В. Чернов

Источник

Успение Пресвятой Богородицы

События праздника

Успение Пресвятой Богородицы празднуется Церковью 15/28 августа. Этому празднику предшествует двухнедельный пост, по строгости своей близкий к Великому посту. «Пост в августе,– поясняет значение Успенского поста блаженный Симеон Солунский (ум. 1429), – учрежден в честь Матери Божия Слова, Которая, узнавши Свое преставление, как всегда подвизалась и постилась за нас, хотя, будучи святой и непорочной, и не имела нужды в посте; так особенно Она молилась о нас, когда намеревалась перейти от здешней жизни к будущей, и когда Ее блаженная душа имела чрез Божественного духа соединиться с Ее сыном».

Священное Писание очень мало говорит о жизни Пресвятой Девы после воскресения Господа Иисуса Христа. Известно лишь, что Ее «взял к себе» апостол Иоанн Богослов (Ин. 19:27). «Хотя в Священном Писании нет повествования об обстоятельствах кончины Ее, – пишет об этом святитель Ювеналий Иерусалимский (V в.), – впрочем, мы знаем об них из древнейшего и вернейшето предания».

Жизнь Девы Марии по воскресении Христовом и Ее кончина

В доме апостола Иоанна Богородица прожила, по свидетельству разных христианских историков, от 10 до 22 лет – весь остаток Своей земной жизни. Поскольку дом Иоанна был в Иерусалиме, Пресвятая Дева Мария любила посещать места, где часто бывал Спаситель, где Он пострадал, умер, воскрес и вознесся на небо. Она молилась на этих местах: плакала, вспоминая о страданиях Спасителя, и радовалась на месте Ето воскресения и вознесения. Часто Она молилась и о том, чтобы Христос скорее взял Ее к Себе на небо.

Однажды, когда Пресвятая Дева Мария молилась на Елеонской горе, Ей явился архангел Гавриил и поведал, что через три дня окончится Ее земная жизнь и Господь возьмет Ее к Себе. Богоматерь обрадовалась этой вести и, рассказав о ней нареченному сыну Своему, Иоанну, стала готовиться к Своей кончине. Прочих апостолов в то время не было в Иерусалиме, они разошлись по другим странам проповедовать о Спасителе. Богоматерь желала проститься с ними, и вот Господь чудесным образом собрал к Ней всех апостолов, кроме Фомы. Когда апостолы узнали, для чего Бог собрал их, они стали тяжело скорбеть. Но Божия Матерь утешала их, обещая не оставлять христиан после Своей земной кончины и всегда молиться о них.

В час отшествия Богородицы от земной жизни комнату, где лежала Божия Матерь; осиял небесный свет, и Сам Господь Иисус Христос, окруженный ангелами, явился и принял Ее святую душу.

Конец земной жизни Пресвятой Девы был тихим и блаженным, словно сон после достойно завершенных трудов, и потому называется «Успением».

Погребение Пресвятой Богородицы

«Так окончила земную жизнь Свою Пресвятая Дева Мария! – пишет святитель Феофан Затворник, – С возжженными светильниками и пением псалмов апостолы понесли тело Богоматери в Гефсиманию, где погребены были Ее родители и Иосиф. Неверующие первосвященники и книжники, пораженные величием погребального шествия и озлобленные почестями, воздаваемыми Богоматери, послали слуг и воинов, чтобы разогнать провожавших и сжечь самое тело Богоматери. Возбужденный народ и воины с яростью устремились на христиан, но были поражены слепотой. В это время проходил мимо иудейский священник Афоний, который бросился ко гробу с намерением повергнуть его на землю; но едва коснулся он руками одра, как ангел отсек ему обе руки: отрубленные части их повисли у одра, а сам Афоний упал на землю с криком.

