ТРОПÁРЬ

ТРОПÁРЬ (греч.) – краткое песнопение, в котором раскрывается сущность праздника или прославляется священное лицо.

Исторически Т. был исходным элементом православной гимнографии; первоначально – краткий припев к определенным местам литургического песнопения. Т. был введен в IV веке, вытеснив теософические гимны I-III веков, не удержанные Церковью, как своеобразный музыкально-поэтический комментарий к священному тексту, словесная икона события Священной истории или празднуемого святого. Возникнув на смешанной почве греческой и ближневосточной культуры, Т. уже к V веку расцвел в особый мелопоэтический жанр. Ритмическая проза ранних Т. переросла в стихи, метрика которых с распадом античной просодии и под влиянием семитической поэзии (особенно св. Ефрема Сирина) стала опираться на словесное ударение. Т. всегда встраивался в готовые музыкально-ритмические и смысловые «гнезда» (в составе канона, кондака, акафиста). В свою очередь мог делаться моделью (образцом), называясь в этом случае ирмосом, по мелодической формуле которого строились икосы, то есть строфы, единообразные по числу слогов во взаимно соответствующих стихах.

Параллельно с кондаками и канонами, тоже организованными вокруг базовых Т., создавались как самостоятельные (автомелические), так и «уподобительные» Т., различаемые по функции (назначению):

стихира – Тропарь, вторящий стиху псалма;

ипакои – «отклик» на песнопение, затем стихира после малого входа;

кондак – в новом значении «лишнего» Т. 3-й и 6-й песен канона;

кафизма (седален) – вставка между разделами основного пения;

Богородичен – 9-я песнь канона или всякий Т. Богородице;

катавасия – ирмос, повторяемый в конце песни сходящимися вместе хорами.

Комментарии для сайта Cackle