В. Чернов

Источник

Преображение Господне

События праздника

Преображение Господа Иисуса Христа празднуется Церквовью 6/19 августа – за сорок дней до праздника Воздвижения честного и животворящего Креста. Этим символически указывается на то, что Господь преобразился перед своими учениками именно накануне Своего пути на страдания и крестную смерть, дабы явлением Своей небесной славы укрепить их ввиду грядущих испытаний.

Праздник Преображения всегда приходится на время Успенского поста, однако церковный устав дозволяет в этот день употреблять рыбу. В русском народе этот день известен как «Яблочный Спас», поскольку на Преображение, по традиции, совершается освящение плодов нового урожая.

Священная гора

О чудесном преображении Спасителя повествуют три евангелиста – Матфей, Марк и Лука (Мф. 17:1–13, Мк. 9:2–13Лк. 9:28–36), причем все они связывают это событие со сказанными накануне словами Господа о предстоящих Ему страданиях, о несении креста Его последователями и о скором открытии Царствия Божиего, приходящего в силе. Иисус взял ближайших учеников, которые были с Ним в наиболее торжественные и важные моменты Его земной жизни – Петра, Иакова и Иоанна – «и возвел их на гору высокую одних» (Мф. 17:1). Евангелисты не называют эту гору, однако существует предание, что это была гора Фавор к югу от Назарета.

Господь «преобразился перед ними», явился перед учениками в Своей небесной славе, отчего «просияло лицо Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф. 17:2). Евангелист Лука делает важное дополнение, указывая на то, что целью восхождения была молитва, и что Господь преобразился «когда молился» (Лк. 348 Преображение Господне  9:29). Так же Лука доносит до нас‚ что апостолы во время молитвы «отягчены были сном» (Лк. 9.32) и, только проснувшись, узрели славу преобразившегося Господа и явившихся во славе Моисея и Илию. Они беседовали с Иисусом Христом об исходе Его, который надлежало Ему совершить в Иерусалиме. Как поясняет святи- тель Иоанн Златоуст, явились именно Моисей и Илия, потому что в народе Господа Иисуса Христа почитали то за Илию, то за одного из пророков. Моисей явился, чтобы показать, что Иисус не был нарушителем ето законов, каким Его пытались представить книжники и фарисеи. Ни Моисей, через которого был дан закон Божий, ни Илия не предстали и не повиновались бы Тому, Кто не был на самом деле Сыном Божиим. Учеников Спасителя охватила такая радость, что Петр воскликнул: «Наставник! Хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи, одну Тебе, одну Моисею и одну Илии» (Лк. 9:33), чем как бы говорил Учителю: лучше не возвращаться в дольний мир злобы и коварства, где ожидают Тебя страдания и смерть.

Всех объяло чудесное облако – символ особого присутсвия славы Божией – и послышался голос Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Мф. 17:5). Те же слова были слышны при крещении Господнем, но с добавлением «Его слушайте». Господь запретил апостолам рассказывать кому бы то ни было об увиденном, пока Он не воскреснет из мертвых.

Вопрос учеников о грядущих страстях

Убежденные уже вполне, что Учитель Иисус есть действительно Мессия, апостолы всё же спросили Ето: «Как же книжники говорят, что Илии надлежит придти прежде?» (Мф. 17:10Мк. 9:11). В ответ Господь подтвердил, что действительно «Илия должен придти прежде и устроить все» (Мф. 17:11; Мк. 9:12), как и предсказал пророк Малахия (Мал. 4:5–6): «Вот, Я пошлю к вам Илию пророка перед наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я пришел и не поразил земли проклятием». То есть Илии надлежало явиться в мир и восстановить в душах людей первоначально добрые и чистые чувства, без чего дело Мессии не могло бы быть успешным, поскольку не нашло бы благоприятной почвы в сердцах людей, заскорузлых и окаменевших в продолжительной порочной жизни. «Но говорю вам, – продолжал Иисус, – что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели» (Мф. 17:12). Спаситель имел в виду, что Илия уже пришел в лице Иоанна Крестителя, который своей жизнью и проповедью особенно напоминал древнего пророка, но его не узнали, ввергли в темницу и умертвили. «Так и Сын Человеческий пострадает от них» (Мф. 17:12), – пояснил ученикам Иисус, указывая на предстоящие Ему страдания и смерть.

