свящ. А. Гумеров, свящ. М. Михайлов, А.С. Небольсин

Источник

Послание к ефесянам

Литература

Основная

Кассиан (Безобразов), еп. Христос и первое христианское поколение. М., 2001.

Аверкий (Таушев), архиеп. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Ч. 2. Апостол. М., 1995.

Сорокин А., прот. Христос и Церковь в Новом Завете. М.: Издательство Крутицкого подворья, 2006. С. 267 – 289.

Дополнительная

Творения святых отцов

Иоанн Златоуст, архиеп. Константинопольский, свт. Толкование Послания к ефессянам // Творения Святого отца нашего Иоанна Златоуста архиепископа Константинопольского. Т. 11. Кн. 1. СПб., 1905. С. 5 – 218.

Феофилакт, архиеп. Болгарский, блж. Благовестник. Кн. 3. Толкования на Послания св. апостола Павла. М., 2002:C. 903 – 1020.

Феодорит, еп. Кирский, блж. Толкование на Послание к ефессянам. Толкование на четырнадцать посланий св. ап. Павла // Творения блаженного отца нашего Феодорита Кирского. М., 2003. С. 394 – 426.

Феофан Затворник, свт. Толкование Послания апостола Павла к ефессянам. М., 2004. Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I – VII веков. Новый Завет. Т. VII. Послания к галатам, ефесеянам, филиппийцам. Тверь, 2005.

Исследования, комментарии

Иванов А. В. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. М.; СПб., 2002:С. 711 – 731.

Гатри Д. Введение в Новый Завет. СПб., 2005. С. 381 – 415.

Мецгер Б. Новый Завет. Контекст, формирование, содержание. М., 2006. С. 227 – 261.

План Еф.

I. Начальное приветствие (1:1 – 2)

II. Вступительная молитва, благодарение за искупление Иисусом Христом (1:3 – 14)

III. Основная часть (1:15 – 3:21)

1. Догматическая (1:15 – 3:21)

а) молитва об ефесянах (1:15 – 2:10)

б) догматическое учение о соединении иудеев и язычников во Христе (2:11 – 3:13)

в) молитва и славословие (3:14 – 21)

2. Практическая (4:1 – 6:24)

а) единство в вере (4:1 – 16)

б) духовное обновление (4:17 – 5:20)

в) «семейный кодекс» (5:21 – 6:9)

г) о духовной брани. Верующий – воин Христов (6:10 – 17)

IV. Заключение (6:18 – 24)

1. О себе (6:18 – 22)

2. Заключительное благословение (6:23 – 24)

Домашнее задание

1. Кем и когда была основана Церковь в Ефесе? Подтвердить цитатами из книги Деяний святых апостолов.

2. Какое значение Церковь в Ефесе имела для ап. Павла? Какие эпизоды его миссионeрcкoй проповеди связаны с Ефесом? Подтвердить материалами из Деяний.

3. Что такое «существенное свойство Церкви»? О каких существенных свойствах говорит ап. Павел?

4. Выписать все отрывки, в которых ап. Павел приводит образы Церкви. Каковы библейские и исторические основания этих образов?

5. По Приложение 1 выяснить, с каким из других посланий ап. Павла в Послании к ефесянам есть тематические и текстологические параллели.

Семинар № 17. Еф.

План семинара

I. Общие сведения о Послании. Введение

1. Надписание Послания.

А. Как автор Послания представляет себя (1:1)?

Б. *Почему у библеистов возникали сомнения в аутентичности Послания

а) много длинных, нехарактерных для ап. Павла предложений, содержащих большое количество придаточных (см. 1:3 – 10)

б) нет традиционных для Павловых посланий приветствий в конце Послания, хотя в этом городе апостол прожил почти три года

в) нет привычных для ап. Павла ответов на конкретные вопросы общины, хотя она ему была хорошо знакома

г) множество текстуальных совпадений с аутентичными посланиями ап. Павла, особенно с другими посланиями (см. Приложение 1)

д) нехарактерная для ранних посланий христология и эсхатология

ж) носит наиболее обобщенный, соборный характер из всех посланий ап. Павла

2. Адресаты Послания

А. Что нам известно о Церкви в Ефесе? (Домашнее задание)

Б. Текстуальные особенности обращения к адресатам

3. Цель Послания

4. Время и место написания Послания

5. Структура Послания традиционна для формуляра посланий ап. Павла

6. Особенность Послания – его догматическая часть в значительной мере представляет собой гимны

II. Христология Послания к ефесянам

1. Вступительная молитва, благодарение за искупление Иисусом Христом (1:3 – 14)

А. За что ап. Павел благодарит Бога во вступительной молитве?

