Н.К. Смирнов

Первый период. Век Спасителя и апостолов. Установление новозаветного богослужения

«Грядет час, егда… истинные поклонницы поклонятся Отцу духом и истинною», сказал Иисус Христос. Этими словами Спаситель показывал внутренний характер истинного богослужения, которое должно вытекать из сердца, исполненного благоговения и молитвенного настроения. Но Господь наш отнюдь не отвергал важности и необходимости еще внешнего богослужения, напротив, освятил его собственным примером и даже преподал положительные правила относительно этого предмета. Так из священного писания видно, что Иисус Христос проводил ночи в молитве, молился с обращенными к небу глазами, преклоняя колена, опуская на землю главу и падая ниц. Побуждал к молитве других. Требовал общей и усиленной молитвы, во имя Его. Преподавал благословение, возлагая руки на благословляемых. Для усвоения спасительных плодов искупления и для сообщения божественных даров Иисус Христос установил таинства, в особенности таинство св. евхаристии. Приступая к совершению этого таинства, И. Христос предварительно умывает ноги ученикам и объясняет значение этого символического действия. Потом в трогательной речи вводит учеников в глубочайшую тайну христианской веры. За этим следует совершение самого таинства, состоявшее в благословении, преломлении и раздаянии тела и крови Христовой. После причащения· апостолов Спаситель возносит молитву за них и за всю будущую церковь. – Для продолжения своего дела – устройства царства Божия на земле И. Христос установил священство, вверив апостолам и их преемникам совершение богослужения и преподавание спасительных тайн верующим2.

Составные части богослужения при апостолах

По вознесении Господа, св. апостолы, заправляя всей жизнью христианского общества, стараются установить определенный порядок и в деле богослужения, чтобы все совершалось в нем благообразно и по чину. Составными частями богослужения при апостолах являются: молитва, чтение слова Божия, пение, совершение таинств и особенно евхаристии.

Содержанием молитвы служили: славословие, прошение, благодарение3. Из священных книг при апостольском богослужении читаемы были как ветхозаветные писания: закон и пророки4, так и новозаветные. Апостол Павел писал фессалоникийцам: «заклинаю вас Господом прочесть сие послание пред всей святой братией»5.·Колоссянам он внушает, чтобы его послание было прочитано и в Лаодикийской церкви6. Требование апостола всего удобнее могло быть исполнено при общественном богослужении.

В самих писаниях апостольских находим предписание, чтобы при общественном богослужении, рядом с чтением свящ. писания употребляемо было пение. Ап. Павел предписывает ефессянам и колоссянам, чтобы они вразумляли друг друга псалмами, гимнами и песнями духовными. Ефессянам писал он: «исполняйтеся духом, глаголюще себе (оглашая друг друга) во псалмех и пениих и песнех духовных, воспевающе и поюще в сердцах ваших Господеви»7. Колоссян убеждает: «слово Христово да вселяется в вас богатно, во всякой премудрости: учаще и вразумляюще себе самех во псалмех и пениих и песнех духовных, во благодати поюще в сердцах ваших Господеви»8.

Примечание. К временам апостольским надобно отнести происхождение малого славословия: «Слава Отцу и Сыну и Св. Духу», часто употребляемого в писаниях апостольских. По крайней мере, бл. Феодорит говорит, что это славословие предано зрителями и служителями Слова, т. е. апостолами

Самыми важными действиями апостольского богослужения были таинства

Вступление в церковь Христову возможно было не иначе, как чрез крещение. О совершении этого таинства известно следующее. Из «Деяний апостольских» видно, что ап. Филипп требовал от евнуха веры, как необходимого условия для крещения, и крестил его только тогда, когда тот произнес исповедание веры: «верую, что Христос есть Сын Божий». После чего они сошли в воду оба, и Филипп крестил евнуха. Сошествие в воду указывает на погружение, как на первоначальную форму крещения. По заповеди Спасителя9 апостолы, всегда верные Его слову, без сомнения крестили с произнесением слов «во имя Отца и Сына и Св. Духа», чему с полной вероятностью можно полагать соответствовало троекратное погружение в воде, оставшееся доныне в церковной практике.

За крещением следовало миропомазание. Миропомазание совершаемо было с молитвою, чрез возложение рук и помазание миром для сообщения Св. Духа и утверждения во Христе10. Слово апостола: «запечатле» – можно считать указанием на принятую церковную форму.

Получив от Господа власть вязать и решить, апостолы действительно отпускали грехи. Преданных же явному пороку отлучали от церкви и снова принимали не прежде, как после действительного раскаяния и перемены поведения11.

Касательно церковного заключения брака и его формы, хотя нет указаний в апостольских писаниях, однакож нет сомнения, что брак заключаем был с ведома и чрез освящение церкви, потому что уже в непосредственно следующее после апостолов время форму церковного заключения брака мы находим многосторонне определенною законом, что видно из творений св. Игнатия и Тертуллиана.

Посвятив учеников своих на особенное служение, Иисус Христос выразил волю, чтобы это священное служение продолжалось до скончания века. Во исполнение заповеди Господней апостолы еще при жизни своей поставляли епископов, пресвитеров и диаконов, которые получали дар священства посредством молитвы и возложения рук12.

Больные уже во время апостолов были помазываемы маслом или елеем с молитвою пресвитеров церковных для исцеления душевного и телесного13.

