В. Чернов

Источник

Вход Господень В Иерусалим

События праздника

Воспоминание торжественного входа Господа Иисуса Христа в Иерусалим накануне Его спасительных страданий и победного воскресения совершается Церковью в воскресенье за семь дней до Пасхи. Так же этот день называют «Неделя ваий» или «Вербное воскресенье». В Греции и на Ближнем Востоке принято в этот день совершать крестный ход с пальмовыми ветвями в руках, в память о встрече Господа жителями Иерусалима. В России вместо пальм обычно употребляются веточки вербы, которая зацветает весной прежде всех растений.

Об этом событии подробно рассказывают все четыре евангелиста (Мф. 21:1–11; Мк. 11:1–11; Лк. 19:28–44; Ин. 12:12–19).

Господь Иисус Христос шел теперь в Иерусалим для того, чтобы исполнилось всё написанное о Нем пророками как о Мессии. Он шел для того, чтобы испить чашу искупительных страданий, дать душу Свою в избавление за многих и потом войти в славу Свою. Поэтому в полную противоположность тому, как держал Себя Господь прежде, Он решил этот Свой последний вход в Иерусалим устроить с особой торжественностью. Первые три Евангелиста передают нам подробности, которыми сопровождалась подготовка этого торжественного входа. Когда Господь с учениками, окруженный множеством народа, сопровождавшего Его от Вифинии и встречавшегося по пути, приблизился к горе Елеонской, Он послал двух учеников в селение, находившееся перед ними, с поручением привести ослицу и молодого осла. Гора Елеонская, или Масличная, называлась так по множеству росших в ней оливковых деревьев. Она находилась к востоку от Иерусалима, отделяясь от него ручьем или потоком Кедров, который почти совершенно высыхал летом. На западном склоне горы, обращенном к Иерусалиму, находился сад, называвшийся Гефсиманией. На восточном же склоне горы лежали два селения, упоминаемые у святых Марка и Луки Виффагия и Вифания (Матфей говорит только о первой). С горы Елеонской был прекрасный вид на все части Иерусалима.

Торжественное вступление в город

Кони на древнем Востоке были дороги и употреблялись почти исключительно для войны. Для домашнего обихода и путешествий использовались ослы, мулы и верблюды. Сесть на коня было тогда символом войны, сесть на мула или осла – знаком мира. В мирное время даже цари и вожди ездили на этих животных.

Таким образом, вход Господа Иисуса Христа в Иерусалим на осле означал приход Царя, но Царя мирного, не признающего насилие и брань. Замечательно, что хозяева осла и ослицы, по слову Господа, сразу же отдали своих животных, когда

апостолы сказали, для Кого они их берут. Евангелисты Матфей и Иоанн указывают, что это было исполнением пророчества Захарии, которое они приводят, но в сокращенном виде и которое полностью читается так: «Ликуй от радости, дочь Сиона, торжествуй, дочь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и молодом осле, сыне подъяремной» (осле, который ходит под ярмом; Зах. 9.9). Это пророчество близко пророчеству Исайи, из которого святой Матфей заимствует первые слова: «Скажите дочери Сиона: грядет Спаситель твой; награда Его с Ним и воздаяние Его – перед Ним» (Ис. 62:11).

Народная радость

Разумея величие этих минут, апостолы сами стараются украсить это шествие торжественностью: они покрывают ослицу и молодого осла своими одеждами, которые как бы должны были заменить собой златотканые ткани, коими украшались царские кони. Ехал Господь, как ясно видно из повествования святых Марка, Луки и Иоанна, на осленке, а ослица, по-видимому, шла рядом. «Многие же постилали одежды свои по дороге», следуя примеру учеников, «другие же», не имея верхних одежд, по бедности, «резали ветви с дерев и постилали по пути», чтобы сделать путь мягким и удобным для осленка и таким образом послужить и воздать честь Сидящему на нем. Далее, совмещая повествования всех Евангелистов, можно представить себе следующую картину: «Когда Он приблизился к спуску с горы Елеонской» (Лк. 19:37), то есть когда они приблизились к перевалу, откуда начинался спуск и открылся дивный вид на Иерусалим, «все множество учеников начало в радости велегласно славить Бога» за спасение мира, уготованное во Христе, и в частности за все чудеса – «какие видели они». К этому добавляет святой Иоанн: «Множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви и вышли навстречу Ему» (Ин. 12:12–13).

