свящ. Николай Оглоблин

Источник

Глава IІ: Об особенностях в Богослужении Духова дня, Рождества Христова, крещения и Благовещения

Особенность Богослужения в Духов день

§ 112. Высотой песнопений праздничных, поразительностью самых обрядов210 своих, Богослужение Духова дня превосходит многие даже великие праздники; но главная особенность его состоит в соединении особого рода вечерни с обнднею, и особенно в чтении, на вечерне, с коленопреклонением, трех возвышенно – поразительных молитв: а) о ниспослании благодатных даров Духа – Утешителя, б) о подании прочих благ, как небесных, так и земных, и в) о помиловании на небе отшедших от нас отец, братий и всех сродников наших.

Особенности Богослужения в праздник Р. Христова

§ 113. Предпразднество P. X. начинается необыкновевно рано, как того не бывает ни для одного из праздников211 именно еще с «Введения во храм Пресв. Богородицы»; значит больше, чем за 30-ть дней. – На кануне самаго Р. Христова, в так называемый сочевник212, а) отправляются, между утреней и обедней, но отдельно от той и другой службы, царские часы, состоящие из 1-го, 3-го, 6-го и 9-го часов, на которых, между прочим, читаются паремии, Αпοстолы и Евангелия праздничные и бывает царское213 и всеобщее многолетие, после провозглащения полного214 царского титула215; б) служится Васильевская обедня вместе с вечерней, если праздник бывает не в Воскресенье и не в понедельник; в противном же случае отаравляется одна Златоустовская обедня216 в обычное время, а вечерня бывает около вечера. – в) На самый праздник, утрени предшествует «великое повечерие» с пением на нем торжественных стихов: с нами Бог, разумейте язы́цы и покоряйтеся, яко с нами Бог!... и проч.; а после обедни, в нашем отечестве, с знаменитого 1812-го года, отправляется «благодарственный Господу Богу молебен», за изгнание из России Галлов и с ними двадесяти народов. Ha этом молебне: a) бывает то же, как и на повечерии, торжественное пение: с нами Бог….; б) паремии, апостол, евангелие и молитва с коленопреклонением» удивительно как хорошо принаровлены к воспоминаемым событиям и лицам, – последняя, сверх того, необыкновенно возвышенна и умилительна; в) на конце, после многолетия царского, поется вечная память Государю Императору, Александру I и всем защитникам отечества, в минувшую годину его испытания.

Замечание обособенностях Богослужения в день крещения Господня

§ 114. На кануне крещения «часы и обедня с вечернею», а на само крещение «утреня и обедня» отправляются точно так же, как пред P. X. и на самое Рождество. – Сверх сего, в навечерие крещения, после обедни и вечерни, совершается в церкви водоосвящение великое217, в память древнего обычая – освящать воду для крещения оглашенных, которые, как пред другими великими праздниками, так особенно в это время – перед «крещением», всегда крестились в большом количестве; а у нас освященная на кануне крещения вода служит для освящения верующих и жилищ их: первых чрез окропление и питие, вторых – чрез окропление. – На самый праздник, то же «великое водоосвящение» совершается, после обедни, на реке, или колодезе, для чего бывает торжественный крестный ход из церкви на воду.

Замечание о Богослужении в день Благовещения

§ 115. Благовещение непременно приходится праздновать, или в велакий пост, или на страстной седмице, или даже на святой, т. е. в такое время, когда прочие праздники, или почти вовсе не празднуются, или, по большой части, переносятся на другой день, даже на другую седмицу, и вообще празднуются, так сказать, не вполне; «Благовещение» же, по важности своего заачения, не подвергается такому ограничению и празднуется тогда, когда именно приходится, – во всякое время и во всякий день, даже на самую Пасху: и в этомь последнем случае «служба» его не оставляется, а соединяется с «службой пасхальной», только, разумеется, уступая этой последней первенство.

* * *

210

Здесь рязумеются: обычай – украшать зеленью и цветами, как храмы, так и домы, и всеобщее коленопреклонение всех молящихся, во время чтения особенных молитв на вечерне.

211

А Пасха, в завеи этого, имеет необыкновенно длинное попразднество, превышающее и Рождсственское «предпразднество», именно оно продолжяется целых 38-мь дней, т.е. до самого Вознесения.

212

Сочевник от сочева, попросту называемого: кутья, которая, в этот день, употребляется всеми православными на трапезе.

213

От этого обстоятельства, а равно и от того, что в Царе-граде, при греческих царях, эти часы, самым торжественным образом, отправлялись в царских палатах, произошло и самое их название: царские.

214

На так называемых царских молебнах мы слышим неполный титул нашего Государя Императора; полный же составляется из названия всех областей и земель, как древних, так и новых, вошедших в состав России, в настоящем ее положении.

215

Если Рождество Христово приходится в Воскресенье, или в понедельник; то «часы царские» отправляются в предшествующую пятницу, в которую, после того, обедни уже не бывает.

216

А «Васильевская» обедня, в таком случае, отправляется уже на самый праздник.

217

Естъ и малое водосвятие, которое всенародно отправляется: 1)в день преполовения пятдесятницы, 2) 1-го Августа; у нас же в Киеве. 3) и 15-го июля, на память св. бл. равноопостольного князя Владимира, в воспоминание крещения детей его и киевлян; по домам же верующих, это водосвятие, как частная треба, может быть отправляемо во всякое время.


Источник: Пособие к повторению уроков о церковном богослужении православной церкви, читанныз старшим воспитанницам Киевского института законоучителем, священником Николаем Оглоблиным. - Киев: Унив. тип., 1862. - 166 с.

Комментарии для сайта Cackle