Средоточие апостольского богослужения составляла евхаристия. В образе совершения этого таинства св. Апостолы следовали своему Божественному Учителю. С большей определенностью они изобразили только состав евхаристической вечери, присовокупив приготовление к ней соответственно нуждам человека. Чин литургии апостольской может быть представлен приблизительно в следующем виде.

Литургия начиналась псалмопением. По свидетельству ап. Павла, верные, собираясь для священнослужения, пели псалмы14. За пением следовало чтение священного писания и поучение, произносить которое имели преимущественное право лица, обладавшие дарованием Св. Духа. Чтобы не происходило беспорядка при этом, должны были говорить по одиножно15. После назидания верные возносили молитвы не только о себе, но и всех властях мирских и о всех людях16.

Самое священнодействие евхаристии совершалось так, как оно совершено Господом. В состав его входили: благодарение Богу17, благословение даров18 и молитва о ниспослании Св. Духа19.

Св. дары принимаемы были под обоими видами20. Священнодействие заканчивалось благодарением или хвалою Бога21.

Священные действия, сопровождавшие богослужение

Для внешнего выражения внутреннего смысла известных богослужебных действий, равно как для выражения благоговейных чувств, вызываемых христианским богослужением, последнее сопровождалось символическими действиями, каковы: возложение рук при поставлении в священные степени и после крещения для низведения Св. Духа, коленопреклонения, воздеяние рук, обнажение главы мужчинами, братское целование для засвидетельствования взаимного мира и любви, без которой бесполезны наши молитвы; торжественное освящение мест молитвенных собраний22.

Место и время богослужения

Местом богослужения у первенствующих христиан служили домы частных лиц. «Все веровавшие, говорит книга «Деяний апостольских», бяху вкупе… но вся дни терпяще единодушно в церкви, и ломяще по домом хлеб, приимаху пищу в радости и простоте сердца, хваляще Бога»23. Во время; заключения ап. Петра в темнице верующие собрались для молитвы в дом Марии, матери Иоанна, называемаго Марком24. Неоднократно встречается у ап. Павла выражение: «домашняя церковь"25. Этим он указывал на собрания, устроявшияся в частных домах с религиозной целью. В этих домах для богослужения отделялась особенная комната, в верхнем этаже – горница26. На востоке эта горница служила обыкновенно столовою. Христиане предпочитали для богослужебных собраний именно эту часть дома, вероятно потому, что она по внутреннему своему устройству представляла наиболее удобства для совершения св. евхаристии.

Временем богослужебных собраний первенствующих христиан служил каждый день27, в особенности же день воскресный28.

В праздновании воркресного дня выражалась уже потребность отличать торжественным воспоминанием важнейшие события из жизни Иисуса Христа. Естественно предположить поэтому, что, по крайней мере, Пасха, Пятидесятница, Вознесение Господа были празднуемы в век апостольский. Бл. Августин называет их праздниками апостольского происхождения.

Особенными часами молитвы были: третий, шестой и девятый, по восточному счислению, а по нашему: девятый, двенадцатый часы дня и третий пополудни. Для совершения евхаристии употреблялся вечер и даже ночь, как время безопаснейшее и как время установления таинства29; почему причащение не возбранялось и после обыкновенного стола30; по этой же причине употреблялись и свечи при священнодействиях.

* * *

1

Составлено главным образом по руководству сочинения: Liturgik von Dr. Luft Mainz. 1847

8

Кол.3:16. Пениями, как в этом, так и в выше приведенном месте апостол, вероятно, называет употреблявшиеся в иудейской церкви, так называемые гимны отцов, каковы были: песнь Израиля, воспетая на берегу чермного моря (Исх.15:1–18), песнь Анны, матери Самуиловой (1Цар.2:1–10), обличительная песнь Моисея (Втор. 32:1–43) и хвалебная песнь израильского народа (Ис.25:1–5), песни: Ионы (2:3–10), Аввакума (Авв.3:2–19) и трех вавилонских друзей Даниила (Дан.3:26–90). Известно, что эти песни приняты были св. Иоанном Дамаскиным за основание для ирмосов введенных им канонов: песнь Израиля служила общей мыслью ирмосов первой песни, песнь Анны имела такое же значение для ирмосов третьей песни и т. д.

16

Деян.2:42. 1Тим.2:1–2. Августина письмо к Павлину; Иуст. Апол. 2.

17

1Кор.11:24, Св. Иринея Anecdota.

19

Св. Ириней называет это апостольским преданием см. его Anecdota

21

Деян.2:47. Кипр. Epist 63, Иуст. Апол. 2.

22

Деян.7:60; Деян.9:40. 1Тим.2:8; 1Кор.11:4. 1Фес.5:25–26. 1Кор.16:20. 2Кор.13:12. Рим16:16. 1Пет.5:14. В троадской горнице, в которой собрались христиане с ап. Павлом для беседы и преломления хлеба (т. е. для совершения евхаристии), было много светильников. Деян.20:8.


Источник: Краткий очерк истории христианского богослужения до VII Вселенского собора / Сост. применительно к семинарской программе литургики Н. Смирнов, учитель Пензенской дух. семинарии. - Пенза : Губ. тип., 1873. - 86 с.

Комментарии для сайта Cackle