Так соединилось два множества народа: одно шло от Вифании со Христом, другое из Иерусалима, навстречу Ему. Вид Иерусалима, представшего с горы во всей своей красе, вызвал восторг всей народной массы, который вылился в радостных и громогласных криках: «Осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев». «Осанна» в буквальном переводе с древнееврейского языка значит «спаси же», «даруй спасение». Это восклицание употреблялось как выражение радости и благоговения наподобие нынешнего «да здравствует». Слова «осанна в вышних» означают высокую степень этой радости и указывают, что ожидаемое спасение – это не просто земное избавление, но нечто большее, исходящее от Бога. «Благословен грядущий во имя Господне» значит «достоин благословения или прославления Тот, Кто приходит от Господа с Его повелениями, с Его властью, как приходят от земного царя посланники и правители с полномочиями заменять его» (ср. Ин. 5.43). Евангелист Марк присоединяет к этому еще восклицание: «Благословенно грядущее царство во имя Господа, отца нашего Давида».

Царство Давида должен был восстановить Мессия, престол Которого должен был пребывать вечно и власть должна была распространиться на все народы. В этих словах сыны Израилевы и прославляют Христа, грядущего восстановить это царство Давидово, хотя они и не понимают еще, что это Царство будет не земным, а духовным. Святой Лука передает еще одно восклицание: «Мир на небесах», то есть «с небес снисходят все истинные духовные блага и вечное спасение».

Евангелист Иоанн называет причиной этой радостной встречи Господа великое чудо воскрешения Лазаря, только что Им совершенное, а Лука – все вообще чудеса Его. Видя торжество, фарисеи обращатились к Иисусу с лукавой просьбой: «Учитель, запрети ученикам Твоим(ибо Ты, как и мы, понимаешь, насколько все это неприлично и опасно для Тебя)». Господь ответил им: «Если они умолкнут, то камни возопиют» (Лк. 19:39–40); т.e. это славословие Христу Мессии устрояется в сердцах и устах народа Самим Богом, и если бы люди воспротивились этому Божиему повелению, тогда бездушные камни заменили бы людей в прославлении Господа. В этих словах Церковь видит также иносказательное указание на язычников, имевших прежде как бы каменные сердца, но потом заменивших собой тех членов ветхозаветной общины, кто отверг Христа. Тот же смысл имеет и приводимый апостолом Матфеем ответ Господа фарисеям, негодовавшим на то, что дети в храме восклицали: «Осанна Сыну Давидову!» – «Разве вы никогда не читали: Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу»; то есть Бог Сам устроил Себе хвалу в устах младенцев и грудных детей (Пс. 8:3; Мф. 21:15–16).

Плачь Господа об Иерусалиме

Смотря на город, как повествует евангелист Лука (19:41–44), Господь «заплакал о нем», по причине его скорой погибели. Важно упомянуть то обстоятельство, что в 70 году римляне, начиная осаду Иерусалима, устроили свой лагерь как раз на том месте Елеонской горы, где находился в то время Христос Спаситель, и самая осада началась тоже незадолго до Пасхи. «О, если бы ты хоть в

сей день твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих», – посетовал Господь, – Если бы ты, народ иудейских, хотя бы сейчас уразумел, что служит к твоему спасению; но ты упорно закрываешь глаза, чтобы не видеть. Отвергая Меня, ты ускоряешь свою гибель. Обращаясь к великому городу, Иисус сказал: «Не уразумел (ты) времени посещения твоего», то есть того благоприятного времени, когда Бог явил тебе особую милость и призывал тебя к спасению через посланного к тебе Мессию.

Из богослужения Недели ваий

На вечерне на «Господи, воззвах» стихии:, глас 8:

Днесь благодать Свят́аго Духа нас собра,/и вси вземше крест Твой глаго́лещ/благословен грядый во имя Господне,/ осанна в вышних.