Апостол Петр остановил шествие и сказал Афонию: «Убедись, что Христос истинный Бог». Афоний тут же исповедал Христа истинным Мессией. Апостол Петр велел Афонию с усердной молитвой обратиться к Богоматери и приложить останки рук к частям, повисшим у одра. По исполнении этого руки срослись и излечились, а на месте отсечения остались лишь знаки. Ослепший же народ и воины с раскаянием прикоснулись к одру и получили зрение не только телесное, но и душевное, и все с благоговением присоединились к шествию.

На третий день после погребения Божией Матери прибыл отсутствовавший, по воле Божией, апостол Фома, и пожелал видеть Ее гроб. По его желанию гроб был открыт, но в нем не нашли тела Богоматери. Вечером того же дня, во время трапезы своей, апостолы увидели в воздухе Пресвятую Деву на небесах, живую, со множеством ангелов. Стоящая и неизреченной славой осияваемая Богоматерь сказала апостолам: «Радуйтесь! Я всегда с вами»; апостолы воскликнули: «Пресвятая Богородица, помогай нам». Это явление Богоматери совершенно убедило апостолов, а через них и всю Церковь в Ее воскресении. В подражвние Пресвятой Деве Марии, часто посещавшей места, которые Сын Ее и Вот освятил стопами пречистых ног Своих, возник обычай между христианами – посещать святые места».

Из богослужения праздника Успения Пресвятой Богородицы

На вечерне на «Господи, воззвах» стихиры, глас 1:

О, д́ивное чудо!/Источник Жизни/во гробе полагается‚/и л́ествица к Небеси гроб бывает./Веселися, Гефсиман́ие‚/Богородичен свят́ый доме./Возопи́ем, вернии,/Гавриила имуще чинонач́альника:/Благодатная‚ радуйся‚/с Тобою Господь,/ подаяй м́ирови Тобою велию милость.  

О дивное чудо!/Источник жизни кладут в гробницу/и лестницею к небесам гроб становится;/веселись, Гефсимания‚/Богородицы святой удел!/Воззовем‚ верные,/Гавриила имея предводителем:/» Благодатная, радуйся, с Тобою Господь‚/подающий миру чрез Тебя великую милость!»

Д́ивны Твоя тайны, Богородице/Вышняго престол/яв́илася еси, Владычице,/и от земли к Небеси прест́авилася еси днесь./ Слава Твоя богол́епная,/богоподобными сияющи чудес́ы/Девы с Материю Цар́евою,/на высот́у вознеситеся./Благодатная, радуйся‚/с Тобою Господь‚/пода́яй мирови Тобою велию милость.  

Дивны таинства Твои, Чистая!/Престолом Всевышнего явилась Ты, Владычица/и в сей день переселилась с земли на небо./Слава Твоя прекрасна‚/сияющая светом Божиих благодатных даров./Девы‚ с Матерью Царя/ на высоту вознеситесь./Благодатная, радуйся, с Тобою Господь‚/подающий миру чрез Тебя великую милость.

Твое славят усп́ение/власти и прест́оли,/начала и господства‚/силы и херувими и стр́ашнии сераф́ими,/радуются земнороднии,/о божественней Твоей славе красящеся,/прип́адают людие со арх́ангелы и ангелы и воспевают/Благодатная, радуйся‚/с Тобою Господь‚/пода́яй мирови Тобою велию милость.  

Славят Твое успение/ власти и престолы, начальства и господства‚/силы и херувимы и страшные серафимы./Радуются на земле рожденные,/красуясь Божественною Твоею славою;/припадают цари с архангелами и ангелами и воспевают:/"Блатодатная‚ радуйся, с Тобою Господь,/подающий миру чрез Тебя великую милость!»