Из богослужения праздника Преображения Господня

На великой вечерне на «Господи воззвах» стихиры, глас 4:  

Пр́ежде Крест́а Твоего, Господи‚/гора Небеси подобящися‚/и ́облак‚ яко сень, протязашеся‚/Тебе преобраз́ующуся‚/от Отца же свид́етельствуему: /тамо бе Петр со Иаковом и Иоанном,/яко хот́яху быти с Тобою и во время пред́ания Твоего‚/да‚ видевше чудеса Твоя‚/не устраш́атся страданий Твоих‚/имже поклонитися нам в мире спод́оби,/вел́икия ради Твоея милости.  

Прежде Креста Твоего, Господи‚/гора уподоблялась небу/и облако как шатер распростиралось./Когда Ты преображался/и принимал свидетельство от Отца‚/был там Петр с Иаковом и Иоанном,/ибо им предстояло быть с Тобою/и в час предания Твоего на смерть,/чтобы увидев дивные дела Твои‚/не убоялись страданий Твоих‚/которым удостой нас поклониться в мире/по великой Твоей милости.

Прежде Креста Твоего, Господи,/поим ученики на гору высоку‚/преобразился еси пред ними,/лучею силы озаряя их‚/отсюду убо человеколюбием,/отонуду властию‚/показати хотя воскресения светлость‚/егоже и нас, Боже, в мире сподоби,/яко Милостив и Человеколюбец.  

Прежде Креста Твоего, Господи,/взяв учеников на гору высокую,/Ты преобразился перед ними‚/лучами силы озаряя их,/желая показать, как человеколюбием, так и могуществом‚/светлость воскресения;/и нас, Боже, в мире того удостой‚/как Милостивый и Человеколюбец.

Гора, яже, иногда мрачна и дымна,/ныне же честна и свята есть,/на нейже нозе Твои стоясте, Господи‚/превечное бо сокровенное таинство/ напоследок явлено сотвори,/страшное Твое преображение,/Петру, и Иоанну, и Иакову./ Иже, такова сияния лица Твоего не терпяще/и светлости риз Твоих‚/ниц на лице земли покрывахуся,/иже и ужасом одержими, дивляхуся‚/видяще Моисея и Илию, глаголюща с Тобою‚/хотящая приключитися Тебе;/и глас от Отца свидетельствоваше, глаголя/Сей есть Сын Мой возлюбленный,/о Немже благоизволих,/Того послушайте‚/Иже и дарует мирови велию милость.  

Гора, некогда мраком сокрытая и дымом‚/ныне почитаема и свята‚/на которой ноги Твои стояли, Господи;/ибо прежде веков сокровенное таинство/сделало напоследок явным /страшное Твое преображение/ Петру, Иоанну, и Иакову./Они, сияния лица Твоего не вынося/и блеска одежд Твоих,/лицами к земле склонялись‚/и‚ охваченные изумлением, удивлялись,/видя Моисея и Илию, с Тобою собеседующих/о том, что должно было случиться с Тобой./И голос от Отца свидетельствовал, говоря:/"Это Сын Мой возлюбленный‚/в Котором Мое благоволение, Его слушайте‚/Он и дарует миру великую милость!»

На горе высоце преображся, Спас‚/верховныя имея ученики,/преславно облистал есть‚/показуя, яко высотою добродетелей облиставше/и Божественней славе сподобится./Глаголющии со Христом Моисей и Илия показоваху,/яко живыми и мертвыми обладает/и иже древле законом и пророки глаголавый есть Бог,/Емуже и глас Отеч из облака светла послушествоваше, глаголющий:/Того послушайте,/Иже Крестом ада пленивша/и мертвым дарующа живот вечный.  

На горе высокой преобразившись/в присутствии верховных учеников‚/Ты славно просиял, Спаситель‚/показывая‚ что высотою добродетелей блистающие/и Божественной славы удостоятся./Беседовавшие же со Христом Моисей и Илия/открывали, что Он – над живыми и мертвыми владычествует‚/и Богом, в древности через закон и пророков вещавшим является‚/о Ком из светлого облака и свидетельствовал/голос Отца, говорящий:/"Послушайте Того, Кто Крестом пленит ад/и мертвым дарует жизнь вечную!»