В сей день благодать Святого Духа нас собрала;/и все мы, взяв Крест Твой,возглашаем:/«Благословен Грядущий во имя Господне!/Осанна в вышних!»

Им́еяй престол небо, и подножие землю‚/Бога Отца Слово и Сын соприсносущный,/на жребяти безслов́еснем смир́ися днесь, в Вифанию приш́ед./Темже дети евр́ейския,/ветви руками держ́аще, хв́аляху гласом:/ос́анна в вышних‚/ благословен грядый Царь Изр́аилев.

Имеющий престолом небо и подножием землю,/Слово Бога Отца/и Сын Его, столь же вечный,/Ты в сей день воссел смиренно/на бессловесном молодом осле, в Вифанию придя./Потому дети еврейские‚/ветви держа в руках‚/восхваляли Тебя восклицанием:/»Осанна в вышних‚/благословен Грядущий Царь Израилев!"г

Приид́ите и мы днесь весь новый Изр́аиль,/яже от яз́ык Церковь‚/со пророком Зах́ариею возопи́им: / радуйся зел́о дщи Си́онова‚/проповедуй дщи Иерусал́имова:/яко се Царь твой грядет тебе кр́оток и спас́аяй‚/и вс́едый на жреб́я ́осле, сына подъяремнича:/празднуй, яже детей, ветви руками держ́ащи похвал́и:/осанна в вышних‚/благословен грядый Царь Изр́аилев.

Станем и мы, весь новый Израиль,/Церковь призванных Из всех народов‚/взывать в сей день вместе с пророком Захарией:/«Безмерно радуйся, дочь Сиона;/провозглашай, дочь Иерусалима‚/ибо вот, Царь Твой приходит к Тебе, кроткий и спасающий‚/воссевший на молодом осле, сыне подъяремной»./Празднуй подобно детям, держа ветви в руках‚/возноси Ему хвалу/»Осанна в вышних‚/благословен Грядущий Царь Израилев!»

Честн́ое воскресение Твое прообраз́уя нам‚/воздвигл еси ум́ершаго повелением Твоим‚/ бездыханнаго Лазаря друга, Бл́аже,/из гроба четверодн́евна смерд́яща./Темже и на жреб́я возшед обр́азно/якоже на колесн́ице носимь‚/яз́ыки укротев́ая, Спасе./ Сего ради и хваление приносит возлюбленный Изр́аиль/из уст ссущих, и младенец незл́обивых,/зрящих Тя, Христе, вход́яща во свят́ый град,/ прежде шести дней Пасхи.

Священное воскресение Твое предзнаменуя нам, /Ты, Благой, умершего друга Твоего Лазаря/воздвиг повелением Своим‚/из гроба на четвертый день, бездыханного, смердящего./Потому и на осленка Ты воссел, Спаситель‚/как на колеснице носимый на нем,/образно призвание язычников тем предвещая./Потому и хвалу Тебе/приносит возлюбленный Израиль/устами грудных младенцев и детей беззлобных,/видящих Тебя, Христе, входящим во Святой Град/ за шесть дней до Пасхи.

Прежде шести дней Пасхи прииде Иисус во Виф́анию,/ и приступ́иша к нему учениц́ы Его, глаго́люще Ему:/Господи, где х́ощеши угот́оваем Ти ́ясти Пасху./Он же посл́а их:/ид́ите в пр́еднюю весь‚/и обр́ящете человека, скуд́ель вод́ы нос́яща:/последуйте ему, и дому владыце рц́ыте: /Учитель глаголет‚/у тебе сотворю Пасху со учениќи Моими.

За шесть дней до Пасхи/пришел Иисус в Вифанию./И подошли к Нему ученики Его, говоря Ему:/«Господи, где угодно Тебе, / чтобы мы приготовили Тебе вкусить Пасху?»/Он же послал их:/«Пойдите в ту часть города, которая перед вами‚/и встретите человека, несущего кувшин с водою;/идите за ним и хозяину дома скажите:/»Учитель говорит:/у тебя Я совершу Пасху с учениками Моими».