Богонач́альным манов́ением,/отвсюду богоноснии ап́остоли,/́облаки высоце взимаеми‚/дош́едше преч́истаго и живонач́альнаго Твоего тела,/любезно лобыз́аху./Прев́ышния же небесныя силы,/с своим Владыкою пришедше‚/богопри́ятное и преч́истое тело предсылающе‚/ужасом одерж́ими;/прекрасно же пред́ыдяху/и невидимо вопи́яху превышним чиноначалием:/се Всецарица Богоотроков́ица при́иде./Возм́ите врата и Сию прем́ирно подымите‚/Приснос́ущнаго Матерь Света‚/Тоя бо ради всеродное человеком спасение бысть./На Н́юже взирати не можем‚/и Той достойную честь воздати нем́ощно:/То́я бо преизящное преходит всяк ум./Темже, пречистая Богородице,/присно с живоносным Цар́ем и Рождеств́ом живущи‚/молися выну сохранити и спасти/ от всякаго прилога противнаго/новыя люди Твоя:/Твое бо предст́ательство стяж́ахом,/во веки светоявл́енно блаж́аще.

По мановению власти Божественной/отовсюду богоносные Апостолы‚/облаками высоко поднимаемые‚/достигнув всенепорочного и живоначального тела Твоего‚/с усердием его лобзали;/а величайшие из Сил небесных‚/со Своим Владыкою прибывшие‚/провожали Бога принявшее и пречистое тело,/ужасом объятые;/и превыше мира шествовали‚/и невидимо взывали высшим их полкам:/«Вот, пришла всех Царица, Божия Отроковица;/поднимите врата и Её превыше мира примите‚/эту Матерь вечно существующего Света;/ибо чрез Нее совершилось спасение/всех поколений смертных;/на Нее мы взирать не в силах‚/и почесть достойную невозможно Ей воздать‚/ибо превосходство Её выше всякой мысли!»/Потому, пречистая Богородица‚/всегда живя с живоносным Царем и Сыном Твоим‚/ходатайствуй непрестанно о сохранении и спасении /от всякого нападения вражеского/нового народа Твоего;/ибо мы покровительство Твое обрели,/и во веки Тебя блистательно прославляем! На литии стихиры самогласны, глас 1:

Стихиры на литии, глас 1:

Подоб́аше самов́идцам Слова и слугам/и еже по плоти Матере Его усп́ение видети,/конечное ел́ико на Ней таинство‚/яко да не токмо еже от земли Спасово восхожд́ение узрят‚/но и Рождшия Его преставл́ению свид́етельствуют./Темже, отовсюду Божественною силою собр́авшеся,/Сиона достиѓоша/и на Небо ид́ущую предсыл́аху, вышшую херув́им,/Ейже и мы с ними покланяемся,/яко мол́ящейся о душах наших.  

Надлежало очевидцам Слова и служителям/и успение Матери Его по плоти видеть‚/ибо оно было последним совершившимся над Нею таинством;/так чтобы они не только восхождение от земли Спасителя узрели‚/но и о преставлении Родившей Его свидетельствовали./Потому‚ отовсюду перенесенные Божественною силою‚/они прибыли в Сион/и провожали идущую на небо Высшую Херувимов,/Ей и мы с ними поклоняемся‚/как ходатайствующей о душах наших.

Глас 2. Яже Неб́ес в́ышшая сущи/и херув́им сл́авнейшая/и всея твари честн́ейшая,/яже премногия ради чистот́ы/Присносущнаго Существа при́ятелище бывши,/в Сын́овне р́уце днесь всесвят́ую преда́ет душу,/и с Нею исполняются всяческая р́адости,/и нам дарует велию милость.

Небес высшая, и херувимов славнейшая‚/и честью все творение превосходящая‚/Ставшая за величайшую чистоту/вечного Существа обителью‚/в сей день в руки Сына предает всесвятую душу‚/и с Нею все исполняется радости,/и нам даруется великая милость.

Всенепор́очная Невеста/и Мати Благовол́ения Отча,/Яже Богу пронареч́енная‚/во Свое Ему жилище неелитнаго соедин́ения/днесь преч́истую душу Творцу и Богу преда́ет,/Юже безпл́отных силы боголепно подъемлют‚/и к Животу преставл́яется,/сущая Мати Живота,/Свеща неприст́упною Света‚/спасение верных/и упование душ наших.  

