Богословско-литургический словарь

 ЗВУКОРЯ́Д ЦЕРКÓВНОГО ПÉНИЯЗНÁМЕННЫЙ РАСПÉВИ́КОС 

ЗНÁМЕННЫЙ РАСПÉВ

ЗНÁМЕННЫЙ РАСПÉВ – система старинных православных церковных напевов. Название происходит от ст. слав. «знамя» – певческий знак. Знамена (или крюки) применялись для записи напевов. 3. P. имеет различные варианты, связанные с формами богослужений (большой и малый 3. P.), с именем народа, города (болгарский, киевский 3. P. и т. п.) или же предполагаемого автора (Лукошков, Баскаков 3. P. и т. п.). Большинство вариантов относится к XVII веку. З. P. основан на системе осмогласия. Напевы каждого гласа слагаются из попевок. Текст мог быть распет разными мелодическими приемами, что предоставляло значительную творческую инициативу церковным певчим. Начиная с XVI века имеются письменные свидетельства многоголосного исполнения 3. P., особенно развившегося во 2-й половине XVII века. 3. P. был канонизирован Русской Православной Церковью во 2-й половине XVIII века в виде свода основных одноголосых песнопений. В многоголосом изложении (фактически принятом Церковью со 2-й пол. XVII в.). 3. P. подвергался более или менее свободному варьированию, особенно в XVIII и XIX веках (обработки Бортнянского, Львова, Кастальского и др.). Одноголосая форма 3. P. сохранилась только у старообрядцев.


 ЗВУКОРЯ́Д ЦЕРКÓВНОГО ПÉНИЯЗНÁМЕННЫЙ РАСПÉВИ́КОС