Слава, и ныне, глас 6: Прообразуя воскресение  Твое, Христе Боже,/тогда поят три Твоя ученики,/Петра, и Иакова, и Иоанна‚/на Фавор возшел еси./Тебе же, Спасе, преобразующуся,/Фаворская гора Светом покрывашеся,/ученицы Твои, Слове,/ повергоша себе долу на земли‚/не терпяще зрети невидимаго зрака,/Ангели служаху страхом и трепетом‚/небеса убояшася‚/земля вострепета‚/видяще на земли славы Господа.  

Прообразуя воскресение Свое, Христе Боже‚/берешь тогда с Собою трех Твоих учеников/ Петра, и Иакова, и Иоанна‚/ на Фавор взойдя./И при Твоем, Спаситель, преображении/гора Фаворская светом озарялась./Ученики Твои, Слово‚/поверглись ниц, простершись на земле/не вынося созерцания недоступного взорам образа./Ангелы служили Тебе со страхом и трепетом‚/небеса содрогнулись, земля затрепетала‚/видя на земле Славы Господа.

На литии стихиры самогласны, глас 2.

Иже Светом Твоим всю вселенную освят́ив‚/на горе выс́оце преобразился еси, Блаже,/показав учеником Твоим силу Твою,/яко мир избавл́яеши от преступления./Темже вопием Ти:/Милос́ерде Господи, спаси души наша.  

Светом Своим всю вселенную освятивший‚/на горе высокой преобразился Ты, Благой‚/ показав ученикам Своим могущество Свое‚/ ибо Ты мир избавляешь от преступления./Потому мы взываем Тебе:/"Милосердный Господи, спаси души наши!»

Иже на горе Фав́орстей преобр́ажся во  славе, Христе Боже‚/и показ́ав учеником Твоим славу Твоего Божеств́а‚/озар́и и нас светом Твоего разумения/и настави на стезю з́аповедей Твоих‚/яко един благ и человеколюбец.  

На горе Фавор преобразившийся во славе, Христе Боже‚/и показавший ученикам Твоим славу Твоего Божества‚/озари и нас светом Твоего познания/и направь на путь заповедей Твоих‚/как единый благой и человеколюбец!

Иже пр́ежде солнца Свет Христос/телесне на земли жительствуя/и пр́ежде Креста вся, яже стр́ашнаго смотрения, совершив боголепно,/днесь на Фав́орстей горе‚/тайно Тр́оицы образ показуя‚/из́ящныя три ученики,/Петра, и Иакова, и Иоанна, на ню возвел еси наедине/и, мало скрыв пл́оти восприятие,/преобразился еси пред ними‚/являя началообр́азныя добр́оты благолепие/и то не всесовершенно:/́ово извествуя т́ыя, вќупе и щад́я,/да не како со зраком и еже жити погу́бят,/но яко мож́аху вмещ́ати, тел́есными оч́има стерп́яще./И пророков верховныя, Моисея и Или́ю, привел еси‚/непрекосл́овне свидетельствующия Его Божество/и яко Той есть истинное Отеческаго Существа сияние,/госп́одствуяй живыми и мертвыми./Тем и ́облак якоже сень, объ́ят их,/и глас свыше От́еч/из облака шумно предсвид́етельствующ и глаголющ:/Сей есть, егоже нетленно из чрева прежде денницы род́их‚/Сын возлюбленный Мой‚/Егоже послах спаст́и/во Отца и Сына и Духа Святаго крещ́аемыя/и испов́едающия верно,/яко нераздельна есть едина держ́ава Божества‚/Того послушайте./Сам ́убо, Человекол́юбче Христе Боже,/и нас озари Светом неприступныя Твоея славы/и дост́ойны покажи наследники/безконечнаго Царствия Твоего, яко пребл́аг.  

