ГРÉЧЕСКИЙ РÓСПЕВ

ГРÉЧЕСКИЙ РÓСПЕВ имеет в истории русского церковного пения два вида: 1) древний, известный из безлинейных рукописей – кондакарей, употреблявшихся от конца XI до XIV века и 2) поздний, известный из линейных нотных книг, начиная с половины XVII века до настоящего времени.

Мелодия древнего греческого роспева до сих пор не объяснена и не прочитана однозначно; не сохранилось ни одной книги, излагающей это пение не кондакарным знаменем, а само кондакарное знамя не употребляется для записи мелодий после XIV века и потому стала достоянием исключительно археологии.

Поздний вид Г. P., или согласия, появился в Русской Церкви в XVII веке благодаря юго-западным певцам и главным образом некоему иеродиакону Мелетию, который был приглашен царем Алексеем Михайловичем в 1655 году для обучения придворных певчих греческому пению. Особенно полюбил это пение патриарх Никон; он ввел в богослужение даже текст греческих песнопений. Г. Р. осмогласен, но не представляет собою подлинного греческого пения, а есть производный от него, – притом упрощенный русскими певцами и приспособленный к славянскому тексту наших песнопений и общему характеру русского церковного пения. Г. P., сохраняющимся в нотных книгах, распет далеко не весь круг песнопений, а в современной практике Г. Р. удержался в самом незначительном объеме.

Характерными особенностями этого роспева служат: живость и свежесть радостного религиозного чувства, задушевная теплота и музыкальность, с внешней стороны – свобода мелодического движения, легкость темпа и плавность голосоведения и в то же время церковность. К особенно выразительным песнопениям Г. Р. относятся: Непорочны Великой Субботы, Задостойник Рождеству Христову, ирмосы Пасхи. Из мелодий Г. Р. переложены на четыре голоса: Молебное пение Пресвятой Богородице, Благослови, душе моя, Господа (псалом предначинательный). Достойно есть (входное) – А. Ф. Львовым; Ангел вопияше – Д. С. Бортнянским; Непорочны – П. И, Турчаниновым.

Комментарии для сайта Cackle