Всенепорочная Невеста/и Матерь Благоволения Отца‚/предназначенная стать собственным жилищем Богу/при Его неслиянном с природой человеческой соединении‚/в сей день пречистую душу Творцу и Богу предает‚/которую с достойной Бога честью принимают Бесплотных Силы‚/и к жизни переселяется истинная Матерь Жизни,/светильник неприступното Света‚/спасение верных и надежда душ наших.

Глас 3. Приид́ите, вси концы земн́ии‚/честн́ое преставление Богоматере восхв́алим:/в р́уце бо Сына душу непорочную полож́и./Темже святым усп́ением Ея мир оживотвор́ися‚/во псалм́ех, и п́ениих, и п́еснех духовных/со безплотными и апостолы празднует св́етло.  

Придите, все пределы земли‚/священное преставление Богоматери восхвалим‚/ибо в руки Сына Она непорочную душу отдала;/потому святым успением Ее мир оживотворился‚/псалмами‚ и гимнами, и песнями духовными/с бесплотными и апостолами празднуя светло!

Слава, глас 5. Приид́ите, празднолюбных собор‚/приид́ите, и лик сост́авим,/приид́ите‚ венчаем п́есньми Церковь‚/упоко́ением Ковчега Божия./Днесь бо Небо простирает н́едра‚/при́емля Рождшую всеми Невмест́имаго‚/и земля, Источник Жизни отдающи, благословение,/украш́ается благолепием./Ангели лик составляют со ап́остолы,/ужасно взир́ающе/от живота в Живот преставл́яему,/Рождшую Начальника жизни./Вси поклон́имся Ей, молящеся:/ср́одна присво́ения не заб́уди‚ Владычице,/верно празднующих всесвят́ое Твое успение. 

Придите, собрание любителей праздников‚/придите, и составим хор‚/придите увенчаем песнопениями Церковь/при упокоении Ковчега Божия;/ибо в сей день небо объятия простирает,/принимая Родившую всем миром Невместимого‚/и земля, отдавая Источник Жизни,/украшается благословением и благолепием./Ангелы составляют хор с Апостолами‚/с трепетом взирая на Переселяемую из жизни в жизнь‚/Начальника жизни Родившую./Все поклонимся Ей, молясь:/"Не забудь, Владычица, ближайшего родства/с нами, празднующими с верою/всесвятое Твое успение!»

И ныне. Восп́ойте, людие,/Матери Бога нашего, воспойте:/днесь бо всесв́етлую душу Свою в пречистыя длани/Иже из Нея вопл́ощшагося без с́емене предает‚/Егоже и молит непрестанно/даровати всел́енней мир и велию милость.  

Воспойте, люди, Матери Бога нашего, воспойте‚/ибо Она в сей день предает всесветлую душу Свою/ в пречистые руки от Нее без семени Воплотившегося‚/Которого и молит непрестанно/даровать вселенной мир/и великую милость.

Стихиры на стиховне, глас 4:  

Приидите, воспо́ем, людие‚/Пресвятую Деву Ч́истую‚/из Неяже неизреченно пр́ойде,/воплощся, Слово Отчее‚/зов́уще и глаѓолюще:/благословенна Ты в женах,/блаженное чрево, вмест́ившее Христа./Того святым рукам душу пред́авши/ молися, Пречистая,/спастися душам нашим.  

Придите, воспоем, люди‚/всесвятую Деву чистую‚/из Которой неизреченно прошло/воплотившееся Слово Отчее,/воспоем, восклицая и возглашая:/ «Благословенна Ты между женами;/блаженно чрево, вместившее Христа!«/В Его святые руки душу предав‚/ходатайствуй, Пречистая,/о спасении душ наших.

