К тому же законы считали услуги раба – наставника весьма почтенными и позволяли ученику по достижении двадцатилетнего возраста отпускать на волю своего учителя.

Преподаватели из вольноотпущенников не всегда были привязаны исключительно к одной семье: некоторые из них открывали школы.

Громадное большинство грамматиков принадлежало к классу вольноотпущенников: почти все вошедшие в славу учителя были прежде рабами. С ними очень хорошо обращались, скоро их отпускали на волю, и часто они отказывались от преимуществ независимой жизни, чувствуя себя вполне счастливыми в доме своего господина. Некоторые из них составляли себе большое состояние, как, напр., Веррий Флакк, которому Август поручил воспитание своих внуков с ежегодным жалованьем в 800 000 сестерций.

Среди вольноотпущенников были так же писатели, историки, поэты, ученые. Достаточно припомнить наиболее известные имена: во время республики Ливий Андроник, Цецилий Статилий, Теренций; в эпоху империи Публий Сир41, Федр, Эпиктет.

Что касается художников, то римляне вообще ценили их очень низко, за исключением разве что архитекторов. Если составить список имен наиболее известных художников, то в него пришлось бы включить множество вольноотпущенников.

В общем, этот класс людей отличался разными пороками. Но были среди них люди честные, работящие, бережливые, полезные для общества. Многие из них вполне заслуживали искреннее расположение таких людей, как Цицерон и Плиний Младший. Многих вольноотпущенников щедро награждали их бывшие господа. Один из них мог с гордостью написать следующую эпитафию на своей могиле: «В благочестии и чистоте нравов я прожил, насколько это было возможно, без тяжб, без ссор и без долгов. Я был верен своим друзьям, беден деньгами, но очень богат сердцем».

(CM.: Lemonnier H. Etude historique sur la condition privée des affranchis aux trois premiers siècles de e'Empire romaain. Paris: Hachette, 1887. P. 261, ets.).

* * *

40

Дион Касснй Коккеян (ок. 160 – 235 гг. н. э.). греческий историк и римский сенатор, написал римскую историю от основания Рима до 229 гг.

41

Цепилий Статилий – автор комедий, жил во II в. до Р. Х.: Публий Сир писал мимы в эпоху Цезаря.



Источник: Апостол: методическое пособие для семинарских занятий / авт.-сост.: свящ. А. Гумеров, свящ. М. Михайлов, А. С. Небольсин и др. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Изд-во ПСТГУ, 2010. - 235 с.

Комментарии для сайта Cackle

Открыта запись на православный интернет-курс