иером. Иаков (Цветков)

Источник

Св. великомученице Екатерине239

(Ноября 24-го).

Кондак глас 3-й. Подоб. Дева днесь...

Ныне витийствуствует мученица Екатерина, которая обличила ученее безверия риторов. Ангел с небеси предстал ей, свыше подая силу, восприяв которую, она мужественно стала (в ристалище); ибо Христос есть утверждение мучеников.

Икосы·.

(Τῷ φωτί σου) Светом Твоим, Христе, просвети мое сердце, и Духом Твоим исполни уста моя, да достойно воспою Твою страстотерпицу. Ибо она, поистине, вооружив себя словом и благодатью, мудростью и духом, обличила множество риторов гордившихся тщетою (ματαώτητι). Сим всеоружием Святыя Троицы, всечестная дева привела их к Богу, своему Владыке и всех Спасителю. Ибо Христос есть мучеников похвала.

(Ὁ σοφί ᾳ) Утвердивший в начале (πρίν) премудростью своею землю на водах (Пс.135:6), Он и ныне послал ангела своего; ибо все совершается по воле Его. Поспешив (на помощь), Он сказал мученице: «Мужайся и крепись; не убойся воюющих на тебя: ибо ногами твоими поправ вознесший древле на высоту рог свой (Пс. 74:5), и лукаво прельстивший в раю Адама, побежден же от тебя силою Святых Троицы. Ибо Христос есть мучеников похвала.

(Ὑπο τούτων ἐυθ ὺς λεχθέντων) Вскоре, после сих слов, премудрая дева ополчилась на врага с небоязненным духом, и, став мужественно пред винями, сказала: «Слепоумные, познайте, кто – всех Творец, котораго беззаконные присудили пригоздить к древу креста, да от века умерших оживотворит ныне от истленья, и Своим хотеньем приведет их ко Отцу со Святым Его Духом. Ибо Христос есть мучеников похвала.

* * *

239

Переведено из Anal. sacra к. Питры, которым заимствовано из Тавриниск. Кодекса; творение неизвестного песнописца, подражателя св. Роману Сладкопевцу. Судя по краткости акростиха: Τοῦ, творение сие далеко незаконченное. В Афон. кондакарие сих кондака и икосов нет. – Согласно повествованию славян. Ч-Минеи, св. Великомученица Екатерина была дщерью императора Консты, царствовавшаго прежде Максимина. При чрезвычайно – редких способностях, получив образование во всех науках современной Еллинской школы, она, дабы не ослабить в себе стремление к любомудрию, по достижении совершенного возраста, решилась сохранить навсегда свое девство, и посему отказалась от всех предложений к брачному сожитию, нисколько не обращая внимания на то, что, при своей необыкновенной красоте и счастливийших успехах умственного просвещения, она, как царская дочь, могла и имела все права, с течением времени, возседать на царском престоле. Мать ея, жена царя Консты, была потаенная христианка; а по сему и дщерь свою, Екатерину, она поручила своему духовному отцу для просвещения ея светом веры Христовой; от него и прияла себе св. крещение мудрая Екатерина. Случаем к принятию ею мученической кончины, было слудующее обстоятельство. Нечестивый император Максим, прибыв в Александрию, где жила св. Екатерина, пожелал устроить жертвоприношение всем богам языческим, каких почитали в сей стране: пред лицеем его является Екатерина, и, нисколько не страшась, порицает всю низость и пустоту языческого идолослужения. Максимин со всех концов царства своего созывает всех знаменитых в то время мудрецов, ученых философов и витий, дабы опровергнуть учение проповедуемое св. Екатериною; но после первого знаменитейшего философа, который, в рассуждении об истинном Боге, остался ею побежденным, все другие собранные царем ученые и философы сознались пред ним, что вероучение христианское, которое проповедует Екатерина, неопровержимо. Тогда разъяренный царь повелевает их казнить, и они, посему, приняли мученическую кончину, исповедавши пред Богом свои прежние – ложные убеждения; а св. Еккатерина долгое время оставалась в заключении в темнице. Здесь посетила ее императрица, жена Максимина, после особенного, бывшего ей, чудного сновидения, именем Августа,в сопровождении главного из царских вельмож, Порфирия,с 200 воинов. После богомудрого собеседования со св.Екатериною, все они уверовали тут же во Христа. По сему случаю Максимин, как упорнейший язычник, всем мерами желая остановить успех христианства в своем царстве, после других жесточайших мучений повелел казнить св. Екатерину мечным усечением во главу. Царствование Максимина, согласно хронологии «Полн. Месяцесл. Востока», продолжалось от 305-го до 315 г. по Р.Хр.


Источник: Кондаки и икосы разных церковных песнописцев известные под названием безымянных : перевод с древнегреческого в первый раз, на русское наречие, иеромонаха Иакова (Цветкова) – М.: Тип. Л.Ф. Снегирева, 1885. – 193 с.

Комментарии для сайта Cackle