Дав́идскую песнь днесь, людие, воспоем Христу Богу:/приведутся‚ рече, Царю девы в след Ея,/и искренния Ея прив́едутся в веселии и радовании./Ибо от семене Дав́идова,/Еяже ради мы обож́ихомся,/в р́уце Своего Сына и Владыки/славно и паче слова прелага́ется./Юже, яко Матерь Божию, воспев́ающе,/вопием и глаголем:/спаси нас, непов́едающих Тя, Богородицу,/от всякаго обстояния/и избави от бед души наша.  

В сей день Давидову песнь/воспоем, люди, Христу Богу:/»Приведутся‚ сказал он, Царю девы вслед за Ней,/приведутся в веселии и радости»./Ибо Та, Которая от семени Давидова‚/благодаря Которой мы обожены,/руками Своего Сына и Владыки/славно и выше слова переселяется./Воспевая Её, как Матерь Божию‚/мы восклицаем и возглашаем:/"Спаси нас, исповедующих Тебя Богородицею, от всякой превратности/и избавь от бед души наши!»

Всечестн́ое Твое успение‚/Пресвятая Дево Ч́истая,/ангел множество на небес́и/ и человеческий род на земл́и, ублажаем‚/яко Мати была еси Творца всех, Христа Бога,/Того мол́ящи не престай о нас, м́олимся‚/ иже на Тя с Богом упование пол́ожших‚/ Богородице воспетая и неискусобрачная.

Всесвященное Твое успение‚/всесвятая Дева чистая,/множества ангелов на небесах/и мы, род человеческий, на земле прославляем‚/ибо Ты стала Матерью Творца всего, Христа Бога./Не прекращай, просим, молить Его за нас,/на Тебя после Бога надежды возложивших‚/Богородица всехвальная и брака не познавшая!

Егда изшл́а еси, Богородице Дево,/ко из Тебе Р́ождшемуся неизреч́енно,/б́яше Иаков, брат Божий и первый священнонач́альник,/Петр же, честн́ейший верх́овник,/богосл́овов начальник,/и весь божественный ап́остольский лик,/явленным богосл́овием песнословяще/бож́ественное и страшное Христа Бога смотр́ения таинство/ и живонач́альное и богопри́ятное Твое тело погребше,/р́адовахуся, Всеп́етая./Превыше же пресвят́ыя и старейшия ́ангельския силы,/чудес́и дивящеся‚/прин́икше друг ко другу, глаѓолаху:/возм́ите ваша врата/и восприим́ите Рождшую небесе и земли Творца,/славословленьми же воспо́ем честное и святое тело‚/вместившее нами Нев́идимаго и Господа./Темже и мы, память Твою празднующе,/вопием Ти, Преп́етая:/христианский рог вознес́и и спаси души наша.  

Когда отошла Ты, Богородица Дева‚/к Родившемуся от Тебя неизреченно/присутствовал там Иаков, брат Божий и первый иерарх‚/а также Петр, почетнейший глава, вершина богословов;/и весь божественный Апостолов сонм,/яснейшим образом богословствовал‚/воспевая божественное и страшное таинство/домостроительства Христа Бога./И‚ предав погребению Твое живоначальное и Бога принявшее тело,/они радовались, Всехвальная;/а свыше всесвятые и главнейшие ангельские силы, поражаясь чуду‚/склонясь‚ друг другу возглашали:/«Поднимите врата ваши и примите/Родившую неба и земли Творца;/воспоем же славословиями священное и святое тело‚/вместившее для нас Невидимого и Господа нашего!»/Потому и мы, память Твою празднуя,/взываем Тебе, всехвальная:/"Возвысь рог христиан/ и спаси души наши!»

Тропарь, глас 1:

В рождеств́е девство сохран́ила еси‚/во усп́ении мира не оставила еси, Богородице,/прест́авилася еси к живот́у, Мати сущи Живот́а/и молитвами Твоими избавл́яеши от смерти души наша.  

