иером. Иаков (Цветков)

Источник

Св. преподобным отцам, во обителе св. Саввы Избиенным177

(Марта 20-го).

Кондак, глас 4-й Подоб.: Вознесыйся...

Мудро178 презрев наслаждение земным и тленным, преблаженные,. пустынное житие вы почли благолепнейшим, нежели мир сей и временное в нем наслаждение, за что сподобились небеснаго царствия; почему все мы вопием к вам прилежно: «От бед избавите нас».

Икосы:

(’Επέστη) Ныне настал для нас спасительный день воспеть подвиги мучеников (μαρτύρων)179, которые совершили они на земле благолепно, сперва постничеством и воздержанием многим, а после страданием. Отсюда и получила они венец нетленный, достойно ликуя с ангелами непрестанно, вовеки, умоляя Христа, да дарует прощение прегрешений благочестно прославляющим память их и вопиющим немолчно: «От бед избавите нас».

(Ἰον)180 Древле лукаво прельстивший Адама в раю чрез Еву излил на нас яд своего злодейства (κακουργίας): вы же, отцы, главу его мужественно сокрушили, почему, скорбя, онъ говорилъ; «Увы мне, что сотворю? Силы мои в конец исчезли, и я оказался посмешищем для тех, над которыми прежде царски владычествовал всецело. Ибо Христос воплотившийся показал неблазненную стезю всем желающим воспевать пред Ним: «От бед избавите нас».

(Σωμάτων)181 Мужественно презревъ удовольствия плотския и самую жизнь свою носив на раменах своих крест Господень, вы последовали ему, созерцая мысленно будущую жизнь, которой и сподобились, как достойно совершившие путь мученический, и пощением возжегшие светло светильники свои; почему вместе вы взошли в чертог славы Христовой, созерцая таинственно божественную красоту, и избавляя от всякаго вреда вопиющих: «От бед избавите нас».

* * *

177

В Аф. кондакарие: σαφῶς (явно)

178

Переведено из Anal, sacra к. Питры, которым заимствовано из Тавринск, кодекса; творение неизвестного песнописца. Акростих: εἰς, как видно, отрывочный, т. е. недоконченный. Третий икос дополнен здесь из Афон. кондакария (см. кондакар. архим. Амфилохия. стр. 92 и 173, где можно найти все сии три икоса. – О семь событии есть особенное повествование в славянской минее на 20-е число марта, озаглавленное· «Страдание преподобных Отец наших: Иоанна, Cepгия, Патрикия и прочих преподобных, во обители св. Саввы избиенных“. Повествование сие, как свидетельствует св. Димитрий Ростовский, заимствовано из греч. рукописей, сокращенно изложенных, на основании полной истории о сем событии, написанной блаженным Стефаном Савваитом (к концу 8-го и в начале 9 в.), творцем канонов. Год этого события, в Деян. св. у Болландистов означен 796-м, и в «Полном месяцослове Востока» это считается верным (см. Ч. П, стр. 84.)

179

В Афон. кондакарие: πατέωρν.

180

В сем икосе разночтений с Афеон. кондакар. не встречается.

181

Сего икоса в кондаре Питры нет; он, как выше сказано, переведен с Греч, из Афон. кондакария.


Источник: Кондаки и икосы разных церковных песнописцев известные под названием безымянных : перевод с древнегреческого в первый раз, на русское наречие, иеромонаха Иакова (Цветкова) – М.: Тип. Л.Ф. Снегирева, 1885. – 193 с.

Комментарии для сайта Cackle