Стихииры на литии, глас 1:

Всесвят́ый Дух,/апостолы научивый глаѓолати ин́ыми стр́анными яз́ыки./Той детем еврейским неискусозл́обным повелевает звати:/ос́анна в вышних,/благословен грядый Царь Изр́аилев.

Всесвятой Дух, Апостолов научивший/говорить иными необычными языками‚/Он же не знающим зла детям еврейским повелевает взывать:/«Осанна в вышних‚/благословен Грядущий Царь Израилев!»

Собезнач́альный и соприснос́ущный‚/Сын и Слово Отчее,/на жреб́яти безсловесном сед́я,/ при́иде днесь во град Иерусал́им,/Егоже херув́ими со страхом зрети не могут‚/дети восхвал́иша, с в́аием и в́етвьми,/хвалу т́аинственно воспевающе:/ос́анна в вышних, ос́анна Сыну Дав́идову‚/пришедшему спаст́и от пр́елести весь род наш.

Сын и Слово Отца‚/как и Он началане имеющий и вечный‚/на осленке бессловесном восседая‚/пришел в сей день во град Иерусалим./Того‚ на Кого Херувимы из страха взирать не могут‚/дети восхвалили с побегами пальм и ветвями‚/хвалу таинственно воспевая:/»Осанна в вышних, осанна Сыну Давидову,/пришедшему спасти от заблуждения род наш!»

Прежде шести дней Пасхи,/глас Твой услышася, Господи, во глубин́ах ́адовых:/темже и Лазаря четверодн́евна воздв́игл еси./Дети же еврейския взыв́аху:/ос́анна‚ Боже наш, слава Тебе.

За шесть дней до Пасхи/голос Твой, Господи, услышан был в глубинах ада‚/тем самым и воздвиг Ты Лазаря,/четыре дня пребывшего во гробе./Дети же еврейские восклицали:/«Осанна! Боже наш, слава Тебе!»

Глас 2: Вход́ящу Ти, Господи,/во святый град, на жреб́яти сед́я/потщ́ался еси приит́и на страсть‚/да соверш́иши закон и пророки./Дети же еврейския воскресения победу предвозвещ́ающе‚/срет́аху Тя с в́етвьми и в́аием, глаѓолюще:/благословен еси, Сп́асе, помилуй нас.

Когда входил Ты, Господи‚/во святой город, восседая на осленке‚/Ты с готовностью к шел страданию‚/во исполнение Закона и Пророков./Дети же еврейские победу воскресения предвозвещая,/Тебя встречали с ветвями и побегами пальм и возглашали:/»Благословен Ты, Спаситель, помилуй нас!»

Слава Тебе, Христе‚/в вышних седящему на престоле‚/и ныне ч́аемому с честн́ым Твоим Крест́ом./Темже веселится дщи Си́онова,/радуются яз́ыцы земн́ии,/ветви держат дети, р́изы же учениц́ы‚/и вся вселенная науч́ися воп́ити Тебе:/благословен еси, Сп́асе, помилуй нас.

Слава Тебе, Христе, восседающему в Вышних на престоле‚/и ныне ожидаемому с Священным Твоим Крестом/Потому веселится дочь Сиона,/радуются племена земные‚/ветви держат дети, а одежды – ученики‚/и вся вселенная научилась взывать Тебе:/"Благословен Ты, Спаситель, помилуй нас!»

Глас 3: Прежде шести дней быти́я Пасхи‚/при́иде Иисус во Вифанию‚/воззвати ум́ерша четверодн́евна Лазаря,/и проповедати воскресение./Срет́оша же его и жен́ы, М́арфа и Мар́ия сестры Л́азаревы, вопиюще к Нему:/Господи, аще бы еси был зде, не бы умерл брат наш./Тогда глаго́ла к ним:/не предреко́х ли вам: в́еруяй в Мя, аще и ́умрет, жив будет:/покажите ми, где полож́исте его?/И вопияше к нему Зижд́итель всех:/Л́азаре, гряд́и вон.

