иером. Иаков (Цветков)

Источник

Святым четыредесяти мученикам Севастийским (Марта 9-го)163

Кондак.глас 6-й Подоб.: Еже о нас исполнив смотрите...

Оставив все воинство миpa сего, вы, страстотерпцы Господни четыредесять, соединились на небесах со Владыкою: ибо прошед огнь и воду (Пс. 65:12), блаженные, вы достойно восприяли славу с небес и венцев множество.

Икосы:

(Τῷ ἐν θρόνω)164 Принося моление мое, припадаю, недостойный, к Садящему на престоле неприступном, распростершему свет яко кожу (Пс. 103:2), утвердившему землю, собравшему воды в сонмы их (Быт. 1:9), всякое существо во от нетытия сотворившему, и всем подающему дыхание и жизнь; к приемлющему песнь архангелов, от ангелов покланяемому и от всех хвалимому, ко Христу Вседержителю, Зиждителю и Богу нашему, – прося от Слова благодати слова, да возмогу и я воспеть благочестно святых, которых явил Он победителями, даровав им славу с небес и венцев множество.

(Οὖτοι) Сии подвигоносцы, как звезды небесный, премудро возвышаются пред всеми паче всякого слова похвалы: они поразили сатану, посрамили гордыню идолов, ниспровергли чтилище нечестия; они твердые проповедники благочестия, руководители к истине для колеблющихся; они всегда исцеляют болящих, слепым прозрение подают, очищение – прокажнным; исправляют несчастных и возбуждают ленивых; они – пристань плавающим, благие руководители путешествующим, сильные отмстители мучителям, как вместе восприявшие славу с небес и венцев множество.

(Ὑπὲρ ἠλίου) Светлость святых сих сияет чрезмерно, паче светозарения солнечнаго; ибо блистание онаго закрывают облака, сияние же их никогда не прерывается (οὑδέ νῦν διαδέχεται). Солнце восходящее испускает от себя лучи, и, во время обращения своего, скоро влечет за собою всякое изобилие и распространяете светлое сияние; – и день наступивший возвещает (о дивных делах Создателя), но в след за сим (ἄυθις) и ночь являет в себе премного чуднаго: – как могла она разсеять (διασχύσαι) мрачно-греховную бурю деяний?165 Предстали преславные мужи пред Господом,прславляющим верных рабов своих, и услышали от Него глас: «Прославляю вас, прославляющих Меня, пред земнородными; а посему Я дарую вам славу на небесах, как восприявшим от Меня знамение славы с небес, и венцев множество.

(Τοῦ πανσόφου) Они – мудрые рабы всемудраго Владыки; возлюбленнаго Родителя – свои Ему чада; изволением Иисуса, Bora нашего, благословенное Его воинство; чудное стадо дивнаго Пастыря; Содетеля закона – возделанная Им нива божественный насаждения непрестающаго Источника, святаго Корене святыя ветви, возлюбленное создание Творца всей вселенной, преблаженный собор (σὕγκλητος) безлетнаго Царя, Зиждителя и Бога нашего; Христовы ученики, которых собрал Сам Он, всех Спаситель, и повелел обитать им в нестареемей жизни, даровав им славу с небес и венцев множество.

(’Άγαν) Подлинно, превозвышен от Зиждителя, и со ангелами торжествует сей преславный и непобедимый лик (φάλαγξ) четыредесяти подвигоносцев; ибо, как победоносный, он сорадуется в вышних всем, сущим от века святым, – облеченный во одежду белую, чистую и святую (Откр. 6:11; 7:9; 7:9; 7:13–14; 12:14), сотканную их страданиями, и укращенный венцем веры, сей всечестный божественный лик, подобно как досточтимая дева в духовном величии, приседящая всеблагому Господу светосиянная невеста, которую Он украсил дарами Своими, всегда блистающая божественными лучами; ибо сподобилась получить славу с небез и венцев множество.

(Οῖον) Какия уста способны к похвалам, – какой язык возможет прославить святых мучеников, оставивших преходящую славу ради будущей, удалившихся от Диавола и верою прилепившихся к Спасителю нашему, отвергших всякое нечестие и соединившихся союзом правды, сих святых недоступных ни для какой похвалы, которые избавили всю землю свою (ἄπασαν τὴν ἤπειρον) от заблуждения, и проповедали православные догматы во все концы, – этих Христовых воинов, всегда вооружавшихся за верных, и сильно поражающих врагов Божиих, – святых которым и даровал Он славу с небес и венцев множество?