Свет, бывший прежде солнца, Христос‚/живя во плоти на земле/и прежде Креста все, относящееся к Своему повертающему в трепет замыслу,/совершив, как подобает Богу‚/в сей день на горе Фавор/таинственно показывает образ Троицы,/трех совершеннейших из учеников‚/Петра‚ и Иакова, и Иоанна‚/с Собою на нее возводя наедине./И‚ отчасти сокрыв принятую плоть‚/преобразился перед ними‚/являя совершенство первоначальной красоты,/хотя и не со всею полнотою,/одновременно удостоверяя их, но также и щадя‚/да не лишатся и зрения, и жизни,/и лишь насколько могли они вмещать/и телесные их очи выносили./И величайших из пророков, Моисея и Илию, привел,/согласно свидетельствующих о Его Божестве‚/и что Он –  истинное Сияние сущности Отца,/владычествующий над живыми и над мертвыми./Потому и облако, как шатер, покрыло их,/и глас Отца раздался свыше/из облака громогласно свидетельствующий и говорящий:/«Это Тот, Кого Я родил не по земным законам/из чрева прежде утренней звезды,/Сын возлюбленный Мой,/Кого Я послал спасти/во имя Отца, и Сына, и Духа Святого принимающих крещение/и исповедующих с верою‚/что нераздельна единая власть Божества‚/Его послушайте!»/Ты же Сам, Человеколюбец Христе Боже,/и нас озари Светом неприступной Твоей славы/и достойными наследниками покажи/бесконечного Царства Твоего, как преблагой!

Слава, глас 5: Приид́ите, вз́ыдем на го́ру  Господню/и в дом Бога нашего/и узрим славу преображ́ения Его,/славу яко единор́однаго от Отца,/светом при́имем Свет/и, возв́ышени бывше духом‚/Троицу единос́ущную воспоим во веки.

Придите, взойдем на гору Господню/и в дом Бога нашего/и увидим славу преображения Его‚/славу как Единородного от Отца;/светом примем Свет/и, возвышенные духом,/Троицу Единосущную будем воспевать вовеки.

И ныне: Закона и прор́оков/Тя, Христе, Творца и Исполнителя свидет́ельствоваша,/зряще во ́облаце‚/Моисей Богов́идец и Илия огнеколесн́ичник/и неопальный небош́ественник/в преображ́ении Твоем./С нимиже и нас Твоего просвещ́ения сподоби, Владыко‚/пети Тя во веки.  

О Тебе, Христе,/как О Закона и пророков Творце и Исполнителе,/засвидетельствовали, видя Тебя во облаке при Твоем преображении‚/Моисей Боговидец и Илия,/на огненной колеснице неопалимым на небеса восшедший./С ними и нас Твоего просвещения удостой, Владыка‚/чтобы нам воспевать Тебя вовеки.

Стихиры на стиховне, глас 1:

Иже древле с Моис́еом глаго́лавый на горе Синайстей ́образы,/Аз есмь, глаголя, Сый,/днесь на горе Фав́орстей преображся пред ученики‚/показа началообразную доброту зрака,/в Себе воспри́им человеческое существо‚/и таковыя благодати свидетели пост́авль – Моисея и Илию,/́общники творяше вес́елия‚/провозвещ́ающия славное Креста ради/и спасительное воскресение.  

Тот, Кто в древности беседовал/с Моисеем на горе Синае посредством образов,/говоря: «Я – вечно Существующий"‚/в сей день на горе Фавор преобразившись пред учениками,/показал первоначальную красоту Божия образа/в воспринятой на Себя человеческой природе/и, поставив свидетелями такой благодати Моисея и Илию‚/сделал их участниками радости‚/предрекающими завершение Твоего служения через Крест/и спасительное Воскресение.

Твоего единор́однаго Сына пров́идев Духом/плотско́е к человеком пришествие‚/богоот́ец Давид издалеча к веселию созывает тварь/и пророчески взывает:/Фав́ор и Ерм́он о имени Твоем возр́адуются/На сию бо возшед го́ру, Сп́асе, со ученики Твоими,/очерн́евшее Адамово естеств́о,/преобр́ажся, облист́ати паки сотворил еси‚/претвор́ив е в Твоего Божества славу же и светлость./Темже вопием Ти:/Содетелю вс́яческих, Господи, слава Тебе.  

Твое, единородного Сына, пришествие/во плоти к людям предвидя Духом‚/Богоотец Давид издалека к веселью созывает все творение/и пророчески восклицает:/«Фавор и Ермон о имени Твоем возрадуются»./Ибо, взойдя на эту гору с учениками Твоими‚/Ты‚ Спаситель, потемневшее Адамово естество‚/ преобразившись, вновь блистающим соделал,/претворив его в славу и сияние Твоего Божества./Потому мы взываем Тебе:/»Создатель всего, Господи, слава Тебе!»