За шесть дней до наступления Пасхи/пришел Иисус в Вифанию‚/чтобы из гроба вызвать/четыре дня назад умершего Лазаря/и тем о воскресении предвозвестить./ И встретили Его жены,/Марфа и Мария, сестры Лазаря, взывая к Нему:/«Господи‚ если бы Ты был здесь‚/ не умер бы брат наш»./Тогда Он сказал им:/»Не говорил ли Я вам прежде:/Верующий в Меня, если и умрет, жив буд/Покажите Мне, где вы положили его»./И воззвал к нему Творец всего:/«Лазарь‚ выходи!»

Стихиры на стиховне, глас 8:

Радуйся и веселися, граде Си́оне,/красуйся и радуйся, Церкве Божия:/се бо Царь твой при́иде в пр́авде‚/ на жреб́яти сед́я, от детей воспеваемый:/ос́анна в вышних, благословен еси,/имеяй множество щедр́от, помилуй нас.

Радуйся и веселись град Сион‚/ликуй и торжествуй Церковь Божия/Ибо вот, пришел Царь Твой праведный,/восседающий на молодом осле/и детьми приветствуемый в песни:/»Осанна в вышних, благословен Ты‚/имеющий милосердие безмерное, помилуй нас!»

При́иде Спас днесь во град Иерусалим‚/исп́олнити Пис́ание‚/и вси при́яша в руки в́аина:/ризы же подстил́аху Ему‚/в́едуще, яко Той есть Бог наш‚/Ему же херув́ими вопиют непрестанно:/ос́анна в вышних, благословен еси‚/имеяй множество щедр́от, помилуй нас.

Пришел Спаситель в сей день во град Иерусалим‚/чтобы исполнить Писание‚/и все взяли в руки пальмовые ветви/и одежды расстилали перед Ним‚/зная, что Он – Бог наш,/Которому херувимы взывают непрестанно:/"Осанна в вышних, благословен Ты,/имеющий милосердие безмерное, помилуй нас!»

На херув́имех нос́имый, и певаемый от сераф́им‚/возсел еси на жреб́я Дав́идски, Бл́аже/и дети Тя воспеваху богол́епно,/иуд́ее же х́уляху беззако́нно:/стр́опотное яз́ыков, сед́алище жребц́а прообразов́аше, / из неверия в веру претворяемое./Слава Тебе, Христе‚/едино милостиве и человеколюбче.

На херувимах носимый/и воспеваемый серафимами‚/Ты, Благой, воссел на молодом осле, как Сын Давидов‚/и дети воспевали Тебя, как подобает славить Бога,/Иудеи же поносили беззаконно./Сидение же на необъезженном осленке/прообразовало, что безудержные язычники/от неверия к вере изменяются./Слава Тебе, Христе‚/единый милостивый и человеколюбец!

Глас 6: Днесь благодать Святаго Духа нас собр́а‚/и вси вземше крест Твой глаголем‚/благословен грядый во имя Господне‚/ос́анна в вышних.

В сей день благодать Святого Духа нас собрала;/и все мы, взяв Крест Твой, возглашаем:/«Благословен Грядущий во имя Господне!/Осанна в вышних!»

Тропарь, Глас 1:

Общее воскресение/прежде Твоея Стр́асти увер́яя,/из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже./Темже и мы, яко ́отроцы победы знамения нос́яще‚/Тебе победителю смерти вопи́ем:/ос́анна в вышних‚/благословен грядый во имя Господне.

В общем воскресении/прежде Твоего страдания удостоверяя‚/из мертвых воздвиг Ты Лазаря, Христе Боже./Потому и мы, как дети, держа символы победы‚/Тебе – Победителю смерти воззовем:/»Осанна в вышних‚/благословен Грядущий во имя Господне!»

Глас 4: Спогр́ебшеся Тебе крещением, Христе Боже наш‚/безсмертныя жизни спод́обихомся Воскресением Твоим‚/и воспевающе зовем:/ос́анна в вышних‚/благословен грядый во имя Господне.

Погребенные с Тобой в крещении, Христе Боже наш‚/ мы бессмертной жизни удостоились воскресением Твоим/и в песнях восклицаем:/«Осанна в вышних‚/благословен Грядущий во имя Господне!»

