иером. Иаков (Цветков)

Источник

Святым преподобным отцам, в Синае и Раифе избиенным174

(Января 14-го).

Кондак, глас 2-й Подоб.: Вышних ища...

Вы уклонились от мятежа (συγχύσεως) мирскаго, и притекли к тихому пристанищу, венчаемые кровьми мучений, и постничества трудами; почему и соделались мучеников и преподобных сожителями (ὀμέσκηνοι).

Икосы:

Живоносною мертвостию (νεκρώσει) умертвив уды яже на земли (Кол, III, 5), вы изобразили тем страдание Христа и Бога, прежде в добром пощении, а поеле того в страдании. Посему, отцы, Сам Он ниспослал на главы ваши венцы, уготовив селение небесное и местно вечное, где ныне радуяся, вы явились мучеников и преподобных сожителями.

Совершив в жизни своей ангельские подвиги, вы, богоносные, постнически уязвили врагов безтелесных, и рачением нищелюбия (γνώμῃ φιλοπτωχίας) поразили врагов видимых (ἐν σώματι ερωμένους), предав себя, как овцы ведомый на заклание, в руки сих кровожадных варваров, блаженные, от которых быв схвачены, вы принесли себя в воню благоухания Господу, и чрез сие соделались мучениников и преподобных сожителями.

Множество варваров, не нашедши ничего в ваших жилищах, возбуждались к сильной ярости; беззаконники угрожали убийством меча, и за намерением их последовало самое дело. Желание варваров было, собственно, предать злой смерти мужей незлобивых и неповинных, и ведущих жизнь непорочную. Почему вы соделались мучеников и преподобных сожителями.

* * *

174

Кондак и 1-й икос переведены из Anal, sacra; 2 и 3-й икосы из афон. кондакария (см. конд. арх. Амфилохия, стр. 175); пот. что оных в кондакаре Питры не помещено. Творец песнопении неизвестен, хотя, между прочим, Питра говорить о сем песнопении, cuius poeta non solum btudita, sed vix non erit Theodorus. Из начальных букв икосов, акростиха никакого не образуется. Разночтения в 1-мъ икосе с греч. текстом афон. кондакария никакого нетъ. – Гора Синайская, где подвизались преподобные отцы, находится в Палестине, в пустыне Фаран в 18-ти днях пути от Иерусалима. Раифа, это – название другой пустыни, расположенной во внутренней части Фарана (по сказанию славянской Ч–Минеи), находящейся на восточном берегу Красного моря, расстоянием от Синая на два дня пути. Божиим попущением, было два случая избиения свв. отец в Синае и Раифе. Первый случай был в конце ΙΙΙ в. по Р. Хр., в царствование Диоклитиана, от варваров, названных в славян. Минее Влеммианами (по переводу с греч. глазатые – βλέμμοι). Это Сарацынския арабские племена, которые напали на Раифских отцев в тот же самый день, как и на синайских (Полн. месяц. Вост. Ч. II, стр. 17). Второе избиение, по славянской Минее, было во дни преподобного Нила постника, от варваров Сарацынских, которые, по случаю междоусобиц, происходивших между их различными племенами, грабили и опустошали все попадавшееся им на пути. Варвары эти, по описанию славян. Ч–Минеи, не имели себе определенного жительства, кочевали в то время близ горы Синайской, и промышляли единственно только разбоем. Там св. Нил подвизался с юным сыном, Феодулом. Он был очевидцем всех варварских истязаний над св. отцами в горе Синайской; сам едва спасся от сих варваров; а сын его, Феодул, взятый в плен, был выкуплен у них епископом Елузкйским, который поставил его у себя клириком, о чем сам Нил пространно повествует в своем слове, как замечает св. Димитрий Ростовский. Кончина препод. Нила постника в учении об отцаъ (§ 208 Ф. А. Ч ) полагается около 450 г. Но Феслер доказывает, что она последовала еще не много ранее, около 430 г. (Полн. мес. Вост. ч. II, стр. 357).


Источник: Кондаки и икосы разных церковных песнописцев известные под названием безымянных : перевод с древнегреческого в первый раз, на русское наречие, иеромонаха Иакова (Цветкова) – М.: Тип. Л.Ф. Снегирева, 1885. – 193 с.

Комментарии для сайта Cackle