(Е...) 8) (Ἱσχυροὶ) Быв, подлинно, храбрыми во бранях земных, сии преблаженные мужи явили себя крепкими и в подвигах страданийи своих, – эти: хотя многие и различные, но как бы один человек во всех; и у них единое желание, одно единодушие – в том, чтобы от всего сердца служить Богу всяческих. Они, как единомудренные и, поистине, единонравные, вместе оставили идольскую лесть, вместе претерпели казни мучении, за что вместе и получили наслаждение вечными благами, вместе обрели себе божественное райское жилище. Всем им имя единое, которого приобрели они мужественным терпением своим, именно: четыредесятое число святых, которым Христос даровал славу с небес и венцев множество.

9) (N...) 10) (О...) 11) (Ὑψωθεν) Но свыше Зиждитель, как – бы летом, проливаете солнечную темлоту сим подвижникам, и послал тридесять и девять венцев, им понесшим ледный мраз. Узрев же cиe, один из стражей взошел в озеро, засвидетельствовав тем веру во Христа: вышел Иуда, и на место его был поставлен Матфий. Прежде дерзостный, вчерашний гонитель, сопричислился к страстотерпцам. Утром же, как скоро узнали о сем прочие нечестивейшие злодеи то, движимые гневом, повелели бить мужественных святых воинов палицами, и возжегши костер, сожгли в нем божественный телеса их, и бросили в воду священные их останки (λείψανα)166, которые обрели верные, как славу с небес и венцев множество.

* * *

163

Кондак и первые пять икосов переведены с Афонск. кондакария (см. конд. архим. Амфикохия стр. 105 и 180); потому что, из числа их, в кондакарие Питры помещены только 1-й и 5-й икосы. Остальные икосы переведены из Anal, sacra, так как их нет в Афон. кондакарие. Творение неизвестного песнописца, составленное по подражаю св. Роману. Что же касается до уверения Питры, что cие песнопение непременно принадлежит! самому с. Роману: то с сим мнением его мы не можем совершенно согласиться; потому что вей известный нам доселе творения св. Романа были составлены им без подражания какому либо, даже своему собственному, песнопению. Действительно, акростих икосов здесь подобен Романовскому; но «акростихи по подражаю» св. Роману составлялись и после него другими песнописцами как о сем объяснено в предисловии к кондакарию архим. Амфилохия (стран. 17 и 25). В настоящем песнопении акростих икосов: τοὐ ταπι..υ. Ясно, что на имя св. Романа не указывается ни одною даже буквою в акростих – В Anal, sacra помещен, заимствованный Питрою из Тавр, кодекса, cледующий кондак: «Радуйся, воинство Царя славы; радуйтеся, светлые светильники благочестия; радуйтеся, Церкви крепкие стражи; радуйтеся, вы, слава царей; радуйтеся, столпы жительства (πολιτείας). О, четыредесяточисленняй лик страстотерпцев, будите милостивы к нам».– Св. мученики пострадали при нечестивом императоре Ликинией (311–324 г. по Р. Хр.) в городе Севасии, в Армении.

164

В сем икосе разночтение между Anal, sacra и Афон. кондакарием нет никаких.

165

Указывается на отпадение одного из лика мученического, который, не стерпев лютости зимнего холода в Севастийском озере (в котором он находился вместе с другими св. мучениками), – вышел из озера, и поспешил к близ находившейся бане; но едва только коснулся порога бани, как тотчас же пал мертвым, ощутив теплоту. По молитве же святых, ночью, страж темничный, именем Аглаий, быв объят необыкновенным светом, увидел светозарные венцы, сходящие с небес на главы св. мучеников, в числе 39-ти: тогда, познав в сем чудном небесном знамении Божественную награду оставшимся в озере 39-ти мученикам, он тотчасже и сам взошел в озеро, сопричислися, таким образом, к лику святых, и, к посрамлению Диавола, восполнил собою четыредесятое число славных мучеников.

166

Т.е. святые кости их, и малейшая часть сих костей, которые и в глубине водной светили как лучезарные звезды, и , по откровению свыше, были обретены верными.


Источник: Кондаки и икосы разных церковных песнописцев известные под названием безымянных : перевод с древнегреческого в первый раз, на русское наречие, иеромонаха Иакова (Цветкова) – М.: Тип. Л.Ф. Снегирева, 1885. – 193 с.

Комментарии для сайта Cackle