На утрени величание:

Величаем Тя‚/Живодавче Христе,/ос́анна в вышних,/и мы Тебе вопием:/благословен грядый во имя Господне.

Величаем Тебя,/Податель жизни Христе:/»Осанна в вышних!«/и взываем Тебе/»Благословен Грядущий во имя Господне!»

Кондак, глас 6:

На престоле на Небес́и,/на жреб́яти на земли нос́имый, Христе Боже,/ангелов хваление/и детей воспевание при́ял еси, зовущих Ти:/благословен еси, грядый Адама воззв́ати.

На престоле восседая на небесах‚/шеству по земле на осленке, Христе Боже,/принял Ты хвалу от Ангелов/и прославление от детей, восклицавших Тебе:/ «Благословен Ты, Идущий призвать к Себе Адама!»

Стихиры на хвалитех, глас 4:

Множество народа, Господи‚/постил́аху по пути р́изы своя/друз́ии же р́езаху ветви от древ́ес, и нош́аху./Предыдущии же и посл́едующии, зов́яху глаго́люще:/ос́анна Сыну Давидову‚/ благословен еси пришедый,/и паки грядый во имя Господне.

Великое множество народа Господи,/расстилало по дороге одежды свои:/а иные резали ветви с деревьев и держали их в руках;/впереди же идущие и за Тобою следовавшие/восклицали, говоря:/"Осанна Сыну Давидову/Благословен Ты, Пришедший/и вновь Грядущий во имя Господне!»

Хотящу Тебе внити во свят́ый град Господи‚/ветви садов л́юдие нош́аху‚/Тебе поюще всех Владыку:/и зряще Тя на жреб́яти сед́яща‚/якоже на херув́имех зряху./Сего

ради с́ице вопи́яху:/ос́анна в вышних,/благословен еси пришедый‚/и паки грядый во имя Господне.

Когда предстояло Тебе войти/во святой город, Господи‚/ветви растений держали люди, /воспевая Тебя, Владыку всего;/видя Тебя сидящим на молодом осле‚/как Восседающего на Херувимах созерцали/и потому взывали так:/ «Осанна в вышних/Благословен Ты, Пришедший/и вновь грядущий во имя Господне!»

Изыд́ите, яз́ыцы, изыд́ите и людие,/и в́идите днесь Царя Небеснаго,/яко на престоле высоце‚/на жреб́яти х́уде во Иерусал́им входяща./Р́оде иудейский неверный и прелюбодейный, приид́и и виждь‚/Егоже виде Ис́аия во плоти нас ради приит́и им́уща‚/како уневещ́ает Себе, яко целомудренный новый Сион,/и отлагает осужд́енную с́онмицу:/яко в нетленном же браце и нескв́ерном,/нескв́ернии стеќошася благохвал́яще, неискусозл́обнии дети./С нимиже и мы поюще возопи́ем песнь ангельскую:/ос́анна в вышних,/имущему велию милость.

Выходите племена, выходите и народы,/и посмотрите в сей день на Царя Небесного‚/как на престоле высоком/на простом осленке в Иерусалим входящего./Род Иудейский неверный и прелюбодейный‚/приди и узри Того,/Кого видел Исаия, во плоти нас ради явившимся‚/как Он берет Себе в невесту/целомудренный новый Сион/и отвергает осужденную синагогу./И как при чистом и непорочном браке‚/сбежались с радостными хвалами/чистые невинные дети./С ними воспевая, песнь Ангельскую возгласим:/"Осанна в вышних/Имеющему великую милость!»

Общее воскресение‚/прежде вольныя страсти Твоея‚/во уверение всех предпоказ́авый, Христе Боже,/Лазаря ́убо в Виф́ании, держ́авною силою Твоею‚/четверодн́евна мертва воскресил еси:/слепцем же еже видети яко Светодавец даровал еси Спасе‚/и во святый град со ученики Твоими вшел еси‚/седя на жребяти осли‚/пророческая исполняяй проповедания‚/якоже на херувимех нос́имый,/и дети еврейстии с ветвьми и в́аиами предсретаху Тя./Темже и мы ветви масличныя носяще и в́аиа,/благодарственно Тебе вопием:/ос́анна в вышних‚/благословен грядый во имя Господне.

