иером. Иаков (Цветков)

Источник

Св. преподобномученице Февронии249

(25-го Июня).

Кондак, глас 4-й. Подб.: Явился ecu...

Прославим, веные, в песнях Февронию, оставившую все земное издетска; ибо она попрала врага, и получила сугубый венец победы.

Икосы:

(Τῶν μοναστῶν) Воспрославим ныне, верные, достойными песнями сию250 славу монахов и украшение мучеников, Февронию: ибо она мужественно и с презрением низложила вражеския полчища, сперва постничеством, а потом священно воинствуя посреди ристалища и вопия к мучителям с дерзновением: «Издетска я возлюбила Христа с верою, и до конца спешу ради Его умрети, да с Ним обитаю ныне вовеки, и прииму сугубый венец моей победы.

(Ὁ πρὶν τὴν Ἔυαν) Древле лукаво подвергший смерти Еву попирается краснейшими ногами отроковицы, и со стекашем вопиет: «Увы мне! Что сотворю? Ибо я мучусь251 от той, чрез которую древле прельстил Адама, и ныне соделался посмешищем пред всеми. Ибо чрез жену я причинил человекам клятву, и чрез не же опять лишился тех, которых прежде содержал во узах. Ибо Христос, воплотившийся от Девы, излил жизнь древле осужденным, и сия получила сугубый венец победы.

(Υπὸ τῷ σκάμματι)252 Пришед, наконец, в ристалище, святая дева, вооружившись крестом Христовым, как копием, вопияла: «Для меня как дары – эти оковы, о судиле! Твори, что хощешь». Почему сей нечестивец, воспламенившись гневом, подвергнул ее мучениям, думая чрез то ниспровергнуть ея мужество: но она, возвед очи свои горе, сильно устремилась к созерцанию Христа, котораго возлюбила, и говорить к игемону: «Ты сделался виновником великой для меня жизни; ибо я буду ныне ликовать с мучениками, и прииму сугубый венец победы.

* * *

249

Переведено из Anal, sacra; заимствовано Питрою из Тавринекого кодекса (f. 121); творение неизвестного песнописца, подражателя св. Роману Сладкопевцу, начинающееся, над икосами, акростихом: Του. В Аф. кондакарии помещены кондак и три икоса (см. кондакарий архимандрита Амфилохия, стран. 124 и 187). Св. преподобномученица Феврония, с двухлетнего возраста, воспитывалась в женском монастыре, в Сиваполе, древнем Ассирийскомъ городе; достигши совершенных лет, она совершенно посвятила жизнь свою на служение Богу в непорочном девстве; пострадала в царствование Деоклитина (184–305 гг. по Р. Хр.), быв принуждаема от мучителя к выходу в замужество, по чрезмерной красоте своей, и отвергши все предлагавшаяся ей земныя прельщения.

250

Κληθεῖσαν. В Аф. конд. τὴν ὅντως φερονύμως.

251

Πιέζομαι: в Аф. конд. ἐμπέζομαι. Кроме сего, разночтений с Афонским кодакарем нет.

252

Сего икоса в «Anal. sacra» нет; он заимствовал из Афонского кондакария (см. кондакарий архимандрита Амфилохия, стр. 178).


Источник: Кондаки и икосы разных церковных песнописцев известные под названием безымянных : перевод с древнегреческого в первый раз, на русское наречие, иеромонаха Иакова (Цветкова) – М.: Тип. Л.Ф. Снегирева, 1885. – 193 с.

Комментарии для сайта Cackle