Неодерж́имое Твоего светол́ития,/и неприступное Божества,/зряще апостолов лучшии,/на горе Преображ́ения, безначальне Христе,/божественным измен́ишася ужасом/и, облаком оси́явшеся светлым,/глас сл́ышаху Отеч, извествующ т́аинство Твоего вочелов́ечения‚/яко един еси и по воплощ́ении‚/Сын Единородный/и Спас мира.  

Нестерпимое излияние Твоего света/и неприступное Божество, безначальный Христе,/созерцая на горе преображения,/избранные из апостолов изменились божественным восторгом/и, облаком светлым озаренные‚/слышали отеческий глас‚/ подтверждающий таинство Твоего вочеловечения‚/что Ты – Един и по воплощении,/Сын Единородный и Спаситель мира.

Слава, и ныне, глас 6: Петру, и Иакову, и  Иоанну‚/л́учшим учениќом Твоим, Господи,/днесь показал еси на горе Фав́орстей/славу Бож́ественнаго Твоего зрака:/ в́идяху бо ризы Твоя, облист́авшия, яко свет,/и лице Твое паче солнца‚/не терпяще зрети нестерпимое Твоего си́яния,/на землю низп́адаху,/ниќакоже  зрети могуще./Глас же слышаху, свид́етельствующ свыше:/Сей есть Сын Мой возлюбленный‚/пришедый в мир спаст́и человека.  

Петру, и Иоанну, и Иакову,/избранным ученикам Твоим, Господи,/в сей день показал Ты на горе Фаворе/славу Божественного Твоего облика:/ибо видели они одежды Твои, засиявшие, как свет‚/и лицо Твое – ярче солнца;/и не вынося созерцания нестерпимого Твоего блеска,/на землю падали, совсем не в силах смотреть./Голос же слышали, свидетельствующий свыше:/"Это – Сын Мой возлюбленный,/пришедший в мир спасти человека!»

На утрене тропарь, глас 7:  

Преобраз́ился еси на горе, Христе Боже,/показ́авый учеником Твоим славу Твою,/якоже мож́аху,/да возсияет и нам, грешным,/ Свет Твой приснос́ущный/ молитвами Богородицы‚/Светод́авче, слава Тебе.  

Преобразился Ты на горе, Христе Боже‚/показав ученикам Твоим славу Твою‚/насколько это было для них возможно./Да воссияет и нам, грешным‚/свет Твой вечный,/по молитвам Богородицы;/Податель света, слава Тебе!

Седален, глас 4:

Челов́еческое изменение, еже со славою Твоею, Сп́асе‚/второе и страшное Твоего пришествия показуя‚/на горе Фав́орстей преобразился еси./Илия и Моисей глаголаху с Тобою,/и три́ех от ученик спризв́ав,/иже, видевше, Владыко, славу Твою, блистанию Твоему удив́ишася./Иже тогда сим Свет Твой возсиявый, просвет́и души наша.

Показывая смертных изменение/по образу славы Твоей/при втором и страшном Твоем пришествии‚/на горе Фавор преобразился Ты, Спаситель./Илия и Моисей беседовали там с Тобою;/трех из учеников Ты туда с Собою призвал‚/и они, увидев славу Твою, Владыка,/изумились огт сияния Твоего./Озаривший их тогда светом Твоим‚/просвети души наши!

Седален, глас 4:  

На горе Фав́орстей преобраз́ился еси,  Иисусе‚/и облак св́етел, протязающся, яко сень, апостолы славою покр́ы,/темже и на землю ниц п́адаху‚/не терпяще зрети светлости неприступныя славы лица Твоего,/безнач́альне Спасе, Христе Боже./Иже тогда сим Свет Твой возси́явый, просвети души наша.  

На горе Фавор преобразился Ты, Иисусе,/и облако светлое, как шатер распростираемое, Апостолов Твоею славою покрыло, –/потому они и устремили взоры в землю‚/не в силах видеть блеска/неприступной славы лица Твоего‚/Безначальный Спаситель, Христе Боже./Озаривший их тогда Светом Твоим‚/ просвети души наши!

Величание:  

Величаем Тя,/живод́авче Христе,/и почит́аем пречистыя плоти Твоея/преславное преображение.  