При рождении Христа Ты девство сохранила/и по смерти мира не оставила, Богородица:/к жизни Ты перешла, как Матерь Жизни‚/и молитвами Твоими избавляешь от смерти души наши.

На утрени величали:

Велич́аем Тя‚/пренепор́очная Мати Христа Бога нашего,/и всесл́авное славим/ усп́ение Твое.  

Величаем Тебя‚/пренепорочная Матерь Христа Бога нашего,/и всеславное славим/ успение Твое.

Кондак, глас 2:

В молитвах неусып́ающую Богородицу/и в предст́ательствах непреложное упование/гроб и умерщвление не удерж́аста/якоже бо Живот́а Матерь/к живот́у прест́ави/во утробу Всел́ивыйся приснод́евственную.  

В молитвах неусыпающую Богородицу/и в ходатайствах надежду непоколебимую/гроб и смертность не удержали./Ибо Её как, Матерь Жизни, к жизни перенес/Вселившийся в Её чрево вечно девственное.

На хвалитех стихиры, глас 4:  

В сл́авном успении Твоем/небес́а радуются,/и ангельская возр́адовашася воинства,/вея же земля веселится,/песнь Тебе исх́одную провозглаш́ающи/Матери всеми Влад́ычествующаго,/неискусобрачная Пресвят́ая Дево,/Яже род человеческий изб́авльшая/прарод́ительнаго осуждения.  

Славному успению Твоему/небеса радуются,/радостны и ангельские воинства,/а вся земля веселится‚/песнь надгробную возглашая Тебе‚/Матери над всем Владычествующего‚/брака не познавшая Всесвятая Дева‚/ род человеческий избавившая/от прародительского осуждения!

От конец стеко́шася/апостолов лучшии,/богоначальным манов́ением, погребст́и Тя‚/и от земли вземлему Тя к высоте зряще‚/глас Гавриилов радостию вопи́яху Тебе:/радуйся, Нос́ило Божества всего./Радуйся, едина земная с вышними/Рождеством Твоим совоќупльшая.  

От пределов земли собрались/избранные из  апостолов‚/по мановению власти божественной/на погребение Твое‚/и Тебя, от земли  к высоте поднимающуюся созерцая‚/гласом  Гавриила в радости взывали Тебе:/» Радуйся,  Носительница всего Божества!/Радуйся,  Одна, рождением от Тебя Христа/земное с  вышним соединившая!

Яже Жив́от рождшая,/к жизни премин́ула еси‚/честным успением Твоим‚/безсмертей,/доринос́ящим Тя ангелом‚/нач́алом и силам‚/апостолом и пророком/и всей твари,/приемшу же нетл́енными дл́аньми Сыну Твоему/непор́очную душу Твою‚/Дево Мати Богонев́есто.  

Жизнь носившая во чреве‚/Ты к жизни перешла бессмертной/в священном успении Твоем‚/когда Тебя сопровождали копьеносцы-ангелы,/начальства и силы‚/апостолы, пророки и все творение‚/а Сын Твой нетленными руками/принимал непорочную душу Твою‚/Дева-Матерь‚ Божия Невеста.

Глас 6: На безсм́ертное Твое успение‚/Богор́одице, Мати Живота‚/́облацы апостолы по возд́уху восхищ́аху,/и, по миру разс́еянныя,/во ед́ином лице предсташа пресвятому Твоему телу‚/еже и погр́ебше ч́естно,/глас Тебе Гаври́илов, поюще, вопи́яху:/радуйся‚ Благодатная, Дево,/Мати Безнев́естная,/Господь с Тобою./С нимиже, яко Сына Твоего и Бога нашего, мол́и/спастися душам нашим.

При бессмертном Твоем успении,/Богородица Матерь Жизни‚/облака апостолов на воздух поднимали/и рассеянных по миру в одном месте поставили/перед пречистым Твоим телом;/и они, погребению предав его благоговейно‚/возглас Гавриила воспевая, взывали:/«Радуйся‚ Благодатная Дева‚/Матерь брака не познавшая, Господь с Тобою!»/С ними моли Его, как Сына Твоего и Бога нашего,/о спасении душ наших.

