иером. Иаков (Цветков)

Источник

Св. Андрею, архиепископу Критскому214

(Июля 4-го)

Кондак глас 2-й. Подоб. Вышних ища...

Вострубив ясно божественными песнопениями, ты явился светозарнейшим светильником мирa, сияя светом Троицы, Андрее преподобне.

Почему все мы вопием к тебе: «Не престай моляся о спасении нашем (τοῦ σωθῆναι ἡμᾶς)215.

Икосы:

(Ἥλιος) Ты явился солнцем во вселенной, как исполин от чертога (Пс. 18:6), исходя от утробы матери своея, и посрамляя (ἀμαυρῶν) всякое суесловие (γλωτταλγίαν), отвергающих божественное взображение Креста, Его Пресвятыя Матери и вместе всех преславных святых Его, подвизавшихся в вере и истина, равно преподобных и святителей, между которыми воспевая тебя с верою, взываю всегда: Не престай моляся о спасении нашем,

(Σοῦ τὰ διδάγματα) Кто исчислить все множество учений твоих, Господень святителю, главо (κρηπὶς) Критян, богоблаженный Андрее? Ибо ты возгласил как велики орган (κιννύρα), и научил всех чтит Христа, двоякаго по естеству, как Бога и вместе совершеннаго человека, хотя пострадавшаго плотию, но пребывающаго безсмертным по Божеству. Посему мы, явно признающие cиe, достойно ублажая тебя в песнях, восклицаем: Не престай моляся о спасении нашем.

(Ἄπασα γλῶττα) Нет языка достаточнаго ныне к достойному прославлению словес твоих, Андрее, божественный святителю Христов: ибо ты явно показался в дому Господнем как высокорасленный финик, плодотворя нуждающимся божественными учениями, и всех приводя к божественному восхождению (Пс. 83:6), преподобие. Почему ныне, с радостью достойно тебя воспевая, взываем: Не престай моляся о спасении нашем.

* * *

214

Переведено из Anal, sacra; заимствовано Питрою из Таврин, кодекса. Творение песнописца Студитовой школы, как выражается Питра, – т. е. подражателя Феодору Студиту, но только – в способе слововыражений; между тем как, по размеру стихов, кондак составлен по подражанию кондака св. Романа на память св. Семена Столпника, а икосы – по подражанию икосов св. Романа свв. первоверховным апп. Петру и Павлу. Акростих икосов: ῾ Ήσχ (воспел). Св. Андрей Критский был сыном благочестивых родителей из Дамаска; по обучения своем, преимущественно в божественных писаниях, он приведен был к патриарху Иерусалимскому, который, как человека разумного, скоро поставил его заведующим письменною при себе должностию, причислив его к клиру. За особенное благочестие свое, и рачение к богослужению и ко всем возложенным на него обязанностями он впоследствии был возведен в сан архидиакона, в, как муж, искусный и многосведущий в разумении святых писаний, на котором, по его благочестию, очевидным образом почивала благодать Св. Духа, был послан патрхархом Феодором на VΙ-й Вселенский собор, в Константинополь, для защищения истинного учения о Сыне Божием, против распространившаяся еретическая учения монофелитов, утверждавших, что во Христе был и есть одна только воля, Божественная, и таким образом силившихся ниспровергнуть православное учение, что Спаситель, как истинный Бог, в тоже время есть истинный и совершенный человек, во всех отношениях, кроме греха. Просияв благочестием, св. Андрей был избран на святительский престол в острове Крите. Он написал множество канонов и различных других церковных песнопений, преисполненных духа и силы, по которым он почитается знаменитейшим церковным витиею. Посему он относится к досточтимым отцам Церкви (половины VII-го и начала VIII в.). Из многочисленных его творений, в особенности, известен покаянный умилительный канон, тропари коего, после ирмоса: и покровитель..., начинаются словами: «Откуда начну плакати окаянная моего житиядеяний?» Канон сей читается во св. четыредесятницу, на первой седмице, в первые четыре дня – на повечерии, и в четверток пятой седмицы на утрени.

215

В Афонском кондакаре еще разночтение: ὑπὲρ πάντων ὑμῶν; в 1-м икосе разночтений, между Аф. конд. и Anal, sacra, не встречается; 3-го икоса в Аф. конд. не помещено.


Источник: Кондаки и икосы разных церковных песнописцев известные под названием безымянных : перевод с древнегреческого в первый раз, на русское наречие, иеромонаха Иакова (Цветкова) – М.: Тип. Л.Ф. Снегирева, 1885. – 193 с.

Комментарии для сайта Cackle