Величаем Тебя‚/Податель жизни Христе‚/и почитаем пречистой плоти Твоей/преславное преображ́ение.

Кондак, глас 7:  

На горе преобраз́ился еси,/и якоже вмещ́аху учениц́ы Твои,/славу Твою, Христе Боже, в́идеша‚/да егда Тя ́узрят распин́аема,/страдание ́убо уразум́еют вольное‚/м́ирови же проповедят,/яко Ты еси во́истинну Отчее си́яние.  

На горе преобразился Ты,/и‚ насколько могли вместить ученики Твои,/они славу Твою, Христе Боже, созерцали‚/чтобы‚ когда Тебя увидят распинаемым,/уразумели, что Твоё страдание – добровольное/и миру возвестили‚/что Ты – воистину Отчее сияние.

На хвалитех стихии:, глас 4:

Прежде честн́аго Креста Твоего и страд́ания‚/поимь, ихже проразсуд́ил еси, от священных ученик,/на Фаворскую, Владыко, возш́ел еси гору‚/показати восхотев сим славу Твою:/иже и в́идевше Тя, преобраз́ившася/и паче солнца просиявша‚/н́ицы падше‚/силе Твоей удивишася, взывающе:/Ты безлетен Свет еси, Христе,/и сияние Отчее‚/аще и волею плоть яв́ился еси, Неизм́енне.  

Прежде священного Креста Твоего и страдания‚/взяв тех, кого Ты выбрал из священных учеников,/на Фаворскую гору взошел Ты, Владыка‚/восхотев показать им славу Твою./И они, узрев Тебя, преображающимся/и ярче солнца просиявшим‚/упав ниц, поразились Твоему могуществу, взываяз/ «Ты – вневременный Свет, Христе‚/и сияние Отца‚/хотя и был по воле Своей/во плоти видим, неизменный!»

Иже пр́ежде век Сый Бог Слово,/Иже Светом, яко ризою, одев́аяйся/преобразующийся пред ученики Твоими‚/паче солнца, Слове, проси́ял еси,/ Моисей же и Илия Тебе предсташа,/м́ертвым и живым Тя, Господа, пов́едающе/и Твое славяще неизреченное смотрение, и милость‚/и многое милос́ердие,/имже спасл еси мир,/грехом погиб́ающий.  

Прежде веков Существующий Бог-Слово‚/светом, как одеждою, одевающийся‚/преображаясь пред учениками Твоими‚/ярче Солнца, Слово, Ты просиял./Моисей же и Илия Тебе предстали‚/объявляя Тебя Господом мертвых и живых‚/и Твой славя неизреченный промысел и милость‚/и великое снисхождение‚/которым Ты спас мир‚/от грехов погибающий.

От Дев́ическаго облака Тя рожд́енна‚/и плоть бывша‚/и на горе Фав́орстей преобраз́ующася Господи‚/и облаком светлым Тя окруж́аема,/глас Род́ителев возлюбленнаго Тя Сына,/учеником предсто́ящим Тебе, яве сказоваше,/яко единосущна и единопр́естольна./Темже Петр удивлялся, –/добр́о есть зде быти, – глаго́лаше‚/не в́едый, еже гл́аголаше, /Благодетелю многомилостиве.  

Тебя, от Девического облака рожденного‚/и плотью ставшего‚/и на горе Фавор преображающегося, Господи‚/и облаком светлым окружаемото,/глас Родителя в присутствии Твоих учеников/Сыном возлюбленным являл открыто‚/единосущным и восседающим на одном престоле с Ним./Потому Петр, поражаясь‚/говорил не зная, что произносит:/«Хорошо здесь быть‚/Благодетель многомилостивый!»

Слава, и ныне, глас 8:

По́ят Христос Петра, Иакова и Иоанна,/на го́ру высоку ед́ины/и преобраз́ися пред ними и просветися лице Его, яко солнце‚/р́изы же Его быша б́елы, яко свет;/и яв́ишася Моисей и Илия с Ним, глаго́люще‚/и ́облак светел осен́и их./И ее глас из ́облака, глаго́лющ:/Сей есть Сын Мой возлюбленный,/о Немже благоволих‚/ Того посл́ушайте.  