Б. Предвечность нашего избрания и его осуществление во времени

B. Цель нашего избрания (1:4 – 12)

Г. Тема искупления кровью Христа

2. Учение Послания о Христе

3. О Божественном достоинстве Христа

А. Участник Предвечного совета (1:3 – 5)

Б. «Превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем» (1:21 – 22)

В. От Него «именуется всякое отечество на небесах и на земле» (3:15)

Г. Глава мироздания (1:10) и создатель всего (3:9)

Д. Во Христе истина (4:21)

4. О Христе как нашем Спасителе и Главе Церкви

А. Нет прямого указания на Воплощение, но говорится об исполнении предвечного предопределения во Христе в «устроении полноты времен» (1:10), об искуплении нас кровью, пролитой на Кресте (1:7; 2:13)

Б. Воскрес из мертвых (1:20)

В. Христос – творец нового творения (2:10)

Г. Глава Церкви (1:10; 1:22; 4:15)

Д. Спаситель тела (Церкви) (5:23)

E. Возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу (5:2)

Ж. Возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова (5:25 – 26)

5. О значении жертвы Христа для верующих

А. Создатель единства и примиритель верующих с Богом (2:11 – 18; 3:6)

Б. Христос «вселяется» в верующих (3:17)

В. Исполняет верующих «полнотою Божиею» (3:19)

Г. «Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова» (4:7)

Д. Христос научил нас всему (4:21)

Е. Облекает в нового человека (4:24)

Ж. Верующие должны вырасти «в меру полного возраста Христова» (4:13)

З. Просвешает (5:14)

6. Совершенность спасения во Христе. Актуальная (реализованная) эсхатология

А. Употребление грамматических форм аориста (во Христе мы сделались наследниками (1:11); Бог нас ожитворил, воскресил, посадил на небесах во Христе (2:56)) и перфекта ( «благодатью вы спасены» (2:4))

Б. «Через Него» мы имеем доступ к отцу (2:18)

В. Это тайна, сокрытая от века и явленная «в последние дни» для всего человечества

Г. Возможность достижения этого через Церковь (3:8 – 12; 3:21)

ІІ. Экклесиология Послання

1. Вторая молитва. Тема Церкви (1:15 – 23)

А. Основание Церкви во Христе

Б. Толкование выражения полнота Наполняющего все во всем» (1:23) (Библейские Комментарии. НЗ VII. С. 145 – 147)

2. Свойства Церкви

А. Апостольство

– Что означает утверждение Церкви на «апостолах и пророках» (2:20 и 3:5)?

– Как апостольство Церкви понимается теперь?

Б. Единство Церкви

– Основание единства Церкви (4:4 – 6)

– единство бывших язычников и иудеев (2:11 – 16)

– единство небесных и земных (2:18; 4:8 – 10)

– единство в многообразии (4:11 – 16)

3. Святость Церкви

– Основание святости Церкви (5:25)

– Очищение «банею водною и посредством слова» (5:26)

– Кого освящает Христос (5:25 – 26)?

– можно ли говорить том, что ап. Павел учит о соборности Церкви?

4. Образы Церкви

А. Церковь – тело Христово

– Как ап. Павел понимает значение главы для тела (ср. 4:15 – 16)?

– Сравните этот образ в Еф. с 1 Kop 10:17. В чем состоит отличие?