Общее воскресение/прежде добровольного Твоего страдания/показав в удостоверение всем, Христе Боже,/Лазаря в Вифании, мертвого уже четыре дня/ могущественной силою Твоею Ты воскресил;/а слепым Ты зрение даровал, Спаситель, как Податель света;/и во град святой с учениками Твоими вошел‚/чтобы исполнить проповедь пророков,/сидя на молодом осле, как бы на Херувимах носимый;/и дети еврейские с ветвями и побегами пальм/выходили Тебе навстречу./Потому и мы, ветви масличные и побеги пальм держа‚/благодарственно Тебе взываем:/«Осанна в вышних‚/благословен грядущий во имя Господне!»

Глас 6: Прежде шести дней Пасхи, прииде Иисус в Виф́анию/и приступ́иша к Нему учениц́ы Его, глаго́люще Ему:/Господи, где хощеши угот́оваем Ти ́ясти Пасху?/ Он же посл́а их:/ид́ите в преднюю весь‚/и обрящете человека скуд́ель воды нос́яще,/ следуйте ему, и дому владыце рц́ыте:/Учитель глаголет‚/у тебе сотворю Пасху со ученики́ Моими.

За шесть дней до Пасхи/пришел Иисус в Вифанию./И подошли к Нему ученики Его, говоря Ему:/»Господи, где угодно Тебе‚/чтобы мы приготовили Тебе вкусить Пасху?«/Он же послал их:/»Пойдите в ту часть города, которая перед вами‚/и встретите человека, несущего кувшин с водою;/идите за ним и хозяину дома скажите:/"Учитель говорит:/у тебя Я совершу Пасху с учениками Моими».

Слово Божие

«Осанна!»

За шесть дней до Пасхи пришел Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, которого Он воскресил из мертвых. Там приготовили Ему вечерю, и Марфа служила, и Лазарь был одним из возлежавших с Ним. Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира. Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал: Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим? Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали. Иисус же сказал: оставьте ее; она сберегла это на день погребения Моего. Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда. Многие из Иудеев узнали, что Он там, и пришли не только для Иисуса, но чтобы видеть и Лазаря, которого Он воскресил из мертвых. Первосвященники же положили убить и Лазаря, потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса.

На другой день множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! Благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев! Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано: Не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле. Ученики Его сперва не поняли этого; но когда прославился Иисус, тогда вспомнили, что так было о Нем на писано, и это сделали Ему. Народ, бывший с Ним прежде, свидетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых. Потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил это чудо.

                                                Ин. 12^1–18 (зач.41)

Пастырское наставление

Духовный смысл праздника

Вход Господень в Иерусалим имеет, кроме исторического, еще и духовный смысл, а посему и нравственное значение для каждого современного христианина. В соответствии с духовным смыслом, Иерусалим означает душу человеческую, а вход Господень в Иерусалим означает вхождение Бога в душу.

Множество народа, в тесноте и давке радостно ожидающего и приветствующего Христа, символизирует собой благородные чувства и возвышенные мысли человека, радующегося пришествию Бога – своего Спасителя и Избавителя. Предводители толп народа, ненавидящие Христа и стремящиеся убить Его, олицетворяют собой низменные желания и приземленные мысли, которые берут верх над благородной природой человеческой и угнетают ее. Теперь эта низменная природа людская восстает против вхождения в душу Бога, ибо воцарение Бога в душе непременно уничтожит ее.

Храм Иерусалимский символизирует собой святое святых человеческой души, то сокровенное место, где Дух Святой и у самого большого грешника имеет крохотный приют. Однако земные страсти и туда проникли, и низменная природа людская и его употребила для своих дурных целей.

Христос исцеляет лишь тех болящих, что припадают к Нему с верой, а это означает, что некоторые порывы души, хотя и болящей, жаждут единения с Богом и стремятся к Нему – единственному в мире Врачу. Пророчество Христа о гибели Иерусалима символизирует гибель всякой души, которая Бога отвергает, унижает и извергает из себя.