Взял Христос Петра, и Иакова, и Иоанна/на гору высокую одних,/и преобразился перед ними,/и просияло лицо Его, как солнце‚/одежды же Его сделались белыми, как свет;/и явились Моисей и Илия, с Ним беседующие,/и облако светлое осенило их,/и вот, голос из облака, говорящий:/»Это Сын Мой возлюбленный‚/на Ком Мое блатоволение./Его слушайте!»

Слово Божие

Сияние славы

(В то время) взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Ето, как солнце, одежды же Ето сделались белыми, как свет.

И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие. При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии. Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте. И, услышав, ученики пали на лица свои и очень испугались. Но Иисус, приступив, коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь. Возведя же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса. И когда сходили они с горы, Иисус запретил им, говоря: никому не оказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых.

 Мф. 17:1–9 (зач. 70)  

Пастырское наставление

Об учительном смысле Преображения Господня

С какой целью Господь возводит учеников Своих для молитвы на высокую гору и не удаляется с ними в какое-либо ровное место? С той, чтобы, приблизив их от земных низин к небесной высоте, преподать всем таинственным образом урок, что желающий сподобиться откровений от Бога и видеть славу Ето должен оставлять дольние, земные пристрастия, должен желать и искать благ горних, небесных. «Он возводит их, – говорит блаженный Феофилакт‚– на высокую гору, показывая, что если кто не возвысится над земными пристрастиями, тот недостоин видеть подобные откровения». Прекрасно поучает Святой апостол Павел, когда говорит: «Ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; О горнем помышляйте, а не о земном. Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге» (Кол. 3.1–3). Ходящий в низине не может видеть далеко, взошедший же на высокую гору без затруднения окидывает взором далекие пространства, и заботящийся лишь о настоящей жизни как может понять сладость будущих небесных благ? Входя же на гору богомыслия, он познаёт и видит умом, как глазами, даже то, что превыше небес. Пресмыкающиеся по земле гады и живущие на ней животные не могут глядеть на солнечный луч, так и ум человека, погруженното в земную суету, никак не может видеть славу Христову и озаряться светом Его благодати. Итак, возноси ум твой, христианин, от земли к небу, от настоящего к грядущему, от пристрастия к земному к желанию небесного, тогда познаешь, как благ Бог Израилев, как сладостен сладчайший Иисус, как радостна любовь Его, и насладишься Его Божественными откровениями.

Господь возводит учеников Своих не на низкую, а высокую гору. Зачем? Чтобы научить их богомыслию и вместе с тем трудолюбию: без труда нет возможности взойти на высоту. Высота горы – образ богомыслия, восшествие на гору – указание на труд. Хорошо ум возносить к Богу, но не следует и труда оставлять: добрые дела достигаются трудом. Ум видит Бога, а труд приводит к зрению Его; ум покоряется Христу, слушая заповеди Его, а труд носит иго Христово, ходя во след Его. Богомыслие наслаждается внутренним зрением Христа, трудолюбие же привлекает на себя взоры Его: «Призри‚ – сказал псалмопевец, – на страдание мое и на изнеможение мое» (Пс. 24.18). Быть же видимым Христом – не меньшее благо, чем видеть Его. Обе эти добродетели – богомыслие и трудолюбие – для желающего достигнуть небесных блага и радостей так же необходимы, как птице крылья: птица с одним крылом не может летать по воздуху, и человек, обладая только одной из этих добродетелей, не может вознестись на высоту совершенного спасения; богомыслие без трудолюбивой жизни недействительно, и не приносит пользы трудолюбие без богомыслия. С двумя крылами всякая птица летает свободно; двумя добродетелями – богомыслием и трудолюбием -– каждый восходить на мысленный Фавор, чтобы вечно зреть славу Божию – восходит вначале трудолюбием, ибо оно предтеча богомыслию и боговеденью. Святые апостолы подъяли труд, восходя на высокую гору, чтобы видеть славу Преображения Господня, и кто же может надеяться без труда достигнуть радости лицезрения Божия?

Святитель Димитрий Ростовский  

Опыт преображенното мира

Бывают в духовной жизни, но даже и в самых простых моментах человеческой жизни, мгновения, которые так прекрасны, так дивны, что хотелось бы, чтобы время, жизнь, вечность на них остановились и никогда ничего другого не случалось бы.