– Христос – глава тела Церкви (1:10; 1:22; 4:15)

Б. Церковь – храм Божий

– ВЗ основание образа

– Христос – краеугольный камень Церкви

ВЗ пророчества (Пc 117:22)

Самоименования Себя так Христом (Мф. 21:42; Мк. 12:10; Лк. 20:17)

Апостольские речения (Деян. 4:11; 1Петр. 2:4 – 8)

– Апостолы – основание Церкви (2:20; 3:5)

В каком смысле говорится об апостолах как об основании Церкви?

*Почему говорится обосновании Церкви на «апостолах и пророках"? Кто эти пророки?

– Действие Святого Духа по устроенио Церкви (2:22)

5. Церковь – невеста Христа

– ВЗ основание образа

– Отношение Христа и Церкви (Библейские комментарии. НЗ VIII. С. 221 – 222)

– Литургическое использование данного образа

6. Церковь – семья Божия (2:19)

7. Значение Церкви

А. Тайна устроения Церкви (3:9 – 10)

Б. Крест Христов – утверждение Церкви (2:16)

B. Церковь – место славы Божией (3:21 – 22)

Г. Церковь – место доступа к Отцу (3:12)

Д. Церковь – место реализации спасительного подвига Христа (3:8 – 12; 3:21)

E. Церковь – место единства (2:14 – 18; 4:15)

Ж.Церковь – место освящения христиан (5:26)

3. Вселенскость Церкви (1:22 – 23)

ІІІ. Борьба со грехом

1. Мы были мертвы «По преступлениями грехам» (2:1), являлись «чадами гнева по природе» (τέχνα φύοει όργής) (2:3)

2. Источник греха – «обычай мира сего ... (воля) князя, господствующего в воздухе» (2:2)

3. Будучи спасенными Христом, мы должны «поступать достойно звания, в которое.... призваны» (4:1). Как Новый Израиль (4:17), христиане должны бороться со грехом (4:17 – 5:21)

4. Новый тип социальных отношений во Христе

А. Мужья – жены (5:22 – 33)

Б. Родители – дети (6:1 – 4)

В. Господа – рабы (6:5 – 9)

5. Христианин как воин Христов в борьбе с диаволом (6:10 – 16) (Библейские комментарии. НЗ VII. С. 234 – 239)

А. Борьба христианина не с творением Божиим, а с «мироправителем века сего» (6:10)

Б. Христианин – воин Христов. Основание образа (римский воин – легионер)

В. Детали облачения христианина – воина

Стихи для узнавания

Еф.

1:10

...Дабы все небесное и земное соединить под главою Христом.

1:22 – 23

Все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем.

2:14 – 16

Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду, упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир, и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем.

3:4 – 6

Тайна Христова, которая не была возвешена прежним поколениям сынов человеческих, как ныне открыта святым Апостолам Его и пророкам Духом Святым, чтобы и язычникам быть сонаследниками, составляющими одно тело, и сопричастниками обетования Его во Христе Иисусе посредством благовествования.

5:23

Христос – глава Церкви, и Он же Спаситель тела.

5:25 – 27

Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна.

6:12

Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной.

Темы для студенческих докладов

1. Обзор святоотеческих толкований на отрывок Еф. 1:22 – 23 (Церковь Церкви... есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем).

2. Обзор святоотеческких толкований на отрывок Eф. 5:21 – 33.

Вопросы к зачету

1. Христология Послания к ефесянам.

2. Экклесиология Послания к ефесянам.

3. Борьба со грехом по Посланию к ефесянам: неучастие в делах тьмы, трезвенность, воздержание от блуда, воздержание языка, образ христианина – воина.

4. *Образ брака по Посланию.

Приложения

Приложение 1. Таблица параллельных мест Послания к ефесянам и других Посланий ап. Павла42