Никто на этом свете не счастлив кроме того, кто широко открыл врата своего духовного Иерусалима – своей души – и принял Бога в себя. Безбожник чувствует себя до отчаяния одиноким. Общество не прогоняет его одиночество, но усугубляет его. А тот, кто вместил Бога в душе своей, тот и в пустыне не чувствует одиночества. Никто не умирает вечной смертью кроме того, в ком умер Бог.

                                          Святитть Николай Сербский

На кого похож ты?

Мы вступаем сегодня в страстные дни Господни, во время, когда сгустилась тьма и когда поднимается заря нового света, заря вечности, постижимая только тем, кто вместе со Христом вступает в эту тьму. Это – тьма и полумрак, сумерки, где перемещалась правда и неправда, где перемешалось все, что только может быть перемешано: Вход Господень в Иерусалим, такой торжественный, исполненный такой славы, одновременно весь построен на страшном недоразумении. Жители иерусалимские встречают Спасителя Христа с торжеством и ликованием, потому что ожидают, что Он освободит Свой народ от политического гнета; и когда окажется, что Спаситель пришел освободить людей и весь мир от греха, от неправды, от отсутствия любви, от ненависти, тогда от Него отвернутся с горечью, разочарованностью, и те, кто так торжественно Его встречали, обратятся во врагов. И в течение всей недели, все время тьма, сумрак чередуются с проблесками света...

И мы должны вступить в этот сумрак. Мы должны не только со Христом, но вместе со всеми теми, кто тогда Его окружал, войти в эти дни и найти свое подлинное место в этой тьме и в этом сумраке... Шаг за шагом мы можем следить за тем, что совершается со Спасителем Христом; но одновременно мы должны себе ставить вопрос: где мы стоим, где стою я, лично? Что у меня общего с Пречистой Девой Богородицей, Которая видит, как Ее Сын идет на погибель, как сгущается вокруг Него ненависть, как кольцо окружает Его: как страх и трусость, ненависть и ложь постепенно готовят Ему смерть? И как нам не понять, что может переживать Божия Матерь перед лицом предательства Иуды, отречения Петра, бегства учеников, лжесвидетельства на Сына Ее, суда неправедного, осмеяния, избиения – и наконец, крестной смерти Спасителя Христа? Как мы на все это отзываемся? Когда мы услышали об этом в святом Евангелии, когда мы слышали весть об этом в церковной молитве и песне – с чем выходим мы из храма? Большей частью идем забыться, отдохнуть душой, отдохнуть телом, готовясь к следующей службе, или уходя вовсе в мирскую жизнь. А Страстная седмица длится изо дня в день, из часа в час, из мгновения в мгновение, – нет ей перерыва, она, как огненная река, течет‚ жгучим

огнем попаляя все; одно сгорит, и ничего от него не останется, кроме пепла и позорного воспоминания, а другое устоит, как золото и серебро... Где мы будем тогда? Как переживем эти дни:» С чем выйдем мы каждый раз из храма, и с чем встретим светлое Христово Воскресение? Оно – провозвестник нашей встречи в конце времен, нашей встречи после нашей смерти, со Христом, Который нас возлюбил до креста и Который нам поставил вопрос: А ты – отозвался ли на все, что тебе было дано знать о Божественной любви, воплощенной, распятой, воскресшей? Поставим себе вопрос о том, на кого из апостолов мы можем быть похожи? На Фому ли, который говорил своим соапостолам: Пойдем с Ним и умрем с Ним, если нужно?.. На Петра, который по страху отрекся от Него трижды? На Иуду, который Его предал? Где мы находимся в этой людской толпе? Кто мы? Поставим себе этот вопрос каждый раз, когда мы выйдем с богослужения, каждый раз, когда мы будем на него приходить: и тогда, может быть, что-нибудь проснется в вашей душе, что-нибудь дрогнет. Может быть, тогда эта Страстная седмица окажется и для нас, как в прошлом для стольких она оказывалась, началом: началом нового понимания, новых переживаний и новой жизни.

                                    Митрополит Сурожский Антоний


Источник: Двунадесятые праздники Православной Церкви / сост. Василий Чернов. - М.: Николин день, 2015. - 512 с.

Комментарии для сайта Cackle