Это произошло с Апостолами, которых Христос взял с Собой на гору Преображения, и это выразил Петр, когда сказал: Господи! Нам здесь хорошо! Построим три кущи – Тебе одну, Моисею одну, одну Илии, и останемся здесь, осиянные этим невещественным, Божественным светом, окутанные этим дивным покоем... Ни Петр, ни другие Апостолы не заметили того, что потом они сами поведали другим: что Христос преобразился – то есть явился в сиянии вечной славы – в момент, когда Моисей и Илия говорили с Ним о грядущем Его восходе в Иерусалим и распятии.

Здесь, как и в стольких местах Нового Завета, мы видим, что, как и мы, Апостолы способны уловить светлое, дивное – и так часто пройти мимо того, чего Христу это стоит. Святой Серафим Саровский, говоря с одним из своих посетителей, сказал ему: Проси у Бога именем Христа то, что тебе нужно, но помни: какой ценой Христос получил власть тебе это даровать... Этим он хотел сказать: Не проси ни о чем, что недостойно Божией крестной любви, смерти, распятия Спасителя Христа…

Как и Апостолам, в моменты самые светлые нам хотелось бы чтобы время остановилось и чтобы нам пребыть навсегда – в чем? – в забытьи! Чтобы нам навсегда забыть, что в нашей жизни и в жизни других людей порой происходит страшное: что бывает одиночество, бывает болезнь, бывает страх, бывают ужасы всякого рода; хотелось бы войти в этот дивный покой преображенного мира, которого мы все ожидаем, но который еще не явлен, еще не стал действительностью. В него мы должны верить, его мы порой имеем возможность пережить с большой, преображающей нас глубиной. Но мы должны помнить, что это переживание нам дано для того, чтобы принести в темный, скорбный, холодный мир сияние Преображения.

Когда Моисей на Синайской горе стоял перед Богом, озаренный Божией славой, он так приобщился к ней, что, когда спустился с горы, люди не могли вынести сияние его лица. Вот какими мы должны бы быть, когда переживем земное или небесное чудо, чудо преображения. И то, что случилось с Апостолами, то, что случилось с Моисеем, должно случиться и с нами: ни Моисей не остался на горе Синайской в видении Божием, говоря с Богом, как друг говорит с другом; ни Апостолам не было дано остаться на дивной торе Преображения; Христос сказал им: Пойдем отсюда…

И пришли они в долину, на равнину палестинскую, и застали там то, о чем мы слышали сегодня: неизбывное горе отца, родителей, друзей от того, что неисцельная болезнь поразила ребенка, и еще, может быть, более скорбный ужас о том, что и ученики Христовы, к которым обращался отец, ничем не смогли помочь – помог только Христос. Помог Он тем, что исцелил ребенка; но когда ученики Его спросили – Почему мы не смогли этого сделать? – Он им сказал: Этот род изгоняется только молитвой и постом.

И вот нам дается, по временам, это переживание преображенного мира, переживание чего-то дивного, божественного – вошедшего в жизнь. И, пережив это, мы должны это сохранить как самое драгоценное и войти в мир для того, чтобы этим поделиться. Поделиться же этим мы сможем, только если возьмем на себя подвиг поста и молитвы: не только вещественного, физического поста, но воздержания от всего, что центром своим имеет нас самих, от всякого себялюбия, всякого эгоизма, всякой жадности душевной или духовной, а не только телесной, от желания всякого обладания… И это мы можем осуществить, только если мы будем молиться; и опять: не только произносить молитвенные слова, не только как бы заставлять себя войти в мысль и дух святых, но всеми силами стремиться к тому, чтобы в тусклом, темном, осиротелом мире оставаться в общении с Живым Богом, Который есть и свет, и радость, и жизнь...

Подумаем о Преображении; подумаем о нашем опыте преображенното мира, о тех мгновениях или периодах, когда все внутри и вокруг нас было озарено действительно Божественным светом; и с этим светом пойдем к каждому человеку, во все обстоятельства жизни, и принесем туда свет Христов. Аминь.

Митрополит Сурожский Антоний  


Источник: Двунадесятые праздники Православной Церкви / сост. Василий Чернов. - М.: Николин день, 2015. - 512 с.

Комментарии для сайта Cackle