Слово Божие

Благая часть

В продолжение пути их пришел Он (Иисус) в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его. Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне. Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё...

Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие! А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его.

Лк. 10:38–42; 11:27–28 (зач.54)  

Пастырское наставление

«Придите все, станьте бессмертными!»

Когда-то мы возвеличили девственную скинию Богоматери, ныне же воспоем песнь погребальную. И пусть никто не упрекает меня за то, что принялся за дело, превышающее мои силы, ибо я составил это слово со смирением, по данному мною обещанию. Пусть также никто не удивляется, если слово будет заключать в себе нечто, известное лишь немногим.

Итак, предстал ко гробу Божией Матери безчисленный лик богоносцев; и все чины премирных Сил, невидимо слетев с высоты, собрались к дивному зрелищу. Богодухновенные души святых, которых книга Песнь Песней в духовном смысле именует девами (Песн. 1:2), были там же, составляя лики вокруг одра, – ибо прилично было, чтобы боговидные души усопших присутствовали при Царице естества, предваряли Ее исхожденне, сопровождали Ее торжественным шествием и пели исходные песни.

Открыто лежало световидное и вместившее всю полноту Богоначального Слова тело Богородицы, которое, быв зримо на одре, объяло всю тварь благоуханием мира. Избранные из Богомудрых причастники Святого Духа, от преизобильной радости о Богосладостном утешении, начали попеременно петь вдохновенные погребальные песнопения. Однако песни эти не были составлены ими: их научил произносить и давал слышать Дух Святой. Все, что говорили и слушали песнословившие, несравненно превосходя наше земное искусство, ничем не отличалось от звуков ангелов, торжествующих на Небесах. Их высоту, глубину и безконечную красоту описывать не нам, никогда не вкушавшим такой сладости: скорее, мы должны почтить их молчанием, как превосходящие наше разумение. Мы приступим только к тому, в чем и успех приятен, и погрешность не опасна, что не огорчит книжного, и не будет затруднительно для неведущего...

Такой конец положил Бог заветам с нами. Это – венец Божественных пророчеств, это – неизреченный Совет предвечного попечения о человеке. Это – благонаписанный образ Божественного первообраза, опора всякого восхождения к Божественному, Святейшая Скиния Творца всех, богоприятная чаша премудрости, чистая сокровищница жизни, неисчерпаемый источник божественных просвещений, непоколебимая держава, – поскольку не была обладаема страстями Та, Которая превосходит всех чистотой. Воистину Она соделалась как бы жилищем всех чудес, бывших доселе, а последнее из них – празднуемое ныне событие (хотя все было предопределено прежде всякого времени, и, конечно, в Божественном совете каждому из нас давно назначен конец жизни).

Никто из земнородных не в состоянии постигнуть совершающееся ныне таинство. Как разорваны узы, связанные преступлением? Как разрушено умершим ранее Христом тление, посеянное прегрешением? Как избавлена от осуждения на смерть природа, получившая бессмертие?  О, дивная мена! О, божественная торговля! Когда-то преслушанием природа родила добровольно смерть; она же послушанием родила Отъявшего смерть. Вот – неистощимый Источник бессмертия. Придите, умерщвленные, почерпните! Вот – вечные реки Жизни: придите все, станьте бессмертными!

Святитель Андрей Критский 

Смерть и Успение

В августе празднует Церковь конец земной жизни Марии, смерть Ее, которую называют Успением: словом, в котором соединяются сон, блаженство, мир, успокоение, радость.