Послание к ефесянам Другие послания
1:5 «Предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа....» «Дабы нам получить усыновление....» (Гал. 4:5; ср. Рим. 8:15, 23)
1:7 «В котором мы имеем искупление Крови Его, прощение грехов...» «Ныне, будучи оправданы Кровию Его....» (Рим. 5:9)
1:10 «B устроении полноты времен» «Когда пришла полнота времени... » (Гал. 4:4)
1:11 «В Нем Мы и сделались наследниками» «Вы cемя Авраамово и по обетованию наследники» (Гал. 3:29; ср. 4:7; Рим. 8:17)
1:13 – 14 «В нем и вы... запечатлены обетованным Святым Духом, который есть залог наследия нашего...» «Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши....» (2Кор. 1:22)
1:21 «Превыше всякого начальства, и власти, и силы, и господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем....» «Им создано все, что на небесах и что на земле, видимоe и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли» (Кол. 1:16; см. ниже)
2:1 «И вас мертвых по преступлениям и грехам вашим...» «Смерть как следствие греха и грех как преступление» см. Рим. 5:12 – 21
2:4 «Бог, богатый милостью, по своей великой любви, которою возлюбил нас... » Любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам... Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками....» (Рим. 5:5, 8)
2:5 – 6 «И нас мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, – благодатью вы спасены. И воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе» «Как Христос Воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения... Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним» (Рим. 6:4 = 5:8)
2:8 «Ибо благодатью Вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар» «Благодаты вы спасены» повторено дважды (Еф. 2:5, 8), так как это ключевой тезис Павлова провозвестия в Рим. и Гал. «Божий дар» – оправдание даром» (Рим. 3:24 и др.)
2:9 «Не от дел, чтобы никто не хвалился...» По поводу невозможности оправдаться «делами Закона» много написано в Рим. и Гал.
2:10 «Итак помните, что вы: некогда язычники по плоти, которых называли необрезанными так называемые обрезанные плотским обрезанием, совершаемым руками» Полемика по поводу необходимости обрезания для язычников потребовала от Павла много сил (ср. прежде всего Гал., а также Рим.; Флп.). Язычники – главный объект апостольской проповеди Павла. Довольно часто он прямо напоминал им об их языческом прошлом, из которого они призваны в Церковь: «Когда вы были язычниками....» (1Кор. 12:2); «Вы обратились к Богу от идолов, чтобы служить Богу живому и истинному» (1Фес. 1:9) и др.
2:12 «Вы были в то время без Христа, отчуждены от общества Израильского, чужды заветов обетования, не имели надежды и были безбожники в мире» Израильтянам «принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования» (Рим. 9:4), но язычники приобщились к этому «стволу», как дикая маслина к благородной (Рим. 11:17)
2:13 «А теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровию Христовою» «Ныне, будучи оправданы Кровию Его, спасемся Им от гнева» (Рим. 5:9)
2:14 «Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду» «Посредством Его примирить с Собою все» (Кол. 1:20)
2:15 – 17 «Упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир, и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем. И, придя, благовествовал мир вам, дальним и близким....» «Истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту» (Кол. 2:14)
2:19 «Итак вы уже не чужие и не пришельцы. Но сограждане cвятым и свои Богу» «И вас, бывших некогда отчужденными и врагами, по расположению к злым делам, ныне примирил в теле Плоти Его, смертью Его, чтобы представить вас святыми и непорочными и неповинными пред Собою» (Кол. 1:21 – 22)
2:2 – 22 «Быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом» «....Никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос. Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы... Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» (1Кор. 3:11 – 12:16)
3:2 «Как Вы слышали о домостроительстве благодати Божией, данной мне для вас... » «Вы слышали о моем прежнем образе жизни в Иудействе... Когда же Бог.... благоволил открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам....» (Гал. 1:13, 15 – 16)
3:6 «Которого служителем сделался я по дару благодати Божией, данной мне действием силы Его» «Довольно для тебя благодати моей, ибо |сила Моя совершается в немощи» (2Кор. 12:9)
3:8 «Мне, наименьшему из всех святых, дана благодать сия – благовествовать язычникам неисследимое богатство Христово» См. выше (Гал. 1:16); «а после всех явился и мне, как некоему извергу» (1Кор. 15:8)
3:13 «Посему прошу вас не унывать при моих ради вас скорбях, которые суть ваша слава» Посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется. Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу» (2Кор. 4:16 – 17)
3:18 – 19 «Чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота. И разуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею» «Ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем"(Рим. 8:39)