Церковь поминает смерть Той, чей Сын победил смерть, воскрес из мертвых и нам даровал обещание последнего воскресения и торжества жизни неумирающей. И вот сущность и смысл этой смерти, может быть, лучше всего переданы на той иконе, которая в день праздника Успения полагается в центре храма и составляет как бы средоточие всего празднования. На иконе этой изображена Божия Матерь на смертном одре, мертвая. Вокруг Нее стоят апостолы Христовы, а над Ней – Сам Христос, держащий в руках Своих Мать Свою живую и навеки с Ним соединенную. Таким образом, мы видим смерть и то, что уже совершилось в этой смерти: не разлука, а соединение, не печаль, а радость, и в пределе, на последней глубине – не смерть, а жизнь. «По рождестве Дева, и по смерти – жива», – поет Церковь, взирая на икону, и прибавляет: «в рождестве Ты сохранила девство, а в успении мира не оставила...»

И вот приходят на память слова одной из самых глубоких и прекрасных молитв, обращенных к Марии. Молитвы, в которой Мария названа «зарей таинственного дня». «Радуйся, заре таинственного дня!» Словно именно свет этой зари льется из праздника Успения, словно созерцая эту смерть, стоя у этого смертного одра – мы понимаем, что смерти больше нет, что само умирание человека стало актом жизни, вхождением его в большую жизнь, в жизнь жительствующую. Ту, Которая всю Себя отдала Христу, до конца возлюбила Его, Он встречает у этих светлых дверей умирания – и вот, смерть становится радостной встречей, и вот, жизнь одолевает, и вот, над всем воцаряется радость и любовь. Она – Мария, Дева, Мать – одна из нас.

Веками вглядываясь, вдумывалась, вживалась Церковь в смерть Той, что была Матерью Иисуса, дала жизнь нашему Спасителю и Господу, всю Себя – вплоть до стояния у креста – отдала Ему. И в этом созерцании Церковь видела, находила, ощущала не страх, не ужас, не конец, а лучезарную, подлинно пасхальную радость. «На бессмертное Твое успение собрались мы», – поет Церковь в первом же песнопении этого праздника, и сразу же, в этих первых, начальных словах выражает саму сущность этой радости. «Бессмертное успение, бессмертная смерть».

Что же значит это противоречивое, на первый взгляд абсурдное словосочетание? В празднике Успения – вся радостная тайна этой смерти, нам раскрываемая, становящаяся нашей радостью... Ибо если смерть – это ужас и горе разлуки, нисхождение в страшное одиночество и тьму, то всего этого нет в смерти Девы Марии. Ибо смерть Ее, как и вся жизнь, только встреча, только любовь, только приближение к немеркнушему, невечернему свету вечности и вхождение в него. «Совершенная любовь побеждает страх», – говорит апостол любви Иоанн Богослов. И потому нет страха в бессмертном успении Девы Марии. Смерть здесь побеждена изнутри, освобождена от всего того, что наполняет и ужасом, и безнадежностью. Можно сказать: сама смерть становится жизнью и торжеством жизни. Смерть становится «зарей таинственного дня». И поэтому в этом празднике нет печали, нет надгробного рыдания, нет горя: только свет, только радость. Словно для каждого из нас, приближающихся к этому неизбежному порогу, – открывается уже дверь, и из нее падают, сияют лучи грядущей победы, грядущего Царства Божия.

В эти августовские дни, когда предела красоты достигает природный мир и как бы сам становится хвалой, надеждой, знаком иного мира, в этом особом праздничном свете звучат слова молитвы: «В молитвах неусыпающую Богородицу смерть и умерщвление не удержали. Ибо к жизни перешла Мать самой жизни...» Смерть, перестающая быть смертью. Смерть, светящаяся вечностью и бессмертием. Смерть – не разлука, а соединение. Не печаль, а радость. Не поражение, а победа. Вот что празднуем мы в день Успения Пречистой Матери, предчувствуя, предвосхищая, утверждая уже занимающуюся зарю таинственного дня.

Протопресвитер Александр Шмеман  


Источник: Двунадесятые праздники Православной Церкви / сост. Василий Чернов. - М.: Николин день, 2015. - 512 с.

Комментарии для сайта Cackle