4:1 «Итак я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны» «Только живите достойно благовествования Христова» (Флп. 1:27)
4:2 «Со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью» «Любовью служите друг другу» (Гал. 5:13)
4:4 – 6 «Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, который над всеми, и через всех и во всех нас» Очень типичное и по содержанию, и по стилю выражение апостола. «У нас один Бог Отец, из которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, которым все, и мы Им» (1Кор. 8:6); «Ибо все из Него, им и к Нему» (Рим. 11:36)
4:7 Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова» Это та же любимая тема единства и многообразия в 1 Кор. (особенно гл. 12)
4:11 – 12 «И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершенио святых, на дело служения, для созидания Тела Христова «И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в – третьих, учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки» (1Кор. 12:28) Перед 1Кор. 12:28 – о Церкви как о Теле Христовом
4:13 «Доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова ...Чтобы представить всякого человека совершенным во Христе Иисусе» (Кол. 1:18)
4:14 «Дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков. По хитрому искусству обольщения» «Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу» (Кол. 2:8)
4:16 «Из которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви» «Глава (Христос), от которой все тело, составами и связями будучи соединяемо и скрепляемо, растет возрастом Божиим» (Кол. 2:19)
4:17 «Посему я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего, будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их» По поводу языческой нравственной деградации из-за нежелания познать Бога через естественное откровение. «Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце» (Рим. 1:21)
4:19 «Они, дойдя до бесчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью» «Называя себя мудрыми, обезумели... то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела... Потому предал их Бог постыдным страстям» (Рим. 1:22, 24, 26)
4:22 «Отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях...» «Ветхий наш человек распят с Ним» (Рим. 6:6; 8:3)
4:23 «А обновиться духом ума вашего....» «Так и нам ходить в обновленной жизни» (Рим. 6:4)
4:24 «И облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» (Гал. 3:27)
4:28 «Кто крал, вперед не кради, а лучше трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся» «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2Фес. 3:10); «Трудимся, работая своими руками» (1Кор. 4:12)
4:30 «И не оскорбляйте Святаго Духа Божия, которым вы запечатлены в день искупления» «Мы сами, имея начаток Духа....» (Рим. 8:23): «Вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас» (1Кор. 3:16); «Бог, который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши» (2Кор. 1:22)
4:32 «Будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас» «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Гал. 6:2)
5:2 «И живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятноe» «Христос, когда еще мы были немощны, вопределенное время умер за нечестивых... Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» (Рим. 5:6, 8)
5:5 «Знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога» «Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуот? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодей, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют» (1Кор. 6:9 – 10)
5:8 «Вы были некогда тьма, а теперь – свет в Господе: поступайте, как чада свет» «....отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света» (Рим. 13:12)
5:9 «Потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине» «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера» (Гал. 5:22)
5:10 «Испытывайте, что благоугодно Богу» «Все испытывайте, хорошего держитесь» (1Фес. 5:21)
5:15 – 16 «Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем» «Со внешними обходитесь благоразумно, пользуясь временем» (Кол. 4:5)
5:17 «Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия» «И не сообразуйтесь с веком cим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим. 12:2)
5:2 слл. «Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых» Много параллелей с практической частью Кол. «Непрестанно молитесь» (1Фес. 5:17)
6:21 – 22 «А дабы вы знали о моих обстоятельствах и делах, обо всем известит вас Тихик, возлюбленный брат и верный в Господе служитель, которого я и послал к вам для того самого, чтобы вы узнали о нас и чтобы он утешил сердца ваши» «О мне все скажет вам Тихик, возлюбленный брат и верный служитель и сотрудник в Господе, которого я для того послал к вам, чтобы он узнал о ваших обстоятельствах и утешил сердца ваши» (Кол. 4:7 – 8)

* * *

42

Сорокин А.прот.. Христос и Церковь в Новом Завете. М., 2005. С. 273 – 277.


Источник: Апостол: методическое пособие для семинарских занятий / авт.-сост.: свящ. А. Гумеров, свящ. М. Михайлов, А. С. Небольсин и др. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Изд-во ПСТГУ, 2010. - 235 с.

Комментарии для сайта Cackle